Характеристика общения в спорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика общения в спорте



 

Общение в спортивной деятельности – это связь спортсменов между собой и тренером с целью взаимного обмена информацией и эмоциями. Спецификой общения в отличие от других видов коммуникации (радио, телевидение) является возникновение психического контакта между общающимися.

Виды общения. Общение может быть непосредственным (например, при беседе тренера со спортсменом) и опосредованным (например, с помощью дневника спортсмена, который просматривают тренер и психолог, курирующий данного спортсмена).

В зависимости от числа общающихся различают три вида общения: межличностное (например, тренер–спортсмен), личностно‑групповое (тренер–команда) и межгрупповое (между командами). Личностно‑групповое общение чаще используется с целью обучения спортсменов, а межличностное – с воспитательными целями.

Если цели общения совпадают, то происходит взаимодействие; если же цели исключают друг друга (во время, например, спортивного соревнования), то общение приобретает вид противоборства. При межличностном общении, которое касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому проведение тренером воспитательной работы с учеником, принадлежащим к компании с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение осуществляется в присутствии других ребят из этой компании.

Общение может быть кратковременным и длительным. Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга, но в то же время оно может привести и к взаимопресыщению (что часто наблюдается у спортсменов, находящихся длительное время на сборах).

По направленности общение классифицируют следующим образом:

1) социально‑ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);

2) личностно‑ориентированное общение (обращение к отдельным партнерам, членам команды);

3) подтекстовая ориентация (обращение к конкретному спортсмену или группе адресовано на самом деле совершенно другому спортсмену. Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду, которая это замечание слышит).

Функции общения. В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения (Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. М.: ФиС, 1980):

1) познавательную (передача тренером спортсменам знаний и умений);

2) экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга);

3) регулятивную (воздействие тренера на спортсмена с целью изменения или сохранения его поведения, характера деятельности и т. д.);

4) социального контроля (регламентирование деятельности спортсменов с помощью похвалы или порицания);

5) социализации (формирование у спортсменов коллективистских установок, патриотизма и пр.).

Средства общения. Средства общения делятся на две группы: речевые и неречевые (рис. 12.1).

Рис. 12.1.Классификациясредств общения

Речевые средства общения являются основными как по частоте использования, так и по содержательности. С помощью речи тренер отдает распоряжения, объясняет, оценивает поведение и действия своих учеников, регулирует их состояние, а спортсмены‑игровики подсказывают во время игры друг другу, какие действия следует предпринять, чтобы взаимодействие стало эффективным.

Для соревновательной игровой спортивной деятельности характерно использование кратких речевых сообщений, к которым относятся:

• произнесение имени партнера с целью привлечь его внимание, обозначить определенную комбинацию, побудить партнера действовать определенным образом;

• краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка»);

• сообщение о предполагаемых действиях – своих или партнера: «я», «ты», «сразу за мной» и т. п.;

• сообщение о местоположении своем или партнера («здесь», «выйди», «иди в шестой»);

• указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча в волейболе), «возьми его» (о совместных защитных действиях в футболе) и т. п.;

• оценка действий своих или партнера: «молодец», «извини, я ошибся» и т. п.;

• побуждение к активности: «давай, давай», «взялись» и т. п.

Неречевые средства общения широко используются в спорте, так как в ряде видов спорта речевое общение либо отсутствует, либо ограничено. Например, его почти нет в видах спорта с непосредственным контактом между соперниками.

 

Жест хорош, когда он подкрепляет слово. Неопределенные хаотичные жесты создают впечатление нервного возбуждения, волнения и рассеивают внимание слушателей. Суетливая, неумеренная жестикуляция быстро утомляет, может вызвать раздражение, отвлечь внимание. Особенно мешают работе «жест фехтовальщика» (тренер многократно выбрасывает вперед руку с вытянутым указательным пальцем), «жест пильщика» (сопровождение слов движением руки вперед‑назад, параллельно полу), «жест дровосека» (резкое, рубящее движение руки вверх‑вниз).

Но с помощью правильно использованного жеста можно что‑либо демонстрировать, например обозначить момент соскока со снаряда…

Жесты делятся на четыре группы. Коммуникативные жесты заменяют речь. Они не нуждаются в словесном уточнении, имеют собственное значение. Это хлопки в ладоши, жесты утверждения, отрицания, приветствия, прощания, многообразные оскорбительные движения рук. Описательно‑уточнительные жесты понятны только при словесном сопровождении. Например жест, показывающий направление движения, величину или форму предмета, ошибку в исполнении упражнения. Жесты, выражающие состояние человека, отношение к ученику, коллеге; показывающие смятение, растерянность, неудовольствие, возмущение, насмешку. В физическом воспитании наиболее часто употребляются жесты‑прикосновения. Прикосновения формируют представления о положении тела, помогают объяснить детали движения, указать на ошибку в его исполнении. Прикосновения означают одобрение или осуждение, могут оказать эмоциональную поддержку, успокоить. Однако жесты‑прикосновения в большей степени, чем другие, требуют самоконтроля. Похлопать по спине допустимо ребенка или подростка, но не взрослого. Положить руку на плечо можно молодому человеку, но не девушке.

Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993. С. 41–42

 

Неречевые средства общения многообразны. Это и жесты, и мимика, и взгляд, и двигательные действия (например, в знак одобрения тренер может похлопать ученику). Двигательные действия несут информацию для партнеров, адекватную целям деятельности, а для соперника – информацию, не совпадающую с основной целью действия (обманные движения). В процессе спортивных игр двигательные действия спортсменов несут основную информационную нагрузку. Так, в гандболе, по данным В. И. Румянцевой (К вопросу об общении гандболистов в процессе игрового взаимодействия // Сборник научных работ молодых ученых ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта за 1971 год. Л., 1971), вербальные средства общения использовались в 31 % случаев, а невербальные (в основном совместные действия) в 69 % случаев1.

Нередко для подсказывания (в тайне от соперника) того, какую следует разыграть комбинацию, игроки используют специальные жесты (например, складывание пальцев руки определенным способом). Существуют также принятые в международной практике жесты спортивных судей, сигнализирующие о конкретных событиях. В волейболе и баскетболе используется около двадцати таких жестов, в футболе – шесть, а в гандболе – около пятидесяти.

 

Рассматривая моторные действия как средства общения в спортивной деятельности, необходимо подчеркнуть, что <…> сами по себе они не могут быть символами каких‑то сообщений. Однако они становятся коммуникативными в конкретной ситуации, когда помимо деловой функции преднамеренно используются для передачи сообщений, например о способах совместного решения тактических задач в спортивных играх или для введения противника в заблуждение в единоборствах (бокс, фехтование и др.).

К коммуникативным действиям относятся совместные действия двух и более спортсменов одновременно, направленные на решение конкретной соревновательной задачи, возникающей в определенной ситуации, в определенный момент деятельности (передачи, блоки, заслон). К коммуникативным действиям относятся и обманные движения («финты») в единоборствах и спортиграх. Но основной целью здесь является намеренная передача ложной информации.

Богданова Д. Я. Некоторые вопросы психологии общения в спортивной деятельности в сб.: Вопросы психологии спорта / Под ред. А. Ц. Пуни. Л., 1975. С. 67

 

К неречевым средствам общения относятся и предметы (например, эстафетная палочка, мяч, получаемый от партнера). Награждение победителей грамотами, призами, медалями тоже относят к неречевым средствам общения.

Особое место в спортивных играх занимает кодово‑символическое общение с помощью схем расстановки игроков на поле, графиков прохождения дистанции.

Профили общения спортсменов. В соответствии с функциями и категориями обращений выделяют профили общения в процессе взаимодействия спортсменов друг с другом.

Категории обращений делятся на ориентирующие, стимулирующие и оценочно‑экспрессивные. Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров. Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменением внешней ситуации, мобилизации усилий. Оценочно‑экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношение (положительного или отрицательного) спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров. В разных видах спорта профили общения имеют свою специфику (табл. 12.1).

Таблица 12.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.009 с.)