Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерактивная сторона общения. Манипуляции в общении
Интерактивная сторона общения (англ. interaction – взаимодействие) – психологическое воздействие, целью или результатом которого является изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). При интерактивном взаимодействии партнеров различают: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие и компромиссное взаимодействия. Трансакционный анализ (по Э. Бёрну) – анализ взаимоотношений людей, в том числе деловых, с точки зрения взаимодействия их Эго-состояний. Существующая связь между схемой поведения и состоянием психики человека, позволила выделить типичные Эго-состояния: 1) «Родитель» – состояния сходные с образами родителей или с образами значимых для человека людей, заменявших родителей; 2) «Взрослый» – состояния самостоятельные по своей природе и направленные на объективную оценку реальности; 3) «Дитя» –состояния, которые зародились и были зафиксированы в раннем детстве, но до сих пор активно действуют в нашем сознании и несут в себе архаистические пережитки. Трансакция представляет собой единицу общения, состоящую из стимула и реакции между двумя Эго-состояниями. Формы трансакций: параллельные, или дополнительные (партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером), пересекающиеся (реакция собеседника исходит не из того Эго-состояния, на которое было направлено воздействие) и скрытые (включают в себя два уровня: явный, социальный, выраженный словесно и скрытый, психологический, подразумеваемый). Манипуляция (лат. manipulatio – действие) – побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей. Манипуляция – скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений.
Манипуляция содержит: • психологическое воздействие на человека (группу, общество); • скрытый характер воздействия; • игру на человеческих слабостях; • побуждение к совершению определенного действия. Виды манипуляций: 1) организационно-процедурные (могут быть использованы организаторами переговорного процесса); 2) логические (построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании); 3) психологические (основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играют на чувствах самолюбия, стыда). С пособы распознавания манипулятивного воздействия: 1) отслеживание изменений ситуации (• наличие силового давления; • нарушение сбалансированности элементов ситуации; • несоответствия в поведении партнера; • стремление манипулятора стереотипизировать поведение адресата); 2) анализ механизмов манипулятивного воздействия (• неоправданно частое появление или подчеркнуто явное проявление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия; • регрессия к инфантильным реакциям; • дефицит времени; • состояние суженности сознания; • неожиданное изменение фоновых состояний). При манипуляциях с людьми следует также учитывать следующие психологические «законы»: «жесты отчаяния», «кратковременности совершенства», «привнесения фактов», «примера», «слёз», «хитрости или притворства». При этом интересен эффект «нарочистой правдивости», эффект «обратного действия, или обратного смысла» и эффект «отвлечения внимания». Схема защиты от манипуляций: 1) не показываете слабостей, не давайте информацию о себе; 2) осознайте, что вами манипулируют; 3) примените пассивную или активную защиту; 4) в активной защите: «расставьте точки над “i”, либо осуществляйте контрманипуляцию». Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок: • открытое объявление о недопустимости использования манипуляций; • разоблачение уловки; • повторное напоминание о недопустимости использования уловок; • «информационный диалог»; • «конструктивная критика»; • «цивилизованная конфронтация»; • «уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительного результата).
Техники психологического влияния: • нейролингвистическое программирование; • техника манипулирования значением или семантическое манипулирование; • техника дезинформации или фальсификации данных; • техника использования (распространения) слухов; • техника анонимной информации; • техника обесценивания; • техника аппелирования; • техника сопоставлений или исторических фактов; • техника конструирования или самосбывающегося пророчества; • техника превращения; • техника подмены фактов; • техника дефрагментации, приём потока сознания; • техника отвлечения. Приемы, стимулирующие общение, помогающие продолжать его, даже если позиция партнеров не совпадает: открытость для убедительных аргументов; условное принятие доводов оппонентов; оттягивание возражений; обращение за советом; вовлечение оппонента в совместную выработку решения; отступить, чтобы победить; настройка на волну оппонента; избежание категоричных высказываний; использование в общении позитивных вопросов, метода Сократа, «Вы-подхода», «Мы-высказываний» и «Я-утверждение» и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.006 с.) |