Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеология «плавильного котла»
Абсолютно гомогенных в этническом отношении государств ни- когда не существовало. Соответственно для каждого из них была акту- альна задача выработки оптимума интеграции различных населяющих страну народов. При отсутствии единого подхода государство этниче- ски дезинтегрировалось. Модели могли быть разные, главное в них — идеологическая системность, собирающая в целое все представленные в стране этноидентичности. Превращение государства Габсбургов из всеевропейской интегральной державы в «лоскутную империю» австро-венгерской эпохи предопределило ее последующий националь- ный распад. США фактически с момента своего создания взяли за основу обе- спечения этнической интеграции модель «плавильного котла». Еще в 1776 г. Томас Пейн определял зарождающуюся североамериканскую общность как «нацию иммигрантов». По прошествии более чем полу- торастолетнего периода самоидентификация принципиально не изме- нилась, и президент Ф.Д. Рузвельт обращался к американцам как к «со- товарищам по иммиграции»45. Образ «плавильного котла» стал одним из базовых составных кон- структов «американской мечты». Посредством него транслировалась идея, что только в Америке личный успех человека не зависит от его этнической принадлежности. Американская гражданская идентич- ность — вот главный фактор успешности. В действительной жизни — это далеко не так. Американский истэблишмент представлен, главным образом, англо — американцами, тогда как цветные по-прежнему на- ходятся в США на низшей ступени социальной иерархии. Однако меч- та всегда мифологична. Для поддержания мифа можно даже избрать
44 Найденова И.С. Современные стандарты обучения истории в школах США // Пре- подавание истории в школе. 2009. № 5 С. 61–62 45 he Writings of homas Paine. Wash., 1894. Vol. 1; Las l e tt P. he World We Have Lost: Further Explored. L., 1971. президентом представителя чернокожей части американской нации. Не случайно альтернатива выбора в Демократической партии про- ходила между нетрадиционными для Белого дома образами кандида- тов — женщиной или цветным. Идейно ослабленная за годы правления Дж. Буша-младшего «американская мечта» нуждалась в подпитке. Тре- бовалось доказать, что путь на политический Олимп в Соединенных Штатах открыт каждому, вне зависимости от гендерной принадлежно- сти и цвета кожи.
Понятие «плавильный котел» вошло в широкий обиход после по- становки в 1908 г. в Колумбийском театре Вашингтона пьесы с анало- гичным наименованием. Ее автором был видный английский драма- тург, выходец из России, еврей по этническому происхождению Израил Зангуилл. Постановку спектакля поддержал своим присутствием пре- зидент США Теодор Рузвельт. Характерно, что появление пьесы при- шлось на апогей иммиграции в Соединенные Штаты. В финале произ- ведения главный герой произносит речь, звучащую как своеобразный эсхатологический гимн Америке: «Вот он, великий плавильный котел! Послушай! Слышишь, как он ревет и шипит? Вот его гигантское чре- во — сюда, в эту безбрежную ширь, пребывают тысячи тех, кто питают ее, вливают в нее свой людской труд! О, какое кипение, о, какое дви- жение! Кельт и латинянин, славянин и тевтонец, грек и сириец, чер- ный и желтый… Да, Восток и Запад, Север и Юг, пальма и сосна, полюс и экватор, полумесяц и крест!. Как этот великий алхимик переплавляет и смешивает их в своем очищающем пламени! Здесь все они объединя- ются, чтобы создать Республику Людей и Царство Божие…»46. Пьеса получила восторженные отклики в политических и культур- ных кругах США. Развивая мысль И. Зангуилла, в прессе подчеркива- лось, что еще более великими в сравнении с славянином, тевтонцем, греком и сирийцем «должны стать американцы, воплощающие в себе достоинства каждой из этих наций»47. Итак, в «плавильном котле» усматривалась не столько деидентифи- кация наций, сколько синергийный эффект умножения потенциалов их идентичностей. Впоследствии на протяжении столетия этот образ ак- центированно пропагандировался американскими СМИ и насаждался в общественном сознании. Параллельно с ним использовались и дру- гие метафорические конструкты: «салатница», «овощной суп», «миска салата», «великолепная мозаика», «пицца», «лоскутное одеяло» и т.п48. 46 Z a n g w il l I. he Melting Pot. N.Y., 1909. Р. 41. 47 Чертина З.С. Этничность в США теория «плавильный котел» // Американский еже- годник 1993.М., 1994. С. 153. 48 Лапицкий М.И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице» // Нац. идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 44.48.
Американский традиционализм Существует идеомиф взгляда на США как воплощение секуляризма и антитрадиционализма. Этот стереотип Америки используется в ка- честве ложного ориентира для других народов. Смотрите, мол, самое успешное государство мира обходится без религиозных скреп и без традиции. Посредством искажения американской действительности реализуется глобальная провокация. В общественное сознание внедря- ется представление, что формула успеха как раз и заключается в секу- ляризации и детрадиционализации. Важнейшие из факторов жизне- способности государств — религия и традиции — рассматриваются в результате осуществленной подмены как препятствия интенсивному развитию «по — американски». В действительности степень религиоз- ности американцев гораздо выше, чем у населения России или любой из европейских стран. Более того, сегодня США оказались охвачены волной десекуляризации. Так что апелляция к американскому секуля- ризму в качестве рецепта построения демократического государства является, по меньшей мере, некорректной. Представление об отсутствии в США традиций имеет достаточно широкое распространение. Даже видный американский историк Г. Ком- мейджер утверждал, что в отличие от европейцев американцы не знали «традиций, приверженностей или воспоминаний о прошлом»49. В дей- ствительности апелляция к собственной национальной истории в по- вседневной жизни населения США имеет более устойчивый характер, чем в современной Европе. Переселенцы с «Мэйфлауэр», борьба за независи- мость, Гражданская война, освоение Запада — составляют идеомифоло- гизированный традиционалистский каркас американского прошлого. Может быть для такого рода традиций недостаточно длителен вре- менной масштаб? Действительно, американцы — сравнительно молодая нация. Однако в США, несмотря на сложившиеся стереотипы, наряду с общеамериканской идентичностью сохраняются иные закрепленные этническими традициями мультикультурные идентификаторы. Во вре- мя национальной переписи 1990 г. при ответе на вопрос об этническом происхождении американцами определили себя лишь 5% опрошенных. Остальные респонденты отнесли себя к одному из этносов, общая чис- ленность которых в США насчитывает 215 наименований50. Несколько утраченные прежде этнические традиции находятся се- годня в США в состоянии ренессанса. Государство, не видя конфликта между ними и общеамериканской культурой «национальной салатни- 49 Co m m a ger H. he Empire of Reason. Garten City, 1977. Р. 173,174. 50 Червонная С.А. Этнический фактор в политической системе // Политическая систе- ма США. Актуальные изменения. М., 2000. С. 260. цы», поддерживает данные тенденции. Еще в 1974 г. Конгресс США спе- циальным актом санкционировал распространение в образовательных учреждениях учебных программ по этническим культурам. «Амери- ка, — пишет современный исследователь М.И. Лапицкий, — пережи- вает подлинную тягу к истокам и корням. У людей, доселе не интересо- вавшихся своей родословной, возникает интерес к предкам, семейным архивам, пожелтевшим фотографиям, различным реликвиям, напоми- нающим прародину, рецептам национальных блюд и т. д.»51 Сами американцы объясняют данный феномен «эффектом тре- тьего поколения». Трехпоколенная ценностная трансляция выража- ется следующей формулой: «То, что сын хотел бы забыть, внук желает вспомнить»52. «Именно “третье колено” иммигрантов, — комментирует этот вы- вод М.И. Лапицкий, — в достаточной мере ощущает себя американца- ми, чтобы позволить себе такую роскошь, как реконструкцию этниче- ского прошлого»53. Опыт Америки, таким образом, указывает на значимость для су- ществования национальной общности факторов религии и традиции. Соответственно, и в России данные потенциалы должны не разрушать- ся по вымышленным американским «образцам», а укрепляться в соот- ветствии с подлинной исторической практикой успешных государств современного мира.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.91.252 (0.012 с.) |