Идеология «плавильного котла» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеология «плавильного котла»



Абсолютно гомогенных в этническом отношении государств ни- когда не существовало. Соответственно для каждого из них была акту- альна задача выработки оптимума интеграции различных населяющих страну народов. При отсутствии единого подхода государство этниче- ски дезинтегрировалось. Модели могли быть разные, главное в них — идеологическая системность, собирающая в целое все представленные в стране этноидентичности. Превращение государства Габсбургов из всеевропейской интегральной державы в «лоскутную империю» австро-венгерской эпохи предопределило ее последующий националь- ный распад.

США фактически с момента своего создания взяли за основу обе- спечения этнической интеграции модель «плавильного котла». Еще в 1776 г. Томас Пейн определял зарождающуюся североамериканскую общность как «нацию иммигрантов». По прошествии более чем полу- торастолетнего периода самоидентификация принципиально не изме- нилась, и президент Ф.Д. Рузвельт обращался к американцам как к «со- товарищам по иммиграции»45.

Образ «плавильного котла» стал одним из базовых составных кон- структов «американской мечты». Посредством него транслировалась идея, что только в Америке личный успех человека не зависит от его этнической принадлежности. Американская гражданская идентич- ность — вот главный фактор успешности. В действительной жизни — это далеко не так. Американский истэблишмент представлен, главным образом, англо — американцами, тогда как цветные по-прежнему на- ходятся в США на низшей ступени социальной иерархии. Однако меч- та всегда мифологична. Для поддержания мифа можно даже избрать

 

44 Найденова И.С. Современные стандарты обучения истории в школах США // Пре- подавание истории в школе. 2009. № 5 С. 61–62

45 he Writings of homas Paine. Wash., 1894. Vol. 1; Las l e tt P. he World We Have Lost:

Further Explored. L., 1971.


президентом представителя чернокожей части американской нации. Не случайно альтернатива выбора в Демократической партии про- ходила между нетрадиционными для Белого дома образами кандида- тов — женщиной или цветным. Идейно ослабленная за годы правления Дж. Буша-младшего «американская мечта» нуждалась в подпитке. Тре- бовалось доказать, что путь на политический Олимп в Соединенных Штатах открыт каждому, вне зависимости от гендерной принадлежно- сти и цвета кожи.

Понятие «плавильный котел» вошло в широкий обиход после по- становки в 1908 г. в Колумбийском театре Вашингтона пьесы с анало- гичным наименованием. Ее автором был видный английский драма- тург, выходец из России, еврей по этническому происхождению Израил Зангуилл. Постановку спектакля поддержал своим присутствием пре- зидент США Теодор Рузвельт. Характерно, что появление пьесы при- шлось на апогей иммиграции в Соединенные Штаты. В финале произ- ведения главный герой произносит речь, звучащую как своеобразный эсхатологический гимн Америке: «Вот он, великий плавильный котел! Послушай! Слышишь, как он ревет и шипит? Вот его гигантское чре- во — сюда, в эту безбрежную ширь, пребывают тысячи тех, кто питают ее, вливают в нее свой людской труд! О, какое кипение, о, какое дви- жение! Кельт и латинянин, славянин и тевтонец, грек и сириец, чер- ный и желтый… Да, Восток и Запад, Север и Юг, пальма и сосна, полюс и экватор, полумесяц и крест!. Как этот великий алхимик переплавляет и смешивает их в своем очищающем пламени! Здесь все они объединя- ются, чтобы создать Республику Людей и Царство Божие…»46.

Пьеса получила восторженные отклики в политических и культур-

ных кругах США. Развивая мысль И. Зангуилла, в прессе подчеркива- лось, что еще более великими в сравнении с славянином, тевтонцем, греком и сирийцем «должны стать американцы, воплощающие в себе достоинства каждой из этих наций»47.

 

Итак, в «плавильном котле» усматривалась не столько деидентифи- кация наций, сколько синергийный эффект умножения потенциалов их идентичностей. Впоследствии на протяжении столетия этот образ ак- центированно пропагандировался американскими СМИ и насаждался в общественном сознании. Параллельно с ним использовались и дру- гие метафорические конструкты: «салатница», «овощной суп», «миска салата», «великолепная мозаика», «пицца», «лоскутное одеяло» и т.п48.

46 Z a n g w il l I. he Melting Pot. N.Y., 1909. Р. 41.

47 Чертина З.С. Этничность в США теория «плавильный котел» // Американский еже- годник 1993.М., 1994. С. 153.

48 Лапицкий М.И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице» // Нац. идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 44.48.


Американский традиционализм

Существует идеомиф взгляда на США как воплощение секуляризма и антитрадиционализма. Этот стереотип Америки используется в ка- честве ложного ориентира для других народов. Смотрите, мол, самое успешное государство мира обходится без религиозных скреп и без традиции. Посредством искажения американской действительности реализуется глобальная провокация. В общественное сознание внедря- ется представление, что формула успеха как раз и заключается в секу- ляризации и детрадиционализации. Важнейшие из факторов жизне- способности государств — религия и традиции — рассматриваются в результате осуществленной подмены как препятствия интенсивному развитию «по — американски». В действительности степень религиоз- ности американцев гораздо выше, чем у населения России или любой из европейских стран. Более того, сегодня США оказались охвачены волной десекуляризации. Так что апелляция к американскому секуля- ризму в качестве рецепта построения демократического государства является, по меньшей мере, некорректной.

Представление об отсутствии в США традиций имеет достаточно

широкое распространение. Даже видный американский историк Г. Ком- мейджер утверждал, что в отличие от европейцев американцы не знали

«традиций, приверженностей или воспоминаний о прошлом»49. В дей- ствительности апелляция к собственной национальной истории в по- вседневной жизни населения США имеет более устойчивый характер, чем в современной Европе. Переселенцы с «Мэйфлауэр», борьба за независи- мость, Гражданская война, освоение Запада — составляют идеомифоло- гизированный традиционалистский каркас американского прошлого.

Может быть для такого рода традиций недостаточно длителен вре- менной масштаб? Действительно, американцы — сравнительно молодая нация. Однако в США, несмотря на сложившиеся стереотипы, наряду с общеамериканской идентичностью сохраняются иные закрепленные этническими традициями мультикультурные идентификаторы. Во вре- мя национальной переписи 1990 г. при ответе на вопрос об этническом происхождении американцами определили себя лишь 5% опрошенных. Остальные респонденты отнесли себя к одному из этносов, общая чис- ленность которых в США насчитывает 215 наименований50.

 

Несколько утраченные прежде этнические традиции находятся се- годня в США в состоянии ренессанса. Государство, не видя конфликта между ними и общеамериканской культурой «национальной салатни-

49 Co m m a ger H. he Empire of Reason. Garten City, 1977. Р. 173,174.

50 Червонная С.А. Этнический фактор в политической системе // Политическая систе- ма США. Актуальные изменения. М., 2000. С. 260.


цы», поддерживает данные тенденции. Еще в 1974 г. Конгресс США спе- циальным актом санкционировал распространение в образовательных учреждениях учебных программ по этническим культурам. «Амери- ка, — пишет современный исследователь М.И. Лапицкий, — пережи- вает подлинную тягу к истокам и корням. У людей, доселе не интересо- вавшихся своей родословной, возникает интерес к предкам, семейным архивам, пожелтевшим фотографиям, различным реликвиям, напоми- нающим прародину, рецептам национальных блюд и т. д.»51

Сами американцы объясняют данный феномен «эффектом тре- тьего поколения». Трехпоколенная ценностная трансляция выража- ется следующей формулой: «То, что сын хотел бы забыть, внук желает вспомнить»52.

«Именно “третье колено” иммигрантов, — комментирует этот вы- вод М.И. Лапицкий, — в достаточной мере ощущает себя американца- ми, чтобы позволить себе такую роскошь, как реконструкцию этниче- ского прошлого»53.

Опыт Америки, таким образом, указывает на значимость для су- ществования национальной общности факторов религии и традиции. Соответственно, и в России данные потенциалы должны не разрушать- ся по вымышленным американским «образцам», а укрепляться в соот- ветствии с подлинной исторической практикой успешных государств современного мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.91.252 (0.012 с.)