Используемый государственной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Используемый государственной



ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ Г.УЛЬЯНОВСКА

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 18 ЛЕТ

 

 

                               

 

 

                                                         г. Ульяновск

                                                                2009г.

 

Экспериментальная программа для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью.

 

Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие»

 

Материалы подготовлены:

Клементьев В.В. – учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие».

Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей категории, председатель ГПМПК.

Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.

 

 Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева

 

                                                                   

 

 

                                                                              

 

 

© Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в

психолого-педагогической и медико-социальной помощи – областной центр диагнос-

тики и консультирования «Развитие», 2009.                                                         

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………..4

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого     государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 3 – 6 лет………………9

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 7 – 10 лет…………….19

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого     государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 11 – 14 лет……………26

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого     государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 15 – 18 лет……………33

 

Литература………………………………………………………………………………………...39

 

Приложения……………………………………………………………………………………….41

 

Введение.

В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает дифференциальная экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной дея­тельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться кор­рекция и компенсация нарушений, а в некоторых случа­ях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

В отечественной возрастной психологии и пе­дагогике давно признана необходимость осуществления си­стематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период детства происходит активное формирование личности ребенка, ко­торое непосредственно зависит от его социальных усло­вий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компен­сации и предупреждению вторичных отклонений в разви­тии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного воз­раста, основных типов нормального и аномального разви­тия в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная диагностика.

Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов дифференциальной диагностики на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром, педиатром, дефектологом, психологом, логопедом (при необходимости сурдологом, офтальмологом и др.).

Авторским коллективом специалистов ГПМПК г.Ульяновска на основе многолетней творческой работы, проанализирован и систематизирован диагностический материал, позволяющий провести экспресс-диагностику в течении 30-40 минут с детьми от 3 до 6 лет, от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет, и выделить среди детей 3 основные группы: дети с нормальным интеллектом, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с умственной отсталостью (УО). Данный комплект поможет свести риск установления ошибочного диагноза к минимуму и обоснованно подобрать образовательный маршрут ребенка в соответствии с его психофизическим статусом и выявленными отклонениями в его развитии.

Представленный в работе диагностический материал позволяет определить уровень развития познавательных процессов ребенка, степень сформированности его эмоционально-волевой сферы.

 При помощи описанных диагностических методик имеется возможность выявить причины, мешающие успешному усвоению программного материала, неумения перспективно мыслить, приводящие к формированию аномалий личности с несформированностью волевых, критических функций.

Совокупность диагностических методик, применяемых ГПМПК Ульяновской области и описанных в работе, позволяет выявить у ребенка наличие медицинских симптомов (гипердинамического, церебрастенического, неврозоподобного, астеноневротического и пр.), мешающих успешно учиться и жить в обществе.

Высокий профессионализм специалистов ГПМПК с опорой на грамотно систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка, что позитивно отражается на его будущем.      

Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов.

Предлагаемые методики экспресс-диагностики развития призваны определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения.

В основе диагностического материала лежат методики Забрамной С.Д. и Стребелевой Е.А. Кроме того, систематизируя диагностический материал, авторы опирались на следующие принципы, ранее описанные в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и т.д.):

- Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

- Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

- Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.

- Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

• отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого;

• умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

- Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.

Дифференциальная диагностика с использованием предлагаемого диагностического материала включает в себя следующие этапы:

Бшая осведомленность.

Цель:

- исследование устной речи;

- исследование умения вступать в контакт, коммуникабельность;

- исследование сферы интересов и знаний;

- исследование системы отношений, эмоций, личности;

- изучение ориентировки в месте и времени, общей ориентировки, социальной ориентировки;

- исследование непосредственного запоминания;

- исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационногостроя речи;

- исследование личности: интересов, объема и содержания знаний;

-исследование познавательных интересов, их избирательности;

Конструирование

Цель: исследование особенности деятельности, пространственной ориентации,

работоспособности, интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам.

Предметная классификация

Цель: выявление актуального уровняразвития понятийного мышления ребенка.

Опосредованное запоминание

Цель: исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

Подбор по аналогии

Цель: исследование возможности установления скрытыхлогических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями.

Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 3 до 6 лет

(по этапам обследования).

 

1. Установление контакта.

Цель:

- Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.

- Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.

Средства, облегчающие установление контакта:

- Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

Если ребенок готов вступить в беседу, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать).

- Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

Диагностическим материалом являются игрушки, бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.

 

 Оценка результатов первого этапа

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание. Для установления контакта требуется предварительная игра или картинка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести в работу. Не испытывают волнения. Поведение их и требования чаще спонтанны, внимание пассивное.  Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

 

Общая осведомленность.

Цель:

- Выявление точности представлений ребенка о себе (пол, возраст, кем станет когда вырастет (тетей или дядей?), о семье, о родственниках и друзьях с просьбой назвать их возраст, имена, кто кого старше или младше.

- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений, познавательных интересов.

- Оценка возможностей ориентировки на листе бумаги, а также окружающем мире во времени и пространстве.

- Оценка качества речи, умения понимать речь.

Используемые диагностические приемы: 

- Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности (мире).

- Предметные картинки или картинки-действия, помогающие облегчить диагностику.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

В возрасте 3 – 4-х лет ребенку предъявляются следующие вопросы:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Ты мальчик или девочка?

- Кем ты будешь, когда вырастешь? Тетей или дядей?

- Вопросы о близких, их именах.

- Знание частей тела, лица, их назначение.

- Знание бытовых предметов и их назначение.

- Знание стихов.

В возрасте 4 -5 лет вопросы усложняются:

- Сведения о себе, близких.

- Сведения о погоде, об изменениях в природе.

- Сведения о животных.

- Характер труда взрослых (повар, врач, воспитатель).

- Понимание обобщающих понятий (их содержание): игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

- Знание сказок, стихов.

В возрасте 5 – 6-ти лет:

- Кроме выше перечисленных вопросов ребенок определяет время года по описательным признакам, время суток на данном этапе (день, ночь). 

- Называет домашних животных и их деток (диких животных – их деток).

- Называет любимые фрукты, их отличие от овощей.

 - Знает, что такое транспорт и правила, когда можно переходить дорогу.

 - Выявляется знание сказок, стихов, загадок.

 При сложностях вербального контакта, ребенку предъявляются картинки с просьбой показать деток животных, домики животных, птиц и насекомых; любимую пищу животного.

 Предлагается определить положение предметов относительно других предметов, определить профессию человека (милиционер, повар, врач).

 

  Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Легко справляются с вопросами.  Общая осведомленность соответствует возрасту. Замедленно осмысляют вопросы, требуют их повторить. При ответах – нуждаются в наводящих вопросах.  Общая осведомленность у них не соответствует возрасту. Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения, наводящие вопросы, наглядное пособие.  Общая осведомленность низкая. Представления часто искажены или нелепы.

 

Цель:

- Исследование внимания, умения выделять главное.

- Выявление установления причинно - следственных отношений.

- Оценка эмоционального отношения ребенка к действию и действующим лицам.

- Выявление возможности описания содержания картинки словами.

Диагностический материал:

Для ребенка в 3 – 4 года - сюжетная картинка «Обидели» (Приложение №1).

Вопрос: Кто обидел девочку? Где здесь хороший (добрый) мальчик?

Для ребенка 4 - 5 лет – сюжетная картинка «Заяц и морковки» (Приложение №1).

Вопросы: Что случилось с зайчиком? Почему он не может идти дальше? Почему у него такой большой живот?

Для ребенка 6 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №1).

Вопрос: Почему игрушки убегают от мальчика?

Процедура исследования:

Ребенку предъявляется картинка, сообщается ее название, просят внимательно рассмотреть ее и сказать, что произошло с главным персонажем, кто или что виновато в происходящем, назвать и охарактеризовать героев. Попутно просят определить время года, погоду, пространственное расположение изображений, эмоциональное состояние героев.

 

Оценка результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Ребенок понимает смысл изображенного, правильно описывает сюжет. Работают при активизации внимания, по наводящим вопросам.  Чаще всего сюжет осмысливают частично, с трудом определяют эмоциональное состояние героев и путают их роль. При активизации внимания, направляющей помощи и даже дополнительной информации не в состоянии установить причинно-следственные отношения и эмоциональное состояние. Сюжет воспринимают искаженно.

 

Узнавание нелепиц.

Цель:

- Исследование качества зрительного восприятия, его полноты, целостности; сохранности и целостности представлений.

- Исследование качества внимания.

- Оценка возможности ребенка к практическому анализу изображенных нелепиц и внесению в изображение своих коррективов.

- Оценка эмоционального отношения к нелепицам.

- Исследование мышления.

Диагностический материал:

Для ребенка в 3 – 4,5 года -  картинки «Хвостики перепутали» с изображением 2-х вариантов нелепостей (Приложение №5).

  Для ребенка 4,5 - 6 лет - картинка «Хвостики перепутали» с изображением 5-ти вариантов нелепостей (Приложение №5).

   Процедура исследования:

  Ребенку предлагается картинка с нелепостями. Просят рассмотреть картинку и сказать, все ли здесь правильно нарисовано, все ли на том месте, где и положено.

 Если что-то не так (неправильно) нарисовано или находится не там, где положено, то ребенку предлагается сказать, что же «не так», показать и объяснить (почему?).

 

Оценка результатов:

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Легко находят нелепость, эмоционально на нее реагируют (смехом, удивлением).  Говорят - как должно быть. Требуют дополнительных инструкций, стимуляции внимания. Демонстрируют недостаточную целостность представлений и восприятий.  Выполняют только часть задания самостоятельно. Эмоционально реагируют слабо или не реагируют на нелепость. Требуют побуждающих к работе действий. Легко отвлекаются, забывают вопросы, не понимают, что от них требуется и быстро перестают работать. Помощь в работе не принимают. Эмоциональная реакция на нелепость отсутствует.

 

Конструирование.

Цель:

- Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.

- Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.

Диагностический материал:

- 18 палочек красного и синего цвета, причем синие палочки длиннее красных.

Процедура проведения:

В возрасте 3 - 4,5 лет - предлагается построить фигурки по образцу, выстроенному исследователем.

 Это «дорожка», «окошко».

В возрасте 4,5 -6 лет - предлагается построить «заборчик» из палочек 2х цветов по образцу, выстроенному исследователем.

 

 

Анализ результатов:

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Свободно копируют образец, выстраивая требуемую конструкцию Требуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых.  Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания. Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом, пытаясь иногда повторять действия исследователя, не уловив их смысла, хаотично расставляя палочки.  Не воспринимают осмысленно обучающих действий исследователя.

 

7. Складывание разрезных картинок.

Цель:

- Исследование внимания и представлений.

- Исследование пространственной координации, мышления.

- Исследование перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого в их правильном пространственном расположении.

Диагностический материал:

Для ребенка в 3 года - картинка «Матрешка», из 2х частей (Приложение №8).

Для ребенка 4-5 лет - картинка «Леопард», «Мяч» из 3х частей (Приложение №8).

Для ребенка 5-6 лет – картинка «Мишка» из 4х частей (Приложение №8).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляются элементы картинки разрезанной на 2-4 части по горизонтали или вертикали.

Ребенка просят сложить элементы картинок так, чтобы получилось целостное изображение и определить, кто или что изображено на картинке. Просят показать части тела, сказать, зачем они нужны.

 

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
По части легко восстанавливают образ целого, легко справляются с заданием, не нарушая плоскости, в которой должны располагаться картинки. Свободно отвечают на вопросы по картинке. Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Работают медленно, допускают ошибки.  Действия их неловки, медлительны.  Чаще всего рисунок складывается не в той плоскости.  Последующее аналогичное задание ребенок выполняет правильно. Хаотично прикладывают элементы картинки.  Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

 

 

8. Предметная классификация (для детей 3 – 4 лет).

 Цель

- Оценка уровня процессов обобщения, способности группировки предметов по существенным признакам.

- Оценка способности устанавливать логические связи и абстрагировать.

- Оценка качества внимания, работоспособности.

Диагностический материал:

Для ребенка в 3-4 года - набор карточек с изображением предметов, которые возможно классифицировать (одежда, игрушки).

Процедура проведения.

Перед ребенком располагаются картинки по 3-4 в один ряд по общему признаку, остальные картинки дают ребенку и просят его разложить по группам самостоятельно (что к чему подходит).

После того, как ребенок разложил картинки по группам, его просят назвать каждую группу обобщающим словом.

 

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Сравнительно легко определяют, по какому признаку разложены картинки и выполняют работу самостоятельно, опираясь на этот признак.  Объединяют предметы каждого ряда обобщающим словом, так как проводят классификацию по существенному признаку. Испытывают трудности при установлении характера способа действия, нуждаются в дополнительной организующей помощи и испытывают трудности в адекватной оценке обобщающего группу существительного признака.  Затрудняются назвать группу обобщающим словом, но помощь принимают и используют в аналогичных случаях. С заданием не справляются, группы формируют на основе конкретных признаков. Помощь использовать не могут, работу до конца не доводят. Отношение к работе формальное.

 

       9. Исключение предметов (невербальные исключения).

Цель:

- Исследование внимания.

- Исследование умения выделить существенные признаки предметов.

- Исследование способности к обобщению.

- Исследование логического мышления (вербально-логического).

Диагностический материал:

Для детей 5 - 6 лет - картинки с изображение 4-х предметов, три из которых могут быть объединены в одну группу по однородным существенным признакам, а 4-й предмет имеет отличный существенный признак и является «лишним» (Приложение №9).

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут картинку с изображением 4-х предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть, выделить предметы, имеющие однородный существенный признак, назвать их обобщающим словом и объяснить, почему 4-й предмет является лишним. Например, на картинке изображены мяч, арбуз, кукла, кубики. Мяч, кубики, кукла имеют существенный одинаковый признак - они игрушки. А арбуз - не игрушка. Что же такое арбуз? Возможные ответы: овощ, еда, ягода. Он не игрушка, поэтому лишний.

 

Процедура проведения.

  Ребенку предлагается внимательно послушать рассказ, пересказать его и объяснить специфику описываемой ситуации. Дать оценку адекватности действий персонажей, побуждающих причин, характера персонажей. Объяснить скрытый смысл рассказа и сказать, чему учит этот рассказ.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Лишь иногда нуждаются в наводящих вопросах при осмыслении рассказа.  Чаще осмысляют рассказ самостоятельно и правильно отвечают на вопросы по прочитанному.  Делают правильные выводы. Нуждаются в помощи при осмыслении рассказа в форме дополнительного объяснения и наводящих вопросов. Выводы делать затрудняются, но при помощи вопросов или предъявлении 2-3х возможных вариантов ответов, чаще делают адекватные умозаключения. В этом возрасте не в состоянии понять рассказ и осмыслить его. Оказываемая помощь иногда дает возможность лишь частичного понимания текста, но не смысла. Умозаключения искажены.

 

Анализ результатов

Задаваемые

вопросы

                         Предполагаемые ответы

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
1 Что делают зайчики на 1-ой картинке?   Зайчики несут морковку, а один из них ее ест. Несут морковку. Гуляют.
2 Какой из  2-х зайчиков ест морковку?     Показывает верно. Показывает верно после рассмотрения картинки и активизации внимания.
3 Куда исчезла морковка? Ее съел зайчик. (Показывает верно). Съели зайчики. Потеряли.
4 Какой зайчик съел морковку?   Показывает верно после активизации внимания. Показывает неверно. Умозаключение искажено.

 

- Для ребенка в 5 лет - серия « Разбитая ваза » из 2-х картинок (Приложение №17).

 

Анализ результатов

Вопросы

                         Предполагаемые ответы

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
1 Что изображено на 1-ой картине? Мальчик играет в мяч в комнате. Мальчик играет. Мальчик, мяч, стол, цветы.
2 Что случилось потом, на 2-ой картине? Вазу разбили. Разбил кто-то вазу. Бросили мяч.
3 Кто разбил вазу? Мальчик. Мяч. Сама.
4 Вазу разбил мальчик или мяч?   Мальчик. Мяч.

 

- Для ребенка в 6 лет - серия «Обед » из 3-х картинок (Приложение №17).

           

Процедура проведения диагностического исследования:

Перед ребенком раскладывают картинки.

 Просят внимательно рассмотреть все картинки и установить последовательность событий, т.е. логическую связь между изображенными событиями.

При этом предупреждается, что картинки расположены неверно.

 Ребенку предлагается разложить их в соответствии с логическими связями, то есть в смысловой последовательности: с чего все началось, что было потом и чем все закончилось. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Просят дать оценку персонажам, их эмоциональному состоянию, поступкам.

 

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Понимают задание, используя имеющиеся опыт и знания.  Легко отгадывают загадку, радуются тому, что это им удается.  Работают с интересом и с увлечением. Не имеют достаточного запаса сведений, наблюдательности,  развитого воображения, логического мышления и представления об окружающем мире.  Отгадывают загадки конкретного, описательного характера чаще с опорой на картинку. Интерес к заданию формальный, результат не интересует.  К 5-и годам им частично доступны загадки абстрактного характера. Задание осмысливают не всегда, дают случайные, часто нелепые отгадки. Помощь в виде картинок не принимают. Формальны.  Интереса к загадкам и предлагаемым картинкам - опорам нет.

 

Содержание и описание диагностического материала

Цель:

- Исследование экспрессивной диалогической речи, богатства лексики, конструкций предложений и умение понимать связную речь.

- Оценка контактности, коммуникабельности.

- Исследование запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Оценка эмоциональности, мимики.

- Исследование интонационного строя речи.

- Изучение общей и социальной ориентировки, а так же ориентировка во времени и пространстве.

- Оценка уровня познавательных интересов и их направленности.

Используемые диагностические приемы

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

 -Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе было год назад?

- Сколько тебе будет через 1, 2 года?

- Какое сейчас время года?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Можно ли кататься на санках летом? Почему?

- Когда ты завтракаешь: вечером или утром?

- Можно ли купаться зимой? Почему?

- Сколько дней в неделе?

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

- Что такое транспорт?

- Что такое листопад? «Золотая осень»?

- На какой свет светофора переходят улицу?

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
С легкостью и эмоциональным оживлением отвечают на вопросы, пользуясь при этом развернутой фразой, обнаруживая достаточно большой запас слов.  Хорошее понимание вопросов и инструкций, соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире. Обнаруживают достаточно большой дефицит знаний и представлений. Обнаруживают некоторую растерянность и беспомощность при выполнении работы, нуждаются в оказании помощи в форме вопросов, подсказок.  Речь бедна, фраза короткая, грамматический строй речи часто значительно страдает. Запас знаний и представлений ниже возрастной нормы. Обнаруживают низкую общую осведомленность.  Помощь принимают плохо.  От работы быстро переключаются на игры.  Речь бедна, невыразительна, грамматически неправильна. Интерес к вопросам формальный. Мимика оживляется при переходе к игре.  Запас знаний и представлений об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы.

 

Цель:

- Исследование качества внимания.

- Исследование умения выделять объект восприятия из общего фона.

- Исследование умения устанавливать причинно – следственные связи, заложенные в основе понимания сюжетных картин.

- Исследование умения устанавливать пространственно – временные отношения.

- Исследование эмоционального отношения к событиям, изображенным на картинках.

- Исследование способности описать словесно сюжет картинок, составить по ним рассказ.

Диагностический материал:

Предлагаются картинки:

Для ребенка в 7-8 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №2).

Для ребенка в 8,5-9 лет - сюжетная картинка «Лентяйка» (Приложение №2).

Для ребенка в 9-10 лет - сюжетная картинка «В автобусе» (Приложение №2).

Процедура исследования:

Ребенку предъявляется картинка.

Его просят тщательно рассмотреть ее и сказать, что за событие на ней изображено, кто его участники, кто главный герой изображенного события.

Определить, какова его роль в происшедшем и роль второстепенных действующих лиц. Ребенок должен дать характеристику основному действующему лицу и его поступку.

Оценка результатов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.192 с.)