Мотивация общения и взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация общения и взаимодействия



СМО — «Социальная мотивация общения» (мотивационныЙ опросник Г. Ю. Айзенка). Г. Айзенк — автор около 45 книг и более 600 научных статей, которому при­надлежат многочисленные популярные методы изучения личности и общения. По мнению Айзенка, для объяснения поведенческих проявлений человека достаточно не более трех суперчерт (типов). Взгляды автора отражает широко распространен­ный опросник для измерения экстраверсии/интроверсии и нейротизма/эмоциональной стабильности (57 вопросов). Упрощенный В. Н. Куницыной способ получения и обработки данных по вышеназванному опроснику в специальной форме опросного листа представлен в приложении № 2.

Менее известный мотивационныЙ опросник был опубликован в 1991 году в соав­торстве с Г. Уилсоном. Его модификацию успешно осуществила М. Л. Кубышкина, которая сократила опросник с 210 до 156 вопросов, оставив 13 шкал из 21, и выпол­нила все необходимые процедуры по валидизации опросника.

МотивационныЙ опросник Айзенка содержит суждения, отражающие три веду­щих (согласно концепции автора) параметра личности: экстраверсию/интроверсию, эмоциональную стабильность/эмоциональную нестабильность, жесткость/мягкость. Он включает следующие шкалы:

Активность (activity') — энергичность, разнообразные интересы, склонность ко всем видам физической активности, к переходам от одного вида активности к дру­гому.

Общительность (sociability) — поиск общения, потребность в контактах, любовь к массовым мероприятиям (вечеринки, танцы), чувство комфорта и непринужден­ность в социальных ситуациях.

Риск (принятие риска, risk-taking) — склонность к опасности и азарту без разду­мья о возможных негативных последствиях.

Импульсивность (impulsiveness) — склонность к мгновенным действиям и поспеш­ным, часто необдуманным решениям, беззаботность, переменчивость, непредсказуемость.

Ответственность (zesponsibility) — добросовестность, надежность, серьезное от­ношение к делу.

Автономность (autonomy) — чувство свободы и независимости, самостоятель­ность решений и действий.

Удовлетворенность жизнью (happiness) — бодрость и оптимистичность, удовле­творенность своим существованием, согласие с окружающим миром.

Тревожность (anxiety) — склонность к беспричинному беспокойству по поводу то­го, что потенциально может случиться (но не обязательно случится), быстрое ухуд­шение настроения, если что-то идет «не так».

Агрессивность (спонтанная, aggressiveness) — прямое и косвенное выражение агрессии, вспышки раздражения, стремление к драке, силовым аргументам, сар­казму.

Доминантность (assertiveness) ~ склонность к «давлению» на людей, отстаивание своих прав.

Догматичность (dcgmatizm) — догматичность, бескомпромиссность, устойчивость взглядов на большинство вещей, склонность защищать эти взгляды.

Ориентация на социальный успех (achievement orientation) — склонность к сопер­ничеству, амбициозность, трудолюбие, стремление к улучшению своего социаль­ного положения.

Склонность к острым ощущениям (sensation seeking) — стремление к «острым» си­туациям, постоянная жажда новых впечатлений, приключений, увлечений; готов­ность ради этой остроты ощущений идти даже на риск для жизни и собственной безопасности.

БН (методика измерения мотива избегания, боязни неудачи). Разработана немец­ким психологом Т. Элерсом, адаптирована М. А. Котиком. В данной методике назва­ния качеств личности сгруппированы по три в тридцати строках. Испытуемый дол­жен из трех качеств в каждой строке выбрать одно, наиболее его характеризующее.

Тест позволяет оценить уровень мотивации к избеганию неудач; уровень страха перед поражением, негативным результатом, несчастьем; уровень защиты.

Преимуществом данной методики является то, что она не связывает избегание неудачи лишь с ситуациями академических достижений и решения интеллектуальных задач, а рассматривает его как более обобщенное свойство, не зависящее от кон­кретных параметров ситуации.

Методика носит полупроективный характер. Максимум баллов по ключу может достигать 30 единиц. В. И. Куницына внесла следующие дополнения: на предлагае­мом словарном материале выделено по 12 свойств, отражающих предприимчивость и импульсивность; соответственно, максимальный балл оценки этих свойств личнос­ти — 12 (См. Приложение 2).

Проверка на валидность выделенных измерений показала надежность данного варианта методики. Корреляционный анализ показал устойчивую положительную связь с результатами измерения аналогичных свойств, полученными по другим ме­тодикам.

МАФ — •«Мотив аффилиации»-. Первая методика измерения мотива аффилиации была разработана в 1952 г. Первоначально предпочтение отдавалось проективным методикам, в большинстве своем основанным на ТАТ: по картинкам писались рас­сказы, в которых потом отыскивались и фиксировались аффилиативные темы. Затем на основании полученных представлений о содержании этого мотива перешли к кон­струированию опросников. Один из первых опросников, до сих пор пользующийся популярностью, принадлежит А. Мехрабяну. Он состоит из двух частей по двадцать пять вопросов для каждой (две мотивационные тенденции — аффилиативная тенден­ция и чувствительность к отвержению).

Опросник предназначен для тех случаев, когда в роли партнера выступает незна­комый или малознакомый человек. Обе части опросника не располагают к социально желательным ответам и не коррелируют между собой.

В настоящее время существует несколько модификаций этого опросника. Одна из них приводится в книге Р. С. Немова (Немов, 1995, с. 465- 469).

МЛП1 — Мотивационный опросник А. Эдвардса «Личностные предпочтения».

Т. В. Корнилова провела сравнительно-культурное исследование, используя мето­дику А. Эдвардса «Личностные предпочтения» (Психологический журнал. — 1995. -№ 2. — С. 142). Методика измеряет следующие мотивационные тенденции (потреб­ности): мотивация достижения, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонст-ративность, автономия, аффилиация, доминирование, принятие опеки, гетеросексу-альностьи др.

Опросник содержит 225 попарно сгруппированных суждений, которые выража­ют отношение к выделенной сфере потребностей (отдельные высказывания в парах встречаются 3-4 раза). Заполнение опросника занимает 1,5 часа.

В качестве показателя лжи используется противоречивость выбора. Обработка проста: подсчитывается частота выбора суждений и количество выбранных сужде­ний по данному мотиву. В результате работы с этой методикой опросник был сокра­щен до 64 суждений, были оставлены 8 мотивационных тенденций.

По полному варианту опросника было обследовано 260 человек (студенты, препо­даватели, военнослужащие, музейные работники, предприниматели; всего 138 муж­чин и 122 женщины).

Аббревиатура МЛП (мотивационные личностные предпочтения) предложена В. Н. Куницыной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.008 с.)