Историософия американской идеи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историософия американской идеи



Существует расхожее представление об антиисторизме американ- ской нации. Сложилось мнение, что будто бы история не является для американцев такой же ценностью, какой она выступала, например, в глазах европейцев. В действительности фактор национальной исто- рической рефлексии имеет по отношению к американскому государству принципиальное значение. Другое дело, что история воспринималась не с точки зрения повторения ее в настоящем, а как прошлое, преодо- леваемое новым временем. Сообразно с этим видением образование США подрывало прежний ход мировой истории. Законы прошлого упразднялись. Модели истории как вечному возвращению противопо- ставлялась схема антагонизма прошлого и будущего36.

Об «эксперименте, доверенном рукам американского народа» гово- рил в своей инаугуарационной речи первый президент США Дж. Вашинг- тон37. По свидетельству А.М. Шлезингера, «отцы-основатели страстно

 

34 Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 38.

35 Там же. С. 32.

36 Кукарцева М.А. Философия истории в США второй половины XX века. М., 1999.

37 Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 7.


штудировали труды классических историков в поисках способов избе- жать классической судьбы»38. Достоверно известно детальное изучение первыми президентами США исторических сочинений Тацита, Цице- рона, Полибия, Тита Ливия. Американские Соединенные Штаты были учреждены в то время, когда монархическая идея казалась незыблемой. Римская история рассматривалась как иллюстрация того положения, что все республики гибнут39. Скепсис в отношении перспектив амери- канского республиканизма был первоначально весьма значительным. Соединенные Штаты Америки, по замыслу отцов-основателей, должны были фактом своего существования доказать, что современность не яв- ляется заложницей прошлого40.

Доказательство жизнеспособности американской республики адре- совалось в качестве своеобразной прокламации миру41. «Наши инсти- туты, — провозглашал в своем последнем послании пятый президент США Джеймс Монро, — представляют собой важнейшую веху в исто- рии цивилизованного мира. От сохранения их в первозданной чистоте будет зависеть все»42. «Более трех четвертей столетия нашего существо- вания в качестве свободной и независимой республики, — подводил первые итоги американского эксперимента одиннадцатый президент Джеймс Полк, — уже не надо решать вопрос, способен ли человек к самоуправлению. Успех нашей восхитительной системы окончатель- но опровергает тех, кто в других странах утверждает, что “избранное меньшинство” рождено, чтобы править, и что большинство человече- ства должно управляться силой»43. Республиканизм был исторически первым индикатором успешности американского цивилизационного эксперимента. То, что первоначально рассматривалось в качестве экс- периментального прецедента, стало со временем позиционироваться в качестве столбовой дороги развития человечества.

Историцизм американцев проявляется сегодня в практическом при-

менении истории как важнейшего средства воспитания граждан. Изуче- ние национального прошлого начинается в США еще на уровне детских дошкольных учреждений. На этом этапе соответствующими стандарта- ми задается формирование знаний детсадовцев о генезисе националь- ного фольклора, государственной символики, вкладе величайших дея- телей американской истории. Нравственные императивы реализуются

 

38 Там же. С. 18–19.

39 Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.

40 Шлезингер А.М. Указ. соч. С. 19–21.

41 Согрин В.В. Указ. соч.

42 Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 26.

43 Там же. С. 27.


через понятия: «самообладание», «правосудие», «героизм», «лидерство»,

«личная ответственность» и т. п. Дошкольники учатся определять ме- стонахождение стран и народов, упоминаемых в предлагаемых им пе- дагогом исторических повествованиях. На стадии начальной школы уже используются приемы элементарного исследовательского анализа. Перед учащимися, к примеру, ставится задача реконструкции истории собственной семьи в контексте исторического времени. Российские же школьники начинают изучать историю только в пятом классе, т. е. почти с шестилетним отставанием от американцев44.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.005 с.)