Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Психосемантические методы исследования
Цель занятия: Ø ознакомление с психосемантическими методами исследования Основные термины: психосемантические методы исследования, семантический дифференциал. Порядок работы Теоретическая часть Вопросы к обсуждению
Практическая часть Оснащение. q Бланк и ключ к методике «Личностного дифференциала», q Бланк к методике «Шкальной оценки организации» Часть 1. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Инст. Психотерапии, 2002. – С. 20-21.) Назначение. Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности. Инструкция. В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем: 1) выбор знака того или иного качества; 2) определение степени его проявления по баллам: 3 - проявляется очень сильно и очень часто; 2 - выражено достаточно заметно и часто встречается; 1 - проявляется иногда и слабо; 0 - трудно сказать, есть и то, и другое. На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках. Бланк ЛД и ключ
Обработка данных
Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. Их количественные уровни могут иметь следующие значения. 17-21 - высокий уровень; 8-16- средний уровень; 7 и менее - низкий уровень. Интерпретация факторов ЛД Фактор оценки (О) свидетельствует об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) - его отвержению. Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстраверти-рованности личности, Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. Часть 2. Методика шкальной оценки организации (частный семантический дифференциал) (Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А.Бодалева, А.А. Деркача, Л..Лаптева. – М.: Изд-во института Психотерапии. – 2002. – С.436-438.)
Данный метод является разновидностью семантического дифференциала, построенного на базе оценок отдельных семантических классов. Построение частного семантического дифференциала позволяет проводить более тонкий семантический анализ, а сами факторные структуры отражают имплицитную семантическую теорию личности по поводу объекта, т. е. категоризацию.
Инструкция. Мы предлагаем Вам охарактеризовать понятие «наша организация» с помощью приведенных ниже полярных качеств. Для этого прочтите внимательно первую пару качеств и решите, какое из них лучше характеризует Вашу организацию. В том случае, если это качество и максимальной степени характеризует ее, обведите ближнюю к нему цифру «3», в средней — цифру «2», в меньшей — цифру «1». Если, по Вашему мнению, эта пара качеств вообще не характеризует Вашу организацию, обведите цифру «0». Аналогичную работу проведите по каждой из последующих пар. В каждой паре качеств должна быть отмечена только одна цифра. Опросный бланк
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.008 с.) |