Стрессы и стрессоустойчивость в деловых отношениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стрессы и стрессоустойчивость в деловых отношениях



На поведение человека в конфликтах существенное влияние оказывает состояние стресса. Стресс (англ. stress – напряжение) – психофизиологическое явление, представляющее собой общую реакцию организма на разнообразные эмоциональные воздействия и предъявляемые ему требования; напряжение, направленное на преодоление возникших трудностей.

Этапы развития стресса: 1) фаза тревоги (мобилизация защитных сил и ресурсов организма, протекание продуктивного эвристического стресса – эвстресса); 2) фаза сопротивления (успешное сопротивление стрессогенным факторам, приспособление организма к возникшим обстоятельствам;); 3) фаза истощения или дистресса наступает в случае затягивания стрессовой ситуации, нехватки собственных ресурсов организма для обеспечения его перестройки в соответствии с возникшими новыми требованиями внешней среды, наступают истощение жизненных сил организма и болезни. В начальных стадиях стресс принимает форму эустресса, он активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических процессов, он является кратковременным. В случаях длительного воздействия стрессора мы имеем дело с дистрессом – разрушительным процессом, дезорганизующим поведение человека и ухудшающим состояние организма.

Возникновение стрессовой ситуации в жизни человека под влиянием этих причин проявляется по-разному. Но все эти проявления сводятся к реакциям трех видов: • психологические – появление чувства тревоги, беспокойства, уныния, тоски и т.п.; • физиологические – повышение кровяного давления, учащение дыхания, пульса, напряжение мышц и т.д.; • физико-химические – усиленная выработка организмом таких веществ, как адреналин, гидрокортизон, активизирующих деятельность всех систем организма.

Симптомы стрессов: • физиологические (повышенное или пониженное артериальное давление, приступы жара или озноба, повышенная потливость, нервный тик, тремор, боли неопределенного характера, головокружения, нарушения пищеварения, изменения веса, появление высыпаний аллергического характера, нарушение или потеря сна, нарушение или потеря аппетита, нарушение сексуальной активности и т.п.); • эмоциональные (раздражительность, необычная агрессивность, беспокойство, повышенная тревожность даже в отсутствии повода, повышенное нервное напряжение, недовольство собой, своими достижениями, претензии к себе, чувство одиночества, чувство вины, чувство беспомощности, постоянная погруженность в себя, частая слезливость, перекладывание ответственности за себя на окружающих и т.д.); • поведенческие (увеличение конфликтов с людьми, увеличение числа ошибок при выполнении работы, суетливость и ощущение хронической нехватки времени, усугубление вредных привычек, трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и личной жизни, скрежетание зубами, чрезмерное потребление лекарств, привычка грызть ногти, теребить волосы, морщить лоб и т.п.); • интеллектуальные (нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решений, постоянное и навязчивое возвращение к одной и той же мысли).

Стресс возникает как ответная реакция на стрессор (стрессоген, стресс-фактор) – чрезвычайный или патологический раздражитель, значительный по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.Виды стрессоров: физиологические (болезнь, травма, чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов) и психологические (ответственность, дефицит времени, конфликты, угроза самооценке, социальному статусу или ближайшему окружению, информационная перегрузка, соревнование, социальная и или профессиональная конкуренция и др.).

В поисках причин стресса, стрессогенных факторов, ученые установили следующее: · появление стресса не зависит ни от работы в пределах нормы, ни от отдыха без излишеств, ни от таких факторов, как погода или возраст; · стресс зависит исключительно от перегрузок и перенапряжения, причем они могут быть разовыми, но острыми (вызываемыми такими мощными стрессогенными причинами, как смерть близкого человека, распад семьи, увольнение с работы и т.п.), и не столь острыми, но хроническими, повторяющимися (например, недостаток какой-либо важной информации, тревога и т.п.).

В качестве причин стресса может выступать: • организационные факторы (перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, конфликт ролей, неопределенность ролей, неинтересная работа, плохие условия работы, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью и т.п.); • организационно-личностные факторы (страх не справиться с работой, страх допустить ошибку, страх потерять работу, страх потерять собственное Я, страх быть обойденным другими); • организационно-производственные факторы (неблагоприятный психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки).

Отсюда ясно, что любой человек, в том числе руководитель, обнаружив у себя те или иные признаки чрезмерного стрессового напряжения, должен грамотно использовать методы самозащиты от возможных тяжелых последствий деструктивного стресса.

Типы реагирования на стрессовую ситуацию: · активный – деятельная форма адаптации субъекта к стрессовой ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому и самому себе, нервные вспышки, истерические реакции и т.д.); · пассивный может быть реализован в двух формах: как приспособление (отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиях и т.п.) и как уход от ситуации (избегание взаимодейсивия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.п.).

Стресс нередко является угрозой социальному благополучию человека, физическому и психическому здоровью. Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполнением профессиональной деятельностью.

Виды профессионального стресса (Самоукина Н.В.): • информационный стресс; • эмоциональный стресс; • коммуникативный стресс; • стресс достижения; • стресс конкуренции; • стресс успеха.

Стрессовые ситуации связанные с работой: • конфликт с начальником или коллегами, отсутствие поддержки со стороны руководства; • неорганизованность и как следствие – неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких-то дел, спешка; • недостаточная квалификация или неумение применять свои навыки; • скука или, наоборот, чувство перегруженности работой, переутомление; • слишком высокая или слишком низкая ответственность – несоответствие темпераменту, самоощущению, способностям и честолюбию; • неспособность адаптироваться к изменениям порядка в работе.

Стрессменеджмент – теория и практика управления стрессами в организации (организационный стресс); профилактике профессионального стресса и повышении стрессоустойчивости работников (персонала).

Стрессоустойчивость – системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности.

Компоненты стрессоустойчивости: · способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций и таким образом избегать стрессорного воздействия; · способность контролировать эмоции, владение навыками саморегуляции, развитые волевые качества личности (способность действовать в направлении поставленных целей и задач, мобилизовать психику в экстремально-ситуативных обстоятельствах); · способность выдерживать более длительное и сильное, чем в привычных условиях, напряжение (эмоциональное, волевое, физическое); · способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях; · активность в преобразовании стрессовой ситуации; · опыт разрешения стрессовых ситуаций и владение эффективными способами их преодоления; · гибкость адаптационных процессов в ответ на разновременно появляющиеся и исчезающие стрессоры и их сложные сочетания; · способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов; · удовлетворенность самореализацией.

Оптимальному поведению личности в стрессовой ситуации помогает её психологическая устойчивость – характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с её развитием и зависит от: типа нервной системы человека; особенностей познавательных, волевых и эмоциональных процессов; профессиональной подготовки и опыта человека; навыков и умений поведения в деятельности; уровня психической напряженности человека (чем выше уровень психической напряженности, тем более дезорганизовано поведение человека в стрессовой ситуации) и т.п.

Психологическая устойчивость человека во многом зависит от состояния его здоровья. Обеспечение здорового сна, очищение потребляемой воды, воздуха, регулярные и разнообразные физические нагрузки, естественная среда обитания, полноценный отдых на дикой природе, правильное питание, периодическое комплексное очищение организма от шлаков быстро и радикально восстанавливают здоровье.

В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в стрессовых ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства.

Специфическим проявлением психологической устойчивости является конфликтоустойчивость – способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемных и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.

К числу психологических факторов, влияющих на нормализацию стресса, можно отнести: понимание того, что основным в жизни должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими; согласие с тем, что все будет так, как надо, даже если будет по-другому; уменьшение объема и значимости информации, перерабатываемой мозгом в течение суток; снижение уровня притязаний; изменение отношения к ситуации, если мы не можем изменить саму ситуацию; уменьшение потребности во внешних оценках и зависимости от них, ориентация в самооценке на общечеловеческие законы добра и порядочности; понимание того, что сотни миллионов людей на Земле живут гораздо хуже нас.

Нормализации стресса способствует расширение пространственных, временных, вероятностных и содержательных границ мировосприятия, помогает человеку гораздо более глубоко понять смысл бытия и своего места в нем. Ежедневные мысленные прогулки в пространстве путем наблюдения Луны, Солнца, звёзд, а также во времени помогают заметно повысить устойчивость к стрессу и конфликтам. Понимание того, что мир бесконечно разнообразен, и поэтому нужно хотя бы психологически быть готовым к самым невероятным вариантам развития событий, также снижает стресс. Постоянное стремление более глубоко проникнуть в суть вещей дает возможность объяснять и прогнозировать события, уменьшает вероятность стрессовых и конфликтных реакций.

Саморегуляция (лат. regulare – подчинять определенному правилу) – способность управлять своими эмоциями, амбициями, поведением, особенно в эмоционально и когнитивно сложных ситуациях; умение управлять уровнем психологического стресса.

Регулируя стрессовые ситуации, следует учитывать то, что: · к стрессогенным факторам и вызываемым ими перегрузкам нельзя привыкнуть (к мелочным придиркам начальства, постоянным ссорам с коллегами по работе и т.п.); · в результате проведения каких-то противострессовых мероприятий можно добиться полного устранения их из жизни, ибо они её неразлучные спутники; · противодействие стрессам имеет своей целью не абсолютное их устранение, а лишь ослабление – насколько это возможно – их деструктивных последствий.

Антистрессовые мероприятия: 1) на групповом уровне: совокупность специальных организационных мероприятий; 2) на личностном уровне научиться постоянно, поддерживать в себе достаточно высокий жизненный тонус и использовать комплекс психофизиологических методов: на физическом уровне (ежедневные часовые прогулки на свежем воздухе, умеренные занятия любимым видом спорта, недопущение излишнего переутомления, разумное ограничение деловых поездок и встреч и т.п.); на эмоциональном уровне (художественное творчество, искусство, цвето- и аромотерапии, техника переключения на положительно-эмоциональные темы и т.п.); на интеллектуальном уровне (ставить перед собой реальные, соответствующие способностям и возможностям цели, настойчиво стремится к их достижению). Кроме указанных способов целесообразно использовать различные системы психофизического саморегулирования.

Снижению стресса в организации способствуют: • мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы; • изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий; • непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и т.д.

Помочь снять стресс также могут: полное устранение конфликта, устранение разногласий, примирение; общение с близким человеком; применение успокоительных средств; отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма и т.п.); переключение на занятие любимым делом и т.п.

Высокую ценность в формировании стрессоустойчивости играют процессы личностно-профессионального самопознания и самосовершенствование.

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.016 с.)