Тест дивергентного мышления Вильямса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест дивергентного мышления Вильямса



Тема 1 Метод тестов.

Цель занятия: ознакомление с методом тестирования,

Основные термины: тест,стимульный материал, тестовые стандарты, тестовая компетентность, вербальные (словесные) и невербальные или проективные психодиаг­ностические методики, тест-опросник, тест-задание, тесты аппаратурные, бланковые («карандаш-бумага»), вербальные, групповые, достижений, интеллекта, компьютерные, креативности, личности.

Порядок работы

Теоретическая часть

Вопросы к обсуждению

  1. Метод тестов.
  2.  Виды тестов.

Практическая часть

Оснащение.

q Тестовая тетрадь к Тесту дивергентного мышления: три отдельных листа стандарт­ного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по четы­ре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи;

Тест дивергентного мышления Вильямса

(Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь. – 2003.)

Инструкция: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобра­зить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были ин­тересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите назва­ние в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написа­нии. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изобра­жено на картинке, раскрыть ее смысл».

Обработка и интерпретация полученных данных

Беглость - общее количество выполненных ри­сунков. Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

Гибкость - количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

Оригинальность - где выполняется рисунок:

q вне стимульной фигуры - 1 балл

q внутри стимульной фигуры - 2 балла

q внутри и снаружи стимульной фигу­ры - 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору по всем нарисованным картин­кам). Возможно max 36 баллов

Разработанность - где дополняющие детали создают асим­метрию изображения:

q симметрично повсюду - 0 баллов

q асимметрично вне стимульной фигу­ры - 1 балл

q асимметрично внутри стимульной фигуры - 2 балла

q асимметрично внутри и снаружи -3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов

Название - словарный запас и образное, творчес­кое использование языка:

q название не дано - 0 баллов

q название из одного слова - 1 балл

q название из нескольких слов - 2 балла

q образное название, выражающее больше, чем показано на картинке – 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору для всех нарисованных картинок). Возможно mах 36 баллов

Сравните полученные данные с приведенными ниже нормативными данными

Нормативные данные, полученные Вильямсом

  Среднее М Стандартное отклонение
Общий 84,4 22,7
Беглость 9,4 1,3
Гибкость 6,7 2,0
Оригинальность 23,4 6,8
Разработанность 15,7 9,4
Название 24,2 5,2

Полученные результаты

 
 
 
 
 
 

Рекомендуемая литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Учебник – СПб.: Речь. – 2002.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник. – СПб.: Питер. – 2003.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – М.: Пед. общество России, 2002. – 208 с.

4. Горбатов Д С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. – Самара: «Бахрах М» – 2000.

5. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика учебное пособие. – М.: Владос. – 2001.

6. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии // Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер. – 2000.

7. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально- типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб.: Речь – 2003.

8. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека». Учебное пособие. – М.: Педаг. Общество. – 1998.

9. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь. – 2003.

Цель занятия:

Ø ознакомление с проективными методами исследования

Основные термины: тест,стимульный материал, тестовые стандарты, тестовая компетентность, вербальные (словесные) и невербальные или проективные психодиаг­ностические методики, проективные методы.

Порядок работы

Теоретическая часть

Вопросы к обсуждению

  1. Проективные методы исследования.

Практическая часть

Оснащение.

q Лист ответов к методике «Определение жизненных ценностей личности»

Лист ответов

Я непременно должен

Я непременно должен

Я непременно должен

Я непременно должен

Я непременно должен

Я непременно должен

Ужасно, если

Ужасно, если

Ужасно, если

Ужасно, если

Ужасно, если

Ужасно, если

Я не могу терпеть

Я не могу терпеть

Я не могу терпеть

Я не могу терпеть

Я не могу терпеть

Я не могу терпеть

Обработка и интерпретация результатов

Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизирован­ной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из мето­дики «Жизненные цели» (Э. Дисл, Р. Райан в модификации Н. В. Клюевой и В. И. Чиркова).

Свобода, открытость и демократия в обществе

Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества {«Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на необходимость соци­альной справедливости («Я не могу терпеть существующего беспредела»), выражаются тре­бования к власти всех уровней «Я не могу терпеть... бездуховных начальников».

Безопасность и защищенность

Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует»).

Служение людям

Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональных целей, как помощь и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Я непременно должна выпустить своих учеников грамотными людьми»; «Я непременно должна сделать все, чтобы мои ученики были счастливы».

Власть и влияние

Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над други­ми, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я непременно долж­на быть авторитетом для своих учеников».

Известность

В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя внима­ние, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мне все забудут, когда я умру; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».

Автономность

Высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должна делать»; «Я непременно должна исполнить задуманное».

Материальный успех

Утверждения, связанные со стремлением к материальному благополучию, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии»; «Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату»; «Я непре­менно должна найти хорошо оплачиваемую работу

Богатство духовной культуры

Утверждения, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания при­общиться к достижениям культуры, искусства и т. п.: «Я непременно должна находить время для чтения»; «Я не могу терпеть нищих духом».

Личностный рост

Утверждения, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как личности и профессионала: «Я не могу терпеть, когда люди не стремятся к высоким целям»; «Я непре­менно должна не останавливаться на достигнутом уровне».

Здоровье

Утверждения этой группы выражают стремление педагога иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею»; «Я не могу терпеть людей, которые не думают о своем здоровье»; «Я непре­менно должна заняться аэробикой (плаванием)».

Привязанность и любовь

Утверждения этой группы свидетельствуют о потребности педагога иметь близких лю­дей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я буду совсем одна»; «Ужасно, если тебя никто не любит».

Привлекательность

Утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть»; «Не могу терпеть неопрятных мужчин».

Чувство удовольствия

Утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сто­рон жизни, как хорошая еда, вино, секс и др.: «Я непременно должна попробовать в этой жизни все»; «Не могу терпеть «синих чулков».

Межличностные контакты и общение

Утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения, страхов, связанных с одиночеством и непониманием: «Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет друзей».

Богатая духовно-религиозная жизнь

Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога»; «Я непременно должна сходить в цер­ковь».

Полученные результаты

 
 
 
 
 
 

Рекомендуемая литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Учебник – СПб.: Речь. – 2002.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник. – СПб.: Питер. – 2003.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – М.: Пед. общество России, 2002. – 208 с.

4. Горбатов Д С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. – Самара: «Бахрах М» – 2000.

5. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально- типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб.: Речь – 2003.

6. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика учебное пособие. – М.: Владос. – 2001.

7. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии // Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер. – 2000.

8. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека». Учебное пособие. – М.: Педаг. Общество. – 1998.

Цель занятия:

Ø ознакомление с психосемантическими методами исследования

Основные термины: психосемантические методы исследования, семантический дифференциал.

Порядок работы

Теоретическая часть

Вопросы к обсуждению

  1. Психосемантические методы исследования.

Практическая часть

Оснащение.

q Бланк и ключ к методике «Личностного дифференциала»,

q Бланк к методике «Шкальной оценки организации»

Часть 1.

Методика личностного дифференциала

(вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)

(Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Инст. Психотерапии, 2002. – С. 20-21.)

Назначение. Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических фак­торов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.

Инструкция. В предложенном бланке представлены наиболее распространенные каче­ства человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицатель­ные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем: 1) выбор знака того или иного качества; 2) опреде­ление степени его проявления по баллам:

3 - проявляется очень сильно и очень часто;

2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;

1 - проявляется иногда и слабо;

0 - трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответству­ющую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в сво­их оценках.

Бланк ЛД и ключ

О + 1 Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
С - 2 Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
А + 3 Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
О - 4 Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
С + 5 Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
А - 6 Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
О + 7 Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
С - 8 Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
А + 9 Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
О - 10 Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
С + 11 Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
А - 12 Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
О + 13 Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
С - 14 Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
А + 15 Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
О - 16 Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
С + 17 Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный
А - 18 Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
О + 19 Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
С - 20 Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
А + 21 Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый

Обработка данных

Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. Их количественные уровни могут иметь следующие значения.

17-21 - высокий уровень;

8-16- средний уровень;

7 и менее - низкий уровень.

Интерпретация факторов ЛД

Фактор оценки (О) свидетельствует об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смыс­ле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особеннос­тями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о возможных невротических или иных про­блемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) - его отвержению.

Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, неза­висимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значе­ния свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свиде­тельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявля­ет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстраверти-рованности личности, Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общи­тельность, импульсивность; отрицательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприя­тие людьми личностных особенностей друг друга.

Часть 2.

Методика шкальной оценки организации

(частный семантический дифференциал)

(Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А.Бодалева, А.А. Деркача, Л..Лаптева. – М.: Изд-во института Психотерапии. – 2002. – С.436-438.)

 

Данный метод является разновидностью семантического дифферен­циала, построенного на базе оценок отдельных семантических классов. Построение частного семантического дифференциала позволяет проводить более тонкий се­мантический анализ, а сами факторные структуры отражают импли­цитную семантическую теорию личности по поводу объекта, т. е. кате­горизацию.

 

Инструкция. Мы предлагаем Вам охарактеризовать понятие «наша организация» с помощью приведенных ниже полярных качеств. Для этого прочтите внимательно первую пару качеств и решите, какое из них луч­ше характеризует Вашу организацию. В том случае, если это качество и максимальной степени характеризует ее, обведите ближнюю к нему цифру «3», в средней — цифру «2», в меньшей — цифру «1». Если, по Вашему мнению, эта пара качеств вообще не характеризует Вашу организацию, обведите цифру «0». Аналогичную работу проведите по каждой из после­дующих пар. В каждой паре качеств должна быть отмечена только одна цифра.

Опросный бланк

передовая 3 2 1 0 1 2 3 отсталая
консервативная 3 2 1 0 1 2 3 прогрессивная
стабильная 3 2 1 0 1 2 3 меняющаяся
прибыльная 3 2 1 0 1 2 3 убыточная
централизованная 3 2 1 0 1  2 3 децентрализованная
сплоченная 3 2 1 0 1 2 3 разобщенная
эффективная 3 2 1 0 1 2 3 неэффективная
большая 3 2 1 0 1 2 3 маленькая
сильная 3 2 1 0 1 2 3 слабая
активная 3 2 1 0 1 2 3 пассивная
серьезная 3 2 1  0 1 2 3 легкомысленная
чистая 3 2 1 0 1 2 3 грязная
дисциплинированная 3 2 1 0 1 2 3 недисциплинированная
безынициативная 3 2 1 0 1 2 3 инициативная
предсказуемая 3 2 1 0 1 2 3 непредсказуемая
спокойная 3 2 1 0 1 2 3 энергичная
организованная 3 2 1 0 1 2 3 неорганизованная
холодная 3 2 1 0 1 2 3 теплая
сложная 3 2 1 0 1 2 3 простая
приятная 3 2 1 0 1 2 3 неприятная
рисковая 3 2 1 0 1 2 3 осторожная
открытая 3 2 1 0 1 2 3 закрытая
дружелюбная 3 2 1 0 1 2 3 конфликтная
мягкая 3 2 1 0 1 2 3 жесткая
практическая 3 2 1 0 1 2 3 творческая
скучная 3 2 1 0 1 2 3 интересная
родная 3 2 1 0 1 2 3 чужая
зависимая 3 2 1 0 1 2 3 независимая
уверенная 3 2 1 0 1 2 3 тревожная
коллективная 3 2 1 0 1 2 3 индивидуальная

Полученные результаты

 
 
 
 
 
 

Рекомендуемая литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Учебник – СПб.: Речь. – 2002.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник. – СПб.: Питер. – 2003.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – М.: Пед. общество России, 2002. – 208 с.

4. Горбатов Д С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. – Самара: «Бахрах М» – 2000.

5. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика учебное пособие. – М.: Владос. – 2001.

6. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии // Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер. – 2000.

7. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А.Бодалева, А.А. Деркача, Л..Лаптева. – М.: Изд-во института Психотерапии. – 2002.

8. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально- типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб.: Речь – 2003.

9. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека». Учебное пособие. – М.: Педаг. Общество. – 1998.

10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Инст. Психотерапии, 2002.

Цель занятия:

Ø ознакомление с наблюдением какметодомисследования личности, с его достоинствами и недостатками;

Ø ознакомление с методом самонаблюдения на основе заполнения вопросника по социальному самоконтролю;

Ø научиться разрабатывать программу собственного наблюдения.

Основные термины: наблюдение, непосредственное и опосредованное наблюдение, открытое и скрытое наблюдение, включенное и невключенное наблюдение, систематическое и несистематическое наблюдение, долговременное и кратковременное наблюдение, казуальное и эпизодическое наблюдение, внешнее и внутреннее наблюдение.

Порядок работы

Теоретическая часть

Вопросы к обсуждению

1. Виды на­блюдения.

2. Цель, предмет, объект и ситуация наблюдения.

3. Программа наблюдения и обработка результатов.

4. Субъективные и объективные условия точности наблюдения.

5. Меры повышения точности и надежности наблю­дения.

6.  Требования к научному наблюдению.

Практическая часть

Оснащение

q Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль).

q Бланк к методике экспертной оценки невербального поведения личности.

q Протоколы по наблюдению к упражнению «Муха».

Часть 1.

Обработка результатов:

1. Самоконтроль в эмоциональной сфере:  вопросы №1, 3, 10, 18, 21, 24, 27, 29, 32, 33, 35.

2. Самоконтроль в деятельности: вопросы № 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14,17,20, 22, 23, 25. При этом вопросы № 4,12, 25 направлены на выявле­ние степени выраженности предварительного (антиципирующего) са­моконтроля, а вопросы № 5, 11, 23 - текущего, т.е. включенного уже в процесс выполняемой деятельности.

3. Социальный самоконтроль: вопросы № 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34, 36.

 Вопросы к обсуждению:

1. Какой вид наблюдения лежит в основе заполнения анкеты?

2. В каких случаях используется самонаблюдение?

3. Выделите цель, предмет, объект, ситуации данного наблюдения.

4. Какие факторы могут оказать влияние на результаты самонаблюдения?

Часть 2.

Вопросы к обсуждению:

1. Какой вид наблюдения (формализованный или неформализованный) использован в данной методике?

2. Перечислите особенности формализованного и неформализованного наблюдения?

3. Какие факторы могут оказать влияние на результаты наблюдения в данной методике?

Инструкция для наблюдателя:

Подсчитайте, пожалуйста, количество проделанных ходов, пауз и допущенных ошибок и занесите в соответствующую графу протокола. После окончания упражнения заполните сводный протокол и на основании полученных данных постройте график (по оси абсцисс необходимо отметить время, затраченное на упражнение, по оси ординат – количество ходов, ошибок и пауз).

Протокол для наблюдателя

Минуты Ходы Ошибки Паузы
1      
2      
3      
4      
5      

Сводный протокол

Испытуемый №

 

Минуты

1

2

3

4

5

Наблюдатель № 1 № 2 № 1 № 2 № 1 № 2 № 1 № 2 № 1 № 2
Ходы                    
Ошибки                    
Паузы                    

Вопросы к обсуждению:

1. На каких этапах выполнения упражнения внимание является наиболее (наименее) устойчивым?

2. Какие внешние факторы способствуют усилению (ослаблению) устойчивости и концентрации внимания?

3. Как устойчивость и концентрация внимания связаны с успешностью выполнения упражнения?

4. Сравните результаты наблюдения за устойчивостью внимания в процессе выполнения упражнения у двух наблюдателей?

5. Какие индивидуальные особенности испытуемого могут обуславливать различную динамику устойчивости и концентрации внимания?

6. Какие еще факторы могут оказать влияние на результаты наблюдения?

Полученные результаты

 
 
 
 
 
 

Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – М.: Пед. общество России, 2002. – 208 с.

2. Готтсданкер Основы психологического эксперимента. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. -Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. - 248с.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 320с.

5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М.: Изд-во Моск.ун-та., 1997.-256с.

6. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПБ.: Речь, 2001.-184с.

7. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, - 1980. - 391с.

8. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер. – 2001. – 176 с.

Задание на дом

Ø Разработка программы собственного наблюдения по форме (приложение № 1)

Ø Провести опрос двух сверстников и двух представителей старшего поколения по анкете «О смысле жизни» (Приложение № 2)

Приложение № 1

Анкета «О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ»

Инструкция: Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы нужны для изучения роли смысла жизни для человека, а также для выявления условий, помогающих обрести в жизни смысл. (Oтветы могут быть краткими и более развернутыми).

1. Что такое, по Вашему представлению, смысл жизни?

2. Какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека?

3. Всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе?

4. Чего, по Вашему мнению, в жизни человека больше: смысла или бессмыслицы?

5. Изменяется ли смысл жизни с возрастом?

6. Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы?

7. Что, по Вашему мнению, в большей степени влияет на становление смысла жизни (поставьте в порядке значимости):

А) пример родителей,

Б) общение со сверстниками,

В) общение с педагогами.

Г) собственный жизненный опыт,

Д) влияние средств массовой информации,

Е) чтение литературы (желательно назвать художественные произведения, которые по­могли Вам в становлении смысла жизни).

Ж)...

8. Какие учебные предметы помогли (или помогают) Вам в поиске смысла жизни?

9. Можете ли Вы сформулировать смысл своей жизни?

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Укажите, пожалуйста, свой пол________, возраст________, образование ______________.

 

 

Тема 5. Опрос как метод получения психологической информации.

Цель занятия:

Ø исследование возможностей опросных методов для исследования личности,

Ø отработка навыков по составлению анкеты с открытыми и закрытыми вопросами,

Ø научиться проводить и анализировать анкетирование и групповые опросы

Основные термины: беседа, стандартизированная и нестандартизированная беседа, опросы, анкета, анкетирование, анкетный опрос, интервьюирование, открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, прямые и косвенные вопросы, Основные вопросы, вопросы-фильтры и контрольные вопросы, экспертная оценка. 

Порядок работы

Теоретическая часть

Вопросы к обсуждению

1. Опрос как метод получения психологической информации.

2. Особенности проведения опроса.

3. Специфика анкетирования, интервью, опроса.

4. Особенности составления анкеты.

5. Общение исследователя и испытуемого. Роль инструкции.

Практическая часть

Оснащение.

q Данные опроса по анкете «О смысле жизни»

q Бланки анкет чтений имени В.И.Вернандского

Часть 1. Анализ данных опроса по анкете «О смысле жизни».

Часть 2. Обсуждение данных и анализ анкет чтений имени В.И.Вернадского (приложение № 3).

Часть 3. Составление анкеты.

Инструкция.

Проанализировав правила формулировки ответов и принципы построения анкеты, выбрать интересующую тему и составить анкету с закрытыми и открытыми вопросами.

Обработка результатов предполагает анализ и обсуждение полученных данных.

Приложение № 3

Школьники о себе, о родителях и о семье
Николаева Н.В., Чебоксары, Муниципальный лицей № 1

АНКЕТА

Блок №1:

1. Что представляет из себя счастливая семья?

2. Считаете ли Вы, что ваши родители счастливы?

3. Вы считаете себя счастливым человеком?

Блок №2:

1. Ругались ли при Вас родители?

2. Возможен ли развод в семье Ваших родителей?

3. Считаете ли Вы, что родители придираются к Вам из-за того,

что у них есть свои нерешённые проблемы?

Блок №3:

1. Назовите 5 существенных причин для вступления в брак.

2. Назовите 5 существенных причин для расторжения брака.

3. Обязательно ли регистрировать брак.

4. Охарактеризуйте будущего супруга(у).

Блок №4:

1. Являются ли родители для Вас идеалом?

2. Согласны ли с мнением, что родители – друзья?

3. Кто является главой Вашей семьи.

4. Охарактеризуйте родителей в 5 определениях.

Блок № 5:

1. За что Вас ругают родители?

2. Ругают ли за плохие оценки.

3. Били ли родители, за что?

4. Ругались ли при Вас родители.

Блок №6:

1. Кому легче доверить тайну?

2. Где Вы проводите свое свободное время.

3. Как часто бываете всей семьей вместе.

4. Готовы ли Вы пожертвовать своим обучением в другом городе ради семьи (при условии продолжить свое образование в Чебоксарах).

Блок №7:

1. Прислушиваются ли к Вашему мнению родители?

2. Не принижают ли Вас в семье.

3. Не возникало ли у Вас мысли убежать из дома? По какой причине?

Блок №8:

1. Зачем человеку семья.

2. Зачем человеку мама.

 

Варианты ответов респондентов, позволяющие оценить степень зрелости отношения к здоровью.

  Вопросы анкеты

Степень зрелости отношения к здоровью

    Низкая Средняя Высокая
1. Если мое здоровье станет хуже, то я... не знаю, не пойду в школу. Обращусь к врачу сам (а) предприму что либо, буду пить витамины, начну ходить в спортзал, бассейн...
2 Мое душевное равновесие и внутренняя гармония зависят от... от окружающих людей, отношения ко мне, успехов в жизни от моего настроения, самочувствия, здоровья от меня самой (самого)
3. Когда я вижу, что кто-то безобразно относится к своему здоровью, то я... это его проблемы, не обращу на него внимания, мне его просто жалко. Посоветую, сделаю замечание Объясню, постараюсь убедить, помочь
4 Для того чтобы все люди были здоровы я бы... ничего не сделал(а) запретил (а) бы курить, употреблять спиртные напитки... Помогал (а) бы больным, попы-тался (ась) бы убедить вести здоровый образ жизни.
  Присваиваемые баллы 1 2 3

 

Анкета «Чего боятся современные подростки? (взгляд изнутри)»
Глушкова А.Д., Кириллова К.Д., Казань, школа № 81

Уважаемый Респондент.!

Школьный экологический клуб «Эдельвейс» просит Вас ответить на вопросы данной анкеты. Просим Вас читать вопросы внимательно и отвечать искренно.

(Ф.И.О. указывать не нужно).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.223 с.)