Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Используемый государственнойСтр 1 из 17Следующая ⇒
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ Г.УЛЬЯНОВСКА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 18 ЛЕТ
г. Ульяновск 2009г.
Экспериментальная программа для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью.
Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие»
Материалы подготовлены: Клементьев В.В. – учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие». Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей категории, председатель ГПМПК. Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории. Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.
Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева
© Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – областной центр диагнос- тики и консультирования «Развитие», 2009. Содержание Введение …………………………………………………………………………………………..4
Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией при работе с детьми 3 – 6 лет………………9
Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией при работе с детьми 7 – 10 лет…………….19
Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией при работе с детьми 11 – 14 лет……………26
Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией при работе с детьми 15 – 18 лет……………33
Литература………………………………………………………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………………………….41
Введение. В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает дифференциальная экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. В отечественной возрастной психологии и педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий. Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная диагностика. Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов дифференциальной диагностики на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром, педиатром, дефектологом, психологом, логопедом (при необходимости сурдологом, офтальмологом и др.).
Авторским коллективом специалистов ГПМПК г.Ульяновска на основе многолетней творческой работы, проанализирован и систематизирован диагностический материал, позволяющий провести экспресс-диагностику в течении 30-40 минут с детьми от 3 до 6 лет, от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет, и выделить среди детей 3 основные группы: дети с нормальным интеллектом, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с умственной отсталостью (УО). Данный комплект поможет свести риск установления ошибочного диагноза к минимуму и обоснованно подобрать образовательный маршрут ребенка в соответствии с его психофизическим статусом и выявленными отклонениями в его развитии. Представленный в работе диагностический материал позволяет определить уровень развития познавательных процессов ребенка, степень сформированности его эмоционально-волевой сферы. При помощи описанных диагностических методик имеется возможность выявить причины, мешающие успешному усвоению программного материала, неумения перспективно мыслить, приводящие к формированию аномалий личности с несформированностью волевых, критических функций. Совокупность диагностических методик, применяемых ГПМПК Ульяновской области и описанных в работе, позволяет выявить у ребенка наличие медицинских симптомов (гипердинамического, церебрастенического, неврозоподобного, астеноневротического и пр.), мешающих успешно учиться и жить в обществе. Высокий профессионализм специалистов ГПМПК с опорой на грамотно систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка, что позитивно отражается на его будущем. Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов. Предлагаемые методики экспресс-диагностики развития призваны определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения. В основе диагностического материала лежат методики Забрамной С.Д. и Стребелевой Е.А. Кроме того, систематизируя диагностический материал, авторы опирались на следующие принципы, ранее описанные в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и т.д.): - Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
- Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста. - Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий. - Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры: • отношение к ситуации обследования и заданиям; • способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий; • соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции; • продуктивное использование помощи взрослого; • умение выполнять задание по аналогии; • отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений. Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий. - Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение. Дифференциальная диагностика с использованием предлагаемого диагностического материала включает в себя следующие этапы: Бшая осведомленность. Цель: - исследование устной речи; - исследование умения вступать в контакт, коммуникабельность;
- исследование сферы интересов и знаний; - исследование системы отношений, эмоций, личности; - изучение ориентировки в месте и времени, общей ориентировки, социальной ориентировки; - исследование непосредственного запоминания; - исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационногостроя речи; - исследование личности: интересов, объема и содержания знаний; -исследование познавательных интересов, их избирательности; Конструирование Цель: исследование особенности деятельности, пространственной ориентации, работоспособности, интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам. Предметная классификация Цель: выявление актуального уровняразвития понятийного мышления ребенка. Опосредованное запоминание Цель: исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания. Подбор по аналогии Цель: исследование возможности установления скрытыхлогических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями. Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 3 до 6 лет (по этапам обследования).
1. Установление контакта. Цель: - Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе. - Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии. Средства, облегчающие установление контакта: - Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям. Если ребенок готов вступить в беседу, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального. Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать). - Прочие, которые диктуются спецификой ситуации. Диагностическим материалом являются игрушки, бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.
Оценка результатов первого этапа
Общая осведомленность. Цель: - Выявление точности представлений ребенка о себе (пол, возраст, кем станет когда вырастет (тетей или дядей?), о семье, о родственниках и друзьях с просьбой назвать их возраст, имена, кто кого старше или младше. - Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений, познавательных интересов.
- Оценка возможностей ориентировки на листе бумаги, а также окружающем мире во времени и пространстве. - Оценка качества речи, умения понимать речь. Используемые диагностические приемы: - Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности (мире). - Предметные картинки или картинки-действия, помогающие облегчить диагностику. Процедура проведения диагностики общей осведомленности: В возрасте 3 – 4-х лет ребенку предъявляются следующие вопросы: - Как тебя зовут? - Сколько тебе лет? - Ты мальчик или девочка? - Кем ты будешь, когда вырастешь? Тетей или дядей? - Вопросы о близких, их именах. - Знание частей тела, лица, их назначение. - Знание бытовых предметов и их назначение. - Знание стихов. В возрасте 4 -5 лет вопросы усложняются: - Сведения о себе, близких. - Сведения о погоде, об изменениях в природе. - Сведения о животных. - Характер труда взрослых (повар, врач, воспитатель). - Понимание обобщающих понятий (их содержание): игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. - Знание сказок, стихов. В возрасте 5 – 6-ти лет: - Кроме выше перечисленных вопросов ребенок определяет время года по описательным признакам, время суток на данном этапе (день, ночь). - Называет домашних животных и их деток (диких животных – их деток). - Называет любимые фрукты, их отличие от овощей. - Знает, что такое транспорт и правила, когда можно переходить дорогу. - Выявляется знание сказок, стихов, загадок. При сложностях вербального контакта, ребенку предъявляются картинки с просьбой показать деток животных, домики животных, птиц и насекомых; любимую пищу животного. Предлагается определить положение предметов относительно других предметов, определить профессию человека (милиционер, повар, врач).
Оценка результатов
Цель: - Исследование внимания, умения выделять главное. - Выявление установления причинно - следственных отношений. - Оценка эмоционального отношения ребенка к действию и действующим лицам. - Выявление возможности описания содержания картинки словами. Диагностический материал: Для ребенка в 3 – 4 года - сюжетная картинка «Обидели» (Приложение №1). Вопрос: Кто обидел девочку? Где здесь хороший (добрый) мальчик? Для ребенка 4 - 5 лет – сюжетная картинка «Заяц и морковки» (Приложение №1). Вопросы: Что случилось с зайчиком? Почему он не может идти дальше? Почему у него такой большой живот? Для ребенка 6 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №1). Вопрос: Почему игрушки убегают от мальчика? Процедура исследования: Ребенку предъявляется картинка, сообщается ее название, просят внимательно рассмотреть ее и сказать, что произошло с главным персонажем, кто или что виновато в происходящем, назвать и охарактеризовать героев. Попутно просят определить время года, погоду, пространственное расположение изображений, эмоциональное состояние героев.
Оценка результатов
Узнавание нелепиц. Цель: - Исследование качества зрительного восприятия, его полноты, целостности; сохранности и целостности представлений. - Исследование качества внимания. - Оценка возможности ребенка к практическому анализу изображенных нелепиц и внесению в изображение своих коррективов. - Оценка эмоционального отношения к нелепицам. - Исследование мышления. Диагностический материал: Для ребенка в 3 – 4,5 года - картинки «Хвостики перепутали» с изображением 2-х вариантов нелепостей (Приложение №5). Для ребенка 4,5 - 6 лет - картинка «Хвостики перепутали» с изображением 5-ти вариантов нелепостей (Приложение №5). Процедура исследования: Ребенку предлагается картинка с нелепостями. Просят рассмотреть картинку и сказать, все ли здесь правильно нарисовано, все ли на том месте, где и положено. Если что-то не так (неправильно) нарисовано или находится не там, где положено, то ребенку предлагается сказать, что же «не так», показать и объяснить (почему?).
Оценка результатов:
Конструирование. Цель: - Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления. - Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания. Диагностический материал: - 18 палочек красного и синего цвета, причем синие палочки длиннее красных. Процедура проведения: В возрасте 3 - 4,5 лет - предлагается построить фигурки по образцу, выстроенному исследователем. Это «дорожка», «окошко». В возрасте 4,5 -6 лет - предлагается построить «заборчик» из палочек 2х цветов по образцу, выстроенному исследователем.
Анализ результатов:
7. Складывание разрезных картинок. Цель: - Исследование внимания и представлений. - Исследование пространственной координации, мышления. - Исследование перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого в их правильном пространственном расположении. Диагностический материал: Для ребенка в 3 года - картинка «Матрешка», из 2х частей (Приложение №8). Для ребенка 4-5 лет - картинка «Леопард», «Мяч» из 3х частей (Приложение №8). Для ребенка 5-6 лет – картинка «Мишка» из 4х частей (Приложение №8). Процедура проведения: Ребенку предъявляются элементы картинки разрезанной на 2-4 части по горизонтали или вертикали. Ребенка просят сложить элементы картинок так, чтобы получилось целостное изображение и определить, кто или что изображено на картинке. Просят показать части тела, сказать, зачем они нужны.
Анализ результатов
8. Предметная классификация (для детей 3 – 4 лет). Цель: - Оценка уровня процессов обобщения, способности группировки предметов по существенным признакам. - Оценка способности устанавливать логические связи и абстрагировать. - Оценка качества внимания, работоспособности. Диагностический материал: Для ребенка в 3-4 года - набор карточек с изображением предметов, которые возможно классифицировать (одежда, игрушки). Процедура проведения. Перед ребенком располагаются картинки по 3-4 в один ряд по общему признаку, остальные картинки дают ребенку и просят его разложить по группам самостоятельно (что к чему подходит). После того, как ребенок разложил картинки по группам, его просят назвать каждую группу обобщающим словом.
Анализ результатов
9. Исключение предметов (невербальные исключения). Цель: - Исследование внимания. - Исследование умения выделить существенные признаки предметов. - Исследование способности к обобщению. - Исследование логического мышления (вербально-логического). Диагностический материал: Для детей 5 - 6 лет - картинки с изображение 4-х предметов, три из которых могут быть объединены в одну группу по однородным существенным признакам, а 4-й предмет имеет отличный существенный признак и является «лишним» (Приложение №9). Процедура проведения: Перед ребенком кладут картинку с изображением 4-х предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть, выделить предметы, имеющие однородный существенный признак, назвать их обобщающим словом и объяснить, почему 4-й предмет является лишним. Например, на картинке изображены мяч, арбуз, кукла, кубики. Мяч, кубики, кукла имеют существенный одинаковый признак - они игрушки. А арбуз - не игрушка. Что же такое арбуз? Возможные ответы: овощ, еда, ягода. Он не игрушка, поэтому лишний.
Процедура проведения. Ребенку предлагается внимательно послушать рассказ, пересказать его и объяснить специфику описываемой ситуации. Дать оценку адекватности действий персонажей, побуждающих причин, характера персонажей. Объяснить скрытый смысл рассказа и сказать, чему учит этот рассказ. Анализ результатов
Анализ результатов
- Для ребенка в 5 лет - серия « Разбитая ваза » из 2-х картинок (Приложение №17).
Анализ результатов
- Для ребенка в 6 лет - серия «Обед » из 3-х картинок (Приложение №17).
Процедура проведения диагностического исследования: Перед ребенком раскладывают картинки. Просят внимательно рассмотреть все картинки и установить последовательность событий, т.е. логическую связь между изображенными событиями. При этом предупреждается, что картинки расположены неверно. Ребенку предлагается разложить их в соответствии с логическими связями, то есть в смысловой последовательности: с чего все началось, что было потом и чем все закончилось. Затем предлагается составить рассказ по картинкам. Просят дать оценку персонажам, их эмоциональному состоянию, поступкам.
Анализ результатов
Содержание и описание диагностического материала Цель: - Исследование экспрессивной диалогической речи, богатства лексики, конструкций предложений и умение понимать связную речь. - Оценка контактности, коммуникабельности. - Исследование запаса знаний и представлений об окружающем мире. - Оценка эмоциональности, мимики. - Исследование интонационного строя речи. - Изучение общей и социальной ориентировки, а так же ориентировка во времени и пространстве. - Оценка уровня познавательных интересов и их направленности. Используемые диагностические приемы: Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи. Процедура проведения диагностики общей осведомленности: Ребенку предъявляются следующие вопросы: -Как тебя зовут? - Сколько тебе лет? - Сколько тебе было год назад? - Сколько тебе будет через 1, 2 года? - Какое сейчас время года? - Назови весенние месяцы? (осенние, зимние). - Назови 3-й месяц. - Можно ли кататься на санках летом? Почему? - Когда ты завтракаешь: вечером или утром? - Можно ли купаться зимой? Почему? - Сколько дней в неделе? - На какой руке у тебя больше пальцев? - Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края? - Почему заяц летом серый, а зимой белый? - Что делают врач, учитель, повар? - Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход? - Каких ты знаешь насекомых? - Что такое транспорт? - Что такое листопад? «Золотая осень»? - На какой свет светофора переходят улицу? Оценка результатов
Цель: - Исследование качества внимания. - Исследование умения выделять объект восприятия из общего фона. - Исследование умения устанавливать причинно – следственные связи, заложенные в основе понимания сюжетных картин. - Исследование умения устанавливать пространственно – временные отношения. - Исследование эмоционального отношения к событиям, изображенным на картинках. - Исследование способности описать словесно сюжет картинок, составить по ним рассказ. Диагностический материал: Предлагаются картинки: Для ребенка в 7-8 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №2). Для ребенка в 8,5-9 лет - сюжетная картинка «Лентяйка» (Приложение №2). Для ребенка в 9-10 лет - сюжетная картинка «В автобусе» (Приложение №2). Процедура исследования: Ребенку предъявляется картинка. Его просят тщательно рассмотреть ее и сказать, что за событие на ней изображено, кто его участники, кто главный герой изображенного события. Определить, какова его роль в происшедшем и роль второстепенных действующих лиц. Ребенок должен дать характеристику основному действующему лицу и его поступку. Оценка результатов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.192 с.) |