Ценностные (факторные) профили цивилизаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные (факторные) профили цивилизаций



Решить поставленную задачу помогают данные социологических замеров в рамках международного проекта World Values Survey140. По- ложение России сравнивается с показателями стран, традиционно от- носимых к типичным носителям соответствующих цивилизационных ценностных профилей. Западно-атлантическую (англо-саксонскую) цивилизацию представляют США и Германия, латиноамериканскую — соотвествующие страны, китайскую, естественно, Китай, японскую — Япония, индийскую — Индия, исламскую — Иран. Были взяты также данные общемирового усредненного уровня, по стране максимума и минимума значимости соответствующего ценностного индикатора. На чистоту полученных результатов, впрочем, оказало определенное воздействие использование в проекте World Values Survey методики социологических опросников. Замеряя ценности, ее составители были в определенной степени заложниками сбственных цивилизационных ценностных стереотипов. Это отразилось в том, что в вопросах, свя- занных с выявлением отношения респондентов к религии, было про- демонстрировано абсолютное непонимание дальневосточного типа религиозности.

Современная социология имеет ограничение, выражающееся в том,

что она выявляет не столько базовые (имманентные) ценности циви- лизации, сколько ее текущее отражение в массовом сознании. Но надо иметь в виду текучесть сознания, которое как вариация меняется во- круг фундаментальных социо-генетических ценностных установлений,

 

140 http://www.worldvaluessurvey. org/


носящих более устойчивый во времени характер. Вариации могут быть значительными, в особенности в современных условиях информацион- ной манипуляции. Применительно к современной России, имея в виду постсоветскую аксиологическую инверсию, расхождение текущих пока- зателей с цивилизационной базой может быть довольно значительным. Тем не менее из представления об инерционности факторных осно- ваний жизнеустойчивости цивилизаций следует возможность страно- вого сопоставления социологических замеров. На рис. 3.2.1–3.2.35 даны показатели для лиц, однозначно признающих ценностное значение

определенных параметров.

 

120 %

 


100

 

80

 

60

 

40

 

20

 

0


98,9

90,3

 

 

55,8

 

 Мировой уровень Максимум: Грузия Минимум: Гонконг

 

 

Рис. 3.2.1. Ценность семьи (очень важно)


 

Мировой уровень

 

 Максимум: Эфиопия

 

 Минимум: Перу

 

Рис. 3.2.2. Ценность дружбы (очень важно)


70 %

 

Мировой уровень Максимум: Гватемала

Минимум: Вьетнам

 

 

Рис. 3.2.3. Ценность свободного времени (очень важно)

 

Мировой уровень Максимум: Эфиопия Минимум: Финляндия

 

 

Рис. 3.2.4. Ценностное отношение к политике (очень важно)

 

100 %

 

 

Мировой уровень Максимум: Гана

Минимум: Гонконг

 

Рис. 3.2.5. Ценностное отношение к работе (очень важно)


100 %

 

 

Мировой уровень

 

Максимум: Индонезия

 

Минимум: Гонконг

 

Рис. 3.2.6. Ценность религии (очень важно)

 


100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0


%

 

 

80,7 78 75,4


 

 

67,2 63,7

54,1


 

 

41,1


 

 

91,2

 

51,9

 

 

24,2     

28,6

 


 

 

Мировой уровень Максимум: Норвегия


Минимум: Гонконг

 

Рис. 3.2. 7. Воспитательные ориентиры: самостоятельность (очень важно)

 

100 %

 

ооо

 

Мировой уровень Максимум: Китай

Минимум: Швеция

 

Рис. 3.2.8. Воспитательные ориентиры: труд (очень важно)


100 %

 

 

Мировой уровень

 

Максимум: Япония, Швеция

 

Минимум: Гонконг

 

 

Рис. 3.2. 9. Воспитательные ориентиры: чувство ответственности (очень важно)


60   %

 

50


 

57,1


 

40


 

30

 

20 39,8

 

10


 

 

31,9


 

 

31,1


 

 

26,8 25,6


 

23,2 17,8


 

14,2


 

 

23,4


 

Мировой уровень


0
2,4  

Максимум: Швеция

 

Минимум: Гонконг

 

Рис. 3.2. 10. Воспитательные ориентиры: воображение (очень важно)

 

100 %

 

 

Мировой уровень

 

Максимум: Швеция

 

Минимум: Гонконг

 

Рис. 3.2.11. Воспитательные ориентиры: толерантность и отношение к другим (очень важно)


80 %

70

60

50

40

69,1

30

20

10

0


 

55,7 52,7 52,7 48,5


 

39,6


 

73,1

 

 

38,9

 

 

30 28,7     Мировой уровень 1,9 Максимум: ЮАР


Минимум: Гонконг

 

Рис. 3.2.12. Воспитательные ориентиры: бережливость к деньгам и вещам (очень важно)

 

 

Мировой уровень

 

Максимум: Япония

 

Минимум: Гонконг

 

Рис. 3.2.13. Воспитательные ориентиры: настойчивость, решительность (очень важно)

 

 

Мировой уровень Максимум: Швейцария Минимум: Китай

 

Рис. 3.2.14. Воспитательные ориентиры: религиозность, вера (очень важно)


70 %

60

50

40

30

50,7

20

10


 

40,3 37,8 34,9 34,4 32,8


 

19,6


 

 

61,4

 

34,3


 

 

Мировой уровень


0
6,8 1,8  

Максимум: Уругвай

 

Минимум: Гонконг

 

Рис. 3.2.15. Воспитательные ориентиры: благожелательность (очень важно)

 

 

Мировой уровень Максимум: Гана

Минимум: Япония

 

Рис. 3.2.16. Воспитательные ориентиры: покорность (очень важно)

 

120 %

 

100                                                                  97,2

80

71,6

60


40 86,9

20

 

0


 

83,3


 

81,4


 

81,3


 

 

63,1


 

 

61,8


 

37,4


 

 

24,6


 

 

24,6   

Мировой уровень

 

Максимум: Турция


 

Минимум: Япония

 

Рис. 3.2.17. Ценность патриотизма (готовность сражаться за Родину)


50 %

45

40

35

30

25

20

15 29,4

10

5

0


 

22,7 20,1 15,4 14


 

 

13,9


 

45,4

 

 

20,7Мировой уровень

Максимум: Турция

9,4 5,8
5,8   

Минимум: Япония


 

Рис. 3.2.18. Ценность творчества (очень важно)

 

 

Мировой уровень Максимум Уругвай Минимум: Гана

 

Рис. 3.2.19. Ценностный ориентир нестяжательства (очень важно)

 

Мировой уровень Максимум: Уругвай Минимум: Гана

 

 

Рис. 3.2.20. Ценность безопасного окружения (очень важно)


70 %


60                                                                   57,4

50

40

30                                                                            27,7

20

24
32,8 31,3 29,4 28,2

10


 

 

Мировой уровень Максимум: Мали


18,4 17

0


5,8


4,8


Минимум: Таиланд


 

Рис. 3.2.21. Ценностный ориентир помощи людям (очень важно)

 


50 %

45

40

35

30

25

20

15 26,7

10

5

0


 

 

16,9


 

98,7       8,6


 

8,4


 

45,8

 

11,8

 

7,5 2,4  2,4


 

Мировой уровень Максимум: Иордания Минимум: Япония


 

Рис. 3.2.22. Ценность социального успеха (очень важно)

 

30 %

 

 

Мировой уровень

Максимум: Иордания Минимум: Япония

 

 

Рис. 3.2.23. Ценностные ориентиры, связанные с риском (очень важно) (пассионарные ориентиры)


70 %


60                                                                 58,8

50

40

30

24,9


 

 

Мировой уровень


20 34

10

0


32,3


 

21,4


 

19,3


 

14,7  13,8  11,4 3,9 3,9  


 

Максимум: Иордания Минимум: Япония


 

 

Рис. 3.2.24. Ценностные ориентиры, связанные с должным поведением (уровень поведенческой нормативности) (очень важно)


 

50  %                                                              

45

40

35

30

25

20


 

 

47,6

 

 

24,1


 

 

Мировой уровень


15 33,3

10

5

0


33,2


26,4


 

18,4


 

14,5 13 11,1


 

6,9


 

6,9  


 

Максимум: Иордания Минимум: Япония


 

 


 

70 %

60

50

40

30


Рис. 3.2.25. Ценностный ориентир экологичности (параметр природной адаптивности) (очень важно)

 

66,3

 

29,3


20 38

10

0


 

35

22,6


 

 

21,1


 

17,8 17,4 12,7


 

 

1,9  1,9  


 

 

Мировой уровень Максимум: Иордания


Минимум: Япония

 

Рис. 3.2.26. Ценность традиций (очень важно)


90 %

80

70

60

50

40

30

20
45,8

36,1 33,1

10


 

 

32,3


 

20,4 13,5 11,8


 

84,3

 

38,4

 

 

6,3


 

 

Мировой уровень Максимум: Гватемала


0                                                                          3,7 Минимум: Финляндия

 

Рис. 3.2.27. Ценностный ориентир соответствия ожиданиям родителей (параметр почитаемости родителей) (очень важно)


50 %

45

40

35

30

25

20


 

 

                                                                 44,3


 

 

Мировой уровень


15 29

10

5

0


22,7


 

14,3  12,8  12,2 9,3 8,7


 

 

2,2


11,4Максимум: Руанда

0,6Минимум: Андорра


 

Рис. 3.2.28. Значимость для страны мощных вооруженных сил (главная цель)


 

90 %

80

70

60

50

40 74,1

30

20

10

0


 

62,8  59,7 59


 

49,5 48,5


 

48,5


 

 

82,4

 

 

59,9

 

 

45,3 20,5     

 


 

 

Мировой уровень Максимум: Индонезия Минимум: Финляндия


 

 

Рис. 3.2.29. Значимость для страны высокого уровня экономического роста (главная цель)


 

 

Мировой уровень

 

Максимум: Нидерланды

 

Минимум: Южная Корея

 

 

Рис. 3.2.30. Ценность свободы слова (главная цель)

 

 

Мировой уровень Максимум: Индия

Минимум: Малайзия

 

Рис. 3.2.31. Ценностный ориентир имущественного равенства (равенство доходов)

 

120 %

 

100                                                                       99,6

 

80


 

60

 

40 82,3

 

20

 

0


 

78,1


 

66,4


 

63,7


 

32,5


 

31,8


 

24,2


 

 

47,3

 

10,5 4,2


 

 

Мировой уровень Максимум: Иордания Минимум: Швеция


 

 

Рис. 3.2.32. Уровень неприятия гомосексуализма (ценность традиционного брака) (категорическое неприятие)


120 %

 

100                                                                     99,6

 

80


 

60

40 83,8

 

20

 

0


 

82,6


 

66,5


 

65,8


 

63

47,5 43,2


 

53,4

 

 

24  17,8


 

 

Мировой уровень Максимум: Иордания Минимум: Швейцария


 

 

Рис. 3.2.33. Уровень неприятия проституции (ценность любви) (категорическое неприятие)

 


100 % 90

80

70

60

50

40

30 68

20

10


 

63,1 61,3 58,9


 

 

34,1


 

93,3

 

 

46,2

 

25,5

15,4 14,8


 

 

Мировой уровень Максимум: Иордания


0                                                                       2,3 Минимум: Швеция

 

Рис. 3.2.34. Уровень неприятия абортов (ценность детей) (категорическое неприятие)

 

120 %


 

100

 

80

 

60

 

40


 

                                                             97,9

 

 

62,1

 

75,6 75,2 69,4 67,6

57,4


 

 

Мировой уровень


20                                              49,9

0


48,5


34,5 24,8Максимум: Иордания

Минимум: Швеция


 

Рис. 3.2.35. Уровень неприятия суицида (ценность человеческой жизни) (категорическое неприятие)


Приведенные показатели социологических замеров противоречат ряду сложившихся страновых стереотипов. Не выдерживает, в част- ности, проверки представление о безразличности, несемейственности, культе работы и стяжательских ориентирах американского общества. По всем обозначенным показателям США при сопоставлении с Запад- ной Европой имеет более высокие значения.

С другой стороны, Япония, позиционируемая по инерции как оплот традиционности и поведенческих кодексов, обнаруживает сегодня крайне низкую по отношению к мировому уровню значимость указан- ных ценностей.

Тем не менее в большинстве своем существующие представления о характерном «факторном профиле» различных цивилизаций под- твердились, что говорит о корректности примененного методологиче- ского подхода.

В перечне 8 стран, представляющих различные типы цивилизаций, Россия по пяти ценностным параметрам оказалась в экстремумных точках максимума (первое место) или минимума (последнее место). Максимальное значение в страновом спектре имели российские по- казатели ценностей помощи людям и высокого экономического роста, минимальное — отношение к политике, свободе слова, развитию во- ображения. Из пяти перечисленных три ценностных ориентира тради- ционно считаются в литературе специфическими цивилизационными особенностями России. Это следующие ориентиры:

1) общинное вспомоществование (ценность помощи людям);

2) автосубъектность власти, самодержавие, отказ народа от прямого участия в политической жизни в пользу верховного суверена (ми- нимизация ценности политики);

3) неакцептность в российской аксиологии либеральных свобод и самой идеологии либерализма (минимизация ценности свободы слова).

Сравнительно низкий показатель ориентированности воспитания на раскрытие воображения объясняется российской традицией поли- технического образования. Художественно-образное обучение здесь не играет той роли, которая ему придается в ряде иных цивилизаций. Зна- чимость показателя высокого экономического роста для российского населения, вероятно, имеет не ментальные, а пропагандистские осно- вания, характерные для периода реформ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.538 с.)