Потребительная стоимость и качество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительная стоимость и качество



Любые предметы и явления материального мира, удовлетворяющие человеческие потребности, являются потребительными стоимостями. Мясо, употребляемое в пищу, или возможность услышать игру симфонического оркестра, исполняющего мелодию за 1000 км от слушателя, одинаково именуются потребительными стоимостями, поскольку удовлетворяют потребности каких-то людей. Мясо, сгнившее на свалке, не стало потребительной стоимостью, поскольку оно не удовлетворило ничью потребность. Никем не услышанная музыка тоже не стала потребительной стоимостью, хотя и могла бы ею стать. Это значит, что недостаточно вещи или явлению обладать необходимым набором свойств для того, чтобы стать потребительной стоимостью. Обладание набором требуемых для потребления свойств необходимо, но не достаточно.

Холодильник может не стать потребительной стоимостью, если он расходует слишком много электроэнергии и потому невыгоден потребителю, то есть он не обладает необходимой потребителю совокупностью свойств. Но, даже обладая всеми необходимыми свойствами, в том числе экономичностью, он может не стать потребительной стоимостью, если его цена такова, что не нашлось покупателей, желающих его купить за эту цену, или если таких холодильников произвели в количестве, превышающем потребность в них, или если холодильники завезли в такой географический регион, где нужда в них отсутствует.

Итак, не всякий предмет или явление, способный удовлетворить потребность, становится потребительной стоимостью. Они становятся ею только с того момента, когда начался процесс потребления, и продолжают быть ею, пока способны участвовать в удовлетворении потребностей.

Для того чтобы называться потребительной стоимостью необязательно удовлетворять человеческие потребности непосредственно. Корм, поедаемый домашними животными правомерно именуется потребительной стоимостью, хотя не утоляет чувство голода человека, но он опосредованно служит удовлетворению человеческих потребностей, которые реализуются через использование домашних животных. Корм, поедаемый дикими животными, находящимися в естественном состоянии, мы не именуем потребительными стоимостями, хотя этот корм тоже удовлетворяет чью-то потребность. Но, поскольку эта потребность ни непосредственно, ни косвенно не связана с удовлетворением человеческих потребностей, термин «потребительная стоимость» здесь не применим. Если же эти дикие животные находятся в зоопарке или в заповеднике, корм, идущий на их пропитание, становится потребительной стоимостью, поскольку в этом случае дикие животные сами становятся потребительными стоимостями, так как служат удовлетворению потребностей посетителей зоопарка.

Следовательно, удовлетворение не всякой, а только человеческой потребности – обязательное условие существования потребительной стоимости. При этом неважно, удовлетворяется человеческая потребность прямо или косвенно. С развитием цивилизации потребительных стоимостей, косвенно удовлетворяющих человеческие потребности, становится все больше и больше. Природные ископаемые, средства производства, бытовая техника, энергоносители занимают все большее место в спектре человеческих потребностей.

Для того чтобы стать потребительной стоимостью, предмету или явлению необязательно быть предметом человеческого труда. Вода, воздух, дикорастущие ягоды или плоды могут удовлетворить человеческие потребности, не будучи предметом труда. Они для этого только должны обладать определенными свойствами. Но для того, чтобы стать товаром, то есть предметом обмена, они обязательно должны стать предметами труда, ибо никто не станет обменивать на свой труд то, что можно взять даром. В то же время предмет обмена не может не быть потребительной стоимостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.005 с.)