Воздействие болельщиков на эффективность деятельности спортсменов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воздействие болельщиков на эффективность деятельности спортсменов



 

В психологии влияние заинтересованных наблюдателей на участников соревнования получило название эффекта присутствия (социальной фацилитации).

Поскольку самочувствие болельщиков зависит от успехов спортсменов, за которых они болеют, свою помощь «своим» спортсменам болельщики видят в том, чтобы вдохновить их и деморализовать «чужих». Осуществляется это с помощью банеров (полотнищ с надписями и рисунками), кричалок и шума.

Чтобы подбодрить свою команду, зрители поют национальные гимны, гимны своих спортивных клубов, популярные национальные песни.

Стремясь деморализовать соперника шумом, используют свистки, трещотки, трубы, барабаны, файеры, взрывные пакеты. По данным ученых, шум оказывает существенное влияние на показатели работоспобности спортсменов – стрелков и тяжелоатлетов, снижая ее на 14 %, и понижает точность движений фехтовальщиков в среднем на 16 %.

Механизм социальной фасилитации был выявлен в эксперименте, когда присутствующим зрителям завязывали глаза и они не могли оценить действия спортсменов. В итоге не было выявлено никакого влияния присутствующих зрителей на эффективность действий спортсменов – ни положительного, ни отрицательного. Следовательно, присутствие зрителей оказывает влияние на эффективность деятельности спортсменов потому, что зрители воспринимаются как люди, способные оценить деятельность спортсменов. Именно ожидание спортсменом оценки, ее боязнь создают оценочную ситуацию и эффект социальной фасилитации. Имеют значение психологические особенности спортсменов. Еще В. М. Бехтерев отмечал, что есть люди социально возбудимые, социально тормозимые и индифферентные. Это значит, что присутствие зрителей на соревнованиях одних возбуждает и стимулирует, других затормаживает, угнетает, вызывает страх, третьи же равнодушны к присутствию зрителей.

 

О. А. Черникова описывает следующий случай. Спортсмен второго разряда, участвуя в ответственных соревнованиях по фехтованию, должен был вести бой за выход в финал с мастером спорта. У него было сильное желание одержать победу, он испытывал большой эмоциональный подъем и чувство так называемой «спортивной злости» и выиграл этот бой. На протяжении первой половины соревнования этот спортсмен испытывал сильные стенические чувства, чемунемало способствовали торжественность обстановки соревнования, масса зрителей, товарищей, знакомых… Но соревнования затянулись. Несмотря на поздний час, финальные бои решено было провести в тот же вечер. К этому времени обстановка соревнования изменилась: многие зрители покинули зал, стало пусто, неуютно; в финал вышли сильные противники. Все это вызвало изменение эмоционального состояния спортсмена. Его покинуло чувство уверенности в своих силах, исчез боевой дух, прошла «спортивная злость». Потеря энергии и уверенности в своихсилахпривела к тому, что он все свои бои в финале проиграл с крупным счетом.

 

Многие спортсмены предпочитают выступать, когда на трибунах нет родных, близких и друзей. Очевидно, что их присутствие является сильным эмоциогенным фактором. Присутствие этих людей на соревнованиях одобряется спортсменами только в случае выступления их на малозначимых соревнованиях или когда соревнования проходят в другом городе, при враждебно настроенных болельщиках.

Однако есть спортсмены, для которых присутствие зрителей («зевак») необходимо даже на тренировках.

Я знал одного спортсмена, который, придя на самостоятельную тренировку, смотрел, есть ли люди, которые могут за ним наблюдать. Если таковых не было, он, не приступая к тренировке, уходил со спортивной площадки.

 

Старший тренер мужской сборной страны по волейболу Вячеслав Платонов пишет о поведении инчиады (аргентинских болельщиков) на полуфинальном матче чемпионата мира, проходившем в столице Аргентины Буэнос‑Айресе, следующее: «Ничего подобного я еще не видел и не слышал. Что грохот Ниагары, что рев реактивного двигателя, что наэлектризованная ярость ансамбля поп‑музыки в сравнении с беснующейся инчиадой – аргентинскими болельщиками! Орущие глотки, грохочущие барабаны, трубящие трубы, щелкающие кастаньеты рвали барабанные перепонки, обжигали психику. Треск, рев, канонада – человеческого голоса в спортивном дворце не разобрать. Объясняюсь с игроками в перерывах больше жестами, чем словами».

Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. Книга третья. СПб., 1993. С. 44

 

Как отмечает Б. Шеленберг, «положительный» зритель во всех случаях и на всех легкоатлетов оказывает благоприятное влияние, это доказывают результаты выступления на соревнованиях. Воздействие же «отрицательного» зрителя многозначно. Двадцать восемь процентов спортсменов утверждали, что «отрицательный» зритель является для них стимулятором в достижении высоких результатов, 33 % спортсменов указали, что для них несущественно, как реагируют зрители, присутствующие на стадионе, а 39 % спортсменов отметили отрицательное влияние на них подобных зрителей.

В присутствии враждебно настроенных зрителей команда гостей обычно ведет себя агрессивнее (допускает больше нарушений). Предполагается, что это связано с неосознанным проявлением агрессивности не только против команды соперника, но и против зрителей.

Сильное эмоциональное возбуждение спортсменов в присутствии зрителей может у спринтера привести к фальстарту, у метателя и прыгуна – к нарушению чувства ритма, боксер может выложиться в первых раундах боя и т. д.

Факторы, влияющие на устойчивость спортсменов к воздействию зрителей. Реакция спортсменов на присутствие зрителей зависит от многих факторов: половых и личностных особенностей, опыта выступления в соревнованиях и пр.

Половые особенности. По данным И. П. Волкова (Спортивная акмеология. СПб., 2003), полученным на пловцах 15–17 лет, юноши оказались более устойчивыми к большому числу зрителей на соревнованиях, чем девушки. Последние предпочитают соревноваться при малом числе спокойных зрителей. Для девушек фактор эмоциональной поддержки зрителей оказался стрессогенным, в то время как юноши проявили по отношению к нему нейтральность. Девушки чаще предпочитают надеяться только на себя и отвергают эмоциональную поддержку зрителей в качестве значимого фактора мобилизации их возможностей.

 

Спортсменка М. на соревнованиях по легкой атлетике, узнав, что в забег на 100 метров попадают сильные бегуны, почувствовала неуверенность в своих силах. «Сразу пала духом, – говорит она. – Думала, что теперь всем проиграю, а среди зрителей много знакомых; испытывала страх, что приду последней. Во рту пересохло, дыхание нарушилось». В результате она пробежала дистанцию хуже, чем когда‑либо.

Черникова О. А. В сб.: Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962. С. 53

 

Наличие опыта. Неопытный спортсмен может испытывать сильное перевозбуждение и выступить хуже, чем обычно, тогда как опытный участник соревнований в присутствии зрителей в большей степени сохраняет самообладание. Некоторые опытные спортсмены отмечают, что отрицательные реакции зрителей даже активизируют их, заставляют играть лучше.

Есть спортсмены, которые отрицательно реагируют на шум зрителей независимо от того, была ли это с их стороны поддержка или недоброжелательные выкрики.

Личностные особенности. По данным И. П. Волкова, больше реагируют на зрителей спортсмены, имеющие высокие внушаемость и нейротизм, а также экстернальный локус контроля, то есть считающие, что их достижения зависят в основном от внешних факторов, а не от них самих.

Б. Дж. Кретти отмечает, что присутствие зрителей положительно влияет на спортсменов с выраженным мотивом достижения и низкой тревожностью.

Прочность освоения навыков. Влияние зрителей (положительное или отрицательное) зависит от степени сложности и освоенности спортсменами навыков (табл. 17.1).

Таким образом, на освоение техники выполнения спортивных действий влияние присутствия зрителей отрицательное, а на выполнение уже сформированных навыков – положительное (Р. Мартенс).

Таблица 17.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.009 с.)