Дети делают успехи, если могут 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети делают успехи, если могут



 

Существует мнение, что, если бы ребенок мог хорошо учиться, он бы обязательно хорошо учился. Если он не справляется – не отвечает тем или иным ожиданиям, – ваш долг состоит в том, чтобы выяснить причины и поместить недостаточную мотивацию в самый конец этого списка. Еще лучше – совсем вычеркнуть эту причину. Недостаточная мотивация не служит убедительным объяснением чего‑либо. Если вы не можете выявить причины самостоятельно, ваша задача – найти того, кто вам поможет.

Вот еще одна тема, тесно связанная с предыдущей и такая же важная.

 

Ваш ребенок предпочел бы делать успехи

 

Общество устроено так, чтобы быть благоприятным местом для преуспевающих. В целом, какими бы ни были субъективные мотивы плохой успеваемости, все их перевешивают мотивы к тому, чтобы преуспевать. Исходить из того, что ребенка, не справляющегося с ожиданиями, следует мотивировать на то, чтобы он им соответствовал, практически всегда неправильно. Навыки – это локомотив, который тащит поезд; мотивация – последний, служебный, вагон.

И еще одна тема.

 

Хорошо выполнять родительские обязанности – значит реально смотреть на вещи и работать с тем, что у вас есть

 

Как родитель вы каждую минуту беспокоитесь о своем ребенке и ожиданиях, которые он оправдывает или нет, о том, реалистичны ли ожидания, которым ему трудно соответствовать, о поиске лучших способов сохранения баланса между его характеристиками и вашими знаниями, опытом и ценностями. Прекрасно, если чей‑то сын или дочь отвечают тому или иному ожиданию, но это не имеет никакого отношения к вашему ребенку и ожиданиям, с которыми он не справляется. Интересно, конечно, узнать, какие карты на руках у других игроков. Но когда приходится работать с тем, что у вас есть, вам с вашим чадом будет гораздо лучше, если вы сосредоточитесь на собственных. Должен заметить, что принцип «дети делают успехи, если могут» можно применить и к вам. Оказывается, родители тоже делают успехи, если могут.

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос: Разве я как родитель не отвечаю за то, каким вырастет мой ребенок?

Ответ: Мы уже говорили, что малыш начинает свою жизнь в этом мире не с чистого листа: еще до появления на свет он уже что‑то собой представляет. Это значит, что у вас меньше возможностей влиять на то, каким он вырастет, чем вам кажется. Ваша обязанность – научиться работать с тем «материалом», который у вас есть, чутко реагировать на нужды ребенка, оказывать на него влияние, став в его глазах настоящим авторитетом, и справляться с несовместимостью так, чтобы выявить лучшие качества, присущие вам и ему.

 

Вопрос: Значит, назначаемые взрослыми дисциплинарные меры полностью выпадают из арсенала родительских средств воспитания?

Ответ: Большой вопрос, нужны ли вам на самом деле эти меры воздействия. Таблицы достижений с разными значками, введение и отмена запретов, временное лишение игр и уличных прогулок (все это я называю неестественными, или искусственными, дисциплинарными мерами) в действительности выполняют только две функции: они дают понять детям, что те не отвечают тому или иному ожиданию (об этом им можно просто сказать, да они и сами, вероятно, в курсе), и мотивируют на его соответствие (но поскольку «дети делают успехи, если могут», значит они уже достаточно мотивированы). Если ребенку что‑то мешает отвечать ожиданиям, нужно непременно выяснить причины, а дисциплинарные меры этой информации не дают. Наоборот, они могут затруднить ее сбор; дети иногда замыкаются в себе, если боятся родительского гнева или наказаний.

Нужно отметить, что есть и другие виды дисциплинарного воздействия помимо тех, что разработаны взрослыми. Существуют естественные последствия: плохие оценки, чувство неловкости, неизбрание в желаемую команду и т. п., – которые обычно сильно действуют, стимулируют и к тому же неизбежны. Остается загадкой, почему многие родители добавляют свои дисциплинарные меры, когда уже и так ясно, что эффективные и убедительные естественные последствия не приводят к цели. Ребенку нужно от вас нечто иное.

 

Вопрос: У меня такое ощущение, что я не смогу достучаться до своего ребенка, если не буду использовать дисциплинарные меры.

Ответ: Если вы хотите донести до ребенка свое беспокойство по поводу несоответствия им ожиданий, хотите, чтобы ваша озабоченность была воспринята серьезно, и при этом стремитесь добиться решения проблемы, вы можете выбрать другой путь, который поможет выполнить эту задачу. Вы узнаете о нем в следующей главе.

 

Вопрос: Разве меры дисциплинарного воздействия не должны быть безотлагательными?

Ответ: Многих из нас учили, что разработанные воспитателями дисциплинарные меры должны применяться немедленно, чтобы была видна связь между поступками ребенка и их последствиями. Это часто приводит к двум ошибкам: первая – к фокусированию внимания в первую очередь на его поведении; вторая – к поспешным выводам и действиям. Но назначаемые взрослыми меры дисциплинарного воздействия не помогают преодолеть несовместимость. И бороться с ней лучше в упреждающем порядке, а не наскоком, в режиме скорой помощи. Независимо от того, применяются они сразу или нет, дисциплинарные меры взрослых в большинстве случаев не нужны, а во многих – даже наносят вред.

 

Вопрос: Следовательно, я не должен и поощрять ребенка за выполнение того, чего я от него требую, например за работу по дому?

Ответ: Нет, если вы стараетесь помочь ему понять, что выполнение своих обязанностей – важная составляющая жизни в обществе. Нет, если хотите, чтобы он понял, что правильное поведение не всегда автоматически влечет за собой внешнее поощрение. И нет, если хотите понять, что ему мешает выполнять работу по дому.

 

Вопрос: Иногда я шлепаю детей. Мне кажется, этот метод даже более радикальный, чем многие из описанных в этой главе. Как вы думаете?

Ответ: Когда речь идет о дисциплинарных мерах воздействия на ребенка, большинство из нас может следовать правилу: метод, выбранный для оказания влияния и осуществления руководства, должен быть наименее агрессивным. Физические наказания повсеместно признаются самой губительной реакцией.

В настоящее время собран большой объем научных данных, свидетельствующих об огромном вреде физических наказаний. К тому же существует широкий диапазон научно подкрепленных эффективных стратегий воспитания, которые так же и даже более действенны, чем побои, но наносят гораздо меньше вреда. К осознанию этого факта пришли целые страны: в 1979 году Швеция первой законодательно запретила рукоприкладство по отношению к детям. С тех пор тот же путь избрали 49 государств. Многие профессиональные объединения, включая Американскую академию педиатрии и Американскую академию детской и подростковой психиатрии, призвали родителей отказаться от рукоприкладства в качестве меры воздействия.

Тем не менее, по оценкам ЮНИСЕФ, один миллиард детей по всему миру подвергается регулярным физическим наказаниям. В США рукоприкладство со стороны родителей испытывают треть малышей до года и 80–90 % – ясельного возраста. Причем рукоприкладство случается не только в семье. В 19 американских штатах телесные наказания до сих пор разрешены законодательно и практикуются в школах, где ежегодно отмечаются сотни тысяч случаев. В западном мире многие оправдывают рукоприкладство в отношении детей, ссылаясь на Священное Писание, в частности, на известное изречение «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи, 13:25), которое цитируется чаще всего. Это изречение более известно в несколько перефразированном виде: «Пожалеешь розги – испортишь ребенка». Однако Писание – произведение весьма неоднозначное, если говорить об отношениях родителей и детей. В нем можно найти высказывания в пользу самых разных мнений и способов воспитания. Там есть фразы, указывающие на то, что более сострадательный подход в этом деле – совсем не плохая идея. Вот несколько из них, начиная с той, которая широко известна как «Золотое правило»:

 

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

(Лука, 6:31)

 

 

Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

(Левит, 19:18)

 

 

Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слово, медлен на гнев.

(Иаков, 1:19)

 

 

Наставь юношу при начале пути его…

(Притчи, 22:6)

 

Последняя цитата означает, что каждый ребенок – личность и что взрослые обязаны найти способы передать ему свой опыт, знания, житейскую мудрость и ценности, которые лучше всего подходят именно ему. Это выражение относится не только к образованию, хотя и зафиксировано в специальном законе об образовании в США и других странах, но также и к исполнению родительских обязанностей. Дети усваивают учебный материал по‑разному, и им нужно по‑разному преподавать математику: некоторым она дается легко, другим требуется дополнительная помощь. Точно так же при выборе способа влияния на ребенка необходимо учитывать его характер и личностные особенности.

В XVIII веке Элия Бен Соломон[4] писал, что отец и мать имеют возможность навязывать малышу свою волю вопреки его устремлениям, но постепенно, когда ребенок перестанет бояться родителей, что совершенно неизбежно, он сойдет с пути, который они ему предназначили, поскольку он несовместим с его собственным.

И наконец, еще три изречения, подсказывающие, что сотрудничество и взаимодействие могут быть весьма полезны:

 

Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

(К Филиппийцам, 2:4)

 

 

Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?

(Амос, 3:3)

 

 

…И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот.

(Марк, 3:25)

 

Вопрос: Мои родители били меня, и я благополучно вырос, у меня все в порядке.

Ответ: Хорошо, что с вами все в порядке. Но можно было обойтись и без рукоприкладства, оно по‑прежнему считается наиболее агрессивной реакцией со стороны родителей и других взрослых.

 

Вопрос: Не кажется ли вам, что важно строго спрашивать с ребенка, чтобы он нес ответственность за свои действия?

Ответ: Слишком часто в такого рода фразах зашифровано слово «наказание». И многие родители применяют его почти автоматически, когда чадо не выполняет их требования. Если первый вариант наказания не достигает цели, они решают, что оно недостаточно болезненно, и ужесточают его. Со временем наказаний становится все больше, а успехов не прибавляется. Если ребенок «несет ответственность» в такой форме, он не принимает никакого участия в решении проблем. Но если он вовлечен в процесс преодоления несовместимостей и взаимодействует с вами, чтобы исправить ситуацию, он берет ответственность на себя и корректирует свое поведение более осмысленно.

 

Давайте познакомимся еще с одной семьей.

 

Солнце только вставало, когда Кайла открыла дверь квартиры своего бойфренда Тони после очередной ночи в больнице, где она была санитаркой. Работать по ночам и спать днем – такой режим она выбрала не потому, что ей это нравилось, а из‑за денег. К тому же они с Тони лучше ладили, живя раздельно. Главная причина была в традиционных взглядах Тони относительно дисциплинарного воздействия на детей, а тринадцатилетний сын Кайлы, Брэндон, давал ему бесконечные поводы, чтобы постоянно указывать на ошибки Кайлы в его воспитании. Если отбросить традиционную ментальность Тони, ей казалось, что Брэндону полезно иметь перед глазами пример мужского поведения. Тони действительно проводил с Брэндоном много времени: они ходили на бейсбол и тренировки (Тони был тренером команды малой лиги), вместе смотрели спортивные телепередачи. И тем не менее она всегда старалась приехать домой к тому времени, когда Брэндону нужно было вставать и идти в школу. Если мальчика будил Тони, ситуация быстро выходила из‑под контроля.

Кайла сделала глубокий вдох и вошла в комнату сына, чтобы выполнить трудную миссию под названием «пробуждение».

– Брэндон, – прошептала она, поглаживая его по спине.

– М‑м‑м, – последовал приглушенный ответ.

– Брэндон, милый, пора вставать в школу.

– Еще пять минут, – пробормотал сын. Один из его многообещающих ответов.

Через пять минут Кайла предприняла очередную попытку.

– Брэндон, пять минут прошло. Пора вставать. Я не хочу, чтобы ты опоздал.

– Я не пойду сегодня в школу, – возразил он, приходя в себя и поворачиваясь.

– Брэндон, не дури. Я всю ночь работала. Я хочу отдохнуть.

– Тогда оставь меня в покое.

– Брэндон, я хочу спать.

– Иди и ложись. Я скоро встану.

– Я не уйду, пока ты не встанешь.

Кайла бросила взгляд на дверь в спальню, надеясь, что Тони не появится.

– Ничего, если я опоздаю, – пробурчал Брэндон. – У меня первый урок – самостоятельные занятия.

– Если бы в школе считали, что все в порядке, тебя бы не оставляли после уроков каждый раз, когда ты опаздываешь. Ну же, вставай.

– Мне нужно отдохнуть. Хотя бы один день.

– Брэндон, пожалуйста. Мне не нравится работать по ночам, но я это делаю, потому что у меня нет выбора. Вставай.

Брэндон даже не пошевелился. Как обычно, Кайла мысленно сравнила гнев школьных учителей и гнев Тони. Решив, что оба варианта одинаково неприятны, она сдернула с сына одеяло.

После предсказуемых громогласных проклятий Брэндона в дверях комнаты появился Тони.

– Убери его от меня, – сказал Брэндон, мгновенно выбираясь из постели.

– Ты опять мучаешь мать? – отреагировал Тони.

– Я уже встал, – сообщил Брэндон.

– У нас все в порядке, – сказала Кайла.

– Непохоже, – Тони свирепо посмотрел на Брэндона.

– Он уже идет в душ, – заметила Кайла с облегчением, когда Брэндон побрел к дверям спальни.

Когда он проходил мимо Тони, тот поднял руку и сделал вид, что дает ребенку подзатыльник.

– Не трогай его! – предостерегающе произнесла Кайла, прежде чем поняла, что ее слова излишни.

– Ты не трогаешь его с детства, – сказал Тони. – Вот почему он тебя не слушается. Этот парень понимает только один язык.

Кайла начала поправлять простыни на постели Брэндона.

– Ему просто трудно вставать утром, – Кайла пожалела, что вступила в привычную дискуссию, которая ни к чему не вела. – От подзатыльников лучше не становится.

– Дай мне его поучить подзатыльниками с недельку, и я гарантирую: он будет вставать по утрам как миленький.

Кайла решила не усугублять ситуацию. Если она не отвечала, его гнев быстро затухал.

– Посмотри на себя, сама застилаешь ему кровать, – продолжал Тони. – Как будто он живет в гостинице.

Кайла ждала следующей рутинной реплики и не ошиблась.

– Он бы и пяти минут не продержался в моей семье.

Кайла закончила убирать постель и крикнула через дверь ванной:

– Что тебе приготовить на завтрак?

– Ну точно как чертова гостиница, – проворчал Тони, неодобрительно покачав головой.

 

Глава 4. Варианты выбора

 

* * *

 

Давайте поговорим более конкретно о вашем ребенке. К счастью, вы и так о нем все время думаете, читая эту книгу.

Когда ребенок легко отвечает вашим ожиданиям, можно немного расслабиться. Он успешно ладит с братьями и сестрами. Он справляется с домашними заданиями. У него хорошие оценки. Тренер по футболу доволен его старанием. У него порядок с гигиеной. У него есть друзья. Он кажется довольным и счастливым. Только держите ухо востро, ведь несовместимость – вещь неизбежная, и спокойные времена – не навсегда.

Как понять, что возникла несовместимость? Как правило, это достаточно просто: если ребенок плохо справляется с возлагаемым на него ожиданием, это бросается в глаза. Не исключено, что он демонстрирует вызывающее поведение в ответ на ваши методы увещевания и принуждения, которыми вы пытаетесь добиться выполнения требования (о чем упоминалось в предыдущей главе).

В дальнейшем мы собираемся рассматривать ожидания, которым трудно отвечать вашему ребенку, как проблемы, требующие решения, и будем называть их нерешенными проблемами. Наша первоочередная цель – выявить эти проблемы. Возможно, будет полезно составить их список. Это важно, так как если вы не знаете, с какими ожиданиями не справляется ваше чадо, то не поймете, на чем сосредоточить свое внимание, когда дело дойдет до улучшения совместимости.

Многие родители испытывают трудности с составлением списка. Часто им легче назвать поступки ребенка, которыми он реагирует на нерешенные проблемы. Но поступки – это не сами проблемы, а лишь их побочный продукт. Чтобы вам помочь, предлагаем образец возможных нерешенных проблем. Итак, ребенку трудно:

 

• играть одному после школы;

• оставаться с приходящей няней;

• ходить в школу;

• просыпаться утром, когда нужно идти на занятия;

• собираться в школу по утрам;

• вовремя приходить в класс;

• готовиться вечером ко сну;

• убирать на место игрушки перед сном;

• засыпать вечером;

• оставаться спать в своей постели ночью;

• спать в течение достаточного количества времени;

• выполнять работу по дому (каждый вид работы считается отдельной нерешенной проблемой);

• выполнять домашние задания (каждое задание считается отдельной нерешенной проблемой);

• выключать телевизор, чтобы идти обедать;

• есть здоровую пищу;

• смотреть телевизор вместе с братьями и сестрами;

• находить себе занятия помимо видеоигр и просмотра телепередач;

• посещать спортивные тренировки;

• заводить и сохранять друзей;

• посещать дни рождения;

• соблюдать очередность во время игр на детских праздниках;

• играть с другими детьми на детской площадке;

• уходить домой после гуляния во дворе;

• приходить домой в установленное время;

• сидеть рядом с братом или сестрой в машине;

• сидеть в детском автомобильном кресле или с пристегнутым ремнем безопасности;

• идти рядом с тележкой в супермаркете;

• поддерживать чистоту в своей комнате;

• кормить собаку по утрам;

• выносить мусор;

• учиться и сдавать экзамены.

 

Возможно, вам кажется, что некоторые пункты этого длинного списка – довольно обыденные, рутинные занятия. И вы правы. Однако, несмотря на их обыденность, то, как вы справляетесь с этими проблемами, имеет крайне важное значение.

Обратите внимание на ряд существенных моментов, касающихся формулировки этих нерешенных проблем.

 

• Все они начинаются со слова «трудно».

• Они не включают ни одного примера плохого поведения, которое ваш ребенок демонстрирует в ответ на эти проблемы (напомним, вас должно интересовать не поведение, а решение проблем, которые его вызывают).

• Они не содержат никаких предположений по поводу причины нерешенной проблемы (например: ему все равно, ему нравится играть у меня на нервах, ему скучно, он ленив, он беспокойный, соперничает с братьями или сестрами, испытывает детскую ревность).

• Они носят конкретный, а не общий характер (трудности в отношениях с другими людьми – общие; трудности в достижении согласия с братом в том, какое телешоу смотреть, – конкретные).

 

Вы поймете, почему так важна правильная формулировка, когда придет время рассказать своему ребенку о нерешенной проблеме, прежде чем ею заняться. Мы подойдем к этому в следующей главе.

Если ваше чадо испытывает трудности в выполнении требований не всегда, а лишь время от времени, это все равно нерешенная проблема. Иными словами, ваш список не ограничивается теми ожиданиями, которым ребенок не отвечает в 100 % случаев. Если нельзя сказать с уверенностью, справится ли он с тем или иным ожиданием, это тоже нерешенная проблема.

Если мой ребенок иногда выполняет требование, не доказывает ли это, что он может это делать, когда захочет?

Нет, совсем не доказывает. Это доказывает то, что при определенных условиях он с ожиданием справляется, а при других у него возникают затруднения. Нужно понять, что это за условия.

Список трудностей может вызвать у родителей растерянность, особенно если оказывается, что нерешенных проблем довольно много. Однако на самом деле этот пространный перечень должен помочь вам, так как теперь, по крайней мере, вы имеете ясное представление о проблемах, которыми вам с ребенком предстоит заняться. Гораздо большую подавленность могут вызвать конфликт с чадом и непонимание причин, породивших эти проблемы. Если список длинный, вас, вероятно, удивляет, почему они в таком количестве остаются нерешенными. Возможно, потому, что для их преодоления вы используете неэффективные методы. А может быть, больше зациклены на поведении ребенка, но изменением поведения невозможно решить проблемы, которые его вызывают.

Кстати (и это важно), большая польза от составления списка нерешенных проблем заключается в том, что он позволяет решать их в упреждающем порядке, а не в качестве чрезвычайной или ответной меры. Ведь чаще всего родители пытаются справиться с ними под горячую руку. И если говорить о решении проблемы на длительный срок, это крайне неудачная тактика.

Имея перед собой список, вы задумаетесь о том, действительно ли ваше чадо способно соответствовать каждому ожиданию. Иными словами, реалистично ли это ожидание? Может ли на самом деле ребенок выполнить задание по математике? Велика ли вероятность того, что он вынесет мусор? Сможет ли он совместно с братом пользоваться пультом, когда они вместе смотрят телевизор? Может ли спокойно сидеть во время обеда? В состоянии ли вовремя встать утром и собраться в школу? Способен ли заводить друзей и сохранять дружбу? Обратите внимание: то, чего вы хотите от ребенка, и то, на что он реально способен, – далеко не одно и то же. Одного вашего желания недостаточно, чтобы он смог выполнить ваши требования. Для многих родителей эта граница часто оказывается размытой.

Здесь нам помогут такие постулаты, как «дети делают успехи, если могут» и «преуспевание более предпочтительно». Мы будем исходить из убеждения, что ребенок сам предпочел бы соответствовать родительским ожиданиям, но сделать это ему что‑то мешает. Именно на выявление и устранение этих препятствий и должна быть направлена ваша энергия.

Как их выявить? Вероятно, поможет интуиция, хотя родительская интуиция не так уж идеальна и точна, как мы привыкли думать. Возможно, учитель, врач или психолог, обладающие достаточным опытом и прозорливостью, что‑то предложат относительно каких‑то нерешенных проблем, хотя и они тоже могут ошибаться. В некоторых случаях психолого‑педагогическое тестирование дает полезную информацию о том, почему у ребенка возникают трудности с успеваемостью, с завязыванием дружеских отношений или выполнением ваших требований в плане поведения, хотя и тестирование не всегда позволяет получить полную картину. Существуют также другие тесты, касающиеся наличия аллергических реакций, уровня сахара в крови и т. д., которые могут предоставить данные о физиологических факторах, способных оказывать негативное влияние на концентрацию и устойчивость внимания ребенка, его уровень энергии или настроение, а в итоге затруднять соответствие возложенных на него ожиданий.

Но главный источник информации, если следовать представленным в этой книге рекомендациям, – ваш ребенок.

Далее нужно расставить приоритеты. Иначе говоря, определить, над какими нерешенными проблемами вы хотите поработать в первую очередь, так как пытаться устранить все разом – контрпродуктивно. Работать одновременно над большим количеством проблем – верный способ не справиться ни с одной. Решать вместе с ребенком более трех проблем – это уже слишком много. Кстати, очень полезно привлечь его самого к тому, чтобы определить, какие нерешенные проблемы выбрать в качестве приоритетных.

А теперь настал момент, когда мы готовы рассмотреть варианты решения проблем. Как вы увидите, мы уже думали над вашими вариантами.

 

План действий

 

Я разработал простую схему, включающую три способа, которые чаще всего применяют родители и другие воспитатели для решения детских проблем. Эту схему я давно использую в работе с трудными детьми, но она вполне годится и для тех, у кого с поведением серьезных проблем нет. Как я уже упоминал, ребята, которые ведут себя вызывающе, на самом деле не так сильно отличаются от тех, кто не страдает заметными отклонениями в поведении. У них просто не выработаны многие навыки, и в случае несовместимости они прибегают к крайним способам реагирования на ситуацию, к тому же часто список нерешенных проблем у них длиннее. Три варианта работы над проблемами – это план А, план Б и план В.

План А предполагает решение проблемы в одностороннем порядке. План Б предусматривает сотрудничество. А план В заключается в том, чтобы изменить, адаптировать или отложить нерешенную проблему, по крайней мере на данный момент, или повременить с оказанием помощи ребенку, чтобы посмотреть, не сможет ли он справиться с проблемой самостоятельно.

Кстати, если ребенок уже отвечает тому или иному ожиданию, необходимость в плане отпадает, так как нерешенная проблема отсутствует. Например, если он делает домашнее задание вовремя и вы довольны качеством работы, план уже не нужен, так как ваше ожидание оправдывается. Если он вовремя встает утром и не опаздывает в школу, причем без особых трудностей, план тоже не нужен, так как и это требование выполняется. Если можно уверенно рассчитывать на то, что он покормит собаку, план тоже не нужен. Если сын или дочь держат вас в курсе своего местонахождения в соответствии с вашими ожиданиями, вам также не нужен план. Но если ребенок не делает домашние задания, или не вовремя встает утром, или не кормит собаку, или не сообщает о том, где находится, значит, у вас есть нерешенная проблема и вам нужен план действий.

Познакомимся поближе с тремя вариантами плана.

 

План А

 

План А подразумевает единоличный способ решения проблемы и пользуется широкой популярностью. Когда вы работаете над проблемой, применяя план А, вы сами выносите по ней решение и навязываете его своему ребенку. Слова «я решил, что…» ясно указывают на то, что используется план А. Вот несколько примеров.

 

«Поскольку у тебя проблемы с выполнением домашнего задания по математике, я решил, что ты не пойдешь гулять, пока его не сделаешь».

 

«Раз тебе так трудно чистить зубы перед сном, я решил, что, пока ты их не почистишь, не будет тебе вечером ни телевизора, ни видеоигр».

 

«Я решил: поскольку тебе трудно вставать утром и не опаздывать в школу, я скажу твоему футбольному тренеру, что ты слишком устал, чтобы играть в школьной команде».

 

«Раз ты не можешь убрать свои игрушки, я решил сложить их в кладовку».

 

Многие думают, что термин «план А» указывает на предпочтительный подход к решению детских проблем. Но, несмотря на его популярность, это не так. Почему? В то время, как план А задействует ваши ценности, опыт и житейскую мудрость, он полностью исключает самого ребенка из сложившейся ситуации. Этот подход не принимает в расчет его соображения, интересы, убеждения, предпочтения, личностные особенности, навыки и цели. План А демонстрирует, что все решает только ваше мнение, а точка зрения ребенка не будет услышана и учтена. Он исключает любые идеи, которые могут быть у ребенка по поводу преодоления проблемы, и допускает, что только вы обладаете правом принимать решения. Это заставляет ребенка полностью полагаться на вас в решении его проблем. Если вы со всей определенностью заявляете, что не считаете нужным выслушивать и учитывать его соображения, рано или поздно он даст вам понять, что тоже не намерен считаться с вашим мнением. И тогда конец вашему влиянию. В итоге он может перестать делиться с вами своими проблемами и мыслями. И тогда конец вашему общению и взаимопониманию. Таким образом, план А – явно не лучший способ передать ребенку ваши ценности, мудрость и житейский опыт.

Определенно можно сказать одно: план А находится в полном противоречии с партнерским сотрудничеством, которое вы пытаетесь выстроить со своим чадом. Кроме того, он извлекает на поверхность самое плохое в вас и ребенке, особенно если тот не горит желанием примириться с вашими решениями. По сути, план А нередко порождает новый план А.

 

РОДИТЕЛЬ: Если ты не придешь домой вовремя, я заберу у тебя мобильник.

РЕБЕНОК: Если ты заберешь у меня мобильник, я никогда не буду приходить домой вовремя.

 

Даже если дети готовы примириться с нашим вердиктом, они не учатся работать над проблемами, влияющими на их жизнь.

Решения, принимаемые в рамках плана А, выносятся не только в одностороннем порядке, но и без учета необходимой для этого информации. Действуя по плану А, вы не стараетесь понять, что мешает ребенку выполнять домашние задания по математике или чистить зубы перед сном, или почему ему так сложно держать вас в курсе своего местопребывания. Вы просто настаиваете на соответствии вашим ожиданиям, навязывая свои решения и применяя традиционные меры дисциплинарного воздействия, если только принятые вами решения не дают результата.

Как мы узнали от Элии Бен Соломона в предыдущей главе, пока ребенок маленький, во многих случаях можно обойтись планом А в основном потому, что вы больше и сильнее. Но вы не всегда будете больше, и не стоит выстраивать отношения с ребенком или свой авторитет на столь зыбком основании. Борьба за власть – атрибут диктаторского государства, а на территориях сотрудничества – практически неслыханное дело.

Возникает важный вопрос: почему проблемы, касающиеся жизни детей, так часто вызывают конфликт между ними и нами? Ответ: его истоки в том, как мы пытаемся решить эти проблемы. Однако борьба с несовместимостью не должна приводить к вражде. Проблемы ребенка не должны вызывать конфликт. Воспитание не предполагает противопоставления «мы или они».

Тогда почему же план А так популярен? К его использованию могут подтолкнуть разные факторы:

 

• беспокойство, тревога и/или гнев, вызванные тем, что ребенок не отвечает тому или иному ожиданию;

• боязнь того, что, если ваше требование останется невыполненным, это негативно повлияет на результаты ребенка в долгосрочном плане;

• сравнение своего чада с другими, которые без труда оправдывают возлагаемые на них ожидания;

• озабоченность тем, как сына или дочь воспринимают окружающие;

• ощущение, что необходимы какие‑то решительные меры – прямо сейчас! – чтобы вернуть ребенка на путь истинный;

• отсутствие альтернативных стратегий для решения проблем.

 

Масса родителей испытывают подобные переживания. Однако они не должны толкать вас к плану А. Можно выбрать и другой путь.

Сначала многие взрослые приходят к выводу, что «иметь ожидания» или «говорить ребенку, что делать» – все равно что использовать план А. И это может стать причиной путаницы. Иметь ожидание (например, ты должен чистить зубы перед сном) и озвучивать его – это одно, к тому же, если ребенок ему соответствует, вам вообще не нужен план. В противном случае план А, который предполагает настоятельное требование, или угрозу, или применение навязанного одностороннего решения (например, никакого телевизора, пока зубы не будут почищены), – совсем другое. Ожидания, особенно реалистичные, – вещь хорошая. А вот использование плана А в ответ на несоответствие ожиданиям – не очень.

Давайте проверим, понятен ли этот вопрос. В приведенных далее диалогах родитель не прибегает к плану А, а просто озвучивает ожидание, которое затем ребенок выполняет:

 

РЕБЕНОК (9 лет): Мам, я хочу проколоть уши.

МАТЬ (озвучивая свое ожидание, но не используя план А): Я бы не хотела, чтобы ты прокалывала уши, пока не станешь чуть старше.

РЕБЕНОК: Насколько старше?

МАТЬ: Не знаю, может быть, когда тебе будет тринадцать.

РЕБЕНОК: Ладно.

 

РЕБЕНОК (17 лет): Можно я поеду на машине к Джорджу?

ОТЕЦ (озвучивая свое ожидание и беспокойство, но не используя план А): Лучше не надо. Дороги скользкие, а у тебя еще мало опыта вождения в таких условиях.

РЕБЕНОК: Ну тогда не мог бы ты меня отвезти?

ОТЕЦ: Конечно.

 

РЕБЕНОК (17 лет): Я собираюсь завтра на вечеринку к Стиву.

РОДИТЕЛЬ (озвучивая свое ожидание, но не используя план А): Мне кажется, тебе нужно через два дня подать пять заявлений в колледж, а ты их еще не составил. Думаю, тебе лучше остаться дома и сделать эту работу.

РЕБЕНОК: Да ладно, я пойду ненадолго!

РОДИТЕЛЬ: Не думаю, что это разумно. Ты можешь пойти на вечеринку в любое время, а заявления должны быть готовы через два дня.

РЕБЕНОК: Хорошо.

 

А теперь пример использования плана А (и его последствий) в одной из семей, с которыми вы познакомились в предыдущих главах.

 

Прежде чем Дэн открыл входную дверь, он уже понял, что Тэйлор дома. Крик был слышен даже через дверь.

– Ты будешь сидеть дома! – вопила Кристин. (Чтобы было понятно: это одностороннее решение проблемы, связанной с тем, что Кристин не знает, где Тэйлор проводит время.)

– Что ты сделаешь? Запрешь меня в моей комнате? – кричала в ответ Тэйлор.

Дэн закрыл входную дверь. Крик прекратился. Затем он услышал, как Кристин сказала: «Посмотрим, что скажет отец по поводу этого решения».

– Отлично, – пробормотал Дэн, умирая от голода. Он пошел на кухню. Тэйлор перехватила его по пути, за ней неотступно следовала Кристин.

– Она собирается блокировать мой мобильник, когда ей вздумается, – сказала Тэйлор, – потому что я не отвечаю на звонки. (Это еще одно одностороннее решение той же самой нерешенной проблемы.)

– Я до сих пор не знаю, где она была! – гнула Кристин свою линию. – Я не собираюсь это терпеть!

– Почему ты мне не доверяешь? – в отчаянии воздела руки Тэйлор.

– Дэн, скажи ей, почему я ей не доверяю, – обратилась к мужу Кристин.

– Дайте мне хотя бы поставить портфель, – взмолился Дэн, пытаясь пробраться в кухню. Он взглянул на Кристин и Тэйлор. – Вы спорите об этом ежедневно. А я как буфер между вами.

– А ты не будь буфером, – сказала Кристин. – Поддержи меня.

– Почему это он должен поддерживать тебя? – снова подключилась Тэйлор. – Ты ведьма.

– Я ведьма? Разве ведьмы возят своих дочерей на балет? И на хип‑хоп? Разве ведьмы отправляют своих дочерей в летний лагерь? Разве они покупают им билеты на Ариану Гранде? Если я и ведьма, тогда я эта чертова Глинда.

– Кто, черт возьми, эта Глинда? – потребовала ответа Тэйлор.

– Это добрая волшебница с Севера, – попытался объяснить Дэн, исследуя содержимое холодильника. – Из книги «Волшебник из страны Оз».

– Какая разница, кто такая эта Глинда! – закричала Кристин. Дэн посмотрел на нее. На мгновение ему показалось, что у нее из ушей идет дым. – Важно то, что я не знаю, где моя чертова дочь пропадает большую часть дня, потому что она не говорит мне, куда идет, и не отвечает по своему долбаному мобильнику!

– Я не отвечаю, потому что ты мне названиваешь по сто раз в день! – заорала в ответ Тэйлор.

– Мы преувеличиваем специально для отца?

– Вряд ли, – надулась Тэйлор.

– Так где ты была? – спросил Дэн.

– Я была у Брук, мы работали над нашим общим проектом по физике.

– Вы с Брук делаете один проект? – удивилась Кристин. – Почему же я об этом не знаю?

– В моей жизни происходит много такого, о чем ты не знаешь.

– Тогда почему ты не отвечаешь на мои звонки?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.154 (0.154 с.)