Детерминант «стратегия, структура и соперничество фирм» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминант «стратегия, структура и соперничество фирм»



В каждой стране есть свои особенности управления. В Италии многие фирмы, добившиеся международной известности, являются малыми или средними по размерам предприятиями, находящимися в семейной собственности, и методы управления строятся на отношениях родства или традиционных связей.

В Германии крупные компании, возглавляемые техническими специалистами, построены по строго иерархической схеме.

Американское управление, бывшее до 1980-х годов примером подражания во многих странах, практиковало выдвижение на должность руководителей крупных акционерных компаний финансистов и юристов, ориентирующих компанию на максимизицию текущей прибыли.

Японское управление построено на сочетание гигантских компаний с мелким бизнесом и использовании синергического подхода в управлении.

Синергический подход в управлении означает умение так воздействовать на факторы, определяющие результативность труда, что совокупное воздействие на них дает отдачу, большую, чем сумма результатов воздействия на каждый фактор по отдельности. Например, материальное стимулирование, моральное стимулирование, обучение персонала, идеологическое воздействие, фирменные льготы и т.п. Каждое по отдельности дает хороший результат, но если их объединить на основе синергитического подхода, то результат будет больше, чем сумма частных результатов.

И конкурентоспособность отраслей зависит от того, насколько подходят им национальные особенности управления.

Итальянский семейный стиль хорошо подходит для отраслей, в которых успеху способствуют эстетические находки, не нуждающиеся в формализованном обосновании – осветительная аппаратура, мебель, одежда.

Немецкий стиль четко структурированного управления хорош для крупных наукоемких производств, в которых узкая специализация и логически увязанные связи необходимы для проведения глубоких исследований и организации массового производства. Химическая промышленность, тяжелое машиностроение, оптика. Производство товаров широкого потребления, требующее быстрого обновления, гибкости, в Германии не относится к мировым лидерам, т.к. бюрократический немецкий стиль управления не способствует динамизму.

Цели компаний:

В Германии, Швейцарии держателями акций являются банки, фонды, которые редко их продают и не очень реагируют на уровень дивидендов, тем

более, что он традиционно небольшой. В этих странах прирост долгосрочных капиталов освобождают от налогообложения. Это способствует направлению прибыли на развитие компании и приводит к росту курса акций. Ежедневная динамика курса акций не считается важным показателем. Финансовые правила позволяют направлять значительную часть средств в «резервный капитал», который позволяет стабилизировать положение компаний при текущих колебаниях. Естественно, что при таком положении дел максимизация текущей прибыли не является главной заботой руководства. Поэтому в этих странах развиваются отрасли, требующие постоянных инвестиций в науку и технику, и не приносящие высоких текущих доходов.

Очень похожая ситуация в Японии. Там, кроме того, еще низкие ставки за кредит, что позволяет компаниям вкладывать средства в развитие, не накапливая их. Швеция близка к этим странам.

В США противоположная ситуация и соответственно иные цели у техноструктуры. Инвесторы покупают и держат у себя акции, ориентируясь в первую очередь на их рыночную цену. Долгосрочный прирост капитала облагается налогом по тем же ставкам, что и обычные доходы. Отсюда долгосрочное владение акциями не представляет никаких преимуществ. Инвесторы не знают долгосрочных программ развития, не в состоянии оказывать влияние на развитие и на стремление к этому.

Единственно реальный способ повлиять на руководящую команду – это поглощение одной компанией другой. Тогда может меняться и руководство. Поэтому менеджмент боится снижения курса акций. Кроме того, их годовые премии, зависящие от размера прибыли, зачастую составляют 60-70 % годового дохода, и менеджеры предпочитают хорошую прибыль в текущем году будущим благам для компании. Руководство меняется достаточно часто, и судьба компании их не очень волнует. По этой причине минимальная норма прибыли, необходимая для инвестирования, в США очень велика. Аналогичная ситуация в Великобритании. Многие специалисты связывают снижение конкурентоспособности этих стран с изложенными принципами. В какой-то мере этот недостаток компенсируется хорошо отлаженным рынком венчурного капитала. Большие компании не рискуют сами, а пожинают плоды деятельности венчурных компаний.

Венчурные компании (фирмы рискового капитала) специализируются на разработке и освоении новых оригинальные конструкций, технологий, материалов, зачастую основанных на изобретениях. Если такая компания удачно освоила новшество, то она с огромной прибылью продает его крупным компаниям. Если потерпела неудачу, а это бывает достаточно часто, то несет убытки, покрывая их за счет имевших место ранее удач, или разоряется.

Большое значение имеет позиция кредиторов. В Японии, Германии, Швейцарии правила позволяют банкам держать корпоративные акции. Будучи их держателями, они играют активную роль в управлении. Зная хорошо стратегию данной компании, они могут с достаточным основанием кредитовать ее. Частные фирмы или акционерные фирмы, в которых контрольный пакет принадлежит частному лицу, гораздо больше привержены долгосрочным целям и преданы своим производствам. Но у них не всегда хватает финансовой мощи. Кроме того, риск для менеджеров гораздо более ощутим, если они рискуют всем своим состоянием или его значительной частью.

Индивидуальные цели

Социальные ценности, в частности, отношение к богатству

В США оно важнейший стимул, а в Швеции к богатству относятся с некоторым подозрением. Здесь больше ценится человек, занявший положение в корпорации, не потому, что он много зарабатывает, а потому, что это оценка его вклада. По этой же причине они терпимо относятся к высоким налоговым ставкам. В США поощряется индивидуальный успех и те отрасли, где больше пользы приносит личная инициатива, успешнее развиваются. В тех отраслях, в которых важна скоординированность действий, больше вероятности на успех у шведов или японцев.

Важным фактором является также отношение между работниками и компанией. В тех отраслях, где важен обмен идеями, взаимодействие, больше надежды на успех у компаний, умеющих добиться сочетания интересов компании и работников.

Отношение к риску

В Германии банкротство – это позор. А в США это рассматривается как неприятное, но рядовое событие. Американцы не боятся риска.

Влияние национального престижа

На качество человеческих ресурсов, на индивидуальные мотивы и даже на поведение держателей акций оказывают влияние национальные приоритеты. Например, в США ответом на запуск в СССР первого спутника стало внимание к аэрокосмонавтике. Сюда шла наиболее талантливая молодежь, так как это считалось престижным - участвовать в ликвидации отставания.

В Германии таким почетом всегда пользовалась химия, помогавшая компенсировать отсутствие природных ископаемых. В Японии таким же было отношение после второй мировой войны к металлургии, бытовой электронике. У нас в свое время таким же почетом пользовались геологи, металлурги. В Великобритании престижными были церковь, военное дело, научная карьера и государственная служба. В Израиле наиболее престижными считается военная служба и сельское хозяйство. В Швейцарии – банковское дело и фармацевтика.

Устойчивая приверженность делу

В традиционной экономике свободный перелив капиталов и людей является предпосылкой наиболее эффективного их использования. Но это примитивное представление. На деле же приверженность делу, заставляющая вкладывать деньги в отрасли, казалось затухающие, может дать гораздо больше, чем переход в другую отрасль. Пример фирмы «Жиллетт». Второе рождение конверторного производства в металлургии. Дело в том, что приверженность делу позволяет более глубоко использовать человеческий потенциал – опыт, знание, коллективную целостность.

Конкуренция на внутреннем рынке

Традиционно считалось, что конкуренция на внутреннем рынке истощает силы и мешает занятию сильных позиций на мировом рынке. Портер утверждает, что это не так. Он приводит примеры того, что даже в таких небольших странах, как Швейцария и Швеция, в тех отраслях, в которых эти страны сильны на международном рынке, имеется внутренняя конкуренция.

Так, в фармацевтике Швейцарии 3 крупных фирмы. В Швеции в производстве грузовых автомобилей – «Скааб-Сконна» и «Вольво». Сильнейшая внутренняя конкуренция в Японии. Причем эта внутренняя конкуренция может, кроме экономического аспекта, иметь еще эмоциональный или даже личный (это уже для менеджеров). Местные соперники борются за общественное мнение, за людей, за крупные научно-технические достижения. Проигрыш инофирме воспринимается не так болезненно, «как поражение дома». Эта конкуренция сообщает закалку, позволяющую потом добиваться успеха на международном уровне. Ведь все остальные факторы, влияющие на конкурентоспособность отрасли, в целом одинаковы для внутренних конкурентов. Чтобы добиться преимущества, надо найти еще какие-то дополнительные способы, чтобы еще более эффективнее использовать национальные преимущества. Развитию местной конкуренции способствует уменьшение чувствительности многих отраслей в 1980-х-1990-х годах к эффекту масштаба. Мини-заводы в металлургии, гибкие автоматизированные системы в машиностроении создают благоприятные условия для уменьшения размеров предприятий в некоторых отраслях.

Новые коммерческие структуры

Соперничество на внутреннем рынке зависит от того, каким путем создаются новые структуры. Они могут создаваться торговыми компаниями, компаниями-поставщиками или компаниями-заказчиками.

Базовых вариантов два:

1. Создание новых компаний, причем не важно, или они
«отпочковываются» от ранее действовавших, или создаются на пустом месте.

2. Диверсификация существующей фирмы в новые отрасли.

В США более вероятен первый вариант, в Японии, Германии, Корее –второй. Под диверсификацией в данном случае понимается не поглощение крупной компанией другой из иной отрасли, а внутреннее развитие, когда компания издает.

Роль случая

Мы говорили о роли «ромба» как системы. Но помимо системных предпосылок еще имеют значение и случайные события:

- изобретательство;

- крупные технологические сдвиги;

- неожиданные изменения цен крупного масштаба;

- войны;

- политические решения зарубежных правительств.
Поясним на примерах.

Открытие полупроводникового эффекта дало толчок к развитию электроники. Превосходство США и Германии в электротехнике в определенной степени ослаблено появлением микроэлектроники, развившейся в Японии. Энергетический кризис в начале 1970-х годов способствовал проникновению японских автомобилей в США и Европу. Производство париков в Корее расцвело после того, как в США запретили их импорт из Китая во время холодной войны. Но случай оказывается важным тогда, когда есть условия для его использования. Инсулин был получен впервые в Канаде, но там не было условий для разворачивания его производства, и компании по производству инсулина развернулись в США и Дании.

 

 

Кластеры конкурентоспособных отраслей

Конкурентоспособные отрасли, связанные вертикальными, горизонтальными связями, составляют кластер. Портер приводит пример кластера конкурентоспособных отраслей в экономике Дании, изображенный на рис. 4.

Ячмень, дрожжи и солод используются как питательная среда для выращивания микроорганизмов, необходимых при ферментации инсулина и энзима.

Спрос на очищающие энзимы приходит со скотобоен.

Производители инсулина и энзима черпают квалифицированные трудовые ресурсы в молочной промышленности.

Как видим, в кластере объединяются отрасли, связанные и поставками, и оборудованием, и общностью технологии, и навыками людей. Кластер как организм имеет внутри множество связей и способен развиваться по вертикали и горизонтали.

Рис. 4. Кластер отраслей

 

В Германии выделяются кластеры в химическом производстве, металлургии, транспорте и печати. Кластер включает производство групп продуктов, оборудования для изготовления этих продуктов, сырья и комплектующих, специализированных ресурсов. Группа продуктов может быть родственной по сырью, по оборудованию.

Когда формируется кластер, все производства в нем оказывают взаимную помощь друг другу. Выгода касается всех. Мы видим на примере с датским кластером – энзим производится на основе свинины, а затем его технология используется при производстве ферментативного энзима, который, в свою очередь, применяется в производстве свинины.

Производство инсулина хорошо привилось в Дании потому, что там было все необходимое: сырье, кадры, очистительные технологии, холодильное оборудование. В кластерах идет активный обмен информацией, быстрое распространение новшеств.

Нередко фирмы, работающие в одном кластере, взаимоучаствуют в акционерном капитале. Особенно это развито в Японии. Это долевое участие связывает их интересы, позволяет согласованно действовать. Это не значит, что такие группы работают по единому стратегическому плану. Нет. Компании имеют каждая свою цель, но они способны и заинтересованы помогать друг другу. В то же время внутри кластеров идет жесткая конкуренция.

В России исторически сложился целый ряд территориальных кластеров отраслей. Сначала они складывались стихийно в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде. А при советской власти такие кластеры уже формировались целенаправленно в Куйбышеве, Сталинграде, Казани, Свердловске, Новосибирске, Челябинске, Омске и т.д.

Рассмотрим для примера кластер отраслей в г. Екатеринбурге. Его ядром, очевидно, можно считать тяжелое машиностроение, которое должно было по первоначальному замыслу обеспечивать производство оборудования для металлургии Урала и Сибири.

Уралмашзавод, который называли «заводом заводов» был символом этого машиностроения. Но для обеспечения этого завода двигателями и электромашинами понадобились предприятия соответствующих отраслей. Появились Эльмаш и Турбоматорный завод. Поскольку для развития этих предприятий была необходима отраслевая наука и проектные институты стали создаваться соответствующие структуры. Для обеспечения специалистами заводов и институтов родился Уральский политехнический институт. Имея такой комплекс, оказалось возможным здесь же создавать Уралхиммаш для изготовления оборудования предприятиям химической промышленности и создать предприятия химической промышленности (завод резино-техничесикх изделий и шинный), продукция которых тут же использовались для комплектации машин. Затем появились предприятия электротехнической промышленности, электронной, приборостроения и масса других взаимосвязаных и взаимоподдерживающих производств.

Этот кластер был использован для производства оборонной продукции, которая в свою очередь обусловила создание других соответствующих предприятий и институтов. Если в небольших европейских странах формируется национальные кластеры, то в таких больших странах как Россия, США кластеры территориальные. В США этот Питсбурский, Детроитский, Силиконовая долина и т. д. В России мы их уже частично перечислили. Кластеры повышают конкурентоспособность, поскольку в них многосторонние связи между предприятиями разных отраслей способствуют ускоренному развитию.

 

Значение географической концентрации

Когда-то Альфред Маршалл говорил, что в некоторых местах дух отрасли витает в воздухе. Так, в США и Детройте сосредоточено автомобилестроение, в России в Ивановской области сконцентрировались в свое время текстильные фабрики, в Тульской – оружейники, на Урале –металлургия и машиностроение. Все британские аукционисты расположились в нескольких кварталах Лондона. В Италии большинство производителей шерсти расположены в двух городах. В Базеле родились все 3 фармацевтических гиганта Швейцарии.

В чем причина такой географической концентрации? Очевидно, для каких-то детерминантов ромба в той или иной местности оказывается наиболее приятная ситуация. Это могут быть природные ресурсы (руда на Урале), благоприятный спрос и концентрация специалистов. Это, кстати, одна из причин роста больших городов. В городе, где зародилась большая промышленность, появляются университеты, высшие учебные заведения, профессиональные училища. Вокруг этой промышленности создается инфраструктура. Теперь уже любому новому предприятию легче начать создание в таком месте, чем рождаться в новом. Здесь концентрируется спрос, допустим, на оборудование для данной отрасли. Появляется предприятие, производящее такое оборудование. Но теперь уже, когда какая-то компания решится построить новое предприятие данной отрасли, оно будет учитывать, что в городе есть кадры, есть наука, есть поставщик оборудования, есть инфраструктура, и скорее всего решится тоже обосноваться в данном городе. Так происходит стихийная концентрация отраслей и даже кластеров. В свое время так происходила концентрация машиностроения в Свердловске.

 

 

Открытые вопросы

 

1. Расскажите о теории конкурентных преимуществ страны А.Смита.

2. Расскажите о теории конкурентных преимуществ Д. Рикардо.

3. Расскажите о теории факторов производства.

4. В чем заключается уменьшение зависимости от природных ресурсов?

5. Почему в развитых странах уменьшается зависимость конкурентоспособности от наличия свободных капиталов в стране?

6. Почему современное общество нередко называют информационным? Какова роль информации в современной экономике?

7. Что означает международная торговля услугами?

8. Расскажите о теории Портера.

9. Расскажите о том, что значит система детерминантов.

10. Что включает детерминант «параметры факторов»? 11. Охарактеризуйте физические факторы России, США, Японии. 12. Охарактеризуйте людские факторы России, США, Японии.

13. Охарактеризуйте фактор знаний России, США, Японии.

14. Охарактеризуйте денежные ресурсы России, США, Японии. 15. Охарактеризуйте инфраструктуры России, США, Японии.

16. Расскажите об основных и развитых факторах.

17. Расскажите о специализированных и общих факторах.

18. Что включает детерминант «параметры спроса»?

19. Как влияет требовательность покупателей потребительских товаров на конкурентоспособность страны?

20. Как влияет требовательность покупателей продукции производственно-технического назначения на конкурентоспособность страны?

21. В чем заключается влияние требовательности посредников?

22. Как влияет размер внутреннего спроса на конкурентоспособность?

23. В чем заключается значение скорости роста спроса?

24. Какую роль играет степень насыщенности внутреннего рынка?

25. Расскажите о влиянии мобильных или многонациональных покупателей на конкурентоспособность.

26. Какова роль родственных отраслей в повышении конкурентоспособности?

27. Какова роль поддерживающих отраслей в повышении конкурентоспособности?

28. Что включается в детерминант «стратегия фирм»?

29. Как влияют на конкурентоспособность цели компаний?

30. Как влияет управленческий стиль на конкурентоспособность (на примере США, Японии, России)?

31. Как влияет национальный менталитет на конкурентоспособность?

32. Влияние национального престижа на конкурентоспособность.

33. Какова роль внутренней конкуренции.

34. Как влияет устойчивая приверженность делу на конкурентоспособность?

35. Расскажите о роли случайности в изменении конкурентоспособности.

36. Нарисуйте свой собственный кластер отраслей.

37. Влияние географической концентрации. Как Вы объясняете ее

происхождение?

 

Закрытые вопросы

 

1. Какие товары во времена Риккардо следовало экспортировать России, если бы она во внешней торговле руководствовалась его теорией:

1) хлеб;

2) лес;

3) меха;

4) металл.

Укажите неправильный ответ.

 

2. Рассмотрите следующие суждения:

1) при сопоставлении затрат на производство конкурирующих товаров одним из главных критериев являются трудозатраты, измеряемые в единицах времени (человеко-часах, человеко-днях…..);

2) при сопоставлении конкурентоспособности товаров, изготовленных в разных странах, одним из главных критериев является стоимость воспроизводства рабочей силы, израсходованной на создание товара.

Назовите правильное сочетание ответов.

1) оба утверждения неверны;

2) первое утверждение верно, второе нет;

3) оба утверждения верны;

4) первое утверждение неверно, второе верно.

 

3. Какими товарами России торговать невыгодно, если руководствоваться долгосрочными интересами:

1) металл;

2) нефть;

3) газ;

4) научные разработки.

Укажите неправильный ответ.

 

4. Если рассматривать университет как систему, то какие его свойства не принадлежат частям:

1) географическое положение;

2) квалификация преподавателей;

3) репутация у преподавателей, родителей, потенциальных студентов;

4) материальная база.

Укажите правильный ответ.

 

5. На вопрос о том, почему меняются предпосылки конкурентных преимуществ, последовали следующие ответы:

1) производство становится менее трудоемким;

2) многие государства ведут протекционистскую политику;

3) производство меньше зависит от природных ресурсов;

4) есть тенденция к созданию единого информационного пространства.

Укажите неправильный ответ.

 

6. Оцените правильность классификации ресурсов в предложенных вариантах:

1) ресурсы знаний – квалификация работников;

2) людские ресурсы – количество трудоспособного населения;

3) физические ресурсы – жилой фонд;

4) инфраструктура – дворцы культуры.

Укажите сочетание правильных ответов;

1) 1,2 – правильно; 3,4 – неправильно;

2) 2,3 – правильно; 1,4 – неправильно;

3) 2,4 – правильно; 1,3 – неправильно.

 

7. Какой из вариантов оценки иерархии факторов является

неправильным?

1) пахотная земля - развитый фактор;

2) образование населения — развитый фактор;

3) образование населения – общий фактор;

4) наличие специалистов химиков - специализированный фактор.

 

8. Самые высокие затраты на воспроизводство рабочей силы:

1) в США;

2) Японии;

3) России;

4) Южной Корее.
Укажите правильный ответ.

 

9. Если взять совокупность физических ресурсов в разных странах, то у кого они наихудшие:

1) США;

2) Японии;

3) России;

4) Германии.

Укажите правильный ответ.

 

10. Кто находится в наименее выгодном географическом положении с точки зрения обеспечения конкурентоспособности продукции:

1) Швейцария;

2) Чехия;

3) США;
4) Россия.

Укажите правильный ответ.

 

11. Какая из стран имеет наибольшее преимущество по наличию денежных средств:

1) США;

2) Япония;

3) Россия;

4) Швейцария.

Укажите правильный ответ.

 

12. Какие из условий спроса не способствуют созданию конкурентных преимуществ?

1) требовательность посредников;

2) требовательность покупателей потребительских товаров;

3) расслоение покупателей по доходам;

4) многочисленность покупателей,

 

13. Какое из приведенных утверждений не соответствует действительности?

1) в США низкие ставки за кредит и большие дивиденды;

2) в Японии низкие ставки за кредит и стабильный уровень дивидендов;

3) в Германии акционеры интересуются больше ростом курса акций, чем размером дивидендов;

4) приверженность компании какой-то продукции (технологии) способствует росту ее конкурентоспособности.

 

14. После преобразования российских государственных предприятий в акционерные общества для обеспечения их конкурентоспособности в подавляющем большинстве случаев необходимо в первую очередь:

1) сосредоточить усилия на повышении качества;

2) найти инвесторов для обновления производства;

3) наладить сбытовую сеть;

4) вести правильную ценовую политику.

Какое из названных направлений наименее злободневно?

 

15. Какие из перечисленных сочетаний отраслей нельзя отнести к родственным?

1) фотоаппаратура – множительная техника;

2) легковые автомобили – грузовые автомобили;

3) судостроение – производство металлов;

4) авиационная промышленность – космические аппараты.

 

16. Какие из перечисленных сочетаний отраслей нельзя отнести

к поддерживающим?

1) производство металлов — металлургическое машиностроение;

2) производство машин – приборостроение;

3) сельское хозяйство – производство удобрений;

4) виноделие - животноводство.

 

17. Рассмотрите следующие суждения:

1) требовательность посредников особенно важна, когда товаропроизводитель производит продукцию для промышленного рынка;

2) при малом внутреннем рынке невозможно добиться конкурентоспособности на мировом рынке.

Назовите правильное сочетание ответов.

1) оба утверждения неверны;

2) первое утверждение верно, второе нет;

3) оба утверждения верны;

4) первое утверждение неверно, второе верно.

 

18. Рассмотрите следующие суждения:

1) в США достаточно велика доля акционеров – физических лиц, которые очень чутко реагируют на уровень дивидендов. Поэтому рискованные инновации воспринимаются менее охотно.

2) в Японии большая часть акции принадлежит юридическим лицам (инвестиционным фондам, банкам, промышленным компаниям), ориентирующимся на долгосрочные цели. Для оценки правильности выбора нужен профессионализм. Поэтому японские компании легче идут на риск.

Укажите правильное сочетание ответов.

1) оба утверждения неверны;

2) первое утверждение верно, второе нет;

3) оба утверждения верны;

4) первое утверждение неверно, второе верно.

 

19. В какой стране наибольшее значение придают бизнес – образованию:

1) Японии;

2) США;

3) Германии;

4) Италии.

Укажите правильный ответ.

 

20. В каких странах очень важным фактором продвижения менеджера является знание производства, в том числе производственного статуса в данной компании:

1) Германии;

2) США;

3) Италии;

3) Японии.

Укажите неправильный ответ.

 

Международные монополии

Экономисты-неоклассики, идеологи дерегулирования, проповедующие невмешательство государства в экономику, основывают свои построения на всемогуществе конкуренции. Их доводы выглядят достаточно убедительно, потому что в производстве потребительских товаров, с которыми сталкиваются широкие круги покупателей, конкуренция существует в большей степени, чем в

сфере производства средств производства. Если мы возьмем даже такую, олигополизированную отрасль, как автомобилестроение, в котором каждая страна представлена всего лишь несколькими фирмами, то для покупателя картина все-таки представляется наличием множества отечественных и зарубежных фирм, состязающихся в борьбе за покупателя. Но покупатель не видит, что автомобилестроители, когда покупают металл, пластмассу, приборы, шины, станки, пресса, необходимые для создания автомобиля, сталкиваются с поставщиками, сумевшими сплотиться в единый блок (единый для каждой отрасли). Автомобилестроителям, желающим приобрести лист, приходится встретиться с ассоциацией поставщиков листа, а не с разрозненными товаропроизводителями. Эта ассоциация определяет цены, квоты, рынки не только в стране, но и в мире. Эти ассоциации зачастую так хорошо законспирированы, что неискушенные экономисты-теоретики даже не подозревают об их существовании, искренне пребывая в убеждении, что конкуренция всемогуща. На самом же деле она далеко не всемогуща даже на фасадной стороне экономики, обращенной к покупателю, и еще менее дееспособна в глубинной части экономики, невидимой широкими массами.

Об этой, скрытой от широкой общественности, монополизации базовых отраслей экономики издано прекрасное исследование «Паутина власти»[63], по материалам которого написан данный раздел. В этой работе прослежена эволюция от национальных картелей до картелей, включающих транснациональные компании (ТНК) конца XX века. Авторы на целом ряде примеров показывают, что картели, считающиеся давно похороненными, на самом деле существуют и оказывают решающее влияние на развитие мировой экономики. Начнем с термина «картель».

Картель – это соглашение, заключаемое несколькими не зависящими друг от друга предприятиями с целью ограничения или ликвидации риска конкуренции. Картель отличается:

- от треста и простого товарищества тем, что входящие в него
предприятия сохраняют свою хозяйственную самостоятельность;

- от обычного соглашения между предприятиями тем, что он нередко
предполагает наличие совместных исполнительных органов.

Предметами картельных отношений могут быть цены, квоты, рынки сбыта, патенты, технологии, снабжение, НИОКР.

Что дает ценовое соглашение? Оно позволяет избежать ценовой конкуренции между крупными товаропроизводителями одной отрасли. Когда спрос на продукцию опережает предложение, то есть когда отрасль на подъеме, в таких соглашениях нет необходимости. Но когда рынок насыщен и, конкуренты начинают бороться за покупателя, тогда появляется необходимость, совместных действий, предотвращающих самоистребительную ценовую конкуренцию. Впервые такие соглашения были зафиксированы в США и Германии в конце XIX века. К тому времени крупные компании уже ликвидировали мелких конкурентов. Продолжать борьбу между собой означало бы идти на огромные потери без уверенности в успехе. Легче, оказалось, пойти на соглашение и договориться о минимальных ценах, ниже которых ни один из участников картеля не будет опускаться, какой бы выгодной не выглядела какая-то конкретная сделка. Соглашение о квотах предусматривает количественное ограничение каждому участнику картеля по производству продукции, чтобы не допустить существенного превышения предложения над спросом. Так, например, стальной картель устанавливал всем компаниям, входящим в него, определенный уровень производства, превышение которого было связано с уплатой солидных штрафов в пользу картеля. Это, конечно, тоже способ ограничения конкуренции.

Распределение рынков сбыта или «районов охоты», как именовалось это распределение в некоторых документах, позволяет участникам соглашения не опасаться конкуренции в отведенном ему районе. Сначала это были районы в своей стране, потом «районы охоты» возросли до отдельных стран и регионов мира.

Патентные соглашения предусматривают совместное использование патентов всех компаний, входящих в картель, и запрет на продажу патентов компаниям, не участвующим в картеле без его ведома. Таким образом, можно всегда повлиять на скорость технического прогресса компаний-аутсайдеров и превратить их в безопасных конкурентов. Аналогично поступают в отношении технологий, «ноу-хау». Предусматривается обмен ими внутри картеля и не допускается продажа лицензий на сторону без ведома картеля. Наконец, картели нередко используют, не афишируя этого, конечно, свои возможности для ухудшения снабжения компаний-аутсайдеров.

Допустим какая-то электротехническая компания, не входящая в картель, начинает испытывать трудности в приобретении трансформаторного железа, необходимого ей при производстве трансформаторов. Это могло оказаться следствием того, что картель, являющийся гораздо более крупным покупателем того же трансформаторного железа, специально заранее скупил его, чтобы помешать компании-аутсайдеру выполнять свои заказы. Доказать такую злостную преднамеренность практически невозможно, а последствия для компании, попавшей под такой пресс, могут оказаться роковыми. Если учесть, что каждой компании необходимы тысячи наименований продукции, то нетрудно представить, как легко может картель помешать ее нормальному существованию. А если еще учесть возможности картеля по созданию трудностей с кредитованием, то становится понятным, что борьба с ним практически невозможна.

Все упомянутые объекты картельных соглашений могут использоваться в комплексе или какими-то группами. Иногда могут быть цены, квоты и патенты. В другом случае – «районы охоты» и цены, или только цены. Все это зависит от конкретной ситуации. Но всегда это направлено на ослабление или уничтожение конкуренции. Несложно понять, что такой картель выступает как гигантская монополия по отношению к потребителям (а иногда и поставщикам) и по отношению к обществу в целом. Поэтому в большинстве стран картели были запрещены еще в начале XX века, и поэтому многие экономисты считают их давно не существующими.

Прежде чем рассмотреть, как обстоят дела на самом деле, попробуем разобраться, являются ли картели только злом или в них есть что-то положительное. Начнем с отрицательных последствий картелизации отрасли. Это будет снижение заинтересованности в рационализации производства, потому что все издержки можно переложить через цены на покупателя и уменьшение потребности в повышении качества продукции, так как потребителю никто другой не предложит продукцию и возможность снижения темпов технического прогресса, так как никто не наступает на пятки.

А есть ли продолжительные последствия? Да, есть.

Во-первых, это более рациональное использование созданной продукции. Картель имеет больше возможностей по изучению спроса и в состоянии регулировать предложение. Не возникает перепроизводства. Картель – это по существу плановый орган для компаний, входящих в одну отрасль.

Во-вторых, картель, создавая возможности внутриотраслевого обмена информацией в виде патентов, «ноу-хау», технологий, тем самым нейтрализует в пределах картеля одно из худших последствий конкуренции. Таким образом, картели, снижая стимул к ускорению технического прогресса, как мы отметили выше, в тоже время создают лучшие условия для ускорения благодаря информационному обмену.

В-третьих, картель создает возможности для координации научной деятельности компаний и концентрации их усилий на решение каких-то общих для всех проблем.

В общем, картели – это отражение естественно происходящего процесса обобществления труда. И в этом их положительная роль. Их отрицательная и очень опасная для общества роль в том, что плоды этого обобществленного труда достаются не обществу, а частным лицам. Общественная власть, то есть возможность влиять на глобальные общественные события, сосредотачивается в руках людей, не уполномоченных обществом. По этому поводу очень точно высказался бывший консультант министерства юстиции США по антитрестовским вопросам Дж. Уилсон: «В настоящее время возникает ситуация, когда концентрация общественной власти, используемой в частных целях, оказывается в ряде случаев большей, чем власть, находящаяся в руках конгресса или административных учреждений, которые призваны контролировать положение дел» [61, с.34].

Понимание той опасности, которую представляет концентрация реальной власти в руках частных лиц, и послужило причиной принятия антимонопольных законов в большинстве стран. Но болезнь при этом не была уничтожена. Ее только загнали вглубь. Как же удалось картелям сохраниться, несмотря на понимание обществом опасности монополизма?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.242 с.)