Национальная идея Великобритании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная идея Великобритании



Английский традиционализм и стратегия оптимизации. От ис- пользования понятия «национальная идея», подобно американцам, воз- держиваются и англичане. Они в большинстве своем скептично и даже предосудительно относятся к различного рода «измам», рассматривая их как покушение на внутренне душевное спокойствие. При этом мно- гие «изм»-енные идеологемы сформировались именно на английской почве. Достаточно сослаться на дарвинизм, приобретший в третьей четверти XIX в. характер культового учения. В Лондоне были написаны и увидели свет основополагающие труды К. Маркса. Марксизм транс- лировался из Великобритании на весь мир при том, что сами англичане отнеслись к нему весьма прохладно. В Англии усилиями А.И. Герцена генерировалась теория «русского социализма»56. Созданная группой из Ливерпуля музыка «Битлз», ставшая особым идеологическим кон- тркультурным культом для молодежи всего мира в 1960-е — 1970-е гг., долгое время цензурно ограничивалась для распространения в самой Великобритании57.

Англия исторически была крупнейшим экспортером идеологий, не

используя при этом их для собственного потребления. В этом можно

 

55 Лапицкий М.И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице» // Нац. идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 41–43.

56 Герцен в воспоминаниях современников. М., 1956; Издания Вольной русской типо- графии (Герцена и Огарева) в Лондоне. М., 1983.

57 Бокарев В.В. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая дея-

тельность Дж. Леннона в период «Молодежной революции» на Западе (1966–1973 гг.): дис. …. канд. ист. наук. М., 2009.


обнаружить целеориентированную политическую установку британ- ского правительства. Посредством идеологического экспорта подры- вались жизненные основания геополитических противников Велико- британии.

Очевиден диссонанс предложений, адресуемых англичанами для внешнего мира и собственной программой развития. Так, в качестве планетарного универсалия Великобритания поддерживала вовне на- саждение ценности свободы. С ее стороны акцентированно выража- лось сочувствие тем политическим силам, которые вели борьбу за осво- бождение от пут институтов традиционного общества. При этом сама Великобритания упорно держится за сохранение национальных тради- ций. Более традиционалистского общества, чем английское, в Европе нет. И в быту, и в политике англичане — убежденные консерваторы. Не случайно сохранение в Великобритании института монархии. При этом в конфликтах монархических и республиканских сил в мире ан- гличане неизменно вставали на сторону республиканцев.

Конституционализм во всем мире был исторически синонимичен англомании. В России поборники конституционализации неизменно политически и ценностно ориентировались на Великобританию. Одна- ко сама Англия по сей день не имеет Конституции. Случайны ли эти ценностные противоречия?

Английские государственные деятели четко осознают, что их за- дача заключается в реализации интересов собственной нации. Отсюда практический вывод — ценностно укреплять собственное государство и ценностно подрывать государственность потенциальных противни- ков. Такая установка порождала представления о традиционном ан- глийском коварстве. Отсюда формула немецкого девиза: «Боже, пока- рай Англию»58.

Воздерживаясь от понятия «идеология», англичане часто апеллиру- ют к «национальному характеру». Показательны в отношении рекон- струкции типично английского взгляда слова главного героя книги Г. Уэллса «Необходима осторожность», с которых как с идейной завяз- ки открывается ход произведения: «Что такое идеи? Какой в них толк?. Чего жизнь требует от человека — так это характера. А какой может быть у него характер, если он вожжается с идеями?»59.

Основание такого отношения — традиционный английский прак- тицизм. Большинство существующих идеологий ценностно поляризо- вано. Реальная жизнь не знала ни «чистого социализма», ни «чистого

 

58 Гергилов Р.Е. Война до и после. М., 2007.

59 Мадер Ю.П. Английская идея // Национальная идея: история идеология, мир. М., 2004. С. 64.


капитализма». Она выстраивается не на «измах», а на пропорциях, до- зированных соотношениях разных принципов. Осознавая это, англи- чане избрали своей национальной стратегией оптимизацию. Отсюда традиционная английская тактика «тысячи компромиссов». Главная цель — достижение баланса интересов. Апелляция же к национально- му характеру позволяет англичанам достигать соответствия между по- литикой и спецификой цивилизационного бытия.

Составляющая по сей день основу британской правовой системы

«Великая хартия вольностей» (1215) стала результатом компромисса между баронами и королевской властью. Отсюда принципиальная раз- ница в понимании ценности прав человека в Англии и России. В Ве- ликобритании правовая норма — это всегда консенсус. Для России же права человека — это в большей степени декларация. В одном случае реализуется задача достижения баланса интересов, в другом — осво- бождения от идущего от государства императива принуждения60.

Во время восстания Уолтера Тайлера в 1253 г. крестьяне ведут с представителями королевской власти длительный и детальный пере- говорный процесс61. Ничего подобного в отношении разинцев или пу- гачевцев попросту нельзя представить. Компромисс между тори и виги, заключавшийся в принятии 13-ти статей «Декларации прав», составил основу «Славной революции» 1688 г., результатом которой стало при- глашение на британский престол Вильгельма Оранского62.

В России все было иначе: цари объявляли свою волю подданным. Традиция выработки государственных решений компромиссным путем не сложилась. Для базовых в английском ценностном арсенале понятий

«компромисс» и «консенсус» в русском языке даже нет лингвистическо- го эквивалента. За всю многовековую российскую историю нельзя най- ти ни одного принятого на уровне государства программного докумен- та, представлявшего собой по форме выражение баланса интересов.

Идеология Британской империи. Принципиальное  значение

в формировании национального самосознания англичан играла идея

«Британской империи». Традиционно изобличая «русский империа- лизм» сами британцы исторически создали крупнейшую в мире коло- ниальную систему. Российская империя в преддверии первой мировой войны по своим территориальным масштабам уступала Британской.

Передаваемым из поколения в поколение предметом национальной гордости англичан было господство Британии на морях и способность

 

60 Петрушевский Д.М. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в ан- глийском обществе во II половине XIII века. М., 1918.

61 Петрушевский Д. М. Восстание Уота Тайлера. М., 1937.

62 Быков А.А. Вильгельм Оранский. М., 1894.


водружать королевский флаг в самых отдаленных точках планеты. В пантеон героев нации были включены даже знаменитые английские пираты, такие как Ф. Дрейк. Даже пиратство оказывалось приемлемо, если оно отвечало национальным интересам страны63.

В течение ряда столетий искусственно конструировался образ «им- перии, над которой не заходит Солнце». Итогом явилось формирование понятия «английского мира», Pax Britannica. Политика Великобрита- нии была направлена на развитие соответствующих ценностных ори- ентиров. «На уровне пропаганды и преподавания в школе, — указывает исследователь английской национальной идеи Ю.П. Мадер, — импер- ское сознание, имперская идея англичанина получала значительную подпитку. Его историческое сознание формировалось прежде всего преподаванием истории в школе и университетах. Как и в большин- стве других стран, в Англии оно преследовало цель привить молодежи навыки националистического чванства, пренебрежения, если не нена- висти к иностранцам. Обыватель всегда готов был утверждать, что ан- глийский ландшафт, английские мастеровые, английское мореходство, английское дворянство, английское земледелие, английская полити- ка — особенно времен Глаустона и Дизраели, а потом Черчилля — луч- шие в мире; что Вестминстер — матерь всех парламентов, что доброта и мудрость Букингемского дворца, красота англичанок не могут быть превзойдены никаким другим народом мира»64.

Крах колониальной системы заставил англичан сделать некоторые

ценностные поправки, не разрушающие, тем не менее, исторически вы- работанную аксиологическую матрицу национальной идентичности. Продолжателями глобального проекта Pax Britannica для них сегодня выступают США. Америка в данном случае понимается как инстру- мент утверждения ценностей английского мира. Не случайно Лондон и Вашингтон в течение уже ряда десятилетий неизменно следуют в еди- ном внешнеполитическом русле принятия решений.

Англия сегодня нашла для себя нишу хранителя и генератора цен- ностей англо-саксонской атлантической цивилизации. А тот, кто номи- нирует ценность, определяет и политику. Не Англия в этой постановке вопроса следует в фарваторе политики США, а США — в фарватере цен- ностей Англии. Именно так оценивает современную трансформацию идеи Pax Britannica американский альтернативный экономист Л. Ларуш. Очевидным результатом реализации британского проекта являет-

ся фактическое утверждение английского языка в качестве признан-

 

63 Малаховский К.В. Кругосветный бег «Золотой лани». М., 1980.

64 Мадер Ю.П. Английская идея // Национальная идея: история идеология, мир. М., 2004. С. 81–82.


ного во всем мире средства межнациональных коммуникаций. Язык же отражает определенный тип мышления и ценностей. Соответ- ственно, через выбор универсального средства коммуникации миру опосредованно задается сегодня мыслительная и поведенческая ма- трица англичан.

Национальная идея Германии

Сакрализация немецкого прошлого. Для Германии национальная идея выстраивалась через ценностную апелляцию к прошлому. Прео- доление хаоса современности виделось в обращении к непреходящим ценностям немецкой истории. Именно в историческом прошлом нем- цы обнаруживали национальное величие и единство. Не случайно при- знание О. фон Бисмарка об учителях истории как основном факторе победы Пруссии над Францией65.

Мифологическими символами немецкой нации выступили Зиг- фрид — как воин и Фауст — как ученый. Если для французов прошлое выступает реминисценцией раздробленности, то для немцев — госу- дарственной целостности. Формула «опираясь на прошлое, преодоле- вать проблемы настоящего и строить будущее» наиболее точно соот- ветствует немецкой национальной парадигме развития.

Сильнейшим вызовом для самосознания немцев стала Французская революция. Немецкая национальная идея во многом формировалась как антитеза идеологии революционной Франции. Взятым француза- ми на щит идеалам свободы и равенства немцами противопоставля- лись исконные обычаи и законы древних германских племен. Никто из первых идеологов германизма не разделял ценностей французской революции. Духовно им ближе были теоретики контрреволюции Ж. де Местр и Л. Де Бональд. Прошло почти полтора столетия, и уже А. Гит- лер провозглашал, что ведет борьбу, прежде всего, с идеологией Фран- цузской революции.

Немецкие национальные ценности не выражались в отличие от французских через парадигму антифеодализма. Результатом стало формирование особой модели консервативной модернизации. Темпы развития объединенной Германии в сравнении с другими европейски- ми государствами свидетельствуют, что опора на национальные тради- ции не только не служит препятствием модернизационным процессам, но, напротив, при умелом управленческом регулировании может вы- ступать важнейшим их факторным основанием66.

 

65 Бисмарк О. Мысли и воспоминания / под ред. А.С. Ерусалимского. М., 1940.

66 Галкин А.А. Метаморфоза немецкой национальной идеи// Национальная идея: исто- рия, идеология, миф. М., 2004. С. 108–109.


Опыт этнической интеграции. Русский народ исторически не смог удержать этнического единства. Двадцатое столетие подвело черту под процессом раскола единого прежде этноса на русских, украинцев и белорусов. Эта дезинтеграция, как было доказано историком второй волны эмиграции Н.И. Ульяновым, имела проектный характер, будучи пропагандистки подготавливаема геополитическими противниками России67.

Немцам за тот же самый исторический период удалось реализовать прямо противоположный сценарий. Препятствий для этнической кон- солидации у них было гораздо больше. Главное из них — это разоб- щенность на множество самостоятельных и полусамостоятельных го- сударств.

Пруссия, в отличие от России, не была бесспорным ядром немецкой интеграции. Более перспективным первоначально считалось объеди- нение вокруг Австрии («широкая» или «великогерманская» интеграци- онная модель). Именно она воспринималась легитимным преемником Священной Римской империи. Выразителем идеологии партикулярист- ского существования немецких государств выступала Бавария.

Германские земли не были не только политически, но и конфессио- нально однородны. Паства католиков и лютеран была численно сопо- ставима. Лютеранские общины доминировали в северных и, частично, восточных землях. Католики же преобладали на Западе, юге и крайнем востоке страны. Лингвистические различия между баварским, северо- германским и саксонским диалектами были существенно глубже, чем между русским, украинским и белорусским языками.

Методическая, продолжавшаяся не одно десятилетие, пропаганда общегерманских национальных ценностей стала тем фактором, кото- рый позволил упразднить все указанные барьеры для последующего объединения немцев68.

Успехи О. фон Бисмарка по объединению германских земель име- ли ценностные основания. Растиражированное бисмарковское вы- сказывание о политике «железа и крови» маскирует подлинные неси- ловые основания немецкой интеграции. Безусловно, были и «железо и кровь»69. Однако они легли уже на подготовленную почву. Видный немецкий историк Мартин Брозат описывает духовную атмосферу в Германии, сложившуюся к моменту интеграции, следующим обра- зом: «Вера в свое своеобразие и свою историческую исключительность

 

67 Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966.

68 Галкин А.А. Метаморфоза немецкой национальной идеи // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 110–113.

69 Бисмарк: Дипломатия и милитаризм. М., 1968.


питалась безудержной самоуверенностью бюргерства, неожиданно быстро укрепившего свои национальные и экономические позиции, выросшего в атмосфере торжественных празднеств в честь победы над Седаном и повторения бисмарковских цитат о “железе и крови”, вскормленного историческими романами… и выпускаемой массовым тиражом “народной”, семейно-краеведческой поэзией»70. «Историчес- кие романы» и «Семейно-краеведческая поэзия» признаются, таким образом, важнейшими факторными основаниями формирования на- ционально ориентированных кадров германских интеграционалистов. Германские младоконсерваторы: концепт управления ценно- стями. Немецким мыслителям принадлежит первенство в разработке теории государственного управления ценностями. Первыми эту тему приняли к разработке германские младоконсерваторы. «Прежде ней- тральные области — религия, культура, образование, хозяйство, — кон- статировал Карл Шмитт, — перестают быть ”нейтральными” в смысле не государственными и не политическими»71. То государство, которое сумело овладеть механизмами управления несиловыми основаниями своего существования и преодолеть «нейтрализацию» определялось им как «тотальное». Впоследствии, впрочем, данный термин приобрел

совершенно иной смысловой и оценочный пафос.

Примерно в том же духе, что и К. Шмит, высказывались Отто Шпанн и Артур Миллер ван ден Брук. Многое из технологического арсенала младоконсерваторов было заимствовано впоследствии национал — со- циалистами. «Вы, — признавался А. Гитлер на встрече с А. Миллером ван ден Бруком, — создали духовный каркас обновления Германии»72.

Однако идейный консенсус между младоконсерваторами и нацио- нал-социалистами оказался недолгим. Обнаружился диссонанс между принятием национальных и расовых ценностных ориентиров. Приняв идеологию расизма, национал-социализм порывал с традицией понима- ния германской нации как единой культуры. В конечном счете это стало одним из факторных оснований постигшей Германию катастрофы.

Опыт идеологической пропаганды. Безусловно, национал-соци-

ализм является одной из наиболее мрачных страниц мировой истории, однако это не означает отрицания достигнутых национал-социалистами успехов. Вряд ли кто-либо возьмется поставить под сомнение эффектив-

 

70 Галкин А.А. Метаморфоза немецкой национальной идеи // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 115.

71 Шмит К. Понятие политического. Вопросы социологии. М., 1992. С. 1,38,39,40; Гал- кин А.А. Метаморфоза немецкой национальной идеи // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 122.

72 Галкин А.А. Метаморфоза немецкой национальной идеи // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 123.


ность нацистской пропаганды73. Политика по данному направлению не- посредственно осуществлялась через учрежденное в 1933 г. Имперское Министерство народного просвещения и пропаганды. Одной из первых его акций стало широкомасштабное распространение среди немецкого населения т.н. «народного радиоприемника». Выпуск его к концу 1933 г. достиг количества полумиллиона экземпляров. Именно Имперское ми- нистерство стало создателем в 1935 г. первой в мире регулярной теле- визионной передачи. Основополагающий вклад ведомства в развитие немецкого радио и телевидения сегодня общепризнан. Структура Ми- нистерства отражает тот широкий спектр задач, которые решались по- средством политики просвещения и пропаганды.

Структура Центрального аппарата Имперского министерства на- родного просвещения и пропаганды была весьма показательной.

I. Административный блок. А. Хозяйственный отдел.

В. Отдел кадров.

С. Правовой отдел.

II. Пропаганда.

Сектора:

1) съездов;

2) выставок;

3) по связи с Управлением пропаганды НСДАП;

4) по связи с партийной канцелярией;

5) по связи с местными управлениями пропаганды;

6) культурной пропаганды;

7) политической пропаганды;

8) пропаганды среди этнических немцев;

9) цензуры СМИ;

10) расширения германского этноса;

11) пропаганды в здравоохранении;

12) пропаганды расовой политики;

13) пропаганды социальной деятельности.

III. Радио.

IV. Пресса.

Сектора:

1) сектор внутренней прессы;

2) сектор иностранной прессы;

3) сектор периодической печати;

 

73 Энциклопедия Третьего Рейха / под ред. Воропаева. М., 1996; Брамштедте Е., Френ- кель Г., Манвелл Р. «Йозеф Геббельс — Мефистофель усмехается из прошлого». Ростов- на-Дону, 2000.


4) сектор печати по вопросам культуры.

V. Кинематография.

VI. Театр.

VII. Заграница.

VIII. Литература.

IX. Искусство.

Х. Музыка.

XI. Народное творчество.

XII. Зарубежный туризм.

Непосредственно в структуру Министерства не входили, но кон- тролировались им:

Имперская палата культуры; Управление Лейпцигской ярмарки; Германская библиотека;

Германский институт международных отношений; Имперское объединение германской прессы.

Идеология европейской интеграции. Сегодня историчекая нацио-

нальная идея Германии в значительной степени соотносится с проек- том единой Европы. Именно Германия, как известно, пытается взять на себя роль главного европейского интегратора. Европейские ценност- ные ориентиры отождествляются в данном случае с германскими, а за- частую и подменяются ими.

Идея эта не нова. Она длительное время вызревала на немецкой почве. Претензии на легитимное право осуществления цивилизацион- ной интеграции Европы выражала еще Священная Римская империя германской нации. Только в 1806 г. она была упразднена Наполеоном. Франция тогда пыталась перехватить у Германии миссию всеевропей- ского интегратора.

Далее интеграционный концепт получил развитие в рамках идео- логии пангерманизма. В опубликованной в конце XIX в. под авторским псевдонимом «Пангерманец» книге-утопии «Великогермания, Цен- тральная Европа в 1950 г.» в состав единой германской империи пред- полагалось включить за полустолетний период родственные страны: Голландию, Швейцарию, фламандскую часть Бельгии, Люксембург, Да- нию и Норвегию74.

Синыхтеоретическихпозиций обосновывали интеграционную мис- сию Германии немецкие геополитики. Ключевым в их построениях по- нятием выступала «Срединная Европа». Согласно Ф. Ратцелю, «в спло-

 

74 Роттштейн Ф.А. Из истории прусско — германской империи. М., 1948. С. 216; Гал- кин А.А. Метаморфоза немецкой национальной идеи // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 115.


чении и объединении сил Срединной Европы» заключается историче- ское призвание немецкого народа. Будучи расположена в самом центре Европы именно Германия является, по его мнению, системообразую- щей европейской державой75. К идеям интегрализма Европы апеллиро- вал в своей пропаганде и А. Гитлер. Выпускались специальные карты, обозначавшие динамику и перспективы новой европейской интегра- ции. Так что интеграционалистские цивилизационные ориентиры со- временного государственного руководства Германии не являются но- вационным подходом. Ценностный ориентир объединения Европы достаточно устойчиво присутствует в историческом аксиологическом арсенале немецкой политики и культуры.

Национальная идея Италии

Императив возрождения. Национальная идея Италии традицион- но выражалась в форме возрожденческого императива. Возрожденче- ский императив был сформулирован идеологом младоитальянцев Дж. Мадзини следующим образом: «Возрождение требует веры; вера требу- ет действий; действия должны быть автохтонными, не имитирующими деятельность других»76. Сам по себе призыв к возрождению обладал значительным мобилизационным потенциалом. Другое дело, что воз- рождать в различные периоды предполагалось нетождественные друг другу ценностные идеалы прошлого.

В целях периодизационного разграничения историками исполь- зуются понятия возрождение — «ренессанс», возрождение — «рисор- джименто» и возрождение — «второе рисорджименто». Антирисор- джименталистским течением принято считать итальянский фашизм. Однако и для него выдвижение возрожденческих идеологем имело принципиальное значение.

 

Ценностным ориентиром в прошлом для Б. Муссолини и его сто- ронников служило древнеримское государство. Именно античный Рим, рассматриваемый в апогее своего имперского могущества, был идеа- лизируемым объектом фашистского возрождения. Существенно рас- ширялись границы национальной итальянской истории. Если прежде, в соответствии с концепцией Б. Кроче, рождение нации датировалось 1861 г., то теперь оно относилось вглубь античности77. Соответственно,

75 Ратцель Ф. Народоведение (Антропогеография) // Классика геополитики, XIX век.

М., 2003.

76 Яхимович З.П. Национальная идея и ее роль в генезисе и трансформациях итальян- ской государственности и нации в XIX–XXвв. // Национальная идея: история, идеоло- гия, миф. М., 2004. С. 134.

77 Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб., 1999; Кроче Б. Теория и исто-

рия историографии. М., 1998.


все великие римляне включались в пантеон национальных итальян- ских героев78.

Впоследствии к такого рода ретроспективной экстраполяции суще- ствования собственной нации обращались в целях укрепления нацио- нальной идентичности многие государства. Сегодня эта политика взята на вооружение суверенизовавшимися республиками на постсоветском пространстве. Только Россия отрекается от своего прошлого. В преам- буле Конституции РФ восстановление российского государственного суверенитета относится к началу 1990-х гг., что выносит СССР за скоб- ки истории национального суверенного государства.

Закрепленный за древнейшим периодом исторического генезиса маркер «Киевская Русь» также не является идеологически нейтральной конструкцией. Привязка к Киеву смещает ось национального развития в направлении территории будущей «незалежной республики». Киев- ская Русь сегодня прямо определяется на Украине как древнее украин- ское государство. Между тем Новгород, например, имеет гораздо более весомые основания претендовать на роль колыбели государства вос- точных славян. Именно в Новгород, а вовсе не в Киев, прибыл согласно

«Повести временных лет» основоположник княжеской династии Рю- рик. Да и само определение наименования государства по столичному городу не имеет аналогов. Не говорим же мы «парижская Франция» или «лондонская Великобритания».

Современная государственная практика России совершенно ли- шена возрожденческого императива. Несмотря на конституционную апелляцию к «восстановлению суверенитета», неясно, к какому исто- рическому прошлому обращено ее содержание. Ни один из периодов российской истории не является ценностно приемлемым для совре- менной государственной власти. Исключением, с определенной долей условности, судя по публичным высказываниям представителей выс- шего политического руководства, может послужить «февральская де- мократия» 1917 г. Однако краткосрочность ее существования скорее свидетельствует о факторной неуспешности предложенной Времен- ным правительством ценностной модели. В то время как все другие го- сударства идеологически обращаются к наиболее успешным периодам своей национальной истории, российские власти ищут вдохновение во времени системного государственного обвала.

«Третий Рим» по-итальянски. Еще до наступления эпохи Рисор-

 

джименто в 30-е гг. XIXв Дж. Мадзини была сформулирована в качестве национальной идеи Италии близкая русскому слуху доктрина «Третьего Рима». Под «первым Римом» подразумевалось античное  государство,

78 Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977.


«вторым» — средневековая папская система, «третьим» — грядущая обновленная единая Италия. «Рим народа» противопоставлялся «Риму цезарей» и папскому Риму. Впоследствии третьеримская историософия получила развитие в трудах Д. Джентиле79. В этом смысле соответствую- щие воззвания Б. Муссолини соотносились с уже сложившейся в рамках развития национальной идеи Италии историософской традицией80.

Показательно различие восприятия концепта «Третьего Рима» в российском и итальянском общественном сознании нового времени. У нас «Третий Рим» — это глубоко архаическая идеологема, своеобраз- ная средневековая экзотика, тогда как в Италии — актуальная про- грамма действия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.066 с.)