Бытовые и производственные потребности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бытовые и производственные потребности



Классификация потребностей по сфере реализации на бытовые и производственные (табл. 1) необходима для понимания особенностей в изучении этих групп потребностей и учета специфики их развития.

Мы видим из табл. 1, что к бытовым относятся потребности, удовлетворяемые в домохозяйствах. При этом неважно индивидуальные ли это потребности (одежда, обуви, питания) или групповые (мебель, отопительный агрегат, холодильник). Все это именуется личным потреблением, а товары, удовлетворяющие эти потребности, называют потребительскими.

Производственные потребности это потребности, возникающие при производстве товаров, неважно имеют ли эти товары материальную форму или являются неосязаемыми услугами. Товары, предназначенные для удовлетворения производственных потребностей именуются продукцией производственно-технического назначения.

Правда, нередко одно и тоже изделие может удовлетворять и бытовые и производственные потребности. Так, например легковой автомобиль, приобретенный для личного использования, будет считаться удовлетворяющим бытовую потребность. Но если он приобретен компанией для служебных разъездов, то он удовлетворяет производственную потребность. Тоже может касаться компьютера, телефона, холодильника. Так, что абсолютной четкой границы между товарами потребительского и производственно-технического назначения нет. Но по большинству товаров это различие, очевидно. Сталь, металлорежущее оборудование, тепловоз, комбайн без колебаний будут отнесены к продукции производственно-технического назначения.

В период индустриализации темпы роста производства средств производства опережали темпы роста производства потребительских товаров. Без этого невозможно было бы замещение ручного труда машинным. Сохранение этой тенденции в постиндустриальном периоде нецелесообразно. Нет нужды, например, наращивать производство сельскохозяйственных тракторов, комбайнов, когда соответствующие операции уже полностью механизированы. Есть смысл повышать их долговечность, эргономичность, экономичность, экологичность, а количество вновь изготавливаемых в развитых странах можно даже сокращать. И так по многим видам продукции производственного потребления. Ведь если нет нужды наращивать объемы производства тракторов, комбайнов, станков, автомобилей и т.п., то нет смысла и в увеличении производства стали, продукции многих сырьевых отраслей. Мы об этом говорим потому, что маркетологи должны понимать общую тенденцию относительно динамики производства средств производства. Общая же динамика определяется не только тем, что потребители уже насытились техникой, но и тем, что в целом ряде отраслей вообще происходит снижение фондоемкости производства. Еще 30 лет назад считалось, что НТП обязательно приводит к повышению фондовооруженности и энергонасыщенности производства, то есть на одного работника все больше и больше будет приходиться машин и расходоваться энергии. В воображении рисовались заводы-автоматы, где сотни механизмов управляются одним человеком. А сейчас появляются принципиально новые технологии, в которых используются природные процессы, и оказываются ненужными гигантские сооружения и затраты энергии (биотехнологии, акватехнологии). Тем самым подтверждается выдающееся предсказание Маркса о том, что наступит время, когда человек научится преобразовывать природный процесс в промышленный, и вместо того, чтобы быть главным участником производства, он становится рядом с ним.

Приводимая нами табл. 2 изменения фондоемкости по этапам развития технологических систем, взятая из работы В.СМучникова, Э.Б.Голланд [44], иллюстрирует высказанное соображение.

 

Таблица 2

 

Изменение фондоемкости

 

Этапы Характеристика этапа Производитель­ность труда по отношению к этапу 1* Изменение показателя фондоемкости по отношению к этапу 1*
1 2 3 4
  Мануфактурное производство    
  Механизация основных производственных операций   2,5-4   8-10
       
  Повышение мощности и быстродействия основных машин при сдерживающем влиянии ручных работ на вспомогательных, транспортных операциях   4-5  
  Механизация вспомогательных, транспортных и связующих операций, первичное автоматическое управление на механических и гидропневматических элементах     6-7    
Продолжение табл. 2
  Предельный рост мощности машин, гигантские предприятия, рост надежности систем, автоматических линий     8-12    
  Комбинированные агрегативные машины на механических, пневмогидравлических и электронных элементах программного управления   15-20  
  Высоконадежные технологические блоки с распространением комбинированных машин на электронных приставках, автоматические линии   30-35  
  Малооперационная и одностадийная технология   35-40  
  Малооперационная технология высокой надежности с автоматическим управлением   120-150  
  Технологические системы, базирующиеся на достижениях и открытиях фундаментальных наук: физики, химии, биологии   Более 200   6-9

 

 

Из этой таблицы видно, что на ранних стадиях развития производства производительность труда росла медленнее, чем росла фондоемкость (стоимость орудий на одного человека). Например, на этапе 4 стоимость орудий труда возросла по сравнению с мануфактурным производством в 14 раз, в то время как производительность труда возросла в 6-7 раз. Это все равно было выгодно, так как машину капиталист покупал один раз в несколько лет, а платить заработную плату надо было еженедельно. Поэтому на этапах индустриализации производства (этапы 1-5) производство средств производства, позволяющее заменить физический труд машинами, росло опережающими темпами по сравнению с ростом бытовых потребностей. Но уже начиная с 6 этапа, современного нам в эпоху постиндустриальной экономики, мы видим выравнивание темпов роста производительности труда и ростом фондоемкости. И в ближайшем будущем, начиная с этапа 7 рост производительности труда будет обгонять рост фондоемкости.

Из этого следует, что дальнейшее повышение производства благ не обязательно связано с ростом производства средств производства. Это не означает, что в любой отрасли их производства обязательна стагнация или даже спад. Но в целом направленность именно такова.

Серьезнейшей ошибкой советского стратегического планирования было неправильное соотношение между темпами роста средств производства и потребительских товаров, удовлетворяющих бытовые потребности. В 1930-х годах было совершенно правильно устанавливать более высокие темпы роста для промышленности, производящей средство производства – станки, трактора и т.п. Почему это было необходимо? Потому что каждый трактор, комбайн, высокопроизводительный станок позволял высвободить людей, облегчить их труд. Чем больше людей освобождалось в сельском хозяйстве, тем больше их могло бы оказаться занятыми потом в производстве потребительских товаров. Ведь конечная цель - это удовлетворение бытовых потребностей. Поэтому опережающее развитие средств производства могло рассматриваться как временное решение. И действительно уже в начале 1950-х годов начали говорить о необходимости смены ориентиров, о том, что темпы роста производства потребительских товаров должны опережать темпы роста средств производства. Но, несмотря на эти правильные разговоры, возобладала инерция мышления тех, кто определял параметры развития. И по-прежнему продолжали вкладывать больше средств в производство стали, алюминия, станков, чем в производство одежды, обуви, мебели и т.п. А отсюда и постоянный дефицит и, как следствие, низкое качество потребительских товаров.

Во время экономической катастрофы, имевшей место в России в девяностые годы, произошел обвальный спад производства, в том числе продукции производственно-технического назначения. Но причиной этого спада, конечно, было не уменьшение потребностей, а бездумно проведенное экономическое реформирование. С начала 2000-х годов начался восстановительный период в российской экономике и вот здесь как раз важно знать, во всех ли отраслях надо возвращаться к докризисным объемам.

Может быть, в каких-то отраслях стоит потратить средства не на восстановление объемов, а на повышение качества продукции.

Именно сейчас, при снизившихся объемах, есть блестящая возможность заняться повышением качества продукции. Относительно развития бытовых потребностей мы только что разобрались, говоря об изменениях материальных потребностей. Они будут расти, особенно в нашей стране, поскольку у нас их удовлетворение было и остается недостаточным, но рост их ограничен.

Особенности в изучении большинства бытовых и производственных потребностей заключается в том, что в первом случае необходимо изучать человеческое поведение со всеми факторами, влияющими на него (демографическими, географическими, политическими, культурными и т.п.), а во втором изучать технологическую специфику и тенденции в изменении технологии потребителя. Если в первом случае деятели маркетинга должны опираться больше на знания социально-технологического направления, то во втором – на инженерные и экономические.

 

Личные и общественные потребности

Классификация потребностей по степени общности предполагает их деление на личные и общественные (табл. 1).

Личные потребности это потребности, удовлетворяемые персонально индивидуумами или домохозяйствами.

Общественные потребности это потребности, удовлетворяемые совместно группами людей или обществом в целом.

Набор личных потребностей нам более-менее известен, поэтому на нем мы останавливаться не будем. Перечень общественных потребностей, приведенный в классификации, нельзя назвать исчерпывающим. Он приведен только для иллюстрации, чтобы было понятно, о чем идет речь. Но известно, что по мере роста благосостояния общества этот перечень растет и, что еще важнее, увеличивается степень охвата членов общества, нуждающихся в удовлетворении общественных потребностей. Рассмотрим это на примере образования. Всего лишь 300-400 лет назад во многих странах общественное образование (церковные, государственные, частные школы) позволяло обучать чтению и началам арифметики лишь несколько процентов детей. Еще в девятнадцатом веке велись научные споры о том, каждый ли ребенок способен

освоить грамоту, и станет ли народ счастливей, получив образование. В двадцатом веке наша страна первая пришла к всеобщему среднему образованию, и этот шаг вызывал в то время немало споров, не надуманная ли эта мера. Все ли дети способны воспринять такой объем знаний, и не будет ли он им излишним в трудовой жизни? Сегодня многие страны пришли к необходимости давать возможность получения бесплатного среднего и высшего образования, и в таких странах, как США, Япония, 30-40 % молодых людей уже сейчас получают высшее образование. Примерно также обстоит дело с остальными общественными потребностями - в их удовлетворении нуждается все большая часть общества, а степень удовлетворения становится все более глубокой.

Возьмем междугородний общественный транспорт. Сначала он был только водным. Сравнительно недавно, лет 200-300 назад, он стал сухопутным, то есть географически более доступным, и уже в нашем веке – воздушным. Постепенно он становится более скоростным, дешевым, комфортным, а значит, более доступным по географическим и экономическим возможностям членов общества. Если в целом проследить тенденцию, то мы увидим, что доля общественных потребностей постоянно возрастает. Бывают временные отклонения в отдельных сферах. Так, развитие легкового автомобилестроения во многих развитых странах привело к снижению доли общественного автотранспорта, но уже сейчас практика рождает все больше доводов в пользу его восстановления. Загрязнение воздуха, снижение скорости передвижения, необходимость отвода под дороги все больших площадей заставляют возвращаться к общественному транспорту. И те товаропроизводители, которые умеют видеть тенденцию роста общественных потребностей и использовать ее, оказываются в выигрыше. Президент компании "Сони" Акио Морита в своей книге «Сделано в Японии» вспоминает, как их начинающая компания сделала в сороковых годах первые японские магнитофоны, но не могла найти рынка сбыта, потому что эти магнитофоны были очень дорогими. Руководители этой начинающей компании еще не имели понятия о маркетинге. Им хотелось сделать отечественный магнитофон. Они были увлечены инженерной задачей, а о том, сколько это будет стоить и кто сможет купить, не задумывались. Но экономические реалии заставили их спуститься на землю и искать покупателей. Многие восхищались новинкой, но когда дело доходило до покупки, вынуждены были давать отбой. Решение нашлось в удовлетворении общественных потребностей. Магнитофоны стали приобретать суды для записи судебных процессов и школы для лингвистических кабинетов. А когда фирма развернула массовое производство, цена магнитофонов снизилась, и они стали доступны для индивидуального потребления. И так бывает нередко, когда общественное потребление прокладывает путь индивидуальному. Так было с холодильными установками для предприятий, потом эволюционировавшими в бытовые холодильники, со стиральными машинами для прачечных, постепенно превратившихся в домашние стиральные машины. Поэтому изучение потребностей с классификацией на индивидуальные и общественные полезно для маркетинга.

 

Продолжительность удовлетворения потребностей

Теперь перейдем к последнему варианту классификации - по продолжительности удовлетворения потребностей (табл. 1).

Товары одноразового пользования, такие как пища, материалы, сырье и т.п., могут производиться в количествах, существенно не меняющихся во времени, если только их производство и потребление не связано со временем года. Эти товары полностью поглощаются при первом же потреблении и, если потребление непрерывно, то и производство товаров может быть непрерывным в примерно одинаковых объемах. Величина объемов может существенно изменяться для товаров одноразового пользования (сырье, материалы) только в тех случаях, когда меняются объемы производства продукции, при изготовлении которой они используются. Например, если сокращается производство холодильников, то уменьшается потребность в материалах, идущих на их изготовление. Качество товаров одноразового пользования тоже, как правило, меняется плавно, потому что потребности не меняются мгновенно. Если речь, допустим, идет о пище, то большинство людей достаточно консервативны в своих привычках и не требуют немедленной замены одних продуктов другими.

Совершенно иначе дело обстоит с продукцией длительного пользования. Здесь происходят циклические изменения и в объемах производства, и в качестве товаров. Например, когда в конце 1950-х годов в нашей стране появились в широкой продаже черно-белые телевизоры с небольшим экраном, объемы их производства росли по мере роста благосостояния граждан. Постепенно во многих квартирах они перестали быть редкостью. Следующее поколение черно-белых телевизоров появилось уже в 60-х годах. Они имели больший экран, лучшее качество изображения и постепенно стали замещать в потреблении своих предшественников. Замещение происходило в первую очередь по мере физического износа, и во вторую - морального. Аналогичная история повторилась, когда происходило замещение черно-белых телевизоров цветными, а затем цветных ламповых цветными полупроводниковыми. Каждый раз имело место постепенное нарастание и спад производства по мере насыщения рынка, а цикл этих периодических колебаний совпадал сначала со временем физического износа, а в последних замещениях – уже со временем морального износа.

Маркетологи, не понимающие этой особенности и прогнозирующие будущий спрос на основе сегодняшнего, могут привести свою фирму к провалу из-за отсутствия сбыта в период насыщения рынка или, наоборот, к потере рынка в момент увеличивающегося спроса.

Особенно важно понимание этой цикличности, когда речь идет о товарах длительного пользования производственного назначения. Здесь смена поколений вызывает зачастую крупномасштабные замещения одной продукции другой. Например, когда в автомобилестроении в начале восьмидесятых годов кардинально менялась модель автомобиля, то это вызвало практически полную замену оборудования для его производства. Поскольку оборудование сейчас представляет не отдельно стоящие машины, а системы взаимосвязанных

машин, то и смена их происходит практически одновременно. В это время резко возрастает потребность в продукции машиностроения, обеспечивающего создание оборудования для такой одновременной замены. Товаропроизводители, которые предугадали будущую смену оборудования, подготовились к ней, извлекают в момент этого пика потребностей огромную выгоду. В свое время такая же смена оборудования происходила в связи с переходом на непрерывную разливку стали, и она вызвала бум в металлургическом машиностроении. Похожий взлет происходил в судостроении в момент внедрения в практику перевозок большегрузных танкеров для транспортировки руд и прочих сыпучих материалов.

Продукция многоразового пользования с точки зрения стабильности потребления и производства занимает промежуточное положение между описанными нами вариантами. Потребность в одежде, обуви, прочих видах продукции многоразового пользования бытового назначения достаточно стабильна. Меняется только спрос на различные модификации в зависимости от сезона и моды, в целом же обувная промышленность, например, не испытывает того циклического колебания потребностей, как машиностроительная, судостроительная и т.п. Точно так же дело обстоит с продукцией многоразового пользования производственного назначения (подшипники, инструмент, приспособления и т.п.). В их производстве если и есть колебания, вызванные цикличностью замены оборудования, для комплектации которого они служат, то эти колебания значительно меньше по амплитуде. Они сглажены. На этом мы заканчиваем классификацию потребностей.

Какое практическое применение она имеет? Классификация позволяет нам сразу же составить алгоритм при исследовании той или иной потребности.

Возьмем такой товар, как телевизор. Классифицируя его по иерархичности, мы определим, что он удовлетворяет в первую очередь социальную потребность и в какой-то мере в странах, где он является редкостью, статусную. Далее мы определим, что он удовлетворяет духовную потребность, бытовую, индивидуальную, длительного пользования. Получив весь этот набор определений, маркетолог будет обязан при изучении данной конкретной потребности учитывать все те общие закономерности, характерные для каждого из видов классификации, о которых мы говорили выше.

В завершение разговора о сущности потребностей рассмотрим вопрос о потребности в труде.

 

Существует ли потребность в труде?

В биохейвористской (поведенческой) теории широко известны работы Макгрегора, раскрывающие две модели представлений о человеческом отношении к труду. В соответствии с моделью «X» человек работать не любит и может трудиться только по принуждению, а в соответствии с моделью «У» человек испытывает потребность в труде так же, как ребенок стремится играть.

В обыденном сознании прочно утвердилось представление, соответствующее модели «X». И это не случайно. Изнурительно тяжелый физический труд, продолжавшийся более половины суток, не мог быть

желанным. Поэтому закон экономии рабочего времени, в соответствии с которым одной из главных задач экономики является сокращение затрат труда, естественно воспринимался как всеобщий экономический закон, то есть экономический закон, не зависящий от способа производства. И теория управления Тейлора, ставшая основополагающей при внедрении массового производства, тоже базировалась на необходимости принуждения человека к труду. Правда, принуждение становилось более элегантным, не таким наглядно отталкивающим, но оставалось принуждением. И методы управления, применявшиеся в нашей стране, тоже в значительной степени использовали экономическое принуждение (сдельная оплата, премирование и т.д.).

Наряду с экономическим принуждением одним из мощных мотиваторов в нашей стране служили методы морального стимулирования, воспитание чувства долга по отношению к обществу. Эти мотиваторы в большей или меньшей степени в разные периоды времени играли свою роль, и сейчас их пытаются использовать в странах с рыночной экономикой, убедившись в их результативности. Но, даже говоря о труде, как «о деле доблести и славы», мы не имели оснований говорить о нем как об удовольствии, как о потребности. Правда, в художественной литературе подобные мысли высказывались, но воспринимались они в большинстве случаев читателями как преувеличение, позволительное литераторам. Даже описывая коммунистическое будущее с его принципом «от каждого по способностям, каждому по потребностям», теоретики коммунизма предполагали, что трудиться, то есть отдавать по способности, люди коммунистического общества будут в силу сознания своей обязанности перед обществом, а не ради удовлетворения потребности к труду. Поэтому модель «У» на первых порах воспринималась как идеализация человеческой сущности. Научно-техническая революция, преобразовавшая производство, привела к существенному изменению условий труда. Труд, который к первой половине XX века был в значительной мере избавлен от трудоемких в смысле затрат мускульной энергии операций, оставался до НТР все-таки преимущественно ручным. Теперь он стал в ведущих отраслях преимущественно умственным и зачастую творческим. Естественно, стало возможным изменение отношения человека к нему. Когда крупнейший американский ученый в области управления качеством Э.Деминг в начале 1950-х годов говорил о том, что задача менеджера заключается в такой организации производства, при которой труд приносит радость, это воспринималось бизнесменами США как очередное утопическое мечтание оторванного от реальной жизни ученого.

Сейчас это воспринимается всеми специалистами по управлению как обязательный для успешного ведения дела подход к созданию системы управления.

Поэтому есть полное основание говорить о существовании потребности в труде. Конечно, многое зависит от характера производства, личности индивида, национальных особенностей, климатических условий, но в том, что потребность в труде, как таковая существует, уже сомневаться не приходится.

Но если существует потребность в труде, то закон экономии рабочего времени перестает носить всеобщий характер. Мы не беремся в этой работе

определять, какой будет оптимальная продолжительность рабочего дня или рабочей недели. Но в том, что будет какой-то разумный, всеми признаваемый как необходимый для удовлетворения потребности в труде, интервал рабочего времени, можно высказать уверенность. Это один, полезный для маркетологов вывод из установления факта существования потребности в труде. Он должен учитываться всеми, занимающимися созданием средств производства. Раз труд - это не только обязанность, но и потребность, то надо изучать закономерности реализации этой потребности.

Второй вывод из этого же факта заключается в том, что существует ограничение в увеличении свободного времени. Коли рабочее время необходимо человеку, то можно определить, какая часть суток останется на свободное время. Это знание необходимо для планирования развития тех отраслей, которые связаны с удовлетворением потребностей в саморазвитии, развлечениях, спорте.

 

 

Открытые вопросы

 

1. Дайте определение понятий «нужда», «потребность» и «спрос».

2. Что означает принцип «Мы продаем не товары – мы продаем возможность удовлетворения потребностей»?

3. В чем разница между удовлетворением требований потребителя и удовлетворением его потребностей? Более глубинные

4. Почему потребности общества должны рассматриваться как более приоритетные по сравнению с потребностями индивида?

5. Есть ли разница между потребностями сиюминутными и долгосрочными? Разница в том, что некоторые товары имеют способность удовлетворять одновремепнно несколько потребностей. Тот же газированный напиток может удовлетворять потребность в сладком и газированном питье. Это сиюминутное приятное ощущение. Но оно может отрицательно сказаться на здоровье. Этот ущерб мгновенно не ощущается, хотя потребитель о нем знает.

6. Может ли быть конкуренция нужд (желаний)?

7. Роль физиологических потребностей. Как они мотивируют человеческую деятельность?

8. Что такое потребность в самосохранении? Какими способами ее можно удовлетворить?

9. Расскажите о социальной потребности и способах ее удовлетворения.

10. Расскажите о статусной потребности и способах ее удовлетворения.

Ее роль в маркетинге.

11. Расскажите о потребности в саморазвитии и способах ее

удовлетворения.

12. В чем Вы видите разницу между двумя графическими моделями

иерархических потребностей?

13. Материальные и духовные потребности и динамика их развития.

14. Бытовые и производственные потребности и динамика их развития.

15. Расскажите об изменении фондовооруженности труда в ходе научно- технического прогресса.

16. Расскажите о личных и общественных потребностях и об их взаимном перевоплощении. Способ удовлетворения потребностей личный и общестенный для редких нужд, замещают и дополняют друг друга. Но вектор зачастую направлен в сторону общественного и по экономичности и по глубине воздействия. Музыкальное произведение, прослушанное в зале воздействует глубже, чем на улице, или по радио. Компьютерные технологии позволяют с меньшими усилиями слушать музыку, но глубина воздействия меньше.

17. В каких случаях рост материальных потребностей может быть пагубным?

18. Чем различаются между собой потребности одноразовые,

многоразовые и длительного пользования?

19. Существует ли потребность в труде?

20. Что, по Вашему мнению, предпочтительнее в условиях России: приоритетное развитие личного или общественного транспорта?

21. Сравните возможности удовлетворения различных потребностей при проживании в крупном городе и небольшом населенном пункте с позиции людей разного возраста. Физиологические потребности легче удовлетворить в небольшом городе. Продукты питания, вода, воздух чище, гигиенические – неоднозначно. Чище вода и воздух, меньше шума и стрессов, меньше заболеваемость, но лечить людей тяжелее. Здоровым пожилым будет лучше в мелких населенных пунктах, больным же лучше там, где медицина и лекарства. Социальные, статусные потребности и потребности саморазвития легче удовлетворять в малых городах. Барьеры ниже, а при современных информационных технологиях саморазвитием можно заниматься и в малом населенном пункте.

 

22. На каком этапе развития целесообразно опережающее удовлетворение производственных потребностей по сравнению с бытовыми?

23. В чем состоят различия в изучении бытовых и производственных

потребностей?

24. Есть ли зависимость между динамикой производственных и бытовых потребностей? На этапе индустриализации производственные потребности росли быстрее бытовых. В постиндустриальном обществе должно быть наоборот. Рост потребления опережает динамику производства, но с определенным временным лагом.

25. Потребности порождают производство или производство порождает

потребности?

26. Почему в перспективе можно ожидать уменьшения потребности в продукции производственно-технического назначения.

27. Какой по Вашему мнению должно быть минимально достаточная продолжительность рабочего времени (в день, неделю). По-моему, 30 часов в неделю. Это минимум производственного времени.

 

 

Закрытые вопросы

 

1. Изготовитель телевизоров при создании новой модели применил ряд усовершенствований:

1) увеличен экран телевизора;

2) снижена трудоемкость изготовления телевизоров;

3) повышена долговечность телевизора;

4) улучшена система контроля качества при изготовлении телевизора.

Какое из них не направлено на более полное удовлетворение потребностей покупателя? Ответ 2. Трудоемкость влияет на издержки, через них – на цену, но не на качество.

 

2. Рассмотрите свойства холодильника и укажите, какое из них не отражает потребность потребителя:

1) температура в холодильной камере;

2) объем морозильной камеры;

3) расход электроэнергии;

4) надежность эксплуатации.

 

Ответ 3. Расход электроэнергии свидетельствует об увеличении затрат на удовлетворении потребностей, а не о лучшем удовлетворении потребностей.

3. Рассмотрите два суждения:

1) мобильный телефон – это новый способ удовлетворения потребности в разговоре на расстоянии;

2) компьютерные игры удовлетворяют новую, ранее не существовавшую потребность в виртуальной игре.

Какой из вариантов ответа является правильным?

1) оба суждения верны;

2) первое верно, второе неверно;

3) первое неверно, второе верно;

4) оба суждения неверны.

 

4. Какое из свойств прохладительного напитка характеризует долгосрочные потребности покупателя:

1) содержание сахара;

2) воздействие на эмаль зубов;

3) содержание углекислого газа;

4) вязкость жидкости.

 

Воздействие на эмаль зубов характеризует потребность в сохранении здоровья – на долгие годы.

5. Какие потребности удовлетворяются приобретением автомобиля?

1) физиологические потребности;

2) потребности самосохранения;

3) статусные потребности;

4) потребности саморазвития.

Укажите правильный ответ.

 

6. Семья приобрела обеденный стол. Какое из определений потребностей, удовлетворяемых покупкой стола, является неверным?

1) потребность длительного пользования;

2) потребность многоразового пользования;

3) бытовая потребность;

4) индивидуальная.

 

7. Компания приобрела для своего офиса радиотелефон. Какое из определений потребностей, удовлетворяемых покупкой телефона, является неверным?

1) потребность длительного пользования;

2) духовная потребность;

3) производственная;

4) общественная.

 

Радиотелефон нельзя отнести к товарам, удовлетворяющим духовную потребность

 

8. Какие из перечисленных товаров обеспечивают стабильный спрос?

1) холодильники;

2)вагоны-рефрижераторы;

3) лыжные костюмы;

4) джинсы.

В остальных случаях имеют место сезонные колебания

 

9. Рассмотрите два суждения:

1) вещизм опасен тем, что инициирует непрерывный рост потребления и, следовательно, ухудшение экологической обстановки на планете;

2) вещизм плох тем, что провоцирует индивидуализм вместо коллективизма.

Какой из вариантов ответа является правильным?

а) оба суждения верны;

б) первое верно, второе неверно;

в) первое неверно, второе верно;

г) оба суждения неверны.

 

Вещизм удовлетворяет статусный спрос, т.е. желание выглядеть лучше других. Это одно из проявлений индивидуализма

10. Какие из способов проведения досуга наиболее вероятно отвечают потребности в саморазвитии?

1) чтение художественной литературы;

2) посещение дискотек;

3) участие в вечеринке;

4) посещение кинотеатра;

Укажите правильный ответ.

 

11. Какие из перечисленных товаров больше всего подходят к товарам, удовлетворяющим духовные потребности?

1) художественные книги;

2) диски с записями музыкальных произведений;

3) лыжи;

4) удочки для рыбалки.

Назовите наиболее подходящий товар.

 

12. В таблице 2, приведенной на с.100 учебника, указано 10 этапов развития техники. Какой временной период, отнесенный к этапу, оказывается неверным?

1) мануфактурное производство – XVI-XVIII века;

2) механизация основных производств всяких операций (2 этап) – XIX век и первая половина XX века;

3) предельный рост мощности машин, гигантские предприятия (5 этап) – XXI век;

4) малооперационные и одностадийные технологии (8 этап) – XXI век.

Какой из ответов наименее правилен?

 

13. Какие из видов транспорта удовлетворяли общественные потребности?

1) верховая лошадь;

2) дилижанс;

3) карета;

4) легковой автомобиль;

Назовите правильный ответ.

 

14. Какое из определений вида потребности меньше всего подходит для модельной обуви?

1) бытовая потребность;

2)товар длительного пользования;

3) материальная потребность;

4) статусная потребность.

Назовите правильный ответ.

 

Ценность модельной обуви стремительно уменьшается со временем (не соответствие моде)

15. На какой из перечисленных товаров спрос может колебаться в зависимости от времени года

1) прохладительные напитки;

2) купальные принадлежности;

3) холодильники;

4) лыжные костюмы.

Укажите неправильный ответ. Потому что холодильники нужны круглый год

 

16. Легковой автомобиль может удовлетворять потребности соответствующие следующим классификациям:

1) статусная потребность;

2) производственная;

3) духовная;

4) длительного пользования.

Укажите неправильный ответ.

 

Потому что автомобиль не удовлетворяет духовную потребность

 

Управление потребностями

Постоянно изменяющиеся потребности существуют за пределами компании, производящей товары. Они являются для нее одним из параметров внешней среды, к изменениям которой необходимо адаптироваться. Известно, что адаптироваться можно двояко: или менять параметры своей системы в соответствии с изменениями параметров внешней среды, или найти способ влияния на параметры внешней среды. Так, человек, войдя в холодную комнату, может надеть на себя теплую одежду (пассивная адаптация) или включить калорифер (активная адаптация - повысить температуру в комнате).

Задача маркетинга заключается, как правило, в одновременном использовании обоих вариантов адаптации. В данном параграфе мы будем рассматривать возможности воздействия товаропроизводителей на потребности, удовлетворению которых посвящена их деятельность.

 

Зависят ли потребности от производства?

Физиологические потребности зависят от производства в той мере, в которой способ удовлетворения нужды зависит от степени развития общества, национальных и климатических условий. Нужда в пище не зависит от производства, но способ ее удовлетворения зависит. В Китае, Японии до недавнего времени основной пищей были рис, рыба, фрукты, а мясопродукты являлись экзотической пищей. В последние десятилетия, с повышением уровня благосостояния, пища в этих странах, особенно в Японии, становится более разнообразной. Появляются в рационе широких масс и мясопродукты, и молоко. Но это процесс плавный. На примере этих стран мы видим, что по мере роста производительности труда производство предлагает новые продукты питания, потребление которых постепенно создает потребность в них.

Итак, физиологические потребности наименее подвержены изменениям. Во-первых, есть определенный минимальный и максимальный предел, ниже и

выше которого влияние производства исчезает. Во-вторых, качественный набор внутри этого интервала меняется очень медленно.

Защитные потребности уже в большей степени зависят от производства. Еще ст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.177 с.)