Этико-аксиологический аспект деловых отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этико-аксиологический аспект деловых отношений



 

Самосовершенствование – целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию у себя положительных качеств и устранению отрицательных. Основой этой деятельности является совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков. Самосовершенствование человека исходит из представления об идеале, который недостижим, но призван выполнить задачу упорядочивающего, организующего начала.

Представители гуманистической психологии Г. Оллпорт, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл − именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. У человека, согласно концепции А. Маслоу, с рождения последовательно появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу)

 

В современной психологии целевая модель современного специалиста, профессионала, мастера своего дела, представляется в виде перечня ряда характерных черт, разделенных на личностные и профессиональные. К числу особых личностных качеств людей, желающих достичь вершин профессионального мастерства и (особенно) занять ту или иную руководящую позицию, относятся: · энергичность – высокая активность, трудоспособность, неутомимость; · коммуникабельность и умение брать на себя ответственность за других, а не только за себя; · твердость воли – умение не только проявить твердость и последовательность в собственном деле, но и внушить уверенность сомневающимся; · честность, порядочность – без этого качества невозможно обеспечить доверие людей, возможность сотрудничества с ними; · незаурядный интеллект: успешный работник должен уметь собирать, анализировать большие объемы информации и использовать её как для личного самосовершенствования, так и для решения проблем организации в целом, если он руководитель.

Конечно, уровень развития всех перечисленных качеств, без которых нельзя представить сегодня эффективного специалиста, руководителя, определяется природными задатками человека, но все природные способности, как показывает опыт, могут в той или иной степени корректироваться, развиваться, усиливаться в течение жизни человека его трудом, волей, стремлением к самосовершенствованию. Особенно велики возможности совершенствования профессиональных качеств, без которых нельзя представить себе образцового специалиста. Профессионально важные качества у ученого, инженера и менеджера различны, но в любом случае профессионалом высокого класса может считаться лишь тот специалист, который овладеет обоими блоками качеств – личностными и профессиональными.

Определив на основе этого двуединого перечня цель самосовершенствования, не менее важно правильно выбрать пути, методы достижения поставленной высокой цели. Чтобы правильно определить эти методы, следует начать с определения своих физических и психических качеств, возможностей и ограничений или, как говорят психологи, с самопознания.

Самопознание – процесс оценки человеком самого себя, осознание своих интересов, мотивов поведения. Начальным моментом самопознания являются самонаблюдение и самоанализ. Чтобы результаты самопознания были объективными и соответствовали действительным психическим качествам используют некоторые приемы: · по возможности беспристрастная оценка накопленного профессионального и жизненного опыта. Такая оценка определит наличие сильных качеств (активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление к повышению своего социального статуса и т.п.), а также слабостей, ограничений (пассивность, лень, нежелание рисковать, боязнь всего нового и т.п.). Но результаты такого анализа вряд ли будут полностью объективными; · тестирование, различные тренинги, деловые игры, с помощью которых можно добиться более объективных результатов, в связи с чем они получают все большее распространение. Тесты служат своего рода зеркалом, способствующим пониманию скрытого внутреннего мира личности. Но и эти методы, как считают психологи, все же не являются полностью надежными; · учет человеком мнений других людей о его сильных и слабых сторонах, особенно родственников, друзей, товарищей по работе; · постоянная проверка результатов самопознания, их дополнение, уточнение, корректировка в ходе повседневной трудовой, познавательной, общественной деятельности. Конечно, для того чтобы всерьез заняться этой нелегкой работой – самосовершенствованием, нужно хорошо осознать её значимость.

Однако самоанализ с точки зрения современной психологии может дать только начальный материал для самопознания, который в целях повышения его объективности должен быть дополнен другими методами исследования. Инструментами корреляции и уточнения результатов самопознания являются совокупность всех форм общения данной личности, опыт его профессиональной и социальной деятельности. Логически родовым понятием для самосовершенствования является категория самоорганизации.

Занимаясь самосовершенствованием необходимо помнить: • нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно; • нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить; • нельзя изучить себя, не изучая одновременно и с равной заинтересованностью других людей (хотя бы еще одного человека; но чем больше, тем лучше); • нельзя изучать человека холодно: таким путем человек непознаваем, потому что природа его противится изучению как насилию; по-настоящему постичь человека можно, только помогая ему; • ни себя, ни других нельзя изучить иначе как в деятельности и общении; • изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек – это «открытая система», меняющаяся во многом непредсказуемо: больше, чем какое-либо другое существо, человек «становится», а не «есть».

Задания к семинарским занятиям

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.87.31 (0.013 с.)