Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная идея в странах Латинской Америки: латиноамериканская идентичность
Идентичности формируются по принципу «матрешечного» со- существования. Отождествление себя с собственной нацией — не единственный тип идентификации. Более широкой по отношению к национальной является цивилизационная идентичность, более узкой — региональная и этническая. 95 Пожарская С.П. Воскрешение монархии в Испании: почему это оказалось возмож- но? // Политическая история на пороге XXI в. М., 1995. 96 Хенкин С.М. Испания после диктатуры. М.,1993. 97 Данилевич И.В. От «идеи Испании» к национальному согласию // Нац. идея: исто- рия, идеология, мир. М., 2004. С. 177. Дифференциация ценностных уровней идентичностей выглядит особо иллюстративно на примере Латинской Америки. Она представ- ляет собой самую молодую из мировых цивилизаций, генезис которой еще не завершен. В достижении политического единства латиноамери- канских стран видел основную цель реализуемого им освободительно- го проекта Симон Боливар98. Этой установкой определялось утверждение принципов федера- листского устройства новообразованных государств. Федерация, по- лагал С. Боливар, более открыта к ассоциативному расширению, чем унитарная система. Изначально закладывался принцип сочетания цен- ностей государства: нации и цивилизационной латиноамериканской интегративности. Отсюда специфические названия: Соединенные про- винции Ла Платы, Соединенные провинции Венесуэлы, Соединенные провинции Центральной Америки, Соединенные штаты Колумбии. На конфедеративной основе не единожды происходило объединение име- ющих суверенный статус государств. Был период (1823–1839), когда все пять республик Центральной Америки: Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Панама и Сальвадор — оказались в составе единой конфедерации99. Само понятие Латинская Америка является французским изобре- тением середины XIX в., соотносящимся с проектом Наполеона III по созданию мировой католической империи. Замысел, как известно, провалился, не в последнюю очередь ввиду непринятия его американ- скими народами. Сами латиноамериканцы обратились к идее Латинской Америки лишь в дальнейшем, реагируя на актуализировавшийся в конце XIX — начале XX вв. вызов колонизационной экспансии со стороны США. Ла- тиноамериканизм в данном случае был эквивалентен «антиянкизму».
Идея цивилизационной общности латиноамериканцев нашла от- ражение даже в конституционном законодательстве стран региона. Значительная часть конституций предоставляла особые льготы для латиноамериканцев — уроженцев других государств при предоставле- нии национального гражданства. В соответствии с Основным законом 1950 г., население Сальвадора провозглашалось «частью Центральноа- мериканской нации». Сальвадорскому государству вменялось в обя- занность «содействовать полностью или частично восстановлению Республики Центральной Америки». Та же задача — «восстановление 98 Альперович М., Слезкин Л. Образование независимых государств в Латинской Аме- рике. М., 1966; Лаврецкий И. Боливар. М., 1966. 99 Семенов С.И. Преображения «нации» в Латинской Америке // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 197; Боливар С. Избранные произведения. М., 1983. союза Центральной Америки» — номинировалась и в конституции Гва- темалы 1956 г.100 Когда-то представлявшая собой полуколониальный придаток США сегодня Латинская Америка берет на себя миссию форпоста антигло- бализма. Фидель Кастро и Че Гевара воспринимаются как общепри- знанные культовые силы новой латиноамериканской идентичности. Инерционный недоучет роли Латинской Америки в глобальной геопо- литической архитектуре будущего очевиден. Осознание латиноамериканского цивилизационного единства соче- тается с развитием национальных идентичностей. Особое мобилизую- щее значение апелляция к национальному единству приобрела в период индустриализации 1930-х — 1950-х гг. Положение о примордиализме нации было внесено в эти годы в конституции едва ли не всех лати- ноамериканских государств: Аргентины, Венесуэлы, Гватемалы, До- миниканской республики, Колумбии, Коста-Рики, Панамы, Парагвая, Сальвадора, Уругвая, Чили, Эквадора. Формула о высшем ценностном приоритете национальной жизни («нация превыше всего») составила основу идеологического самоопределения. Страновая специфика идеологии в значительной степени опреде- лялась этнической структурой общества. Так, в странах с существен- ной долей индейского населения получила распространение доктрина
«индеанидад». Традиции жизни индейцев определяются в ней как цен- ностные основы национального государства. Природная адаптивность индейской культуры противопоставляется экологически разрушитель- ной ургийности «белого человека». В Боливии, где индейцы составляют более 70% населения страны, доктрине «индеанидад» придан статус го- сударственной идеологии. Призывы восстановления древнеиндейской государственности формулируются также в Мексике, Гватемале, Перу, Эквадоре, Чили. Образ последнего инкского правителя Тупаку Амару стал своеобразным знаменем индейского патриотизма101. По имени во- ждя за национально-патриотическим движением в ряде стран региона было закреплено название «тупамарос»102. Сегодня в качестве национальных идеологем в Латинской Америке генерируются концепты «национального социализма», «постдемократи- ческой модели», «диктатуры с народной поддержкой». Все они указывают 100 Конституции государств американского континента: т. 3. М., 1959. С. 162; Консти- туции государств американского континента: т. 1. М., 1957. С. 279; Семенов С.И. Пре- ображения «нации» в Латинской Америке // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 210. 101 Созина С.А. Тупак Амару — великий индейский повстанец. М., 1979. 102 Семенов С.И. Преображения «нации» в Латинской Америке // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 209. на специфичность организации власти в латиноамериканских государ- ствах, связанную с особым статусом национального вождя — народного президента. О том же в другом терминологическом дискурсе высказы- вался в свое время С. Боливар. Боливаровский «президентализм» пред- ставлял собой особый характерный для Латинской Америки тип «авто- ритарной республики». Применительно к российскому политическому контексту теория об особом пути формирования латиноамериканской государственной власти может представлять особый интерес103. В Латинской Америке в отличие от ряда европейских государств этническая и национальная идентичности нетождественны. Будучи историческим продуктом трансокеанских миграций, латиноамери- канцы представляют собой пестрый этнический конгломерат. Отсюда амбивалентность решаемых латиноамериканскими государствами за- дач — обеспечение, с одной стороны, национального единения, с дру- гой — прав народов на этноидентификацию. Эта двойственность на- шла отражение на уровне конституционного законодательства. Так, в конституции Эквадора содержится положение о плюрокультурности и мультиэтничности эквадорского народа. При этом от предложения по использованию понятия «многонационального государства» эк- вадорцы отказались. Конституция Бразилии гарантирует поддержку со стороны государства «проявлениям народной, индейской, афро- бразильской культуры и других культур, которые участвуют в на- циональном культурном процессе». Индейскому населению страны предоставляется право не только на обучение родному языку, но и на использование собственных традиционных образовательных мето- дик104. Управленчески реализуется, таким образом, принцип латиноа- мериканизма — «единство в многообразии».
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.139 (0.008 с.) |