Психолого-медико-педагогической комиссией Г. Ульяновска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-медико-педагогической комиссией Г. Ульяновска



ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 18 ЛЕТ

 

 

                               

 

 

                                                         г. Ульяновск

                                                                2009г.

 

Экспериментальная программа для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью.

 

Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие»

 

Материалы подготовлены:

Клементьев В.В. – учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие».

Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей категории, председатель ГПМПК.

Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.

 

 Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева

 

                                                                   

 

 

                                                                              

 

 

© Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в

психолого-педагогической и медико-социальной помощи – областной центр диагнос-

тики и консультирования «Развитие», 2009.                                                         

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………..4

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого     государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 3 – 6 лет………………9

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 7 – 10 лет…………….19

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого     государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 11 – 14 лет……………26

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого     государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 15 – 18 лет……………33

 

Литература………………………………………………………………………………………...39

 

Приложения……………………………………………………………………………………….41

 

Введение.

В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает дифференциальная экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной дея­тельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться кор­рекция и компенсация нарушений, а в некоторых случа­ях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

В отечественной возрастной психологии и пе­дагогике давно признана необходимость осуществления си­стематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период детства происходит активное формирование личности ребенка, ко­торое непосредственно зависит от его социальных усло­вий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компен­сации и предупреждению вторичных отклонений в разви­тии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного воз­раста, основных типов нормального и аномального разви­тия в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная диагностика.

Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов дифференциальной диагностики на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром, педиатром, дефектологом, психологом, логопедом (при необходимости сурдологом, офтальмологом и др.).

Авторским коллективом специалистов ГПМПК г.Ульяновска на основе многолетней творческой работы, проанализирован и систематизирован диагностический материал, позволяющий провести экспресс-диагностику в течении 30-40 минут с детьми от 3 до 6 лет, от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет, и выделить среди детей 3 основные группы: дети с нормальным интеллектом, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с умственной отсталостью (УО). Данный комплект поможет свести риск установления ошибочного диагноза к минимуму и обоснованно подобрать образовательный маршрут ребенка в соответствии с его психофизическим статусом и выявленными отклонениями в его развитии.

Представленный в работе диагностический материал позволяет определить уровень развития познавательных процессов ребенка, степень сформированности его эмоционально-волевой сферы.

 При помощи описанных диагностических методик имеется возможность выявить причины, мешающие успешному усвоению программного материала, неумения перспективно мыслить, приводящие к формированию аномалий личности с несформированностью волевых, критических функций.

Совокупность диагностических методик, применяемых ГПМПК Ульяновской области и описанных в работе, позволяет выявить у ребенка наличие медицинских симптомов (гипердинамического, церебрастенического, неврозоподобного, астеноневротического и пр.), мешающих успешно учиться и жить в обществе.

Высокий профессионализм специалистов ГПМПК с опорой на грамотно систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка, что позитивно отражается на его будущем.      

Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов.

Предлагаемые методики экспресс-диагностики развития призваны определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения.

В основе диагностического материала лежат методики Забрамной С.Д. и Стребелевой Е.А. Кроме того, систематизируя диагностический материал, авторы опирались на следующие принципы, ранее описанные в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и т.д.):

- Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

- Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

- Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.

- Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

• отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого;

• умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

- Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.

Дифференциальная диагностика с использованием предлагаемого диагностического материала включает в себя следующие этапы:

Бшая осведомленность.

Цель:

- исследование устной речи;

- исследование умения вступать в контакт, коммуникабельность;

- исследование сферы интересов и знаний;

- исследование системы отношений, эмоций, личности;

- изучение ориентировки в месте и времени, общей ориентировки, социальной ориентировки;

- исследование непосредственного запоминания;

- исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационногостроя речи;

- исследование личности: интересов, объема и содержания знаний;

-исследование познавательных интересов, их избирательности;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.013 с.)