Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная компетентность — механизм адаптации к новым условиям
В условиях резких социальных перемен большие требования предъявляются к быстрому освоению новых социальных знаний и умений, расширению социальной компетентности. Так, например, психологи из бывшей ГДР отмечают, что воссоединение Германии вызвало у восточных немцев кризис ориентации в жизни и новые требования к социальной компетентности. В статье известного немецкого психолога Ю. Меля, работавшего в ГДР, проблема ставится следующим образом: социальная компетентность выступает как цель психотерапии; подчеркивается необходимость корректировки образа Я в ситуации социального перелома (Мель, 1995). Аналогичные сложности в выработке новых навыков приспособления, освоения информации о новых социальных институтах, новых социальных ролях и позициях (брокер, дилер и т. п.), изменения роли представителей многих: социальных институтов в обществе наблюдаются и в нашей стране. Кризис социальных идентификаций, изменение их иерархии, динамики, изменение этнонационалъной, профессиональной идентичности, иначе говоря, расшатывание всех идентификаций в нашем обществе за период 1992-1994 гг. обсуждается в книгах и статьях В. А. Ядова, А. П. Корнилова (Ядов, 1994; Корнилов, 1995). 24.2.2. Содержание и структура социальной компетентности В зарубежных работах, посвященных социальному интеллекту и социальной компетентности, эти явления часто объединяются. Рассмотрим кратко сложившиеся в зарубежной науке подходы к проблеме социальной компетентности, ее структуре и функциям. К настоящему времени еще не сложилось окончательного определения социальной компетентности (далее СК). В одной из первых таких попыток СК понимается как «эффективность, или адекватность, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается» (Цит. по: Rubin et al., 1992, p. 284). M. Аргайл в своей книге «Психология межличностного поведения» (в разделе «Социальная компетентность») упоминает и социальный интеллект, но основное внимание уделяет понятию «общая социальная компетентность», объединяя им профессиональную и коммуникативную компетентность. Он считает необходимым рассматривать эти два вида во взаимосвязи. Этим, в частности, можно объяснить некоторые шаблоны, «профессионализмы» в повседневном общении и речи.
М. Аргайл называет следующие компоненты социальной компетентности: • социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции — В. К.); • основные навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов); • навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций. • равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. (Argyle, 1974, р. 78) В восьмидесятые годы ряд авторов подчеркивает мотивационную и операциональную стороны социальной компетентности, ее поведенческие проявления. Главное в ней — «.„Эффективно участвовать в сложном межличностном взаимодействии» (ОппенхеЙмер; цит. по: Rubin et al., 1992). Критерием социальной компетентности служит результативность взаимодействия, достижение значимых социальных целей в определенных социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата. В те же годы разными исследователями последовательно формируются две взаимодополняющих модели социальной компетентности и ее развития. Первая модель (Спиваки Шур, 1974;цит.по: Rubin etal., 1992) представляет ее как набор связанных между собой умений в решении межличностных проблем. В этот комплекс входят: • сенситивность к межличностным проблемам, их распознавание; • способность генерировать альтернативные варианты решения проблем; • способность определять нужные средства для достижения целей; • способность определять и понимать мотивы и поступки других; • способность предвидеть последствия, продумывать взаимоисключающие конечные результаты. Совершенно очевидно, что большинство из перечисленных составляющих характеризуют умственную интеллектуальную деятельность и специфические личностные свойства, такие как социальное мышление, социальная сензитивность, которые составляют основу социального интеллекта. В более поздней, «улучшенной» модели социальной компетентности упор делается на работу с информацией. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель социальной компетентности понятие социальных сценариев (то есть определенных шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях).
Модель Р. Селмана — результат исследования основ выработки социальной точки зрения; она концентрируется на решении межличностных проблем. В 1980 г. этим автором была опубликована работа по основам выработки социальной точки зрения от нулевого уровня (неосмысленный и эгоцентрический отсчет в детстве) до уровня поверхностной социально-символической ориентации в подростковом возрасте. По мнению Селмана, на более высоком уровне (в юношеском возрасте) появляются комплексные многоплановые системы оценки, ориентация на сотрудничество (Selman, 1980). В качестве методов исследования использовались интервью о способах решения в гипотетических ситуациях, а также наблюдение и опросники. Конкретной целью было изучить умения в работе с информацией. Было отмечено, что с возрастом увеличивается способность к децентрации, кодированию большого количества информации, проницательность (способность смотреть вглубь, за поверхность непосредственно воспринимаемого). Стратегии с возрастом становятся более сложными в когнитивном аспекте, ориентированными на других, вербализованными и прогностичными. Появляется адаптивная реакция на неудачу, которая выражается в изменении этой стратегии, а не в поспешном и неоправданном переходе к другой стратегии. Все это сопровождается лучшей саморегуляцией, позволяющей справляться с сильными негативными эмоциями. В более поздних работах немецкие психологи У. Пфингстен и Р. Хинтч (1991 г.; цит. по: Мель, 1995) делают акцент не на социальных знаниях, целях, результативности взаимодействия, а на способах поведения. Социальная компетентность определяется ими как владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий». В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Петербургском университете в 1995 году, социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность. Социальная компетентность, по мнению автора, — это «умение выбрать социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами» (Коблянская, 1995, с. 8). Нам представляется, что в самом общем виде социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, основные функции которых социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. В. Н. Куницыной предложено следующее определение социальной компетентности. Социальная компетентность - система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», из+ впекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.
Социальная компетентность — операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности — социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность (оперативную компетентность). На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, собственных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности: • Оперативная социальная компетентность — знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; представление о функционировании социальных групп, современной конъюнктуры, широты и требований современного репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и осведомленность; • Вербальная компетентность — уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи. Примером вербальной компетентности может служить деятельность переводчика, синхронно переводящего устную речь. От него требуется быстрое и адекватное понимание высказывания и нахождение точного эквивалента в буквальном и контекстном значении слов и понятий. Примером вербальной некомпетентности может служить неуместность использования пословиц, поговорок в новом или несоответствующем социальном контексте; • Коммуникативная компетентность — владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его. освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии.
• Социально-психологическая компетентность — межличностная ориентация:, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия; умение решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях; • Эго-компетентностъ — важная составляющая социальной компетентности: осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов, понимание причин своих промахов, ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретенные в жизненном опыте. Иначе говоря, чем больше человек осознает свои свойства и проблемы, чем адекватнее его знание, тем будет выше эго-компетентность данного человека. Вербальная и коммуникативная компетентность выступают в единстве, обусловливая лучшую приспособленность к трудным ситуациям. М. В. Осорина, указывая на защитный смысл отговорок, используемых детьми, которых упорно дразнят, замечает: «Детский фольклор дает ребенку коммуникативные клише, которые могут быть успешно использованы в трудных ситуациях общения». И далее: «Если рассматривать детский фольклор с коммуникативной точки зрения, то он предстает как система, обладающая сформированными механизмами естественного обучения коммуникативным умениям и дающая ребенку возможность в рамках детской субкультуры готовиться к выходу во взрослый мир». Чем старше становится ребенок, тем более изобретательными становятся эти клише: отговорки заменяются на остроты, гибкие и замысловатые тексты (Осорина, 1985, с.60-63). На основании разработанной концепции социальной компетентности была создана методика КОСКОМ. 24.2.3. Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности Социальный интеллект и социальная компетентность на высоких уровнях своего развития проявляются в таких существенных для зрелой личности свойствах, как адекватность, автономность, аутентичность. Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность — как продукт этого познания. Социальный интеллект и социальную компетентность объединяет то, что: а) они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях социальных перемен; б) они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безошибочных решений; в) они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены. Различие состоит в функциях, механизмах, содержательных характеристиках и способах совершенствования; последнее выражается в том, что совершенствование социальной компетентности проходит через научение, расширение знаний и опыта, тренировку и тренинг, частично через психотерапию. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, психофизиологической стороны адаптационных механизмов, самоконтроля и саморегуляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу.
Что касается содержательных характеристик и функций, наблюдается даже некоторый антагонизм между социальным интеллектом и социальной компетентностью. Чем меньше оценочных стереотипов имеет в своем сознании человек, тем выше и гармоничнее его социальный интеллект, точнее и дифференцированнее восприятие и понимание, адекватнее восприятие себя и других людей. Б то же время, чем больше стереотипов использует и хранит в своем сознании человек, тем легче он вписывается в разнообразные типичные социальные ситуации. Такая же тенденция может быть прослежена по отношению к способности манипулировать другими людьми. Сценарии поведения как основа социальной компетентности носят выраженный культурный характер и имеют прямое отношение к менталитету. Национальная специфика сценариев поведения социально компетентного человека хорошо отражается в русском фольклоре: • Не имей сто рублей, а имей сто друзей; • Работа не волк, в лес не убежит; • Пока гром не грянет, мужик не перекрестится; • Русский мужик задним умом крепок; • Пьян да умен — семь угодий в нем; • На бога надейся, а сам не плошай. • Один с сошкой, семеро с ложкой; • С миру по нитке — голому рубашка. Существует немало профессий, где успешность деятельности может быть обеспечена только при наличии высокого уровня социального интеллекта и социальной компетентности. К ним относятся профессии политика, дипломата, режиссера театра, модератора и т. д. Последняя в этом перечне профессия мало известна в России и не скоро станет массовой. Профессия модератора призвана способствовать маркетингу. Маркетинг — это управление, предвидение и удовлетворение спроса на товары, услуги, людей, организации, идеи, территории посредством обмена. Управление спросом включает в себя психологические задачи — учет интересов потребителей и их стимулирование, содействие увеличению спроса и его регулирование. В конечном итоге, маркетинг представляет собой комплекс мероприятий, связанных с процессом изучения и реализации продукции. Это — изучение развития нового продукта и его места на рынке, изучение привычек и особенностей потребления, оценка упаковки с точки зрения имиджа, ее слабых и сильных сторон, оценка рекламы и продвижения продукции, изучение отношения и мотивации работников. В целях подобного изучения создается особый тип групп — так называемые фокус-группы. Они могут быть также использованы как инструмент политического исследования. Такая группа специально подбирается, состоит из 8-10, а лучше — 6 человек. Участники фокус-группы не должны знать друг друга; не допускаются также существенные различия по возрасту и социальному положению, иначе обсуждение превратится в затяжные споры и препирательства. Фокус-группы отличаются от других дискуссионных групп тем, что участие в них оплачивается. Модератор (специфический вариант интервьюера) проводит в группе дискуссию и свободно протекающее интервью по специально подготовленному сценарию; групповая работа длится до полутора часов. Модераторы должны настолько «чувствовать» происходящее, чтобы суметь управлять процессом обсуждения, не отклоняясь от намеченного плана, и получить максимальный результат. Дискуссия записывается на видеопленку и проходит в специально оборудованном помещении, где заказчику предоставляется возможность незаметно наблюдать за ходом дискуссии. Модератор должен обладать следующими особенностями: • хорошая организованность и высокая обучаемость; • высокий уровень энергии и высокий уровень интеллекта; • повышенная способность слухового восприятия и отличная кратковременная слуховая память; • умение устанавливать контакт с любым человеком. Кроме того, нужно иметь опыт в бизнесе, опыт исследовательской работы, хорошие коммуникативные способности и умение играть роль «любопытного» для большего вовлечения участников в заинтересованную дискуссию. Он должен отстраниться от собственного Я, оставаясь в течение всего времени дискуссии в роли интервьюера. Для проведения дискуссий такого типа используются техники ведения интервью, активного слушания, контролирующие техники, приемы вызванных ассоциаций, рисование и пр. После окончания дискуссии микрофон несколько минут еще остается включенным, так как разгоряченные спором участники могут по инерции высказывать весьма ценные соображения. Таким образом, успех деятельности модератора возможен при одинаково высоком развитии анализаторов, психических процессов, общего и социального интеллекта, достаточной социальной и узкопрофессиональной компетентности. В заключение следует подчеркнуть, что в реальном человеческом поведении социальный интеллект и социальная компетентность интегрированы, взаимодополня-ют и взаимообусловливакэт друг друга.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.03 с.) |