Идеология христианской империи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеология христианской империи



Утверждение светского государства в Европе стало исторически прямым результатом реформационных процессов. Религиозный рас- кол актуализировал перед государственной властью дилемму — либо идентифицировать свою политику с интересами одной из конфессий, либо дистанцироваться от каждой из них на основе принципов секуля- ризма. Первоначально через достигнутый Аугсбургским миром (1555) компромисс — «чья страна, того вера» — выбор был сделан в пользу моноконфессиональной модели государства87. Однако затем по мере ослабления статуса монархической власти все более утверждалась се- кулярная парадигма государства.

История Испании (как и история России) рефлексии Реформации не знала. Реконкиста, сыгравшая особую роль в формировании испан- ской идентичности, имела прямо противоположную направленность. Данная специфика определила особую роль католической церкви в на- циональной ценностной иерархии испанцев. Католицизм выступал как идентификационный признак принадлежности к испанской нации88.

«Национал-католицизм» рассматривался до середины 1970-х гг. как идеологический эквивалент «испанизма». Именно им определялась парадигма испанской национальной идеи. Испания исторически реа- лизовывала эксперимент осуществления модернизации на базисе хри- стианской религиозности. Она самим фактом своего существования в качестве сравнительного развитого европейского государства дока- зывала — религия и современность совместимы.

«Превыше всего Испания, превыше Испании — Бог», — форму- лировался национальный девиз испанскими фалангистами. Целевым ориентиром франкистского режима провозглашалось преодоление со- циального хаоса и возрождение христианских ценностей. Мобилизую- щим потенциалом обладала идея «крусаде» — духовного крестового похода против материализма89.

 

В историческом плане создавалась идеомифологизированная карти- на «великого национального прошлого». Выдвигалась идеологема суще- ствования особой иберо-американской цивилизации, интегрирующей весь испаноязычный мир. Речь шла о восстановлении испаноцентрич-

87 Бецольд Ф. История Реформации в Германии: т. 2. СПб., 1900; Смирин М. М. Герма- ния эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962.

88 Арский И.В. Реконкиста и колонизация в истории средневековой Каталонии // Куль-

тура Испании. М., 1940.

89 Бургете А.Р. Философия католической церкви на службе испанского фашизма. М., 1954.


ной трансатлантической империи. Результатом работы фалангистской пропагандистской машины стал тот факт, что даже в постфранкистские времена понятия «патриотизм», «народ», «родина», «испанизм» прочно связывались в общественном сознании с франкизмом. Тем не менее от дезавуирования фундаментальной основы испанской национальной идеи — католицизма — новые демократические власти воздержались. Предложения о внесении в Основной закон страны тезиса об отделе- нии церкви от государственной власти и светском характере государ- ства конституционной комиссией и парламентом были отвергнуты90.

«Золотым веком» испанской истории считается эпоха правления Филиппа II. Основу апелляции составляет представление о наличии мирового имперского проекта. Речь шла о попытке создания планетар- ной католической империи. Планы Филиппа II, как известно, прова- лились91. Наиболее крупным пришедшимся на его правление пораже- нием стал разгром «непобедимой армады» флотом англичан. Однако для национального самосознания был более важен сам образ короля- имперостроителя.

Создатель «Национальной Фаланги» Х.А. Примо де Ривера видел главную задачу своей организации, равно как и любого другого движе- ния, ориентированного на усиление жизнеспособности собственного государства, в «ревитализации» — возрождении витальной энергии народа. Универсальный путь реализации этого замысла виделся им в поддержании мессианского устремления вести за собой весь мир и учредить всемирную империю92.

Испания рассматривалась исторически как наследница имперской миссии древнего Рима. Ее собственная национальная история опреде- лялась в качестве центральной оси мирового исторического процесса. Испанская колонизация оценивалась как продолжение апостолической миссии распространения света христианского учения. Именно Испа- ния, утверждали идеологи паниспанизма, вывела христианство за рам- ки европейского континента.

Один из крупнейших официальных идеологов паниспанизма Гар- сия Моренте приписывал испанцам изобретение трех базовых компо-

 

90 Данилевич И.В. От «идеи Испании» к национальному согласию // Нац. идея: исто- рия, идеология, мир. М., 2004. С. 153–156,172; Проблемы испанской истории. М.: Наука, 1979. С. 91; Витюк В.В., Данилевич И.В. Испанская церковь, государство и граждан- ское общество в период фрнкизма и демократической перестройки // Гражданское об- щество: история, теория, современность. М., 1999.

91 Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: в 3 ч. М., 2003–2004.

92 Семенов С.И. Преображения «нации» в Латинской Америке // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 201.


нентов цивилизационной организации, которыми они одарили мир «за два века мировой гегемонии католических королей (с 1492 по 1700 г.)»: национальное государство (понимаемое через единство воли, религии, территории, языка, цели и субъекта высшей власти), национальная ар- мия и имперская политика. Исторической заслугой испанской нации перед Европой считалось отражение исламской экспансии. Антиисла- мизм в Испании имел столь длительную пропагандистскую традицию, что впоследсвии потребовалось специальное вмешательство короля Хуана Карла, осудившего распространение на уровне общественных стереотипов «испанизма» и «арабизма»93.

Ценностный потенциал идеологии каталитического национализ- ма в значительной мере определялся емкостью используемых образов. Заступница за всех христиан Богородица была превращена в Испании в национального покровителя. Операционным символом испанской на- ции стал Дон Кихот. Дева Мария (идеал женственности), рыцарь (идеал христианского воина) и монах-отшельник (идеал мистика-созерцателя) составили триаду национальных архетипов, ставшую ценностной основой конструирования испанской идентичности. Этими символами зачастую манипулировали в идеологических целях. После 1945 г., дабы избежать участи других фашистских государств, франкистские идео- логи переориентировались от пропаганды рыцарского империализма к интенции духовной монашеской аскетичности94.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.007 с.)