Глава 20. Введение в управленческий учет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 20. Введение в управленческий учет



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

Е. В. Лупикова, Н. К. Пашук

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Учебное пособие

Часть 3

Управленческий учет

 

Издательство

Тюменского государственного университета


Е. В. Лупикова, Н. К. Пашук. Б УХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: Учебное пособие. В трех частях. Часть 3. Управленческий учет. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 129с.

 

 

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего образования и учебным планом. Предназначен для изучения курса «Бухгалтерский учет» студентами специальности «Финансы и кредит», «Менеджмент организаций», «Налоги и налогообложение» дистанционной формы обучения. Может использоваться студентами иных форм обучения (дневной, заочной) экономического направления для самостоятельного изучения материала курса. Содержит программу курса, конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, тесты для самоконтроля, методические рекомендации по изучению дисциплины, вопросы к промежуточному и итоговому контролю и список рекомендуемой литературы.

Часть 1, 3 разработана Е. В. Лупиковой, к.э.н., доцент.

Часть 2 разработана Е. В. Лупиковой, к.э.н., доцент и Н. К. Пашук., доцент.

 

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией МИФУБ ТюмГУ, кафедрой бухгалтерского учета и АХД, Редакционно-издательским советом Института дистанционного образования ТюмГУ

 

 

Рецензенты:

Т. А. Кольцова, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой учета и налогообложения Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права

 

Л. Ф. Шилова, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета и АХД Тюменского государственного университета

 

Ответственный за выпуск:

А. В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ

 

 

© Тюменский государственный университет, 2008

© Е. В. Лупикова, Н. К. Пашук, 2008

 

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

 

Глава 20. Введение в управленческий учет……………………………………… 6

20.1. Понятие, цели и задачи управленческого учета………………………. 6

20.2. Принципы и показатели управленческого учета……………………… 8

20.3. Требования к информации для целей управления……………………. 11

Резюме…………………………………………………………………………. 13 Вопросы для самопроверки…………………………………………………. 13

 

Глава 21. Классификация и учет производственных затрат………………… 14

21.1. Понятие об издержках, затратах и расходах……………………………. 14

21.2. Классификация затрат для определения себестоимости продукции…. 18

21.3. Классификация затрат для планирования и контроля…………………. 21

21.4. Учет производственных затрат…………………………………………. 24

Резюме………………………………………………………………………… 33 Вопросы для самопроверки………………………………………………… 34

 

Глава 22. Системы учета затрат и методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)……………………………………………………………. 34

22.1. Понятие и классификация методов учета затрат и методов калькулирования себестоимости……………………………………………… 35

22.2. Попроцессный метод учета затрат калькулирования себестоимости.. 37

22.3. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости 39

22.4. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости….. 42

22.5. Учет затрат и калькулирование полной себестоимости……………….. 44

22.6. Учет затрат и калькулирование сокращенной себестоимости………… 48

22.7. Учет затрат и калькулирование фактической себестоимости…………. 51

22.8. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.. 52

Резюме…………………………………………………………………………... 56

Вопросы для самопроверки……………………………………………………. 58

 

Глава 23. Использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений по управлению предприятием……………………………………………. 58

23.1. Анализ зависимости «затраты-объем-прибыль»……………………….. 59

23.2. Использование маржинального анализа для решения управленческих задач…………………………………………………………………………… 61

Резюме…………………………………………………………………………… 64

Вопросы для самопроверки…………………………………………………….. 65

 

Глава 24. Планирование и бюджетирование……………………………………... 65

24.1. Понятие, виды бюджетов и принципы их составления………………… 66

24.2. Технология оперативного планирования………………………………... 69

24.3. Бюджет как средство контроля и оценки деятельности организации…. 74

Резюме…………………………………………………………………………… 78

Вопросы для самопроверки…………………………………………………….. 79

 

Глава 25. Организация управленческого учета на предприятии……………….. 79

25.1. Функции, права и обязанности бухгалтера-аналитика………………… 80

25.2. Системы управленческого учета………………………………………… 84

25.3. Центры ответственности и управленческая отчетность ………………. 86

25.4. Формирование организационно-методической модели

управленческого учета ………………………………………………………... 92

Резюме…………………………………………………………………………… 95

Вопросы для самопроверки…………………………………………………….. 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 97

ПРАКТИКУМ …………………………………………………………………………. 98

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ………………………………………………………... 108

Тесты и ключи к тестам для самоконтроля…………………………………… 108

Задания для контрольных работ……………………………………………. 111

Вопросы к экзамену (зачету)……………………………………………… 117

ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………………….. 119

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ …………………………………….. 128

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Карточка учета затрат по продукции

Приложение 2. Калькуляция полной себестоимости единицы продукции

ПРЕДИСЛОВИЕ

Задачей бухгалтера является обеспечение информацией не только внешних пользователей посредством предоставления им бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной по определенным правилам, но и предоставление руководству полезной информации для принятия управленческих решений. Умение читать бухгалтерскую управленческую отчетность и принимать обоснованные решения об ассортименте продукции, ценовой политике, контролю деятельности при достижении запланированных результатов является важнейшим для менеджера высокого уровня. Именно поэтому раздел «Управленческий учет» входит в дисциплину «Бухгалтерский учет» при профессиональной подготовке студентов экономических специальностей.

В системе послевузовского образования (повышение квалификации) раздел «Управленческий бухгалтерский учет» также занимает значительное место. Она входит в программы подготовки и аттестации аудиторов, налоговых консультантов, финансовых директоров, производственных менеджеров, и т.д. Это связано с тем, что профессионально подготовленный специалист в области экономики и управления должен понимать содержание бухгалтерской отчетности и использовать результаты труда работников бухгалтерских служб для принятия решений.

В учебном пособии отражен опыт, накопленный и обобщенный авторами при осуществлении научно-практической работы, а также при оказании консультационной помощи организациям, работающим на рынке. Теоретический материал, приведенный в пособии, основан на законодательстве, действующем в момент подготовки пособия к печати. Однако в силу быстротечной смены законодательно установленных норм, нечеткости и противоречивости некоторых из них в процессе обучения следует пользоваться нормативными актами, действующими на момент изучения курса. Некоторые вопросы бухгалтерского учета и аудита отдельных операций могут носить дискуссионный характер, поэтому изучение точек зрения других авторов позволит сформировать собственное профессиональное суждение о некоторых особенностях курса.

Приведенный в конце данного пособия список литературы не является исчерпывающим, однако позволит сделать акцент на наиболее значимых, с точки зрения авторов, теоретических и практических печатных изданиях.

Желаем успехов в Вашем профессиональном становлении!

Требования к информации для целей управления

Назначением управленческого учета является обеспечение управления информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Поэтому к сведениям о фактах, явлениях лицах, процессах предъявляют определенные требования.

Адресность информации означает, что формат отчета и набор показателей должны выбираться в зависимости от того, кто будет пользователем и с какой целью. Внутрифирменная информация должна представляться конкретным адресатам в соответствии с уровнем их подготовленности и иерархии.

Оперативность предполагает предоставление информации в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйственное решение. Замедление процесса предоставления необходимых руководству данных делает эту информацию неактуальной. Поэтому, отдавая приоритет срочности, иногда можно пожертвовать точностью (допускается относительная приблизительность в оценках) и оформлением (допускается даже устный отчет, например, по телефону).

Достаточность информации означает объем показателей в оптимальном объеме. Информация не должна быть избыточной, чтобы не отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения.

Также информация не должна быть скупой, чтобы не пропустить важные факты. Аналитичность информации должна обеспечивать формирование показателей во всех интересных руководству разрезах. Она должна давать возможность формирования необходимых показателей с меньшими затратами времени и труда, это может быть достигнуто при разработке шифров аналитического учета и идентификации информации непосредственно в момент регистрации событий.

Гибкость информации должна обеспечить всю полноту информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций или в связи с изменениями факторов производства и рыночной среды. Для этого управляющим должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по подготовке и использованию данной информации и направлять их на рассмотрение высшего звена.

Полезность информации – это ее ценность для руководства. Информация должна объективно оценивать работу менеджеров компании и привлекать внимание к сферам потенциального риска.

И, наконец, рациональность управленческой информации означает достаточную экономичность системы ее сбора, передачи и хранения. Затраты по подготовке внутрифирменной информации не должны превышать экономический эффект от ее использования.

РЕЗЮМЕ

Современные организации в ходе своей деятельности решают большое количество сложных технико-экономических, финансовых и организационных задач. При этом они реализуют две главные цели:

- удовлетворяют потребности юридических и физических лиц в товарах, работах, услугах;

- получают прибыль, необходимую для своего развития и достижения благополучия учредителей и работников.

В процессе решения этих задач возникают затраты, грамотное управление которыми позволяет получить большую прибыль. Система информационного обеспечения руководства для принятия управленческих решений и получила название управленческого учета. В отличие от финансового учета, управленческий учет предназначен только для внутреннего управления организацией и является ее «ноу-хау». Управленческий учет субъективен и конфиденциален. Именно управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.

Исторические рождение управленческого учета следует относить к первой половине ХХ века. Рождение управленческого учета связано с совершенствование систем управления затратами и развитием производственного учета. производственный учет включает в себя, в основном, учетно-расчетные процедур, главной целью которых является определение затрат на производство и выручки на единицу продукции.

В конце ХХ в. в экономически развитых странах возросла роль стратегического планирования, и это потребовало от управленческого учета решения новых, уже стратегических, задач.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Определите цели и задачи управленческого учета, чем управленческий учет отличается от финансового учета?

2. Почему в управленческом учете допускаются приблизительные оценки?

3. Назовите принципы управленческого учета и обоснуйте их применение?

РЕЗЮМЕ

Затраты являются основным объектом управленческого учета. Иногда понятия «затраты», и «расходы» отождествляются, однако это принципиально разные категории. Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Носителями затрат выступают объекты калькулирования (вид продукции, предназначенной для реализации). Объектом затрат являются подразделения, контракты или другие учетные единицы, по которым собираются данные о величине затрат и определяется себестоимость. Например, приобретение оборудования – затраты, но не расход; амортизация оборудования – расход, но не затраты. Существуют 4 типа сочетания затрат и расходов:

1. Затраты текущего периода являются расходами текущего периода.

Пример. В 200Х г. приобретен бензин А-96 в количестве 1000 л на сумму 7 000 руб. Если бензин будет израсходован в этом году, то затраты 7 000 руб. одновременно будут расходы.

2. Затраты, понесенные в прошлые отчетные периоды становятся затратами или расходами отчетного периода. Они появляются в балансе как активы на начало года или как расходы будущих периодов.

Пример. Если в 200Х г. израсходовано 700 л бензина, а 300 л бензина использовано в следующем году, то сальдо по счету «Материалы», аналитический счет «Бензин» на конец 2003г., будет равно 2 100 руб.

(1000 л – 700 л. = 300 л.; 300 л * 7р. = 2100 р.)

3. Затраты, понесенные в текущем году становятся расходами в будущих периодах. Они отражаются как активы или расходы будущих периодов в балансе на конец отчетного периода.

4. Затраты текущего периода будут оплачены в будущем году. В балансе на конец года они отражаются как обязательства (кредиторская задолженность).

Для правильной организации учета затрат и исчисления себестоимости продукции (процессов) важна научно обоснованная классификация затрат. В управленческом учете классифицируют затраты по разным признакам, в зависимости от того, какую управленческую задачу надо решить.

К основным задачам управленческого учета относят:

- расчет себестоимости продукции и определение размера полученной прибыли;

- принятие управленческих решений и планирование;

- контроль и регулирование производственной деятельности для достижения поставленных целей.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Приведите примеры объектов калькулирования и объектов учета затрат в различных отраслях (машиностроение, текстильная промышленность, юридическая контора, обувная фабрика, ателье, кафе, гостиница).

2. Объясните разницу между понятиями «расходы» и «затраты». Приведите примеры.

3. Что относят к косвенным расходам? Укажите порядок распределения косвенных расходов на единицу продукции.

4. Какие затраты называют релевантными? Для какой цели используется такая классификация?

 

ГЛАВА 22. СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

Цель – знакомство с основными системами учета затрат и методами калькулирования себестоимости продукции.

Задачи:

- изучение понятий и признаков классификации методов учета затрат и методов калькулирования;

- выделение особенностей попроцессного, попередельного и позаказного калькулирования;

- получение знаний о системе учета полной и сокращенной себестоимости;

- определение основных принципов калькулирования по нормативной и фактической себестоимости.

 

Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины

При изучении учебного материала темы «Системы учета затрат и методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» необходимо особое внимание уделить пониманию общности и различий между методами учета затрат и методами калькулирования, а также усвоению содержания их классификации по различным признакам. Рассматривая вопрос о классификации методов калькулирования себестоимости, обратите внимание на сферы их применения. Проанализируйте основные принципы организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в зависимости от применяемого метода. При изучении способов организации учета затрат особое внимание уделите изучению порядка распределения косвенных расходов между объектами калькулирования. Для углубленного понимания сущности методов учета затрат установите основные принципы, определяющие систему управленческого учета в организациях.

РЕЗЮМЕ

На организацию учета затрат существенное влияние оказывает тип производства (единичное, серийное или массовое), технология (простая или поэтапная обработка), длительность производственного цикла (наличие или отсутствие НЗП), характер самой продукции (однородная или неоднородная), организационная структура предприятия (центры ответственности и места возникновения затрат).

Решающее влияние на выбор метода калькулирования оказывает сочетание двух факторов:

- единичное изготовление одного изделия (судостроение, строительство, тяжелое машиностроение и т.п.);

- массовое производство одного вида изделия (электроэнергетика, угольная промышленность и т.п.);

- серийное или массовое производство разновидностей одного изделия (металлургия, пищевая, химическая, парфюмерная и т.п. промышленности);

- массовое производство различных изделий (кондитерская, швейная, обувная промышленности, машиностроение и т.п.).

В индивидуальном производстве может применяться позаказное калькулирование.

В массовом производстве одного вида изделия целесообразно использовать попроцессный учет затрат с одноступенчатым или двухступенчатым калькулированием.

Технологический цикл в серийном и массовом производстве, в котором может применяться попроцессный метод, состоит из последовательных процессов. Изделие переходит из одного процесса в другой, пока не будет полностью завершено. Сводный учет затрат может быть организован полуфабюрикатным или бесполуфабрикатным методами.

В зависимости от полноты охвата затрат современное предприятие может использовать следующие системы учета и контроля:

- система учета полных затрат (absorption costing) – все производственные затраты участвуют в расчете себестоимости продукции;

- система учета переменных затрат (direct costing)– при исчислении себестоимости продукции и запасов учитываются только переменные производственные затраты.

Первый подход ориентирован на производство, второй – на рынок. Сторонники метода учета переменных затрат считают, что компания имеет постоянные затраты вне зависимости от того, работает она или нет (например, расходы на аренду, связь и т.п.). Эти затраты не имеют прямой связи с объемом производства и не должны учитываться в себестоимости единицы продукции. Постоянные затраты связаны с временным периодом и являются текущими расходами отчетного периода.

В зависимости от подхода к отражению в учете и контролю производственных затрат различают:

- учет фактических затрат (full costs);

- учет нормативных (стандартных) затрат (standard costs) и отклонений от них.

Данные методы могут применяться параллельно с методами полных или переменных затрат, дополняя их.

В основу нормативного метода учета затрат положена стандартная калькуляция. Учет фактических затрат ведется с выделением отклонений от норм. Отдельно регистрируются изменения норм, которые оформляются теми же подразделениями, которые разрабатывали нормы. Выяснение причин отклонений от норм является важнейшим элементом контроля.

Для повышения контрольных функций в организации могут выделять так называемые центры ответственности (responsibility center). Центр ответственности – единица или сегмент организации, руководители которых подотчетны и несут ответственность за его работу. Создание центров ответственности позволяет, как бы, децентрализовать ответственность за получение финансового результата.

В рамках системы учета по центрам ответственности оцениваются результаты выполнения планов по каждому центру ответственности, основными из которых являются:

- центр доходов (выручка от реализации продукции);

- центр затрат (себестоимость продукции);

- центр прибыли (управление доходами и расходами);

- центр инвестиций (управление активами, доходами и расходами).

Степень свободы принятия решений центрами ответственности определяется руководством и зависит от организационной структуры предприятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте понятие методов учета затрат и методов калькулирования.

2. Объясните различия системы учета полных затрат и системы учета переменных затрат.

3. В чем суть системы учета нормативных (стандартных) затрат?

4. Дайте характеристику позаказного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В каких отраслях экономики он может применяться (приведите примеры).

5. В чем заключается сущность попроцессного метода учета затрат, назовите его вариации. Приведите примеры предприятий, которыми могут использоваться данные методы.

 

РЕЗЮМЕ

Одна из главных задач управленческого учета – сбор и обобщение информации, полезной для принятия руководством правильных управленческих решений.

В настоящее время принимаемые решения по развитию организации производства и сбыта продукции в большей степени носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе учетной информации.

Процесс принятия решения начинается с постановки целей и задач, стоящих перед предприятием. От этого, в конечном счете, зависят отбор исходной информации и избранный алгоритм решения. Инструментарий управленческого учета позволяет обосновать выбор и отобрать наиболее привлекательную альтернативу.

На базе управленческого учета решаются следующие оперативные задачи:

- определение точки безубыточности в результате анализа «затраты-объем-прибыль»;

- планирование ассортимента продукции;

- выбор наиболее перспективного сегмента бизнеса;

- отказ или привлечение дополнительного заказа;

- принятие решений по ценообразованию.

Ответ на поставленные вопросы имеет особое значение для предприятий в условиях конкурентной борьбы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем сущность анализа зависимости «затраты-объем-прибыль»?

2. Какие методы определения точки безубыточности можно использовать?

3. Каковы преимущества системы учета неполных (сокращенных) затрат в сравнении с системой учета полных затрат при оптимизации производственной программы?

4. Чему равны долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цены?

ГЛАВА 24. ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Цель – знакомство с основными подходами к планированию деятельности организации и получение знаний об использовании бюджетов для контроля и анализа.

Задачи:

- изучение сущности бюджетирования;

- выделение особенностей составления финансовых и операционных бюджетов;

- использование бюджетов для контроля или анализа деятельности организации.

 

Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины

При изучении учебного материала темы «Планирование и бюджетирование» необходимо особое внимание уделить пониманию сущности планирования как функции управления, а также усвоению классификации бюджетов. Рассматривая вопрос технологии оперативного бюджетирования, обратите внимание на содержание бюджетов и последовательность их составления. Проанализируйте основные направления использования бюджетов для анализа и контроля деятельности организации.

РЕЗЮМЕ

В управлении предприятием бухгалтерский учет играет первостепенную роль, обеспечивая информацией руководителей всех уровней. Управленческий учет должен быть организован предприятиями самостоятельно и помогать управляющим добиваться оптимального уровня прибыли.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

- системы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;

- системы сводного (консолидированного) бюджетного планирования деятельности организации.

Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов. Принципы бюджетного планирования внедряются с целью строгой экономии финансовых и иных ресурсов, сокращения непроизводительного потребления, большей гибкости в управлении и контроле над себестоимостью продукции, а также для выявления эффективности работы отдельных лиц и предприятия в целом.

Бюджет выполняет следующие функции:

1) функция планирование, которая включает в себя постановку целей, оценку альтернатив и стратегий развития, установление перечень показателей, разработку прогнозного плана (бюджета) на предстоящий период (1, 2, 3 и более лет);

2) аналитическая функция, которая заключается в контроле достижения поставленных плановых показателей посредством своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов, текущий анализ причин отклонений и аналз отчетности о фактическом выполнении бюджета на промежуточных этапах и после завершения отчетного периода;

3) координационная функция, которая включает в себя документальную регламентацию процесса разработки, согласования и контроля исполнения планов компании с закреплением ответственности; разработку управленческих решений по организации деятельности служб, направленных на корректировку выявленных отклонений; внесение изменений в планы компании на следующий финансовый год по результатам завершения бюджетного периода.

Для достижения стратегических целей целесообразно формировать непрерывный (скользящий) бюджет, состоящий из нескольких подбюджетов на промежуточные периоды (месяцы, кварталы, годы) и к которому по окончании одного промежуточного периода добавляется новый подбюджет на будущий подпериод, а бюджет за прошедший период отбрасывается.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какова цель бюджетирования? Дайте определение бюджетирования и планирования.

2. Назовите основные виды бюджетов и требования к их разработке.

3. Чем отличается гибкий бюджет от статического?

4. Назовите уровни анализа отклонений фактических затрат от запланированных?

5. Укажите принципы исполнения бюджетов в организации?

 

РЕЗЮМЕ

Функционирование управленческого учета определяется организационной структурой предприятия. производственная бухгалтерия выступает как система внутренней отчетности структурных подразделений. Учет затрат на производство строится по центрам ответственности, что дает информацию руководству предприятия об эффективности специализации, подчиненности, разделении полномочий в достижении целей.

Структура предприятия формируется в первые годы его создания, а потом реформируется под действием внешних и внутренних факторов. В зависимости от структуры предприятия встречаются следующие варианты организации управленческого учета:

- в составе финансово-экономической службы;

- в едином информационно-аналитическом центре;

- полномочия и ответственность делятся между отдельными службами и работниками в зависимости от объектов учета.

Для определения достижений от внедрения управленческого учета необходимо учитывать следующие факторы:

1) заинтересованность руководства в получении объективной информации и их готовность к необходимым изменениям;

2) четкая формулировка целей и выделение приоритетов развития бизнеса;

3) наличие действующей рационально построенной организационно-производственной структуры предприятия;

4) наличие системы мотивации управленческого персонала;

5) доступность методологической поддержки системы управленческого учета (получение своевременных рекомендаций и консультаций).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие требования предъявляются к информационной системе для целей управления предприятием?

2. Сформулируйте основные недостатки действующей системы управления, которые свидетельствуют о необходимости постановки управленческого учета

3. Определите сущность и функции внутренней управленческой отчетности.

4. Перечислите и дайте характеристику основным центрам ответственности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние десятилетия в методологии бухгалтерского учета и отчетности произошли существенные изменения. Под воздействием объективных процессов, главными из которых являются конкуренция, реструктуризация производства, распад СССР и глобализация мировой экономики, перед бухгалтерской службой встали новые задачи, связанные с регистрацией и отражением в отчетности результатов хозяйственной деятельности, подготовкой информации для нужд различных заинтересованных лиц.

Управленческий учет – одно из новых и перспективных направлений бухгалтерского учета.Современный учет становится неотъемлемой частью непрерывного повышения конкурентоспособности организации не только в текущей, но и в долгосрочной перспективе.

Структуру книги обусловил широкий подход к бухгалтерскому учету, согласно которому он представляет собой информационную систему сбора, систематизации и обобщения данных, необходимых для анализа и принятия управленческих решений тактического и стратегического характера.

В книге большое внимание уделено не только решению проблем документального оформления, оценки, синтетического и аналитического учета, а также отражению в бухгалтерской отчетности отдельных операций, но и управленческому учету. Это связано с тем, что современным российским организациям приходится решать огромное количество сложных технико-экономических, финансовых, организационных задач, преследуя главную цель: получить прибыль, необходимую для развития и достижения благополучия работников и учредителей компании.

Дальнейшее углубление знаний в области бухгалтерского учета может происходить путем изучения нормативных документов и отслеживания изменений в них. Неоценимую помощь в становлении специалиста высокого профессионального уровня оказывает регулярное изучение специальных периодических изданий по бухгалтерскому учету и налогообложению.

 

ПРАКТИКУМ

РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Глава 24. Планирование и бюджетирование

Задание 24.1. Рассчитать себестоимость ветеринарных услуг (одной прививки) и определить возможную цену различными методами.

Исходные данные:

Ветеринарная клиника проводит вакцинацию животных. Имеются следующие данные за год (тыс. руб.):

- материальные затраты – 1000;

- прямые трудовые затраты – 600;

- переменные административные расходы – 500;

- постоянные административные расходы – 700;

- маркетинговые расходы – 60;

- желаемая прибыль – 1 300;

- стоимость используемых активов – 400;

- планируемое количество прививок 15 000;

- средняя рентабельность активов 12%.

 

Задание 24.2. Подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс за первый квартал.

Исходные данные:

1. Мини-пекарня выпекает два вида хлеба. Прогнозные объемы продаж: январь – 2000 т.р., февраль – 2100 т.р., март – 2300 т.р.

2.Планируемые остатки денежных средств:

январь – 400 т.р., февраль – 320 т.р., март – 200т.р.

3. Баланс на начало года, т.р.:

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства Материалы Расчеты с покупателями Авансы выданные Денежные средства Прочие активы Баланс   Уставный капитал Нераспределенная прибыль Задолженность поставщикам Задолженность бюджету Задолженность по оплате труда Баланс  

4. Подготовлены периодические бюджеты на 1 квартал следующего года, из которых известно:

- закупки материалов 500 руб.;

- использование материалов 600 руб.;

- трудовые затраты 1000 руб.;

- общепроизводственные расходы 3 200 руб.;

- расходы на продажу 1 430 руб.

5. Планируемые изменения в 1 квартале: величина задолженности покупателей сократится на 50%, задолженность поставщикам увеличится на 30%, будет получен заем в размере 1 000 т.р. под 20% годовых, ставка налога на прибыль 24% (льгот нет).

 

Задание 24.3. Подготовить бюджет денежных средств на первый квартал. Обосновать решение о привлечении займа и определить желаемую сумму или доказать, что можно обойтись собственными средствами для обновления торгового оборудования, стоимостью 300 000 руб.

Исходные данные:

Руководство магазина розничной торговли имеет следующую информацию, т.р.:

Показатели Январь Февраль Март
Прогноз продаж Прогноз прочих поступлений Прогноз закупок Прогноз выплаты заработной платы Прогноз платежей в бюджет Прогноз оплаты по счетам      

Прогнозный отчет о движении денежных средств

Показатели Сумма, т.р.
Остаток на начало года Поступления всего, в том числе от реализации продукции прочие поступления Выплаты всего, в том числе поставщикам бюджету работникам прочие Остаток на 1 апреля  

 

Глава 25. Планирование и бюджетирование

1. Какой текущий бюджет является отправной точкой в процессе разработки общего бюджета:

а) бюджет продаж;

б) бюджет производства;

в) бюджет денежных средств.

 

2. Прогнозный баланс является составляющим элементом:

а) операционного бюджета

б) прогнозного бюджета

в) финансового бюджета

 

3. Стратегическое планирование охватывает период:

а) 1 год+1 месяц

б) от 1 до 3 лет

в) более 3 лет

 

4. Бюджет, пересчитанный на фактический объем продаж, называется:

а) статическим

б) фактическим

в) гибким

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.172 с.)