Социальная компетентность — механизм адаптации к новым условиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная компетентность — механизм адаптации к новым условиям



 

В условиях резких социальных перемен большие требования предъявляются к быс­трому освоению новых социальных знаний и умений, расширению социальной ком­петентности. Так, например, психологи из бывшей ГДР отмечают, что воссоедине­ние Германии вызвало у восточных немцев кризис ориентации в жизни и новые тре­бования к социальной компетентности.

В статье известного немецкого психолога Ю. Меля, работавшего в ГДР, пробле­ма ставится следующим образом: социальная компетентность выступает как цель психотерапии; подчеркивается необходимость корректировки образа Я в ситуации социального перелома (Мель, 1995).

Аналогичные сложности в выработке новых навыков приспособления, освоения информации о новых социальных институтах, новых социальных ролях и позициях (брокер, дилер и т. п.), изменения роли представителей многих: социальных институ­тов в обществе наблюдаются и в нашей стране.

Кризис социальных идентификаций, изменение их иерархии, динамики, измене­ние этнонационалъной, профессиональной идентичности, иначе говоря, расшатыва­ние всех идентификаций в нашем обществе за период 1992-1994 гг. обсуждается в книгах и статьях В. А. Ядова, А. П. Корнилова (Ядов, 1994; Корнилов, 1995).

24.2.2. Содержание и структура социальной компетентности

В зарубежных работах, посвященных социальному интеллекту и социальной компе­тентности, эти явления часто объединяются.

Рассмотрим кратко сложившиеся в зарубежной науке подходы к проблеме соци­альной компетентности, ее структуре и функциям.

К настоящему времени еще не сложилось окончательного определения социаль­ной компетентности (далее СК). В одной из первых таких попыток СК понимается как «эффективность, или адекватность, с которой индивид способен отвечать на раз­нообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается» (Цит. по: Rubin et al., 1992, p. 284).

M. Аргайл в своей книге «Психология межличностного поведения» (в разделе «Социальная компетентность») упоминает и социальный интеллект, но основное внимание уделяет понятию «общая социальная компетентность», объединяя им про­фессиональную и коммуникативную компетентность. Он считает необходимым рас­сматривать эти два вида во взаимосвязи. Этим, в частности, можно объяснить неко­торые шаблоны, «профессионализмы» в повседневном общении и речи.

М. Аргайл называет следующие компоненты социальной компетентности:

• социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции — В. К.);

• основные навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профес­сионалов);

• навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций.

• равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. (Argyle, 1974, р. 78)

В восьмидесятые годы ряд авторов подчеркивает мотивационную и операциональ­ную стороны социальной компетентности, ее поведенческие проявления. Главное в ней — «.„Эффективно участвовать в сложном межличностном взаимодействии» (ОппенхеЙмер; цит. по: Rubin et al., 1992).

Критерием социальной компетентности служит результативность взаимодей­ствия, достижение значимых социальных целей в определенных социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата.

В те же годы разными исследователями последовательно формируются две взаи­модополняющих модели социальной компетентности и ее развития. Первая модель (Спиваки Шур, 1974;цит.по: Rubin etal., 1992) представляет ее как набор связанных между собой умений в решении межличностных проблем. В этот комплекс входят:

• сенситивность к межличностным проблемам, их распознавание;

• способность генерировать альтернативные варианты решения проблем;

• способность определять нужные средства для достижения целей;

• способность определять и понимать мотивы и поступки других;

• способность предвидеть последствия, продумывать взаимоисключающие конеч­ные результаты.

Совершенно очевидно, что большинство из перечисленных составляющих харак­теризуют умственную интеллектуальную деятельность и специфические личностные свойства, такие как социальное мышление, социальная сензитивность, которые со­ставляют основу социального интеллекта.

В более поздней, «улучшенной» модели социальной компетентности упор делает­ся на работу с информацией. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель социаль­ной компетентности понятие социальных сценариев (то есть определенных шабло­нов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях).

Модель Р. Селмана — результат исследования основ выработки социальной точ­ки зрения; она концентрируется на решении межличностных проблем. В 1980 г. этим автором была опубликована работа по основам выработки социальной точки зрения от нулевого уровня (неосмысленный и эгоцентрический отсчет в детстве) до уровня поверхностной социально-символической ориентации в подростковом возрасте. По мнению Селмана, на более высоком уровне (в юношеском возрасте) появляются комплексные многоплановые системы оценки, ориентация на сотрудничество (Selman, 1980).

В качестве методов исследования использовались интервью о способах решения в гипотетических ситуациях, а также наблюдение и опросники. Конкретной целью было изучить умения в работе с информацией. Было отмечено, что с возрастом увеличива­ется способность к децентрации, кодированию большого количества информации, проницательность (способность смотреть вглубь, за поверхность непосредственно воспринимаемого).

Стратегии с возрастом становятся более сложными в когнитивном аспекте, ори­ентированными на других, вербализованными и прогностичными. Появляется адап­тивная реакция на неудачу, которая выражается в изменении этой стратегии, а не в поспешном и неоправданном переходе к другой стратегии. Все это сопровождается лучшей саморегуляцией, позволяющей справляться с сильными негативными эмо­циями.

В более поздних работах немецкие психологи У. Пфингстен и Р. Хинтч (1991 г.; цит. по: Мель, 1995) делают акцент не на социальных знаниях, целях, результативно­сти взаимодействия, а на способах поведения. Социальная компетентность опреде­ляется ими как владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуа­циях ведут к долгосрочному благоприятному соотноше­нию положительных и отрицательных следствий».

В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Пе­тербургском университете в 1995 году, социальная ком­петентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность.

Социальная компетентность, по мнению автора, — это «умение выбрать социальные ориентиры и умение орга­низовать свою деятельность в соответствии с этими ори­ентирами» (Коблянская, 1995, с. 8).

Нам представляется, что в самом общем виде соци­альную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, спосо­бы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие со­циальное взаимодействие, основные функции которых социальная ориентация, адаптация, интеграция общесо­циального и личного опыта. В. Н. Куницыной предложе­но следующее определение социальной компетентности.

Социальная компетентность - система знаний о соци­альной действительно­сти и себе, система слож­ных социальных умений и навыков взаимодей­ствия, сценариев пове­дения в типичных соци­альных ситуациях, по­зволяющих быстро и аде­кватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнк­туру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», из+ впекать максимум воз­можного из сложивших­ся обстоятельств.

Социальная компетентность — операциональное понятие, которое имеет времен­ные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изме­няющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценари­ев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности — социальная ори­ентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта.

Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербаль­ную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность (опера­тивную компетентность).

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, соб­ственных исследований предлагается следующая структура социальной компетент­ности:

Оперативная социальная компетентность — знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; представление о функционировании социальных групп, современной конъюнктуры, широты и требований современ­ного репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и осведомленность;

Вербальная компетентность — уместность высказываний, учет контекста и под­текста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереоти­пов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафорич­ность речи. Примером вербальной компетентности может служить деятельность переводчика, синхронно переводящего устную речь. От него требуется быстрое и адекватное понимание высказывания и нахождение точного эквивалента в бук­вальном и контекстном значении слов и понятий. Примером вербальной некомпе­тентности может служить неуместность использования пословиц, поговорок в новом или несоответствующем социальном контексте;

Коммуникативная компетентность — владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ори­ентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его. освоенного ролевого репертуара в рамках дан­ной профессии.

Социально-психологическая компетентность — межличностная ориентация:, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия; уме­ние решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в слож­ных, конфликтных ситуациях;

Эго-компетентностъ — важная составляющая социальной компетентности: осо­знание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, зна­ние своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов, понимание причин своих промахов, ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретенные в жизненном опыте. Иначе говоря, чем больше человек осознает свои свойства и проблемы, чем адекватнее его знание, тем будет выше эго-компетентность данно­го человека.

Вербальная и коммуникативная компетентность выступают в единстве, обуслов­ливая лучшую приспособленность к трудным ситуациям.

М. В. Осорина, указывая на защитный смысл отговорок, используемых детьми, которых упорно дразнят, замечает: «Детский фольклор дает ребенку коммуника­тивные клише, которые могут быть успешно использованы в трудных ситуациях общения». И далее: «Если рассматривать детский фольклор с коммуникативной точки зрения, то он предстает как система, обладающая сформированными меха­низмами естественного обучения коммуникативным умениям и дающая ребенку возможность в рамках детской субкультуры готовиться к выходу во взрослый мир». Чем старше становится ребенок, тем более изобретательными становятся эти кли­ше: отговорки заменяются на остроты, гибкие и замысловатые тексты (Осорина, 1985, с.60-63).

На основании разработанной концепции социальной компетентности была созда­на методика КОСКОМ.

24.2.3. Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности

Социальный интеллект и социальная компетентность на высоких уровнях своего раз­вития проявляются в таких существенных для зрелой личности свойствах, как аде­кватность, автономность, аутентичность.

Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действи­тельности, социальная компетентность — как продукт этого познания.

Социальный интеллект и социальную компетентность объединяет то, что:

а) они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях соци­альных перемен;

б) они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безо­шибочных решений;

в) они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены.

Различие состоит в функциях, механизмах, содержательных характеристиках и способах совершенствования; последнее выражается в том, что совершенствование социальной компетентности проходит через научение, расширение знаний и опыта, тренировку и тренинг, частично через психотерапию. Социальный интеллект разви­вается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуника­тивных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, пси­хофизиологической стороны адаптационных механизмов, самоконтроля и саморегу­ляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу.

Что касается содержательных характеристик и функций, наблюдается даже неко­торый антагонизм между социальным интеллектом и социальной компетентностью. Чем меньше оценочных стереотипов имеет в своем сознании человек, тем выше и гар­моничнее его социальный интеллект, точнее и дифференцированнее восприятие и понимание, адекватнее восприятие себя и других людей. Б то же время, чем больше стереотипов использует и хранит в своем сознании человек, тем легче он вписывает­ся в разнообразные типичные социальные ситуации.

Такая же тенденция может быть прослежена по отношению к способности мани­пулировать другими людьми.

Сценарии поведения как основа социальной компетентности носят выраженный культурный характер и имеют прямое отношение к менталитету.

Национальная специфика сценариев поведения социально компетентного чело­века хорошо отражается в русском фольклоре:

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

• Работа не волк, в лес не убежит;

• Пока гром не грянет, мужик не перекрестится;

• Русский мужик задним умом крепок;

• Пьян да умен — семь угодий в нем;

• На бога надейся, а сам не плошай.

• Один с сошкой, семеро с ложкой;

• С миру по нитке — голому рубашка.

Существует немало профессий, где успешность деятельности может быть обеспе­чена только при наличии высокого уровня социального интеллекта и социальной ком­петентности. К ним относятся профессии политика, дипломата, режиссера театра, модератора и т. д.

Последняя в этом перечне профессия мало известна в России и не скоро станет массовой. Профессия модератора призвана способствовать маркетингу. Марке­тинг — это управление, предвидение и удовлетворение спроса на товары, услуги, людей, организации, идеи, территории посредством обмена. Управление спросом включает в себя психологические задачи — учет интересов потребителей и их стиму­лирование, содействие увеличению спроса и его регулирование. В конечном итоге, маркетинг представляет собой комплекс мероприятий, связанных с процессом изу­чения и реализации продукции. Это — изучение развития нового продукта и его мес­та на рынке, изучение привычек и особенностей потребления, оценка упаковки с точ­ки зрения имиджа, ее слабых и сильных сторон, оценка рекламы и продвижения про­дукции, изучение отношения и мотивации работников.

В целях подобного изучения создается особый тип групп — так называемые фо­кус-группы. Они могут быть также использованы как инструмент политического ис­следования. Такая группа специально подбирается, состоит из 8-10, а лучше — 6 че­ловек. Участники фокус-группы не должны знать друг друга; не допускаются также существенные различия по возрасту и социальному положению, иначе обсуждение превратится в затяжные споры и препирательства.

Фокус-группы отличаются от других дискуссионных групп тем, что участие в них оплачивается.

Модератор (специфический вариант интервьюера) проводит в группе дискуссию и свободно протекающее интервью по специально подготовленному сценарию; груп­повая работа длится до полутора часов. Модераторы должны настолько «чувство­вать» происходящее, чтобы суметь управлять процессом обсуждения, не отклоняясь от намеченного плана, и получить максимальный результат. Дискуссия записывает­ся на видеопленку и проходит в специально оборудованном помещении, где заказчи­ку предоставляется возможность незаметно наблюдать за ходом дискуссии.

Модератор должен обладать следующими особенностями:

• хорошая организованность и высокая обучаемость;

• высокий уровень энергии и высокий уровень интеллекта;

• повышенная способность слухового восприятия и отличная кратковременная слу­ховая память;

• умение устанавливать контакт с любым человеком.

Кроме того, нужно иметь опыт в бизнесе, опыт исследовательской работы, хорошие коммуникативные способности и умение играть роль «любопытного» для большего вовлечения участников в заинтересованную дискуссию. Он должен отстраниться от собственного Я, оставаясь в течение всего времени дискуссии в роли интервьюера.

Для проведения дискуссий такого типа используются техники ведения интервью, активного слушания, контролирующие техники, приемы вызванных ассоциаций, ри­сование и пр.

После окончания дискуссии микрофон несколько минут еще остается включен­ным, так как разгоряченные спором участники могут по инерции высказывать весьма ценные соображения.

Таким образом, успех деятельности модератора возможен при одинаково высо­ком развитии анализаторов, психических процессов, общего и социального интеллек­та, достаточной социальной и узкопрофессиональной компетентности.

В заключение следует подчеркнуть, что в реальном человеческом поведении со­циальный интеллект и социальная компетентность интегрированы, взаимодополня-ют и взаимообусловливакэт друг друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.03 с.)