Проблемы и трудности спортсменов на различных этапах спортивной карьеры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и трудности спортсменов на различных этапах спортивной карьеры



 

Этап начальной спортивной специализации. Юные спортсмены сталкиваются прежде всего с несоответствием реального тренировочного процесса с их представлениями о нем и о выбранном виде спорта. «Обману ожиданий» способствуют следующие противоречия:

1) спорт – это не «праздник», а «черновая работа», порой довольно нудная и требующая терпения и усилий над собой;

2) прежде чем приступить к освоению основных спортивных умений или игры, нужно выполнять общеразвивающие упражнения, не имеющие прямого отношения к выбранному виду спорта;

3) спортивные достижения поначалу малозаметны, растут не сразу с началом тренировочного процесса, а лишь по мере усвоения техники упражнения и развития качеств.

Затем появляются различные страхи: боязнь тренера, старших спортсменов, боязнь участия в соревнованиях, боязнь оказаться неперспективным.

Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. На данном этапе начинается работа «на результат». Это приводит к увеличению тренировочных нагрузок (с 2–3 раз в неделю до 5–6). Спортсмены после тренировочных занятий чувствуют себя смертельно уставшими, «выжатыми». У многих появляется страх не выдержать нагрузки, боязнь получить травму, заболеть, поскольку они считают, что тренеров не заботит, успевает спортсмен восстанавливаться или нет. Именно на этом этапе спортсмены по настоянию тренера начинают использовать различные таблетки для ускорения восстановления, прироста силы и. т. п. У девушек встает проблема регулировки веса.

На значительных соревнованиях многие девушки и юноши (первые чаще) испытывают страх и растерянность, так как встречают сильную конкуренцию со стороны других участников. Одной из главных проблем становится нестабильность результатов на соревнованиях. Перед спортсменами встает вопрос о психологической устойчивости.

Важной проблемой становится сочетание занятий спортом с учебой.

Этап высших достижений. Как правило, это этап перехода из юношеского спорта во взрослый, когда спорт становится главным делом жизни. Тренировки проводятся по 2–3 раза в день 6 дней в неделю. Спортсмены стремятся попасть в спортивную элиту и удержаться в ней. Большое значение придается прессе и реакции болельщиков, завоеванию авторитета среди специалистов. В связи с взрослением спортсменов и приобретением ими собственного опыта и взгляда на тренировочный и соревновательный процессы часто нарушаются сложившиеся в юношеские годы взаимоотношения с тренерами, которые продолжают полностью определять и контролировать жизнь своих учеников в спорте и вне его. В результате каждый четвертый спортсмен меняет тренеров из‑за ухудшения взаимоотношений с ними.

Спортсмены начинают испытывать на себе недоброжелательность партнеров, чувствуют их зависть, возникают конфликты со старшими по возрасту членами команды. Усиливается страх неудачного выступления на крупных соревнованиях, боязнь нереализовать себя, появляется страх конкретного соперника, «чужого поля», боязнь получить травму. У некоторых спортсменов появляется «звездная болезнь».

 

Вот как объяснил уход из спорта знаменитой австралийской пловчихи Шейн Гоулд ее тренер Ф. Каплайл: «Я уже многократно повторял, что Гоулд была исключительно талантлива. Уверен, в Монреале она могла бы так же успешно выступить, как и в Мюнхене. Но Шейн ушла из спорта, ушла в расцвете сил. Испытание славой спортсменка выдержать не смогла. Шейн перестала следить за режимом, сильно прибавила в весе. Восемь лишних килограммов потянули ее вниз с олимпийских вершин. И еще родители Гоулд. Они совершенно потеряли голову от успехов дочери. Они потакали ее капризам и, в конце концов, перестали быть нашими союзниками. За шесть месяцев до начала мюнхенской Олимпиады у нас с ними начался серьезный конфликт, который положил начало прощанию с Шейн» (Советский спорт. 1974. 25 декабря).

 

Этап перехода в профессионалы. Одной из проблем становится необходимость спортсмена самому заботиться о поддержании спортивной формы, причем многие признаются, что сделать это без использования фармакологических препаратов невозможно. Возникает необходимость самостоятельных тренировок, а это требует новых знаний, причем не только в области спорта, но и в экономике, юриспруденции. На первый план выходит самоорганизация и самодисциплина спортсмена.

При заключении контракта за рубежом возникает проблема изучения иностранного языка. Возникают субъективные трудности в связи с отрывом от родины, дома, семьи.

Этап окончания спортивной карьеры. Наконец, наступает такой этап, когда в силу возрастных изменений спортивные результаты начинают снижаться. Приближается конец спортивной карьеры. Понимая это, многие стремятся остаться действующими спортсменами, оттянуть на более долгий срок уход из спорта. Но поскольку их результаты уже не так высоки и стабильны, они начинают отлынивать от соревнований, где их престижу может быть нанесен урон.

Причины завершения спортивной карьеры в порядке значимости располагаются следующим образом (Н. Б. Стамбулова):

• отсутствие перспектив в спорте;

• появление других интересов;

• психическая усталость;

• отношения с тренером;

• снижение результатов;

• состояние здоровья;

• травмы и их последствия;

• физическая усталость;

• возраст;

• отношения со спортивными руководителями;

• отношения в семье;

• отношения в команде.

У мужчин уход чаще связан с объективными обстоятельствами (снижение результатов, отсутствие перспективы, травмы, несовместимость с тренером или партнерами). Причинами у женщин являются желание иметь семью, друзей, профессию, развлечения, то есть появление других интересов.

Уходу из спорта предшествует переходный период, длящийся 1–3 года. Главным становится вопрос: что делать дальше? Около трети спортсменов испытывают тревогу по этому поводу. С другой стороны, спортсменам жаль расставаться с привычным образом жизни, с всеобщим вниманием, с материальными стимулами. Новая же сфера деятельности либо страшит их, либо кажется менее привлекательной, серой, будничной по сранению с насыщенной эмоциями спортивной деятельностью. Уход из большого спорта означает и прекращение внимания средств массовой информации. Спортсмен вдруг оказывается в своебразном информационном вакууме, что может привести его к замкнутости, раздражительности, агрессивности. Не случайно большинство спортсменов стремятся остаться в сфере спорта, где они чувствуют себя более комфортно и могут использовать накопленный за время спортивной карьеры опыт. Чаще всего выбирается профессия тренера, хотя не очевидно, что выдающийся спортсмен может быть и хорошим тренером.

Около трети спортсменов тяжело переживают уход из спорта. Возникает много новых проблем (появилось свободное время, которое некуда девать, нужно самостоятельно решать вопросы, связанные с изменением образа жизни, необходимо снова завоевывать авторитет, высокий социальный статус в новой сфере деятельности (профессии) и т. п.). Те, кто учится, могут испытывать дискомфорт от того что имеются пробелы в базовом образовании, нет привычки к умственной работе, что не могут заставить себя сосредоточиться, не могут самостоятельно планировать свою работу, что психологически трудно догонять в учебе сверстников, которые ушли вперед.

 

Ольга Корбут, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике: «Когда 12 лет назад я ушла из спорта, то разом ну просто в одночасье, перестала быть кому‑либо интересна и нужна. <…> Свадьба, рождение сына только приглушили боль и отчаяние, загнали внутрь страшный вопрос: как жить дальше? Отвечать на него можно было не сразу. И я это „потом“ все оттягивала, отодвигала, как могла. Только бесконечно так продолжаться не могло. <…> Через некоторое время с меня сняли стипендию и назначили на должность гостренера по гимнастике. <…> Работы я не боялась, жаждала ее, какие‑то правильные или неправильные шаги предпринимала. Только меня по рукам били и ни к чему серьезному не подпускали. <…> А я хотела делать то, что мне по силам, к чему предрасположена, что дается легко и в удовольствие и пользу приносит всем. <…> И не было бы моих болячек и стрессов, безысходности и унижений. <…> Кажется, у меня еще и сейчас не завершился этот ужасный переходный период из спорта в нормальную жизнь».

Советский спорт. 1989. 9 марта

 

Острота протекания кризиса, связанного с уходом из спорта, усиливается при внезапном уходе, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки. Затрудняют адаптацию к новому образу жизни такие свойства личности, как обидчивость, упрямство, тревожность, нерешительность, застенчивость и пассивность.

В этот период спортсмены особенно нуждаются в психологической помощи и поддержке родных и друзей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.012 с.)