Учет производственных затрат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет производственных затрат



Учет затрат на производство ведется в соответствии с определенными принципами, соблюдение которых позволяет обеспечить достоверность показателей бухгалтерской отчетности. Основные принципы учета затрат приведены ниже.

4. Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений (ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Капитальные вложения учитываются обособленно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», так как производятся не с целью продажи на рынке, а с целью создания новых средств труда. Текущие затраты накапливаются на счете 20 «Основное производство».

5. Разграничение затрат между отчетными периодами (принцип начисления) позволяет не увязывать затраты с денежными потоками. Затраты признаются в том отчетном периоде, в котором они фактически произведены, независимо от оплаты (предварительной или последующей). Предварительно произведенная оплата отражается как дебиторская задолженность. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, отражаются обособленно, на счете 97 «Расходы будущих периодов».

6. Установление объектов учета затрат – мест возникновения затрат, видов или однородных групп готовой продукции (работ, услуг). В зависимости от этого выделяются субсчета к счетам учета затрат, которые детализируют с помощью системы кодирования (шифров аналитического учета). Степень детализации зависит от потребностей руководства в той или иной информации.

Пример: организация производит 5 видов продукции из 10 видов материалов с последовательной обработкой в 3 цехах. Система аналитического учета может быть построена по видам продукции, т.е.

20 – 1 - вид продукции

20-11 – место возникновения затрат (цех №1)

20-111 вид использованного ресурса (материал 1) и т.д.

2. Определение способов учета и контроля прямых затрат. Существует три основных метода: метод документирования; метод партионного раскроя; инвентарный метод.

При методе документирования происходит документальное оформление всех случаев отклонений от установленных норм расхода материалов. Отклонения от норм могут возникать и при замене одного материала другим. И в том и в другом случае необходимо соответствующее разрешение руководства предприятия. На расход материалов в пределах норм оформляют лимитно-заборные карты. Нормы расхода материалов на единицу продукции утверждаются руководством организации. Нормативный расход материалов определяют путем умножения количества изготовленной продукции на установленную норму расхода материалов. В конце отчетного периода нормативный расход материалов сравнивают с фактическим расходом, выявляют причины и виновников отклонений. Этот метод применяется в пищевой, молочной, мясной, химической промышленности, в металлургии и других отраслях.

Метод партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых в производство, составляется раскройный лист, в котором указывают количество материалов отпущенных в производство и количество полученных из них деталей. Фактическое количество деталей сравнивают с нормативным и выявляют причины отклонений от норм. Метод партионного раскроя применяется в швейной, обувной, трикотажной, жестяной промышленности и других отраслях.

Инвентарный метод предполагает проведение инвентаризации остатков неизрасходованных материалов по истечении определенного периода времени (смены, суток, недели, месяца). Этот метод является одним из самых трудоемких, так как требует проведения инвентаризации незавершенного производства на конец каждого месяца. Расчет фактического расхода материалов происходит балансовым методом: стоимость материалов на начало периода плюс стоимость поступивших в производство за месяц материалов минус остаток материалов на конец периода. При этом остаток материалов в цехах на конец отчетного периода определяется по результатам инвентаризации, проводимой на производственных участках. Метод используется в машиностроении, строительстве, общественном питании, в торговле и др.

Списанные на производство материалы, необходимо распределить между видами продукции. Иногда это трудно сделать прямым путем, поэтому на практике применяются следующие способы распределения:

- пропорционально нормативному расходу. В этом случае фактически израсходованные материалы списывают на конкретный вид продукции пропорционально их расходу по норме;

- пропорционально коэффициенту расхода (содержание полезного вещества). Расход по одному виду продукции принимается равным 1, а по остальным видам продукции рассчитываются переводные коэффициенты;

- пропорционально количеству выработанной продукции. Стоимость фактически израсходованных материалов распределяется между видами продукции пропорционально количеству выпущенной продукции.

Пример: за отчетный период в колбасный цех отпущено 500 кг мяса по цене 100 руб. За отчетный период произведено три вида готовой продукции. Определить стоимость мяса, израсходованного на производство каждого вида продукции, пропорционально коэффициенту содержания полезного вещества. Расчет произведен в нижерасположенной таблице.

Вид продукции Количество выпущенной продукции, кг Коэффициент полезного содержания Расход по норме Фактический расход
Солями       107,14
Останкинская   0,5   160,71
Чайная   0,2   32.15
Итого   Х    

 

По окончании месяца каждый цех (участок) составляет отчет о расходе сырья и материалов с указанием нормативного и фактического расхода по каждому виду продукции и причин перерасхода или экономии материалов.

Стоимость израсходованных в производстве сырья и материалов уменьшается на стоимость возвратных отходов, которые оцениваются по рыночным ценам (ценам возможного использования или по стоимости исходного сырья. На сумму возвратных отходов, поступивших на склад из производства, производится запись: Дт 10 Кт 20.

Следующим видом прямых затрат в себестоимости продукции являются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды. Для распределения заработной платы по направлениям затрат, в случаях когда работник работает в течение смены с разными видами продукции, составляют ведомость распределения заработной платы. Затем заполняется сводная ведомость распределения заработной платы, которая используется не только для распределения зарплаты, но и для составления отчетных калькуляций по видам продукции.

Пример. В течение отчетного периода пекарь-кондитер выпускала торты, пирожные и слоеные изделия. На основании табеля использованного рабочего времени начислена заработная плата в размере 10 000 руб. Распределить заработную плату между видами продукции пропорционально норме времени на единицу изделия и количеству продукции расчет представлен в нижерасположенной таблице.

Вид продукции Количество выпущенной продукции, шт Норма труда, час Расход по норме, час. Доля расходов по норме в общей сумме, % Основная заработная плата на весь выпуск, руб.
Торты         2 500
Пирожные   0,3   37,5  
Изделия из слоеного теста 3 000 0,1   37,5  
Итого Х Х     10 000

 

По статьям калькуляции заработную плату подразделяют на основную и дополнительную.

Основная заработная плата производственных рабочих, занятых изготовлением продукции, непосредственно включается в себестоимость продукции на основании расчетной ведомости. Ее начисление отражается – Дт 20 Кт 70, на сумму отчислений от заработной платы в фонды социального страхования и обеспечения – Дт 20 Кт 69.

Дополнительная заработная плата (отпускные, отчисления в резерв на оплату отпускных и др.) и отчисления на социальные нужды распределяются между видами продукции пропорционально сумме основной заработной платы.

Основная заработная плата во многих производствах служит базой для распределения косвенных расходов между отдельными объектами калькулирования.

6. Выбор способа распределения и списания косвенных расходов важен для определения производственной себестоимости единицы продукции. Он производится организацией самостоятельно, и закрепляется в учетной политике. К косвенным затратам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

К общепроизводственным расходам относят расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) и расходы по обслуживанию цехов (цеховые расходы), которые собирают на активном собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы». Данный счет ведут предприятия с цеховой структурой управления, которым необходимо получать информацию о косвенных затратах в разрезе цехов. Если в структуре предприятия не выделены цеха, то косвенные производственные расходы могут учитываться либо на счете 20 (если выпускается один вид продукции), либо на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Общепроизводственные расходы полностью списываются на себестоимость производственной продукции в отчетном периоде, счет 25 сальдо не имеет.

В состав общехозяйственных расходов входят расходы на управление предприятием, содержание офиса и хозяйства в целом. Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на активном, собирательно-распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы». Существует два способа списания общехозяйственных расходов:

- списание общехозяйственных расходов в дебет счета 20 «Основное производство». При этом производится бухгалтерская запись – Дт 20 Кт 26. В таком случае формируется полная себестоимость готовой продукции;

- списание общехозяйственных расходов с кредита счета 26 в дебет счета 90 «Продажи». Этот вариант намного проще предыдущего, т.к. общехозяйственные расходы не нужно распределять между видами продукции. В этом случае себестоимость продукции получается сокращенной (усеченной), т.к. в стоимости готовой продукции отсутствуют общехозяйственные расходы.

Выбор методов распределения и порядка списания косвенных расходов необходимо закрепить в приказе по учетной политике предприятия.

В составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов некоторые виды затрат ограничены установленными нормами для целей налогообложения. Это командировочные расходы, представительские расходы, на подготовку кадров и т.д. Сверхнормативные расходы следует учитывать обособленно, так как это облегчит формирование показателей по налогу на прибыль (сумма сверхнормативных расходов, умноженная на ставку налога на прибыль, формирует постоянное налоговое обязательство).

7. Выбор способа оценки незавершенного производства. Незавершенное производство (НЗП) – это продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.

Фактический объем незавершенного производства определяют взвешиванием, обмером и т.д. (инвентаризация), или расчетным путем (по отчетам производственных участков).

Способы оценки незавершенного производства устанавливаются самой организацией в зависимости от типа производства.

В массовом и серийном производстве (машиностроение, пищевая, химическая, швейная, обувная, мебельная промышленности и др.) НЗП может оцениваться:

- по нормативной или фактической производственной себестоимости,

- по прямым статьям затрат,

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

В единичном производстве (строительство, кораблестроение, самолетостроение и др.) НЗП оценивается по фактически произведенным затратам.

Аналитический учет НЗП ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Аналитический учет на счете 20 «Основное производство» также может осуществляться по подразделениям организации.

Стоимость НЗП соответствует остаткам на счете 20 «Основное производство» на конец (начало) отчетного периода и используется для определения фактической себестоимости выпущенной продукции:

8.Выбор способа оценки брака. Брак – продукция, не прошедшая контроля качества. Для обобщения информации и потерях от брака предназначен активный счет 28 «Потери от брака». Как и для оценки НЗП можно использовать оценку по фактической или нормативной себестоимости, а также оценку по полной или ограниченной себестоимости. Аналитический учет брака ведется по отдельным структурным подразделениям, видам продукции, статьям расхода, причинам и виновникам брака.

Брак может быть исправимым и неисправимым (окончательным); внутренним и внешним; по вине работника, поставщиков, или иных лиц.

При выявлении брака в производстве составляют акт о браке и себестоимость бракованного изделия списывают: Дт 28 Кт 20,21,23,43.

Если брак можно исправить, то дополнительные затраты по исправлению бракованного изделия будут увеличивать себестоимость брака: Дт 28 Кт 10, 70, 69 и др.

Исправленные изделия возвращают в цех: Дт 20 Кт 28.

Если брак неисправимый, то необходимо установить виновников и взыскать потери:

Дт 73 Кт 28 – списаны к возмещению потери от брака, если виновным является работники организации;

Дт 76 Кт 28 – предъявлена претензия виновным организациям, если брак по внешним причинам (некачественные материалы, отключение электроэнергии и т.п.)

Дт 91 Кт 28 – списаны окончательные невозмещенные потери от брака как расходы, не давшие положительного результата.

9. Оценка отходов производства. Отходами называют остатки материалов, которые в ходе технологического процесса частично потеряли исходные потребительские свойства. Оценивают и учитывают только возвратные отходы, т.е. те, которые могут быть реализованы или использованы на предприятии. Безвозвратные отходы учету и оценке не подлежат. Количество отходов определяется путем инвентаризации (измерение, взвешивание и т.п.) или расчетным путем (по нормам в расчете на фактический объем производства). Денежная оценка определяется по рыночной стоимости (по ценам возможного использования, по стоимости исходного сырья и т.п.).

10.Разграничение затрат между законченной продукцией и незавершенным производством. Затраты на готовую продукцию определяются балансовым методом:

Сфакт = НЗПнач + З – НЗПкон - Б - О, где

Сфакт – фактическая себестоимость выпуска (кредитовый оборот счета 20 «Основное производство»);

НЗПнач – себестоимость незавершенного производства на начало отчетного периода (сальдо на начало счета 20 «Основное производство»);

З – затраты за месяц, собранные по дебету счета 20 «Основное производство;

НЗПкон – себестоимость незавершенного производства на конец, которое оценивается при помощи инвентаризации экспертным путем, исходя из процента годности (сальдо на конец счета 20 «Основное производство»);

Б – стоимость выявленного брака;

О – стоимость возвратных отходов производства.

11.Выбор метода учета затрат – совокупности способов и приемов документирования и группировки производственных затрат на счетах бухгалтерского учета. Характеристика методов учета затрат будет дана в следующей главе.

 

РЕЗЮМЕ

Затраты являются основным объектом управленческого учета. Иногда понятия «затраты», и «расходы» отождествляются, однако это принципиально разные категории. Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Носителями затрат выступают объекты калькулирования (вид продукции, предназначенной для реализации). Объектом затрат являются подразделения, контракты или другие учетные единицы, по которым собираются данные о величине затрат и определяется себестоимость. Например, приобретение оборудования – затраты, но не расход; амортизация оборудования – расход, но не затраты. Существуют 4 типа сочетания затрат и расходов:

1. Затраты текущего периода являются расходами текущего периода.

Пример. В 200Х г. приобретен бензин А-96 в количестве 1000 л на сумму 7 000 руб. Если бензин будет израсходован в этом году, то затраты 7 000 руб. одновременно будут расходы.

2. Затраты, понесенные в прошлые отчетные периоды становятся затратами или расходами отчетного периода. Они появляются в балансе как активы на начало года или как расходы будущих периодов.

Пример. Если в 200Х г. израсходовано 700 л бензина, а 300 л бензина использовано в следующем году, то сальдо по счету «Материалы», аналитический счет «Бензин» на конец 2003г., будет равно 2 100 руб.

(1000 л – 700 л. = 300 л.; 300 л * 7р. = 2100 р.)

3. Затраты, понесенные в текущем году становятся расходами в будущих периодах. Они отражаются как активы или расходы будущих периодов в балансе на конец отчетного периода.

4. Затраты текущего периода будут оплачены в будущем году. В балансе на конец года они отражаются как обязательства (кредиторская задолженность).

Для правильной организации учета затрат и исчисления себестоимости продукции (процессов) важна научно обоснованная классификация затрат. В управленческом учете классифицируют затраты по разным признакам, в зависимости от того, какую управленческую задачу надо решить.

К основным задачам управленческого учета относят:

- расчет себестоимости продукции и определение размера полученной прибыли;

- принятие управленческих решений и планирование;

- контроль и регулирование производственной деятельности для достижения поставленных целей.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Приведите примеры объектов калькулирования и объектов учета затрат в различных отраслях (машиностроение, текстильная промышленность, юридическая контора, обувная фабрика, ателье, кафе, гостиница).

2. Объясните разницу между понятиями «расходы» и «затраты». Приведите примеры.

3. Что относят к косвенным расходам? Укажите порядок распределения косвенных расходов на единицу продукции.

4. Какие затраты называют релевантными? Для какой цели используется такая классификация?

 

ГЛАВА 22. СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

Цель – знакомство с основными системами учета затрат и методами калькулирования себестоимости продукции.

Задачи:

- изучение понятий и признаков классификации методов учета затрат и методов калькулирования;

- выделение особенностей попроцессного, попередельного и позаказного калькулирования;

- получение знаний о системе учета полной и сокращенной себестоимости;

- определение основных принципов калькулирования по нормативной и фактической себестоимости.

 

Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины

При изучении учебного материала темы «Системы учета затрат и методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» необходимо особое внимание уделить пониманию общности и различий между методами учета затрат и методами калькулирования, а также усвоению содержания их классификации по различным признакам. Рассматривая вопрос о классификации методов калькулирования себестоимости, обратите внимание на сферы их применения. Проанализируйте основные принципы организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в зависимости от применяемого метода. При изучении способов организации учета затрат особое внимание уделите изучению порядка распределения косвенных расходов между объектами калькулирования. Для углубленного понимания сущности методов учета затрат установите основные принципы, определяющие систему управленческого учета в организациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.051 с.)