Семинар 10: Стрессы и стрессоустойчивость в деловых отношениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 10: Стрессы и стрессоустойчивость в деловых отношениях



1. Подготовьте доклады по темам № 57-61 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Куда вы идете: К стрессу или от него?», «Справляетесь ли вы со стрессом?», Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко).

3. Представьте, что ваш родственник или друг находится в состоянии дистресса. Какими будут ваши действия по отношению к этому человеку? Почему?

4. Можно ли с помощью психотропных и наркотических средств снять психологическое напряжение и избавиться от стресса? Дайте обоснованный ответ.

5. Представьте, что человека переполняют отрицательные эмоции, близок эмоциональный срыв. Нужно ли эти эмоции сдерживать и подавлять? Если да, то как это сделать? Если нет, как человеку поступить в данной ситуации?

6. Согласны ли вы с тем, что у каждого человека должна быть своя система саморегуляции? Назовите, присущие вам, методы саморегуляции.

 

Семинар 11: Этико-аксиологический аспект деловых отношений

1. Подготовьте доклады по темам № 62-67 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Доказательно покажите, тождественны ли понятия «ценностные ориентации» и «ценностные отношения».

3. Зависят ли личностные характеристики делового человека от его иерархии ценностей? Аргументируйте свой ответ.

4. Представьте, что у вас есть жизненный принцип…(например: говорить правду в любых обстоятельствах, не выражаться нецензурно в общественных местах, всегда уступать место в общественных местах…), но складывается такая ситуация, что вам выгоднее от них отступить. Как вы поступите и почему?

5. Должны ли руководитель и коллектив, члены самого коллектива обладать схожей системой ценностей? Дайте полный ответ.

6. Переставьте себе, что вы ищите работу. Вы хотите, чтобы новая работа удовлетворяла вас с точки зрения как внешних, так и внутренних мотивов. Перечислите по три условия как первых, так и вторых, при выполнении которых вы будете удовлетворены своей работой. Назовите по три своих положительных и отрицательных качества, которые вы указали бы в собеседовании при приеме на работу (например, на должность менеджера).

7. На основе изучения теоретического материала сформулируйте черты самоактуализирующейся личности.

8. Изучите теорию мотивации А. Маслоу заполните таблицу:

 

Название потребности Содержание потребности Пути удовлетворения
Потребность в самоактуализации    
Эстетические потребности    
Познавательные потребности    
Потребность    
Потребность в уважении    
Потребность в привязанности    
Потребность в безопасности    
Физиологические потребности    

Темы докладов и рефератов

 

1. Проблемы психологии личности и межличностных отношений в трудах российских ученых.

2. Исторические и социальные корни деловых отношений.

3. Деловая этика русской элиты в 19-20 вв.

4. Психологические подходы к изучению личности и межличностных отношений.

5. Методы оценки деловых, личных качеств и морально-психо­логической надежности личности.

6. Механизмы психологической защиты личности.

7. Имидж и его влияние на эффективность управленческой деятельности.

8. Имидж человека и факторы, способствующие его формированию и разрушению.

9. Речевые штампы и законы Мерфи в деловом разговоре.

10. Правила поведения в общественных местах (институт, кинотеатр, театр, общественный транспорт и т.п.).

11. Этико-психологические особенности и проблемы Интернет-общения.

12. Этика ведения телефонного разговора и управление собеседником по телефону.

13. Этико-психологические особенности комплиментов и вручения подарков.

14. Роль, статус, позиция человека в группе.

15. Социально-психологическая структура рабочей группы как совокупность различных психотипов личности.

16. Психологическая совместимость и сплоченность трудового коллектива как фактор управляемости.

17. Референтные, нереферентные и антиреферентные группы.

18. Классические эксперименты по изучению конформизма М. Шерифа, С. Аша, С. Милгрема.

19. Индивидуально-типологические особенности подчиненных и их учет в работе коллектива.

20. Признаки зрелого психологического климата и пути его формирования.

21. Влияние психологического климата на процесс делового общения.

22. Психологические и этические качества современного руководителя.

23. Профессионально важные качества руководителя.

24. Психологическая пригодность и потенциал руководителя.

25. Эффективный лидер и руководитель: психологический портрет.

26. Средства и приемы управленческого воздействия.

27. Зависимость эффективности деятельности группы от характера воздействий на неё руководителя.

28. Организационные нововведения в коллективе и социально-психологические последствия.

29. Современные подходы к проблеме стилей и типов управления. Коучинг и топ-менеджмент.

30. Достоинства и недостатки классических и современных стилей руководства.

31. Стиль руководства и качество управления. Индивидуальный стиль управления.

32. Социальные стереотипы и ролевое поведение в деловом общении.

33. Социальные стереотипы и их роль в восприятии человека.

34. Формирование хорошего впечатления о себе (роль аттракции, каузальной атрибуции и т.п.).

35. Невербальные средства общения и их влияние на формирование имиджа.

36. Этические и психологические особенности невербального общения.

37. Коммуникативное поведение разных народов мира (жесты, мимика, манера речи). Национальный характер жестов.

38. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективности управления. Способы развития коммуникативных способностей.

39. Коммуникативная компетентность и способы её развития.

40. Деловые отношения, позиции собеседников относительно друг друга с точки зрения трансакционного анализа Э. Берна.

41. Манипуляции в общении и правила их нейтрализации.

42. Этические особенности использования манипуляций.

43. Общение с «трудными» подчиненными.

44. Общение с «трудными» руководителями.

45. Психологическое давление руководства и способы его коррекции.

46. Искусство публичного выступления и способы его совершенствования.

47. Этические и психологические особенности деловой беседы.

48. Техника ведения бесед с кандидатом на работу и его психологическая оценка.

49. Компетентность в резюме и собеседовании при устройстве и приеме на работу.

50. Коллективные способы принятия решений.

51. Правила эмпатического слушания

52. Возможности конструктивной критики, правила её восприятия и использования.

53. Юмор и оптимизм как средства преодоления барьеров в общении.

54. Гендерные различия и толерантность в деловых отношениях.

55. Суеверия и их роль в деловом общении.

56. Влияние самооценки на индивидуальный стиль деятельности, профессиональную пригодность и эффективность специалиста.

57. Психология карьерного роста.

58. Этические и психологические нормы поведения в экстремальных условиях.

59. Проявление типов темперамента в деловом общении.

60. Правила человеческих взаимоотношений в конфликтах.

61. Менеджмент и самоуправление в конфликтных ситуациях.

62. Психологические методы урегулирования конфликтных ситуаций.

63. Несбалансированное ролевое взаимодействие как одна из типичных причин межличностного конфликта.

64. Межличностные конфликты: причины, предупреждение и разрешение.

65. Внутриличностные конфликты и их преодоление.

66. Профилактика стрессов и конфликтов в коллективе.

67. Эмоционально-волевая регуляция состояний в деятельности менеджера.

68. Стресс и управлением им в управленческой деятельности. Релаксация.

69. Самоуправление, саморегуляция и самоорганизация человека.

70. Профилактика стрессов в деловом общении и индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

71. Методы профессионального и личностного самосовершенствования.

72. Обучение и повышение квалификации как стимулирующий фактор.

73. Принципы и правила самообразования и самовоспитания.

74. Ценностно-смысловой мир личности делового человека.

75. Конфликт в системе ценностей делового человека.

76. Возрастные аспекты формирования ценностных характеристик личности.

Вопросы к зачету

 

1. Этика и психология деловых отношений: объект, предмет, связь с другими науками, методы исследования.

2. Понятие этики и морали. Универсальная и профессиональная этика. Принципы этики деловых отношений.

3. Сущность и практическое проявление закономерности искажения смысла информации. Практические рекомендации, по снижению негативных последствий действия данной закономерности.

4. Сущность и практическое проявление закономерности неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки. Практические рекомендации, по снижению негативных последствий действия данной закономерности.

5. Сущность и практическое проявление закономерности неопределенности отклика. Практические рекомендации, по снижению негативных последствий действия данной закономерности.

6. Сущность и практическое проявление закономерности психологической самозащиты. Механизмы психологической самозащиты.

7. Психологические детерминанты имиджа руководителя. Внешний облик делового человека, особенности внешнего облика деловой женщины.

8. Принципы делового этикета. Этикет и правила приветствий и представлений в различных ситуациях. Титулирование и особенности его видов. Визитная карточка: сущность, виды, психологические и этические требования.

9. Этикет и его виды. Принципы делового этикета. Правила поведения в общественных местах: на улице, в транспорте, в самолете, в гостинице, в театре, кинотеатре, на концерте.

10. Психологические и этические особенности телефонного разговора. Правила деловой переписки. Отличительные особенности правил общения по сотовому телефону и средствами сети Интернет.

11. Роль комплиментов и подарков в деловых отношениях. Правила формулировки и специфика использования комплиментов. Этические особенности вручения подарков.

12. Группа как объект управления. Классификация групп. Характеристики, определяющие положение человека в группе и собственные характеристики группы.

13. Психологические и социальные факторы, влияющие на величину статуса человека в группе. Условия, обеспечивающие положительную динамику статусов членов группы. Восприятие и отношение человека к своему статусу.

14. Рабочая группа (коллектив) и ее социально-психологические особенности. Виды рабочих групп. Структура коллектива (коммуникативная и социальной власти).

15. Характеристика типов взаимоотношений в системе руководитель-подчиненный. Этика деловых отношений «сверху-вниз», «снизу-вверх», «по горизонтали».

16. Морально-психологический климат и степень сплоченности коллектива. Пути оптимизации психологического климата. Влияние стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.

17. Этапы развития и профессиональная зрелость коллектива. Ограничения, препятствующие его эффективной работе коллектива.

18. Психологические проблемы руководства на различных этапах развития коллектива. Роль руководителя в становлении коллектива: качественный состав персонала, неформальные отношения между руководителем и подчиненным.

19. Психологические проблемы и функции лидерства. Основные характерные черты «трудного» руководителя и причины их проявления. Нормы этичного поведения руководителя.

20. Понятия руководства, управления, лидерства. Психологические проблемы лидерства (референтная группа, типы лидеров, социометрическая процедура). Личностные качества лидера и руководителя.

21. Стили и функции руководства. Психологические особенности стилей управления в классической типологии Курта Левина. Личностные качества руководителей с различными стилями управления. Выбор оптимального стиля руководства.

22. Общение как социально-психологическая категория: его функции, стороны, виды, формы и средства. Деловое общение.

23. Социальные стереотипы и ролевое поведение в деловом общении. Значение стереотипов в восприятии человека человеком.

24. Перцептивная сторона общения. Механизмы перцепции: познание и понимание людьми друг друга, рефлексия и каузальная атрибуция.

25. Первое впечатление, эффекты и проблемы межличностного восприятия в деловом общении. Факторы, способствующие ошибочному восприятию. Практические рекомендации по формированию первого впечатления.

26. Коммуникативная сторона общения. Потеря информации и умение слушать собеседника. Виды и техника слушания. Типичные ошибки слушания.

27. Коммуникативная компетентность руководителя. Коммуникативные барьеры в деловом общении, причины их возникновения и методы преодоления.

28. Коммуникативная культура в деловом общении. Личностные качества и социально-психологические умения определяющие уровень коммуникативной культуры. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

29. Классификация невербальных средств общения. Критерии определения истинности высказываний, открытость и закрытость в общении. Невербальные средства общения, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

30. Интерактивная сторона общения. Типы взаимодействий: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное, контрастное и компромиссное взаимодействия.

31. Трансакционный анализ Э. Берна. Типичные эго-состояния и виды трансакций.

32. Характеристика манипуляций в общении и их классификация. Критерии определения наличия манипуляций в отношениях между людьми. Защита от манипуляций и правила их нейтрализаций.

33. Открытость и закрытость в общении. Роль обратной связи в деловом общении. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

34. Функции делового общения. Основные формы и стили делового общения, их отличительные особенности.

35. Деловая беседа: функции, подготовка, структура. Психологические особенности и принципы успешного ведения деловой беседы.

36. Психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними.

37. Разновидности замечаний собеседников, их анализ и тактика поведения.

38. Психологические приемы влияния на партнера. Выслушивание партнера как психологический прием.

39. Методы, техники и тактики аргументирования. Личностные качества человека и успешность аргументирования.

40. Правила конструктивной критики и ее этические аспекты. Основные правила восприятия критики. Построение беседы, содержащей элементы критики.

41. Понятие конфликта и его социальная роль (типология конфликта, стадии и структура конфликта).

42. Сущность и способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях (сетка Томаса-Килменна). Этические особенности разрешения спорных вопросов.

43. Предпосылки возникновения конфликтной ситуации в процессе общения. Конфликты в управленческой деятельности и их основные причины.

44. Типы конфликтных личностей. Типичные ошибки конфликтующего человека.

45. Конструктивный и деструктивный конфликт. Причины и признаки деструктивного конфликта. Психологическая сущность конструктивного конфликта.

46. Методы и стратегии управления конфликтными ситуациями. Правила поведения в условиях конфликта. Ассертивный отказ.

47. Эмоционально-волевая регуляция психических состояний. Методы снятия психического напряжения в условиях конфликта. Cаморегуляция и релаксация.

48. Понятие и природа стресса (понятие, фазы развития, физиологическая природа стресса). Виды стресса. Причины, признаки и источники стресса. Состояние человеческого организма и изменения, происходящие в нем при воздействии стресс-факторов.

49. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения (социальные составляющие стрессов, всегда ли вредны отрицательные эмоции, рациональность убеждений, самооценка). Профилактика стрессов в деловых отношениях.

50. Внутриличностные конфликты: роль, причины и пути разрешения. Механизмы психологической защиты.

 

Литература

 

Основная

 

1. Гаришина Т.Р. Основы делового имиджа / Т.Р. Гаришина. – М.: МФПУ «Синергия», 2014. – 64 с.

2. Коноплева И.А. Деловое общение. М.: ИНФРА-М, 2014. – 384 с.

3. Руденко А.М. Деловые коммуникации / А.М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 350 с.

4. Руденко А.М. Управленческая психология / А.М. Руденко. – Ростов нД: Феникс, 2010. – 345 с.

5. Самыгин С.И. Деловое общение / СИ. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КРОНУС, 2012. – 440 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 416 с.

7. Шепель В.М. Имиджеология. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. – 576 с.

 

Дополнительная

 

1. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди которые играют в игры. – М., 2002.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001, 1999. – 295 с.

3. Горянина В.А. Психология общения / В.А. Горянина. – М., 2002.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М., 1994.

6. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М: ИНФРА-М, 2004. – 368 с.

7. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Ростов на/Д: «Феникс», 2006. – 256 с.

8. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. – М.: Экономическая литература, 2002. – 288 с.

9. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2002. – 320 с.

10. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1986.

11. Леви В.Л. Искусство быть собой. – M.: Знание, 1991. – 256 с.

12. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2005. – 368 с.

13. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002.

14. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров / Р.И. Мокшанцев. – М.: ИНФРА-М, 2002.

15. Моргунов Е.Б. Организационное поведение. – М.: МГУПИ, 2006. – 145 с.

16. Морозов А. В. Деловая психология. – СПб.: Изд-во Союз, 2000. – 576 с.

17. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь и др.; под общ. Ред. В.Б. Шпаря. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 806 с.

18. Островский Э.В. Психология управления: Учеб. пособие.. – М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2011. – 249 с.

19. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 208 с.

20. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Эксмо, 2006.

21. Психология делового общения: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: БАХРАХ-М, 2006.

22. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» / Сост.: А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 2008 с.

23. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабанченко. – СПб: Питер, 2003. – 400 с.

24. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

25. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 413 с.

26. Социальная психология и этика делового общения / В.Ю. Дорошенко; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 324 с.

27. Социальная психология / И.В. Андреева. – М.; СПб., 2005.

28. Степанов С.С. Живая психология. Уроки классических экспериментов. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 191 с.

29. Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 507 с.

30. Шапарь В.Б., Мирошниченко В.Н. Этика и психология менеджмента / Под ред. Ю.Л. Наймера. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с.

31. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник. – М.: Академия, 2003. – 128 с.

32. Шаламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2005. – 160 с.

33. Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел в России / под общ. ред. С.А. Смирнова. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 248 с.

34. Щеголев И. Тайны почерка. – СПб.: Питер, 2007.

35. Этикет: искусство изысканных манер / авт.-сост. Н.В. Белов. – М. – Минск: АСТ; Харвест, 2005. – 528 с.

Приложение

Образец оформления титульного листа контрольной

работы (реферата)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ

И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(или РЕФЕРАТ по теме: «…..»)

 

Дисциплина: «Этика и психология деловых отношений»

 

 

Выполнил студент

заочного отделения: (ФИО)

Факультет:

Специальность:

Курс………..группа………

Зачетная книжка №

Проверил:

 

Барнаул 2015

 


[1] [1] Задание № 2 в каждой из тем данного раздела предназначено для самооценки и самоанализа личностных качеств с целью нахождения направлений и возможностей собственного саморазвития и самосовершенствования.

[2] Данная схема предназначена для использования на всех семинарских занятиях, а анализ её результатов послужит основой формирования навыков самостоятельного мышления и развития предвидения последствий собственных действий и общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.091 с.)