Работа с пирамидой из колец. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с пирамидой из колец.



Цель:

- Исследование координации движений и состояния тонкой моторики кистей рук.

- Исследование степени сформированности представлений о величине, цвете, количестве.

- Оценка умения сравнивать кольца по определенному образцу (цвету, величине, количеству).

- Исследование адекватности и рациональности способов действий.

- Выявление наличия и стойкости интереса к работе.

Диагностический материал:

  Для ребенка в 3 – 4 года пирамидка из 4-5 разноцветных колец.

 Для ребенка в 5 – 6 лет пирамидка из 6-7 разноцветных колец.

Процедура исследования:

Перед ребенком ставят пирамидку и просят снять с нее все кольца, наблюдая при этом за действиями ребенка. Затем просят определить величину колец, назвать или соотнести цвет колец, посчитать их.

 Затем предлагается пирамидку собрать.

 

Оценка результатов:

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
С интересом выполняют задания. Действия их адекватны, четко скоординированы, осмыслены.  С 4х лет дети собирают самостоятельно пирамидку с учетом величины. Обнаруживают слабость тонкой моторики, медлительность и неловкость при выполнении действий с пирамидкой.  При выполнении заданий на дифференциацию по величине, цвету, количеству часто требуют предварительного обучения. Инструкции при сборе пирамидки удерживают слабо, действия до конца не доводят.  Быстро теряют интерес к работе. Требуется постоянная активизация внимания и контроля, но при повторном выполнении задания они осуществляют перенос способа действия. Радуются игрушке, действия их неловки, торопливы. Инструкции и обучающие действия не осмысляют. Действия с пирамидкой манипулятивные, неадекватные, хаотичные. Внимание на действиях исследователя не фиксируется.  Стараются вмешаться в действия взрослого разрушительным образом.

 

Конструирование.

Цель:

- Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.

- Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.

Диагностический материал:

- 18 палочек красного и синего цвета, причем синие палочки длиннее красных.

Процедура проведения:

В возрасте 3 - 4,5 лет - предлагается построить фигурки по образцу, выстроенному исследователем.

 Это «дорожка», «окошко».

В возрасте 4,5 -6 лет - предлагается построить «заборчик» из палочек 2х цветов по образцу, выстроенному исследователем.

 

 

Анализ результатов:

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Свободно копируют образец, выстраивая требуемую конструкцию Требуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых.  Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания. Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом, пытаясь иногда повторять действия исследователя, не уловив их смысла, хаотично расставляя палочки.  Не воспринимают осмысленно обучающих действий исследователя.

 

7. Складывание разрезных картинок.

Цель:

- Исследование внимания и представлений.

- Исследование пространственной координации, мышления.

- Исследование перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого в их правильном пространственном расположении.

Диагностический материал:

Для ребенка в 3 года - картинка «Матрешка», из 2х частей (Приложение №8).

Для ребенка 4-5 лет - картинка «Леопард», «Мяч» из 3х частей (Приложение №8).

Для ребенка 5-6 лет – картинка «Мишка» из 4х частей (Приложение №8).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляются элементы картинки разрезанной на 2-4 части по горизонтали или вертикали.

Ребенка просят сложить элементы картинок так, чтобы получилось целостное изображение и определить, кто или что изображено на картинке. Просят показать части тела, сказать, зачем они нужны.

 

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
По части легко восстанавливают образ целого, легко справляются с заданием, не нарушая плоскости, в которой должны располагаться картинки. Свободно отвечают на вопросы по картинке. Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Работают медленно, допускают ошибки.  Действия их неловки, медлительны.  Чаще всего рисунок складывается не в той плоскости.  Последующее аналогичное задание ребенок выполняет правильно. Хаотично прикладывают элементы картинки.  Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

 

 

8. Предметная классификация (для детей 3 – 4 лет).

 Цель

- Оценка уровня процессов обобщения, способности группировки предметов по существенным признакам.

- Оценка способности устанавливать логические связи и абстрагировать.

- Оценка качества внимания, работоспособности.

Диагностический материал:

Для ребенка в 3-4 года - набор карточек с изображением предметов, которые возможно классифицировать (одежда, игрушки).

Процедура проведения.

Перед ребенком располагаются картинки по 3-4 в один ряд по общему признаку, остальные картинки дают ребенку и просят его разложить по группам самостоятельно (что к чему подходит).

После того, как ребенок разложил картинки по группам, его просят назвать каждую группу обобщающим словом.

 

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Сравнительно легко определяют, по какому признаку разложены картинки и выполняют работу самостоятельно, опираясь на этот признак.  Объединяют предметы каждого ряда обобщающим словом, так как проводят классификацию по существенному признаку. Испытывают трудности при установлении характера способа действия, нуждаются в дополнительной организующей помощи и испытывают трудности в адекватной оценке обобщающего группу существительного признака.  Затрудняются назвать группу обобщающим словом, но помощь принимают и используют в аналогичных случаях. С заданием не справляются, группы формируют на основе конкретных признаков. Помощь использовать не могут, работу до конца не доводят. Отношение к работе формальное.

 

       9. Исключение предметов (невербальные исключения).

Цель:

- Исследование внимания.

- Исследование умения выделить существенные признаки предметов.

- Исследование способности к обобщению.

- Исследование логического мышления (вербально-логического).

Диагностический материал:

Для детей 5 - 6 лет - картинки с изображение 4-х предметов, три из которых могут быть объединены в одну группу по однородным существенным признакам, а 4-й предмет имеет отличный существенный признак и является «лишним» (Приложение №9).

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут картинку с изображением 4-х предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть, выделить предметы, имеющие однородный существенный признак, назвать их обобщающим словом и объяснить, почему 4-й предмет является лишним. Например, на картинке изображены мяч, арбуз, кукла, кубики. Мяч, кубики, кукла имеют существенный одинаковый признак - они игрушки. А арбуз - не игрушка. Что же такое арбуз? Возможные ответы: овощ, еда, ягода. Он не игрушка, поэтому лишний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.30 (0.01 с.)