Структура спортивной команды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура спортивной команды



 

Под структурой в социальной психологии понимают существующий в данной группе относительно постоянный образец взаимосвязей ее членов, закрепленные оценки межличностных отношений.

Выделяют формальную (деловую, официальную) и неформальную (эмоциональную, неофициальную) структуры группы. Формальная структура отражает систему связей, в основе которых лежат права и обязанности того или иного члена группы в зависимости от его роли (амплуа) в данной спортивной деятельности. Формальная организация группы привносится извне.

Формальную структуру спортивной команды разделяют на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная структура определяется наличием ряда руководящих постов: начальник команды, старший тренер, второй тренер, капитан команды, рядовые игроки. Горизонтальная структура связана с разделением деловых (спортивно‑игровых) ролей.

Групповая деятельность не может быть успешной, если функции, выполняемые каждым членом группы, не будут дифференцированы и согласованы друг с другом. Плох и другой вариант, когда все стремятся делать одно и то же; они будут только мешать друг другу.

Эти простые истины иногда забываются спортсменами, и не только по их собственной вине: во многом этому способствует соперник, разрушающий наигранные связи. В этом случае каждый из игроков команды стремится взять на себя ведущую роль в атаке, защитники начинают играть на отбой, забывая, что атака начинается с их точного паса. В таком случае, например, в отчетах о матчах футболистов пишут, что на поле было 11 игроков, но не было команды.

Неформальная структура группы, которая также делится на вертикальную и горизонтальную, создается самой группой и закрепляется личными побуждениями, носящими согласованный характер. Часто эта структура основывается на симпатии/антипатии, привычках, моральных принципах членов группы. В этой структуре выделяют лидеров, аутсайдеров и членов группы, занимающих промежуточное место в вертикальной иерархии. По горизонтали роли распределяются в неформальных группах в связи с задачами, выполняемыми этими группами.

Всякая структура группы отражает объективные взаимоотношения между ее членами (зависимость, подчинение, сотрудничество, взаимопомощь), называемые межличностными отношениями. Основной путь изучения этих отношений – постоянное наблюдение за поступками и поведением людей в коллективе. Однако этот путь длителен, а складывающаяся в данный момент ситуация требует во многих случаях знаний об уже сложившихся взаимоотношениях в группе. Поэтому чаще всего межличностные отношения изучаются методом социометрии. Основатель этого метода Дж. Морено считал, что в основе взаимоотношений людей лежит некая синтонность, то есть свойственное любому человеку самопроизвольное, ничем не обоснованное проявление симпатии и антипатии к другим людям. Нельзя межличностные отношения рассматривать только как отражение эмоционально‑психологических феноменов (симпатий и антипатий), хотя последние и важны при выяснении структуры группы, ее сплоченности и т. д. Межличностные отношения необходимо рассматривать и в плане норм, ценностных ориентаций, установок, которые сложились в группе (спортивной команде) на основе активной деятельности всех ее членов.

Существует следующее определение социометрии: это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия (см.: Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978).

Социометрический метод предполагает получение от обследуемых ответов на вопросы о предпочтении или неприятии ими членов группы в различных ситуациях (в труде, учебе, при занятиях спортом, при проведении свободного времени). Подобные вопросы называют социометрическими критериями. Различают сильные и слабые критерии выбора. Первые касаются наиболее важных и значимых для обследуемого сторон его жизни. Вторые связаны с сиюминутными, ситуативными факторами: выполнением одноразовых поручений, выбором партнера по дежурству и т. п.

В ходе социометрии можно использовать разные методы, но все они основываются на выборе членов группы, на предпочтении одних и на отвергании других. Выборы могут быть свободными и фиксированными. В первом случае число лиц, которые могут быть названы предпочитаемыми, не ограничивается; во втором случае указывается число выборов («назовите пять лучших игроков»). В группах до 10–15 человек (а к ним относятся все спортивные команды) более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30–40 человек (при обследовании класса) рекомендуется ограничивать выбор 3–5 субъектами.

К методикам, в которых имеется свободный выбор, относится методика, разработанная Н. В. Бахаревой по принципу шкалы социальной дистанции Э. Богардуса. Сущность ее состоит в том, что каждому члену группы (в нашем случае – спортивной команды) предлагается заново сформировать команду и в связи с этим дать оценку всем членам группы в соответствии со следующими критериями: «Взял бы в команду в первую очередь», «Взял бы», «Безразлично», «Не взял бы», «Ни за что не взял бы». Каждый член группы оценивается дважды: по деловым качествам и по эмоциональным. Все перечисленные критерии получают оценку в баллах (+ 2, +1, 0, – 1, – 2). Сумма набранных каждым членом группы баллов (знаки «+» и «‑» учитываются, поэтому сумма получается алгебраическая) характеризует его социометрический статус в данной группе (команде). Вверху находятся социометрические лидеры, внизу (при общей сумме баллов, близкой к нулю или имеющей знак минус) – отвергаемые.

Социометрический психологический статус определяет меру популярности и субъективной приемлемости данного человека группой. Он формируется в процессе совместной деятельности и общения, оценки деловых и личностных качеств. Чем большее число баллов набирает спортсмен в команде по деловым (игровым) качествам, тем большее число членов команды признают его хорошим игроком. Чем большее число баллов набирает спортсмен в команде по эмоциональным качествам, тем большее число членов команды отдают ему предпочтение при общении с ним в быту.

В спортивных командах новичков первое время эмоциональные отношения преобладают над деловыми. Однако затем по мере формирования спортивного коллектива, по мере роста его мастерства структурирование по деловому признаку становится преобладающим. Чем развитее в социально‑психологическом плане спортивная группа, тем четче заметна тенденция кристаллизации функциональной структуры общения, то есть тем больше проявляется единодушие в выборе предпочитаемых и отвергаемых членов команды. Правда, это может иметь и отрицательное следствие. «Окостенение» иерархии в группе (то есть распределение ее членов по социальному статусу) делает группу неспособной адекватно реагировать на изменение ситуации и быстро перестраиваться для решения задачи.

Возможное расхождение по деловому и эмоциональному статусам привело к созданию в западной психологии теоремы дивергенции (Хофштеттер), сущность которой сводится к тому, что две сферы – деловая и эмоциональная – не связаны друг с другом и даже больше того – находятся в антагонизме. Это значит, что человек, занимающий высокий социальный статус по деловым качествам, может низко оцениваться по личностным (то есть не пользуется симпатией и популярностью в группе).

В спортивных командах высокого класса оценки игроков по деловым качествам, как правило, выше, чем по эмоциональным, что отражает процесс формирования этих команд: отбираются игроки, имеющие достаточно высокий деловой статус. В то же время как личности эти спортсмены могут восприниматься по‑разному. Считается, что наличие высоких оценок по деловым и личностным качествам у большинства членов группы является показателем зрелости малой группы и свидетельствует о степени совпадения общественных и индивидуальных интересов. Конвергенция (схождение) обеих структур создает предпосылку для совпадения формального и неформального лидера, что, как будет показано в дальнейшем, является очень важным для руководства командой.

Конвергенция при наличии положительных оценок является одним из факторов, обусловливающих степень удовлетворенности спортсмена пребыванием его в той или иной команде. Это, в свою очередь, влияет на процесс закрепления игрока в команде.

Социометрия дает лишь самое общее описание структуры группы, ее каркас, не вскрывая то, какими мотивами руководствовались члены группы, выбирая одних и отвергая других, что скрывается за симпатией и антипатией. Показано, что социометрический выбор не всегда отражает действительное отношение к тому или иному члену группы и что отношения, выявленные в результате социометрической процедуры, могут не совпадать с реальными, жизненными отношениями в процессе осуществления общей для группы деятельности. «Непредпочитаемые» в социометрии в реальных деловых отношениях могут таковыми и не являться. Известно, что в спорте при напряженных ситуациях личная неприязнь спортсменов отходит на задний план и игроки взаимодействуют между собой так, как этого требует ситуация. В ряде случаев борьба за место в команде может приводить к искусственному занижению качеств отдельных спортсменов. Кроме того, выбирая партнера для взаимодействия в реальной жизни, а не на бумаге, человек непременно будет учитывать не только то, хочет ли он сам с кем‑то взаимодействовать, но и то, захочет ли взаимодействовать с ним тот, кого он выбирает. Поэтому выбор в реальной обстановке может определяться различными мотивами: престижностью, самоутверждением, деловыми соображениями.

При изучении отношений в спортивной команде необходимо пользоваться социометрией, но нельзя ограничиваться ею. Нужно знать обстановку в команде (для чего команда создана, окончательный это или предварительный состав, какова конкуренция и т. п.). Кроме того, необходимо попытаться выяснить истинные мотивы предпочтения одних и отвергания других.

Поскольку человек, принадлежащий группе, постоянно ориентируется на мнение группы о себе, важно знать, чье мнение из всех членов группы является для него наиболее значимым. Разработана методика (Е. В. Щедрина), с помощью которой можно узнать референтный для каждого круг общения, то есть тех лиц, на мнение и оценку которых член группы готов ориентироваться, осознавая себя объектом их внимания. Изучение референтного круга общения позволяет более содержательно изучать структуру группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.006 с.)