Лексическое значение слова в речи. Семантические изменения в лексике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексическое значение слова в речи. Семантические изменения в лексике



Контрольные вопросы

1. Сравните лексическое значение слова в языке и речи. Что такое речевой (актуальный) смысл слова?

2. Расскажите об интегральном (коммуникативном) подходе к изучению семантики. Охарактеризуйте типологию сем с точки зрения их принадлежности ядру или периферии.

3. Чем отличается актуализация сем от их наведения?

4. Дайте определение эвфемизму и эвфемизации. Продемон- стрируйте прием эвфемизации на примере таких слов, как зачист- ка, военная операция США в Иране, несанкционированный отбор газа Украиной. Заменой каких слов они служат? Какие цели вы- полняют?

5. Что означает модное в последнее время (особенно среди журналистов и политиков) слово политкорректность? Ознакомь- тесь с мнением лингвиста М.А. Кронгауза и писательницы Татьяны Толстой. В чем сходство и различие их позиций? Какую позицию вы разделяете (или, возможно, у вас есть свой особый взгляд на про- блему)?

 

Задания

1. В выделенных словах произошли семантические измене- ния по сравнению со значением, зафиксированным в словарях. Сформулируйте (письменно) актуальный смысл выделенных слов, взятых из современных СМИ. Определите, какие компоненты сис- темного (словарного) значения в нём актуализированы, какие ней- трализованы, какие новые семы появились, в каком макрокомпо-


ненте семантики они сосредоточены? Какие семы наводятся кон- текстом (возникают только в контексте)?

1) Динамично развивающейся компании требуют- ся молодые амбициозные сотрудники (газетное объяв- ление).

2) Сам Олег Меньшиков – фигура культовая, за- гадочная, талантливая.

3) Жаль потраченного воскресного вечера, кото- рый полстраны ждали у телевизоров, дабы увидеть

«культовые» фильмы «культового» режиссера (поду-

майте, какова функция кавычек в этом примере).

4) Предлагаем квартиры в строящихся домах по

доступным ценам.

5) Одним из первых примерную сумму гонораров

озвучил Сергей Шнуров.

6) Эту акцию милосердия впервые проводит Мос- ковское городское отделения Фонда мира. Милосердие стоит немалых денег.

7) В общегородском конкурсе сочинений на тему:

«Экология души – чистые помыслы и поступки» приня- ло участие более 70 человек.

8) Обращаясь к Президенту, участники Собора призвали государство к началу диалога о частичном возвращении церковной собственности.

9) Роль Руматы знаковая, эпохальная, в каком-то смысле совсем не проще Гамлета.

10) Похоже, окончательно решили «приватизиро-

вать» память людскую!

11) Те, кто следит за перипетиями межклановой борьбы между выходцами из Питера и осколками ель- цинской «семьи», знают: Касьянов – яркий представи- тель второй. Слово «семья» беру в кавычки и под семь- ей имею в виду некоторых чиновников. Сегодня всей страной руководит кучка финансистов (это то, что при- нято называть «семьей»). В каждом регионе можно най- ти «семью» местного значения.


12) Банкиры, в переводе «олигархи», выглядят как подсудимые. Олигархами у нас называют представите- лей крупного капитала, которые из тени влияют на по- литику (интервью В.В. Путина, 2000 г.). И дело не только в том, что для попадания в олигархи надо пре- одолеть определенный имущественный ценз. Скорее всего, Козицыну не по нраву негативный оттенок, кото- рый вкладывается в это понятие.

13) Предлагаем путевки по антикризисным це- нам! Недвижимость по антикризисной цене! (реклама)

14) На Государственном совете специально отка- зались от слова «реформа», чтобы у общественности не появилось ощущения, что всё будет сломано. Мы долж- ны забыть слова реформа, революция, переворот в об- разовании.

2. В современной рекламе и в газете нередко используется прием графического выделения слога или буквы в слове. Напри- мер: «Комсомольская прав ДА , привати ЗА ция, «Сама Я » (журнал для женщин), «Халт ура » и под. Попробуйте объяснить, что, с точ- ки зрения семантики, происходит с выделенным фрагментом и со смыслом слова. Постарайтесь привести свои примеры и проком- ментировать их. Считаете ли вы корректным использование в рек- ламе языковой игры типа Турагентство «Экстрим»: Экстри- м альный отдых! или «Велла»: Вы велл иколепны!

3. В следующих примерах из рекламы и современных СМИ допущены ошибки, связанные с употреблением слова без учета его узуального, словарного значения. Прокомментируйте ошибки, пользуясь толковыми словарями. Исправьте их.

1) За срок пребывания Владимира Яковлева на посту губернатора Петербурга в городе было убито 12 известных людей.

2) Бармен всегда готов подобрать содержимое коктейля по желанию клиента.

3) Из отверстий в мешках проглядывают небольшие кустики вешенок. В молодости они непохожи на обычные грибы и напоминают серую массу.


4) Выпускник ЛЭТИ, он в конце 90-х гг. занялся произ- водством свинины.

5) Ещё раз обращаемся к гражданским чувствам пско- вичей: к разуму, ответственности, патриотизму. Надеемся, именно они будут водить вашей рукой 19 декабря.

6) Руководители предприятий являются патриотами своего города: они полностью рассчитываются с городским бюджетом.

7) «“7+11” – это девиз многих английских компаний, означающий, что они работают с семи утра до одиннадцати вечера, – объясняет директор. – Эти цифры стали и нашим девизом».

8) Наибольшим откровением для меня явилось выступ- ление этих фигуристов.

9) (Вопрос журналиста олимпийской чемпионке Турина Т. Тотьмяниной) Ваша с Максимом резиденция находится в США. Есть ли вероятность того, что вы вернетесь в Россию?

10) (Реклама моющего средства) Какая разница «Гала»?

Единственная разница «Гала» – это цена.

11) (О С.П. Королеве, создателе космических аппара- тов) Если бы маэстро прожил ещё хотя бы десять лет, русские высадились бы на Марсе.

4. В следующих медиатекстах найдите слова, употребленные в переносном значении. Сформулируйте это актуальное (речевое) значение. Какие семантические компоненты отличают переносные употребления от соответствующих прямых значений? Как вы ду- маете, почему в некоторых случаях ставятся кавычки?

1) Смею думать, что в «Итого» за пять лет еженедель- ного эфира случилось некоторое количество удачных шуток. Но это, конечно, гарнир. А собственно блюдом были они, на- ши всенародно избранные всех рангов.

2) Убийство ТВ-6 было исполнено уже совершенно в открытую, несчастного арбитражного судью изнасиловали непосредственно за новогодним салатом, чтобы он успел подписать липовую бумажку до боя курантов.

3) После 22 июня 2003 года «летняя распродажа» жур- налистов пошла ещё оживленнее – труд тех, кому стало неку-


да идти, скупали за полцены. Некоторые и сегодня продол- жают вести окопные бои за профессию.

4) Стоит у нас чему-нибудь случиться, как событие вы- плескивается на улицу, обрастает подробностями, которые со смаком пережевываются, перевариваются, обсасываются со всех сторон.

5) Американцы вовсе не такие «пластмассовые», как о них пишут. Просто они ни во что не лезут, очень тактичны.

5. Проанализируйте примеры из сочинений абитуриентов, из рекламных текстов и материалов СМИ. Определите, в чем причина ошибок.

1) Партизаны воровали у немцев оружие и боеприпасы.

2) Подпольная революционная организация была разо- блачена.

3) Войну выигрывают не только великие полководцы, но и их пособники – простые солдаты.

4) Сном Татьяны Пушкин как бы оповещает читателя о предстоящих событиях.

5) Пушкин внедрил Татьяну в роман для образного про- тивопоставления.

6) Реклама Дома одежды «Синар»: Вырядись! Выде-

лись!

7) Продаем вычурную антикварную мебель по прием-

лемым ценам! (реклама)

9) По всей вероятности, труд этих двух людей (публи- цистов Карла Бернштайна и Гейл Ший) будет иметь столь же широкий резонанс, как и ставшее знаменитым деяние Мони- ки Левински (журналист Дмитрий Гусев).

6. Найдите эвфемизмы в следующих рекламных текстах. Оп- ределите их функцию. С помощью каких языковых средств созда- ется эвфемизм? Приведите свои примеры эвфемизации в современ- ной рекламе и СМИ.

1) Делай раз! Очищение – самая важная ступень из трех в системе по уходу за проблемной кожей.

2) «Алфавит Диета» подходит и тем, кто нормализует свой вес, и тем, кто соблюдает диету по совету врачей.

3) Когда печени тяжело – принимайте Эссливер Форте!


4) Новый гель для интимной гигиены CAREFREE Aloe содержит экстракт Алое Вера и нежно заботится о самых де- ликатных участках Вашего тела.

5) Белые точки могут быть где угодно, но только не на твоих волосах (Фридерм. Лечебный шампунь против перхо- ти).

6) Включи красивую улыбку! Электрическая зубная щетка Oral-B Vitality Pro White. Клинически доказано, что она лучше обычной щетки.

7) Если хандрят суставы – Хондроксид!

8) В животе ураган – принимай Эспумизан!

9) Быть серой мышкой? Зависеть от капризов проблем- ной кожи? Или быть дерзкой кошкой и играть по своим пра- вилам? Выбери роль! Подари себе уверенность, а коже – чис- тоту и свежесть (лечебный препарат Скинорен гель).

10) Только на трусиках Pull Ups есть волшебные кар- тинки, которые исчезают при намокании. Они подскажут ма- ме, что произошла неожиданность, и в форме игры помогут малышу приучиться к горшку.

11) Цены на наши средства очень привлекательные. Другой момент – сроки выполнения заказов. Часто в связи с большим количеством клиентов срок несколько возрастает, что не пугает наших постоянных покупателей (каталог Avon).

7. Журналистка Дарья Асламова («Комсомольская правда», 16 августа 2005 г.) предлагает собственный политкорректный сло- варь:

Террористы – это «борцы за свободу», «повстанцы», «мятеж-

ники», «бомбисты», «hostage-takers» («держатели  заложников»),

«misguided criminals» (мое любимое!) – «ложно направленные кри- миналы» (по-видимому, есть ещё криминалы, стоящие на верном пути).

Негры – черные (уже не модно!), цветные, афро-американцы (особо политкорректные граждане предлагают называть белых аме- риканцев евроамериканцами).

Можно продолжить этот сумасшедший ряд: подрывников следует называть «пиротехниками», камикадзе, взорвавших нью- йоркские башни, – «пилотами-любителями». Или, как написал


один участник Интернет-форума по политкорректности: «Взорвал бомбу – бомбист, стрельнул в человека – стрелок, наехал на пеше- хода – шофер, съел человека – гурман».

Определите, какими семантическими компонентами отлича- ются друг от друга «неполиткорректные» и «политкорректные» слова.

 

Литература

Основная

1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2001. С. 82–92.

2. Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи //

Русский язык конца ХХ столетия. М., 1996. С. 384–408.

3. Толстая Т. Изюм. М., 2003. С. 219.

4. Кронгауз М.А. Опыты воздействия на язык (см. приложе- ние 7).

5. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воро- неж, 1985. С. 56–70 (см. приложение 7).

 

Дополнительная

1. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

2. Васильев А.Д. Слово в телеэфире: Очерки новейшего сло- воупотребления в российском телевидении. М., 2003.

3. Стернин И.А. Общественные процессы и развитие совре- менного русского языка. Очерк изменений в русском языке конца ХХ века. Воронеж, 2004.

4. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.

Раздел 3.2.

5. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М., 2003. С. 32–38.


Тема 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.023 с.)