Часть 3. Упражнение «Муха» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 3. Упражнение «Муха»



Для выполнения упражнения студенты делятся на испытуемых и наблюдателей; испытуемые выполняют упражнение «Муха», наблюдатели фиксируют данные в протоколе наблюдения.

Инструкция испытуемому:

Перед Вами 6 больших квадратов, состоящих из девяти маленьких квадратов. Представьте, что в центральном маленьком квадрате «сидит муха». По команде экспериментатора «Начали» Вы должны перемещать «муху» в пределах большого квадрата с закрытыми глазами. Перемещать «муху» можно только в соседний квадрат по вертикали либо по горизонтали. Покидать большой квадрат «мухе» запрещено. По команде экспериментатора «стоп» откройте, пожалуйста, откройте глаза, переместите «Муху» в следующий квадрат и по команде «начали» продолжите работу.

Тренировка                                   Минута № 1                                      Минута № 2

                     
                     
                     

Минута № 3                                     Минута № 4                                  Минута № 5

                     
                     
                     

Инструкция для наблюдателя:

Подсчитайте, пожалуйста, количество проделанных ходов, пауз и допущенных ошибок и занесите в соответствующую графу протокола. После окончания упражнения заполните сводный протокол и на основании полученных данных постройте график (по оси абсцисс необходимо отметить время, затраченное на упражнение, по оси ординат – количество ходов, ошибок и пауз).

Протокол для наблюдателя

Минуты Ходы Ошибки Паузы
1      
2      
3      
4      
5      

Сводный протокол

Испытуемый №

 

Минуты

1

2

3

4

5

Наблюдатель № 1 № 2 № 1 № 2 № 1 № 2 № 1 № 2 № 1 № 2
Ходы                    
Ошибки                    
Паузы                    

Вопросы к обсуждению:

1. На каких этапах выполнения упражнения внимание является наиболее (наименее) устойчивым?

2. Какие внешние факторы способствуют усилению (ослаблению) устойчивости и концентрации внимания?

3. Как устойчивость и концентрация внимания связаны с успешностью выполнения упражнения?

4. Сравните результаты наблюдения за устойчивостью внимания в процессе выполнения упражнения у двух наблюдателей?

5. Какие индивидуальные особенности испытуемого могут обуславливать различную динамику устойчивости и концентрации внимания?

6. Какие еще факторы могут оказать влияние на результаты наблюдения?

Полученные результаты

 
 
 
 
 
 

Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – М.: Пед. общество России, 2002. – 208 с.

2. Готтсданкер Основы психологического эксперимента. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. -Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. - 248с.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 320с.

5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М.: Изд-во Моск.ун-та., 1997.-256с.

6. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПБ.: Речь, 2001.-184с.

7. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, - 1980. - 391с.

8. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер. – 2001. – 176 с.

Задание на дом

Ø Разработка программы собственного наблюдения по форме (приложение № 1)

Ø Провести опрос двух сверстников и двух представителей старшего поколения по анкете «О смысле жизни» (Приложение № 2)

Приложение № 1

Программа наблюдения и обработка результатов

Программа наблюдения составляется с учетом требований, которые необходимо выполнить для проведения наблюдения и при обработке его результатов, а именно:

§ Определить задачу и цель наблю­дения – (Для чего, с какой целью?);

§ Выбрать объект, предмет и ситуацию (Что наблюдать?);

§ Выбрать способ наблюдения, менее всего влияющий на исследование объекта и наиболее эффективный (Как наблюдать?);

§ Выбрать способ регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) (Как вести запись?); разработать или заготовить (если уже есть готовые формы) блан­ки регистрации наблюдаемого явления, если имеется такая необходи­мость.

§ Полученную информацию обработать и объяснить (Каков результат?)

Приложение № 2

Анкета «О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ»

Инструкция: Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы нужны для изучения роли смысла жизни для человека, а также для выявления условий, помогающих обрести в жизни смысл. (Oтветы могут быть краткими и более развернутыми).

1. Что такое, по Вашему представлению, смысл жизни?

2. Какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека?

3. Всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе?

4. Чего, по Вашему мнению, в жизни человека больше: смысла или бессмыслицы?

5. Изменяется ли смысл жизни с возрастом?

6. Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы?

7. Что, по Вашему мнению, в большей степени влияет на становление смысла жизни (поставьте в порядке значимости):

А) пример родителей,

Б) общение со сверстниками,

В) общение с педагогами.

Г) собственный жизненный опыт,

Д) влияние средств массовой информации,

Е) чтение литературы (желательно назвать художественные произведения, которые по­могли Вам в становлении смысла жизни).

Ж)...

8. Какие учебные предметы помогли (или помогают) Вам в поиске смысла жизни?

9. Можете ли Вы сформулировать смысл своей жизни?

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Укажите, пожалуйста, свой пол________, возраст________, образование ______________.

 

 

Тема 5. Опрос как метод получения психологической информации.

Цель занятия:

Ø исследование возможностей опросных методов для исследования личности,

Ø отработка навыков по составлению анкеты с открытыми и закрытыми вопросами,

Ø научиться проводить и анализировать анкетирование и групповые опросы

Основные термины: беседа, стандартизированная и нестандартизированная беседа, опросы, анкета, анкетирование, анкетный опрос, интервьюирование, открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, прямые и косвенные вопросы, Основные вопросы, вопросы-фильтры и контрольные вопросы, экспертная оценка. 

Порядок работы

Теоретическая часть

Вопросы к обсуждению

1. Опрос как метод получения психологической информации.

2. Особенности проведения опроса.

3. Специфика анкетирования, интервью, опроса.

4. Особенности составления анкеты.

5. Общение исследователя и испытуемого. Роль инструкции.

Практическая часть

Оснащение.

q Данные опроса по анкете «О смысле жизни»

q Бланки анкет чтений имени В.И.Вернандского

Часть 1. Анализ данных опроса по анкете «О смысле жизни».

Часть 2. Обсуждение данных и анализ анкет чтений имени В.И.Вернадского (приложение № 3).

Часть 3. Составление анкеты.

Инструкция.

Проанализировав правила формулировки ответов и принципы построения анкеты, выбрать интересующую тему и составить анкету с закрытыми и открытыми вопросами.

Обработка результатов предполагает анализ и обсуждение полученных данных.

Приложение № 3

Школьники о себе, о родителях и о семье
Николаева Н.В., Чебоксары, Муниципальный лицей № 1

АНКЕТА

Блок №1:

1. Что представляет из себя счастливая семья?

2. Считаете ли Вы, что ваши родители счастливы?

3. Вы считаете себя счастливым человеком?

Блок №2:

1. Ругались ли при Вас родители?

2. Возможен ли развод в семье Ваших родителей?

3. Считаете ли Вы, что родители придираются к Вам из-за того,

что у них есть свои нерешённые проблемы?

Блок №3:

1. Назовите 5 существенных причин для вступления в брак.

2. Назовите 5 существенных причин для расторжения брака.

3. Обязательно ли регистрировать брак.

4. Охарактеризуйте будущего супруга(у).

Блок №4:

1. Являются ли родители для Вас идеалом?

2. Согласны ли с мнением, что родители – друзья?

3. Кто является главой Вашей семьи.

4. Охарактеризуйте родителей в 5 определениях.

Блок № 5:

1. За что Вас ругают родители?

2. Ругают ли за плохие оценки.

3. Били ли родители, за что?

4. Ругались ли при Вас родители.

Блок №6:

1. Кому легче доверить тайну?

2. Где Вы проводите свое свободное время.

3. Как часто бываете всей семьей вместе.

4. Готовы ли Вы пожертвовать своим обучением в другом городе ради семьи (при условии продолжить свое образование в Чебоксарах).

Блок №7:

1. Прислушиваются ли к Вашему мнению родители?

2. Не принижают ли Вас в семье.

3. Не возникало ли у Вас мысли убежать из дома? По какой причине?

Блок №8:

1. Зачем человеку семья.

2. Зачем человеку мама.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.032 с.)