Психологическая характеристика успешных и неуспешных тренеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика успешных и неуспешных тренеров



 

Английский ученый Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру по плаванию, и опросил для этого пловцов и самих тренеров. Сравнение результатов опроса тех и других дало сходные результаты: тренер должен быть открытым, общительным, эмоционально устойчивым, способным управлять спортсменом, особенно в соревновательной ситуации. У него должны быть достаточно высокий интеллект, уверенность в себе, практичность. Он должен быть новатором, предприимчивым, решительным и самостоятельным.

Однако изучение психологических особенностей тренеров показало, что их представление об идеальном тренере значительно расходится с тем, что они представляют собой в действительности. Совпадение было только по двум характеристикам – склонности к доминированию (управлению другими) и готовности принять новое. Очевидно, желаемое разошлось с действительностью.

Изучение психологических особенностей успешных и неуспешных тренеров тоже не дало существенных различий. Правда, Огилви отмечает, что тренеры имеют твердый характер, устойчивость к психическому напряжению, независимость, твердость и реалистичность взглядов, высокую авторитарность, то есть стремление управлять спортсменами, основываясь на своем личном мнении. Однако очевидно, что эти особенности присущи не всем выдающимся тренерам.

В связи с неопределенностью полученных результатов Б. Дж. Кретти делает вывод, что успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит свои отношения со спортсменами.

 

В одном из исследований мы оценивали знания, умения, отношение тренеров к разным сторонам подготовки спортсменов и др. Решающим основанием распределения тренеров по группам было их отношение к разным сторонам подготовки спортсменов. Наибольшее внимание психологической подготовке уделяют заслуженные тренеры СССР, наименьшее – не имеющие звания, менее квалифицированные. Обобщая опыт общения стренерами, можно утверждать, что высоких профессиональных результатов достигают те из них, кто изначально не ставит психологию и индивидуальность спортсмена на последнее место.

Толочек В. А. Стили деятельности. М., 1992. С. 36

 

Г. Д. Бабушкин в результате изучения эффективных и неэффективных тренеров выявил, что у первых лучше сформированы все виды умений, у них чаще имеются система в работе, положительное отношение к работе, чувство долга. Из личностных качеств эффективные тренеры превосходят неэффективных по мечтательности, увлеченности, старательности, настойчивости, трудолюбию, энергичности, самолюбию, склонности к новаторству. Таким образом, основные различия между эффективными и неэффективными тренерами лежат в мотивационной и волевой сферах.

 

18.6. Социально‑психологические особенности взаимопонимания тренеров со спортсменами

 

Многое в складывании взаимоотношений между спортсменом и тренером зависит от поведения самого тренера, от понимания психологии спортсменов, от стиля руководства. Дело в том, что представления о качествах «идеального тренера» расходятся у тренера и спортсменов. Первые акцентируют внимание прежде всего на деловых и профессиональных своих качествах (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются тренерами, но им не придается решающего значения. Спортсмены же (особенно юные и женщины), наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале они смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как он тренирует.

Расхождение позиций по отношению к результатам учебно‑тренировочной деятельности приводит к тому, что требовательность тренера расценивается спортсменами как придирчивость, настойчивость же учеников расценивается тренерами как упрямство.

 

Ученик открыт для тренера во всех слабостях, тренер должен быть открыт в том, что дает ученику силу.

В. Радзиевский

 

Понимание спортсменами профессиональных задач воспитания и обучения приходит вместе с ростом их самосознания.

Как выявлено И. Н. Решетень и М. И. Фроловой (О деятельности тренера по руководству спортивной командой // Теория и практика физической культуры, 1975. № 11. С. 20–23) спортсмены‑разрядники и мастера спорта считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых непосредственно проявляется его отношение к ним (доброта, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Однако с ростом мастерства спортсменов эти критерии изменяются. Спортсмены сборных команд страны оценивают тренеров с функциональной точки зрения: они считают наиболее значимыми те качества, которые отражают профессионально‑деловую подготовку тренеров (высокий уровень компетентности в вопросах методики тренировки, творческое отношение к работе, знание тактики ведения спортивных поединков, умение настроить спортсмена на борьбу, поддерживать дисциплину на сборах, требовательность).

 

Корреспондент. Как распределяются в сборной функции главного тренера и его помощников?

Трефилов Е. Я считаю, если первый тренер игроку «откручивает голову», то второй должен в сторонке ее потихоньку привинтить. А если и я начинаю «душить», и второй тоже, то игрок просто не знает, куда бежать. Особенно если ты его родословную до восьмого колена вспоминаешь. Ведь игроку‑то душуотвести не с кем.

Спорт‑экспресс. 2007. 26 декабря. С. 8

 

А. А. Лалаян (Психологические особенности профессии учителя физического воспитания и тренера. Ереван: Айстан, 1975) выявил, что с точки зрения спортсменов для тренировочного процесса важны такие качества тренера, как требовательность, внимательность и заботливость, трудолюбие. В условиях соревнований, как считают спортсмены, желательны такие качества тренера, как хладнокровие, сопереживание спортсмену (эмпатия), умение настраивать на победу. Вне спорта спортсмены отмечают товарищеские отношения.

Однако юным спортсменам, делающим первые шаги в своей спортивной карьере, трудно судить о том, насколько их тренер профессионально грамотен. Они в первую очередь дают оценку тренеру как личности: добрый он или злой, любит ли он детей, может ли он пошутить или всегда строг, обладает ли он соответствующей культурой общения и поведения. Характерно, что отношение к первому тренеру не меняется у спортсменов на протяжении многих последующих лет.

Важно и понимание тренером спортсменов. Оно предполагает умение тренера проникнуть во внутренний мир спортсменов, найти нужную форму обращения к ними. Взаимопонимание тренеров с учениками обусловливает их социально‑психологическую совместимость. Непонимание тренером учеников ведет к обостренным негативным взаимоотношениям между ними. Неслучайно опрос 150 тренеров ДЮСШ показал, что многие из них (56 %) наибольшей сложностью в своей деятельности считают налаживание взаимоотношений с воспитанниками (Прохорова М. В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1974). Осложняются взаимоотношения из‑за неуважения, предвзятого мнения тренера о спортсмене, недостаточного внимания к нему и его нуждам, невыдержанности и грубости тренера, официальности тона, повышенных интонаций в разговоре, изменчивости в настроении тренера и т. д.

 

Тренер, ставящий перед собой задачу добиться успеха, должен быть в состоянии выдержать тяготы временной непопулярности в период напряженных тренировок и отказаться от шуток и дурачества ради серьезных и длительныхуспехов в предстоящих соревнованиях. Если окажется, что тренер, стремящийся к достижению успеха, работает с командой, члены которой ориентированы главным образом на установление хороших дружеских отношений, ему следует быть готовым к возможным огорчениям и необходимости замены ряда спортсменов с выраженной межличностной ориентацией на игроков, чьи установки более соответствуют его собственным. Если же у игроков большая потребность в достижении успеха, а тренер ориентирован на межличностные отношения, то ему придется быть готовым к появлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов.

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 181–182

 

Анализ зависимости роста спортивных результатов от межличностных отношений «тренер–спортсмен», проведенный Ю. А. Коломейцевым (Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. наук. Тарту, 1974), показал, что отношение тренера к личностным и спортивным качествам спортсменов влияет только на количество их отчислений из группы. Отношение спортсменов к тренеру играет роль в росте спортивных результатов, так как влияет на отношение спортсменов к тренировочному процессу. Поэтому имеется положительная связь между отношением к тренеру и такими качествами спортсменов, как дисциплинированность, настойчивость, старательность, исполнительность.

 

Иногда работой пресыщаешься, она перестает быть любимой и становится невыносимой. А тот, кто заставляет тебя работать, делается таким же невыносимым. Поэтому будь я хоть золотой – я никогда не заставлю всех себя полюбить. Так что разногласия случаются.

Трефилов Е., главный тренер сборной женской команды России по гандболу. Советский спорт. 2007. 21 декабря. С. 12

 

Совместимость тренера и спортсмена и типологические особенности свойств нервной системы и личности. Исследования показали, что в совместимости тренера с тем или иным спортсменом большую роль играют типологические особенности свойств нервной системы, имеющиеся у того и другого.

Ю. А. Коломейцев опросил тренеров, с кем из их учеников они работают с удовольствием, кто понимает их с «полуслова» и с кем им работать трудно. Разделив спортсменов в соответствии с этим на две группы, психолог измерил у них и их тренеров подвижность/инертность нервных процессов, а затем сопоставил с помощью корреляции выраженность этого свойства нервной системы у тех и других. Оказалось, что типологические особенности совпали у тренеров и спортсменов из первой группы (с кем тренерам было легко работать) и не обнаружили совпадения у тренеров и спортсменов из второй группы (с кем тренерам было трудно работать). Выявилось также, что при совпадении типологических особенностей у тренеров и спортсменов последние достигали больших результатов, чем при отсутствии такого совпадения.

У тренеров с сильной нервной системой, по данным В. А. Толочека (Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992), чаще достигали успеха юные ученики с такой же типологической особенностью, а у тренеров со слабой нервной системой чаще добивались высоких результатов юные спортсмены со слабой нервной системой (в пропорции 2: 1 и даже 3:1). Опрос заслуженных тренеров страны показал: у наставников с сильной нервной системой преобладали выдающиеся ученики тоже с сильной нервной системой, у тренеров со слабой нервной системой по преимуществу в подопечных были выдающиеся ученики со слабой нервной системой. Причем первые тренеры предпочитали атакующий стиль, и он же был у большинства их известных учеников, а вторые тренеры предпочитали контратакующий стиль, который предпочитали и большинство их учеников (тоже имевших слабую нервную систему).

 

Тренерам можно рекомендовать не только не избегать, а, наоборот, стремиться получить квалифицированное профессиональное мнение (по данным интервью и тестирования) о своих психологических особенностях. Такая информация поможет тренеру в работе.

1. Он сможет выявить спортсменов в своей команде, с которыми ему легко или трудно работать, установить взаимопонимание. При прочих равных качествах (а это бывает довольно редко) спортсменов, похожих по своим личностным особенностям на тренера, ему будет легче понять, тогда как с теми, кто отличается от него, возможны затруднения в общении и взаимодействии.

2. Спортсменов, чьи личностные особенности не совпадают с особенностями их тренера, можно прямо или косвенно прикрепить к другому тренеру этой команды (если их несколько) либо направить ктренерудругой команды для консультации и индивидуальной помощи.

3. К работе со спортсменами, особенно в индивидуальных видах спорта и в ответственные периоды соревнований, можно привлекать тренеров с различными личностными характеристиками. Например, спокойный тренер будет с большим желанием работать с фигуристами на тренировке и при подготовке к выступлениям в обязательной программе («школа»), тогда как динамичный, эмоциональный и инициативный тренер с большей отдачей будет работать с фигуристами, которые готовятся к выступлениям с произвольной программой.

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 93

 

Таким образом, совпадение типологических особенностей свойств нервной системы у тренера и его учеников очевидно облегчает передачу тренером своего опыта по принципу «делай как я».

Однако совпадение тренера и спортсмена по личностным особенностям, как показано Ю. А. Коломейцевым, вовсе не обязательно: некоторые особенности у них совпадают (добросовестность, обязательность, чувство долга, независимость суждений), но больше тех особенностей, которые не совпадают. Спортсмены из группы, с которыми тренеру работать легко, отличаются от тренера практичностью и реалистичностью, больше полагаются на себя. Очевидно, что эти особенности не могут не импонировать тренеру и вызывают его позитивное отношение к спортсменам.

С другой стороны, между спортсменами второй группы (с которыми тренеру работать трудно) и их тренером по личностным характеристикам обнаружилось много сходства. Но это были свойства, не способствующие успешному взаимодействию. У них были отмечены независимость, упрямство, агрессивность, желание руководствоваться собственными правилами поведения. В этих случаях спортсмены часто переходят к другим тренерам.

Однако не только несовместимость может быть причиной ухода спортсмена к другому тренеру. Причины могут быть разными, не только субъективными, но и объективными, вызванными необходимостью дальнейшего роста спортсмена. Многие тренеры сами передают своих учеников более опытным мастерам, понимая, что их собственный профессиональный уровень не обеспечит успеха. В других случаях решение о переходе к другому тренеру принимает спортсмен, и тут возможны обиды тренеров: «Ведь я вложил в него столько сил, а он меня предал». Важно в этой ситуации, чтобы спортсмен объяснил тренеру причины своего ухода, смог убедить, что дело не в том, что его тренер хуже другого: просто для прогресса нужны новые подходы, методы тренировки, которыми в совершенстве владеет другой тренер. Важно, чтобы спортсмен сохранил теплые чувства к своему первому наставнику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.019 с.)