У вас есть другие, более приоритетные ожидания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У вас есть другие, более приоритетные ожидания



Если вы пришли к выводу, что ваш ребенок может уверенно выполнять данное требование, но решили отдать приоритет каким‑то другим, отложите его, хотя бы на время (план В). Помните: если вы возьметесь за несколько проблем сразу, вполне вероятно, что не справитесь ни с одной.

 

РОДИТЕЛЬ: Алисия, ты не забыла, что мы решили обсудить несколько проблем? Будем думать, как помочь вам с сестрой договориться, кому сидеть на переднем сиденье, когда мы едем в машине. Еще нужно что‑то придумать, чтобы ты не сидела с мобильником до ночи и могла высыпаться. Потом попробуем разобраться, как обойтись без ссор, когда вы с братом вместе смотрите телевизор. Думаю, пока нам есть над чем поработать. Поэтому, если ты не против, давай ненадолго отложим проблему обедов вместе с семьей и решим ее, когда частично уладим остальные.

АЛИСИЯ: Значит, я не должна обедать вместе со всеми?

РОДИТЕЛЬ: Нет… пока мы будем заниматься другими проблемами.

 

Некоторым родителям трудно отложить требования на время. Часто это объясняется тем, что каждое из них они считают исключительно важным. Но такого не может быть. Если все одинаково важно, значит, на самом деле ничего важного нет.

Вот еще один пример плана В.

 

Дениз наводила порядок в подвале и наткнулась на коробку с реликвиями прошлого, хранившимися с тех пор, когда дети были совсем маленькими. Коробка была набита старыми детскими футболками, игрушками, там были даже старые табели успеваемости. Дениз начала просматривать первые табели успеваемости Ника и поймала себя на воспоминаниях о его ранних школьных годах, когда она поняла, что с учебой у него будет непросто. Особенно отчетливо, как будто это было вчера, в памяти всплыл один вечер. Тогда у них в гостях была ее мать.

Ник учился во втором классе. В тот день он сидел за кухонным столом, пытаясь закончить письменное домашнее задание.

– Я не знаю, как это делать! – сказал он, промучившись с заданием больше часа.

Дениз вспомнила, что тогда ей казалось очень важным, чтобы Ник осознал ценность упорной и старательной работы. «Старайся, милый, – и у тебя все получится», – принялась наставлять она.

– Я не знаю, что писать! – возразил Ник.

– Я, конечно, могу тебе сказать, что писать, но тогда это будут мои слова, а не твои, – ответила Дениз.

У Ника выступили слезы:

– Я не знаю, какие слова написать.

Дениз взглянула на задание:

– Тебе нужно написать два абзаца о том, какие развлечения ты любишь. Ну же – ты можешь это сделать. Подумай, что тебе нравится. Ведь есть множество вещей, которыми тебе нравится заниматься.

– Я не знаю, какие слова использовать! – упрямо твердил Ник, повышая голос.

Ник уже не первый раз повторял эту фразу, но только сейчас она дошла до Дениз и заставила ее отреагировать. Она увидела, что лист бумаги перед сыном до сих пор оставался пуст.

– Как это ты не знаешь, какие слова использовать?

– Я не могу придумать нужные слова, – сказал Ник.

– Ты знаешь, о чем хочешь написать? – спросила Дениз.

– О рисовании, – ответил Ник.

– Хорошо, пиши о рисовании. Чем тебе нравится рисование?

– Это интересно… и никто не кричит, чтобы я старался, – сказал Ник.

– Ну вот и напиши об этом.

– Я не знаю, как начать. И я не знаю, как пишется слово «рисование».

– Рисование пишется так: р‑и‑с‑о‑в‑а‑н‑и‑е. Что значит, ты не знаешь, как начать?

– Нужно, чтобы ты придумала начало, – упорствовал Ник.

– Ты имеешь в виду первое предложение? – уточнила Дениз несколько озадаченно.

– Да! – сказал Ник с облегчением от того, что наконец сумел ясно выразить, что ему нужно.

– Например: «Одно из моих любимых занятий – рисование», – подсказала Дениз.

Ник немедленно принялся писать.

– А что мне написать после этого?

– Ты должен написать, чем именно тебе нравится рисование, – сказала Дениз.

– Мне нужны слова, – умоляюще канючил Ник.

– Хм, как насчет «Вот несколько вещей, которые мне нравятся в рисовании», – предложила Дениз.

Ник опять быстро записал фразу.

Мать Дениз наблюдала за происходящим, стоя у кухонной раковины. Наконец ее терпение лопнуло.

– Ты что, собираешься сделать всю работу за него? – спросила она.

– Он уже больше часа мучается, и я не вижу смысла продолжать эту канитель. Мое простое сидение рядом ему не поможет.

– Ты собираешься и в вуз пойти вместе с ним? И там будешь все писать за него? – поинтересовалась бабушка.

– Он не в вузе, мама. Он во втором классе. Дело не в том, что он не хочет работать. Он… просто не может.

– Что значит, не может? Конечно, может!

– Мы сталкиваемся с этим каждый раз, когда ему задают письменное задание, – задумчиво произнесла Дениз. – Я начинаю подозревать, что, возможно, здесь что‑то не так.

– Если что‑то не в порядке, разве это не заметили бы в школе?

– Откуда я знаю? Но завтра я позвоню его учительнице. Интересно, догадывается ли она, сколько времени мы тратим на домашнюю работу.

Вдруг Дениз заметила, что Ник написал несколько предложений самостоятельно.

– Теперь все в порядке, детка? – спросила она.

– Да. Мне просто нужна была помощь, чтобы начать, – сказал Ник.

 

Планирует ли Дениз постоянно откладывать надежду на то, что Ник будет самостоятельно делать письменные задания от начала и до конца? Нет. Когда этот вопрос вновь попадет в разряд ожиданий? Когда она поймет, что это требование выполнимо.

И снова возникает вопрос: что делать, если вас действительно беспокоит нерешенная проблема, которая имеет приоритетное значение, и вы понимаете, что она вполне преодолима, но при этом не уверены, что можете позволить ребенку решать ее самостоятельно? Работайте над ней вместе, в сотрудничестве с ним, используя план Б. Как это делается? Вы уже знаете о трех этапах, а подробности мы рассмотрим в следующей главе.

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос: Если я твердо намерен добиться решения проблемы? Нужен план А, верно?

Ответ: Тот факт, что вы твердо настроены решить проблему, вовсе не означает, что лучший способ этого добиться – прибегнуть к плану А. Ваш боевой настрой поможет вам и в случае применения плана Б.

 

Вопрос: Но разве не обязанность родителя быть решительным?

Ответ: Нет, если вы сводите понятие «решительность» к «навязыванию решений». Ваша решительность будет полезна, если поможет вам осознать, что проблема действительно существует и требует проработки.

 

Вопрос: Почему бы не начать с плана А, а затем, если он не сработает, перейти к плану Б?

Ответ: Вопрос предполагает, что план А предпочтительнее и должен автоматически применяться для решения проблем. На самом деле предпочтительнее план Б, именно его и следует использовать в первую очередь.

 

Вопрос: Но, прибегая к плану Б, не потеряю ли я свой авторитет?

Ответ: Нисколько. К тому же приобретете партнера.

 

Вопрос: Мои друзья называют меня наседкой, которая постоянно следит за детьми, чрезмерно опекает их, вникая во все мелочи. А я просто хочу, чтобы у них все было хорошо. Разве это неправильно?

Ответ: Нет, конечно, это замечательно. И хорошо, что участвуете в их жизни. Но вы не сможете быть рядом с ними всегда, поэтому важно заложить основу для того, чтобы они могли решать жизненные проблемы и прокладывать себе путь самостоятельно, без вас. Им важно начать думать независимо от вас, потому что вы – это не они, а они – не вы.

 

Вопрос: Я живу по принципу «либо потонешь, либо выплывешь». Это неправильно?

Ответ: Если ваш ребенок знает, как удержаться на волнах жизни, все в порядке. Но поскольку волны бывают такими большими, что ребенку трудно их преодолеть, вам придется расширить свой родительский кругозор и арсенал способов помощи и влияния.

 

Вопрос: Разве плохо, если дети побаиваются родителей?

Ответ: Очень многие дети придерживаются правильного пути из страха, во всяком случае поначалу. Но страх проходит. Как только это случается – а рано или поздно это обязательно случается, – они начинают сбиваться с курса, поскольку никогда не имели возможности понять и проанализировать собственные ценности, предпочтения и убеждения. Их поведением руководил только страх. И вам нужно заставить их заглянуть в себя, чтобы разобраться, что к чему.

 

Вопрос: Только ли родительские ожидания способны вызывать несовместимость, или у ребенка могут возникнуть трудности из‑за его собственных ожиданий?

Ответ: Обычно именно родители формируют ожидания, по крайней мере в раннем возрасте. Но верно и то, что у многих детей начинают появляться собственные ожидания: например, с кем они хотят дружить, какую оценку рассчитывают получить на тестировании и т. п. И если им трудно соответствовать своим ожиданиям, возникает несовместимость и появляются проблемы, которые нужно решать.

 

Кайла раскладывала выстиранные вещи Брэндона, пока он был в школе, в ящики его комода. Укладывая одну из футболок, она заметила сложенный листок бумаги. Это был школьный табель успеваемости за полугодие. Она знала, что оценки должны вот‑вот выставить, но не знала, что они уже известны. Когда она взглянула на результаты сына, то поняла, что Брэндон мог умышленно скрывать свой табель. Низкая оценка по истории была явным тому доказательством, хотя и другие оценки тоже были не ахти. Кайла села на кровать Брэндона и начала читать замечания учительницы по истории:

«Брэндон плохо справился с двумя важнейшими тестами в этом полугодии: у него средний балл – 47. Он стал менее активен на занятиях. Брэндон должен тщательнее готовиться к тестам, чтобы участвовать на уроке в обсуждении пройденного материала. Я очень надеюсь, что в следующем полугодии он будет заниматься более старательно».

– О Господи! – громко сказала несколько потрясенная Кайла.

Брэндон никогда не проваливал экзамены. И его старательность никогда не вызывала сомнений. Шок быстро перерос в гнев. «Он прячет табель? Как будто я не узнаю, что он провалился по истории? Не могу поверить!» Она снова сложила табель, убрала в карман и стала ждать возвращения Брэндона, размышляя о том, что ее раздражало больше – оценка или ее сокрытие, и обдумывая варианты наказания.

Через пятнадцать минут пришел Брэндон и сразу почуял неладное.

– Что случилось? – спросил он.

Кайла вытащила табель из кармана и продемонстрировала его:

– Вот что.

– Ты все‑таки нашла его.

– Ты его спрятал?

– Я собирался показать его тебе.

– Когда? Когда снова провалишь историю?

– Нет…

– А когда же?

– Не знаю…

– Ну что ж, я его уже посмотрела.

Брэндон промолчал.

– Не хочешь рассказать, как ты ухитрился завалить историю? – спросила она.

– Не знаю.

– Не хочешь рассказать, почему я не знала, что у тебя плохо с историей?

– Я не хотел, чтобы ты злилась.

– Зато я злюсь теперь.

– И я не хотел, чтобы Тони узнал.

Это дало Кайле короткую передышку.

– Он помогал тебе делать домашнюю работу?

– Я в его помощи не нуждаюсь.

– У тебя плохо с историей, и ты не нуждаешься в его помощи?

– Он только орет на меня. Это мне не помогает.

– Как же получилось, что ты мне не сказал?

Сын пожал плечами.

– Брэндон, почему ты мне не сказал?

– Что не сказал?

– Что Тони не помогал тебе с домашней работой?

Брэндон снова пожал плечами.

– Тебе не кажется, что я должна была знать об этом?

– Я не хотел начинать ссору.

– Ну я ведь не могу помочь тебе с домашними заданиями. Я на работе, когда ты должен делать уроки.

– Я знаю.

Они уставились друг на друга.

– Можно я пойду в свою комнату? – спросил Брэндон.

– Что будем делать с этим табелем?

– Не знаю.

На работе той ночью Кайла постоянно думала о табеле Брэндона.

– Ты сегодня какая‑то тихая, – заметила Черил, одна из санитарок, когда они сидели на посту медсестер.

– У меня голова идет кругом от забот.

– Беспокоишься по поводу мистера Бисона? – спросила Черил, имея в виду пациента, которого только что перевели на их этаж из отделения интенсивной терапии. – Я могу заняться им вместо тебя.

– Нет‑нет, я сама буду ухаживать за ним. Не о нем я беспокоюсь.

– Ну ладно. Я не хотела совать нос в твои дела, – Черил повернулась к экрану своего компьютера.

– Проблемы с сыном. И я ничего не могу с этим поделать, потому что я здесь.

– А в чем дело?

– Он не успевает по истории и при этом спрятал от меня свой табель успеваемости.

Сочувственный взгляд Черил не успокоил Кайлу.

– А, спрятанный табель… У меня было несколько таких случаев.

Кайла вспомнила, что дети Черил старше.

– Да ну?

– Конечно. Какой ребенок не прятал свой табель от родителей?

– Мой сын никогда этого не делал, – сказала Кайла. – До сегодняшнего дня.

– Ты расспросила его об этом?

– Теперь мне кажется, что это было больше похоже на допрос.

Черил засмеялась:

– Ты просто расстроилась.

– Черт, конечно, я расстроилась. Я хочу, чтобы он достиг большего, чем я. Я переехала к своему бойфренду, чтобы Брэндон мог ходить в хорошую школу. А теперь он заваливает историю и прячет свой табель.

– Да уж. Что он сказал, почему у него плохо с историей?

– Он мало что сказал. Но я и не дала ему такой возможности.

– Вот что значит устраивать допросы, – Черил улыбнулась.

– Сказал, что не хочет, чтобы мой бойфренд помогал ему делать уроки. Говорит, что он только орет на него.

– Не слишком идеальные условия для выполнения домашних заданий, – заметила Черил.

– Вот именно. Впрочем, у нас практически нет выбора, – сказала Кайла. – Я почти каждый вечер здесь. А как раз в это время он делает уроки. Поэтому я просто не знаю, как быть.

– А что говорит Брэндон о том, что ты должна делать?

– Откуда ему знать, что мне делать? Ведь это я родитель.

– Да, но это не делает из тебя гения… или телепата. Одна вещь, которую я усвоила на своем тяжком пути воспитания детей (и на это ушло довольно много времени), состоит в том, что я не должна была решать за них все их проблемы. И что они гораздо лучше меня понимали, что им мешает добиваться успехов.

– Что‑то я не улавливаю твою мысль.

– Все, что тебе известно, – это то, что Брэндон провалил тест по истории и не хочет, чтобы твой бойфренд ему помогал. Но ты же не знаешь, почему на самом деле он провалил историю. Поэтому откуда тебе знать, что с этим делать?

– Что значит «я не знаю, почему он провалил историю»? Его учительница сказала, что он просто не старается.

Черил снова засмеялась:

– Учителя всегда так говорят! Тебе бы лучше спросить самого Брэндона.

– Я как раз собиралась никуда не пускать его, пока он не начнет получать приличные оценки по истории.

– А как это может устранить причину его проблем с историей?

Кайла задумалась.

– Ну, он должен знать, что оценку по истории нужно улучшить.

– Держу пари, он тоже хочет улучшить свою оценку!

Кайла обдумала это замечание.

– А тебе не кажется, что ему нужна моя помощь?

– Может быть. Но я не уверена, что это та помощь, о которой ты думаешь.

На пост поступил сигнал из палаты 1212.

– Миссис Коэн. Это твоя пациентка, – сказала Черил. – Если хочешь, я схожу к ней.

– Нет, я сама, – ответила Кайла. – Решить ее проблемы гораздо легче. Для меня это будет приятным разнообразием.

 

Под давлением обстоятельств большинство хватаются за план А. Но поскольку нерешенные проблемы – вещь предсказуемая (у вас есть их список и определены приоритеты), вы можете работать над ними в упреждающем режиме и, следовательно, не будете слишком часто оказываться в ситуации психологического давления. Это первое. Во‑вторых, если вы с ребенком находитесь в отношениях партнерского сотрудничества, вы не должны сами решать все его проблемы, вы делаете это вместе. В‑третьих, нерешенные проблемы из вашего списка, скорее всего, так и останутся нерешенными, пока у вас не будет нужной информации от вашего партнера.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.8.127 (0.056 с.)