Характеристики стиля общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики стиля общения



В отечественной психологической литературе имеются фундаментальные работы по формированию индивидуального стиля деятельности (например, «Индивидуальный стиль деятельности» Е. А. Климова; Климов, 1969). Индивидуальный стиль рассмат­ривается как присущая данному человеку система психологических приемов и спо­собов деятельности с учетом природных, индивидных и личностных характеристик. Эта система используется человеком стихийно или сознательно в целях эффектив­ного приспособления к существующим условиям и позволяет компенсировать те особенности личности, которые мешают успеху деятельности.

Стиль общения — это индивидуальная стабильная форма коммуникативного по­ведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического вли­яния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства, достигнутом данным человеком. Стиль до­пускает дальнейшее обучение новым умениям и навыкам общения, приемам воздей­ствия и влияния на людей, способам снятия напряженности и приспособления, адап­тации, преодоления испытываемых трудностей. Особое влияние на стиль общения человека накладывает профессиональная деятельность, требующая интенсивного И разностороннего общения. Поэтому можно говорить о своеобразно организованном и профессионально-типичном стиле общения педагога, врача, режиссера, экскурсо­вода, тренера, следователя и т. д.

Стиль общения - индивидуальная ста­бильная форма комму­никативного поведения человека, проявляющая­ся в любых условиях вза­имодействияв дело­вых и личных отношени­ях, в способах принятия и осуществления реше­ний, в избираемых при­емах психологического влияния на людей, в ме­тодах разрешения меж­личностных и деловых конфликтов.

Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) и интенсивностные характеристики, своеобразную эмоци­онально-волевую окраску, определяемую темперамен­том, психофизиологическими и личностными особенно­стями человека, арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств. Он обладает также содержатель­ными характеристиками, в которых отражаются:

а) доминирующая мотивация личности (потребность в общении и принятии, в эмоциональной поддержке, в са­моутверждении);

б) специальные способности к сопереживанию и по­ниманию других людей (мягкость, доброжелательность, терпимость или жесткость, рационализм, эгоцентризм, приписывание недостатков, предубежденность);

в) уровень собственного достоинства (навязывание своих мнений, навязчивое и публичное самооправдание или естественность и спонтанность; признание своих ошибок и недостатков или амбиция и отстаивание «чес­ти мундира»);

г) направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействий на людей (манипуляторский, демократический, партнерски-уступчивый стили).

В стиле общения многое определяется прирожденными особенностями человека, такими как темперамент, нейродинамические особенности, деятельность эндокрин­ной, гуморальной, кровеносной систем.

Определенный тип темперамента обусловливает высоко- или низкоэкспрессивный стиль общения, а также открытость или закрытость стиля, специфические жес­ты (закрытый стиль — человек прикрывает рот, опускает глаза и т. д.; открытый стиль — раскрытые ладони, прямой взгляд и т. п.).

22.3.2. Темперамент и стиль общения

 

Рассмотрим, какой отпечаток на стиль общения накладывает темперамент.

Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности че­ловека; это особенности поведения, обусловленные прежде всего общим типом выс­шей нервной деятельности (ВИД).

Индивидуальные особенности человека, определяемые темпераментом, выража­ются в эмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к внешнему выражению чувств, быстроте движений, общей подвижности, чувствительности (сенситивности), уравновешенности. Выделяют четыре основных типа темперамента, которые получили свои названия еще в глубокой древности: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики; существуют, разумеется, и промежуточные типы. В осно­ве темперамента лежит тип ВИД, то есть сочетание наиболее устойчивых и важных свойств процессов торможения и возбуждения; следовательно, темперамент имеет фенотипический характер и в основном наследуется. Изменить темперамент нельзя, как нельзя изменить рост или цвет глаз; можно лишь из­менить отдельные его свойства.

Опишем те стороны темперамента, которые определя­ют типичные особенности поведения людей в ситуации общения.

Холерик — человек неугомонный, нетерпеливый, с ог­ромным запасом нервной и психической энергии, кото­рая определяет его высокую работоспособность, подвиж­ность, активность во всех сферах жизнедеятельности.

Именно этих людей мы привыкли называть «темпераментными», имея в виду неук­ротимость и яркое внешнее выражение чувств, быстроту реакций, общую эмоцио­нальность и подвижность. Такой человек говорит очень быстро, с богатой мимикой, жестикуляцией, его лицо подвижно (в результате чего иногда покрывается ранними морщинами).

Холерики — люди, быстрые во всем: быстро ходят, быстро принимают решения. Им свойственна импульсивность. Сначала скажут, потом подумают, сначала сдела­ют, а затем, увы, пожалеют. Они высоко эмоциональны, страстны, аффективны, пло­хо управляют своими чувствами, в общении гневливы, обидчивы, причем состояние гнева и обиды у них сохраняется долго. Вследствие высокой возбудимости, импуль­сивности и свойственной им резкости они конфликтны, агрессивны, не умеют и не могут ждать. Если такому человеку назначена встреча, но по какой-то причине парт­нер задерживается, то нетерпение холерика достигает кульминации, что выражается в двигательном беспокойстве, суетливости, многоречивости.

В целом стиль общения холерика по эмоционально-волевой окраске отличается высокой экспрессивностью, яркостью и богатством используемых средств (рис. 22.1), причем основные черты этого стиля — активность, импульсивность, агрессивность, обидчивость, неугомонность — не зависят от положения и статуса собеседника, парт­нера. Если же человек на работе спокоен и уступчив, а дома гневлив, раздражителен и агрессивен — в этом случае мы говорим не о темпераменте, а о характере, так как проявления характера всегда согласуются с конкретной социальной ситуацией.

Сангвиник — быстрый, общительный, уравновешенный, живой, как правило, с по­стоянно ровным хорошим настроением. Кажется, что искусство общения такому человеку дано от природы. Недаром иногда сангвиников называют «солнечными людьми». Такой человек отходчив, быстро переключается и эмоционально и интел­лектуально; порою слишком быстро, не закончив одного дела, хватается за другое, не укрепив одних отношений, заводит новые знакомства. Такие люди легко ориентиру­ются в новой обстановке, быстро вступают в контакты. Переехав на новое место жи­тельства, сангвиник уже через неделю знаком со всеми обитателями дома, знает, как их зовут, где учатся их дети и т. п.

Флегматик — уравновешенный, спокойный, замкнутый, миролюбивый, неэмо­циональный. Как бы ни было смешно то, что рассказали, он только улыбнется угол­ками губ. Миролюбие флегматика зачастую оборачивается своего рода миротворче­ством: когда такой человек имеется в коллективе, в нем реже возникают столкнове­ния по пустякам, ссоры. Флегматик, как правило, во всем надежен: в работе, в человеческих отношениях. Медлителен, но зато все очень хорошо планирует. В контактах избирателен и неинициативен. Если вы едете с таким человеком в поезде, то, пока не заговорите с ним, можете не услышать звука его голоса: он будет смотреть в окно, читать газету. Но если заговорите, он может оказаться приятнейшим собе­седником.

Такие люди очень терпеливы, спокойны, их трудно вывести из себя, это настоя­щие «мастера ожидания».

Меланхолик — ранимый, чувствительный, впечатлительный человек; вследствие высокой чувствительности он быстрее утомляется, раздражителен. Если он поло­жит наручные часы под подушку, то может и не уснуть, так как ему будет мешать их тиканье, в то время как сангвиник или флегматик прекрасно переносят ежечасный бой больших настенных часов.

В сфере человеческих отношений чувствительность меланхолика оборачивается редким и прекрасным человеческим свойством — деликатностью. Такой человек сам принимает все близко к сердцу, но и другого человека не обидит неосторожным или неловким словом.

Меланхоликам свойственны «вокальная» и «экспрессивная» сдержанность — ти­хий голос, немногословность, замкнутость и скрытность в отношениях; скованность и скудость жестов и мимики; застенчивость, нерешительность, постоянные сомне­ния; в контактах — высокая избирательность и осторожность.

Такой человек плохо приспосабливается к новой обстановке; переехав в новый дом, он и через год не знает, кто живет на его лестничной площадке; любит неизмен­ный порядок в обстановке и быту, плохо переносит перемены, срывы намеченного. Для меланхолика характерны раздражительная слабость в трудных ситуациях или при эмоциональном перевозбуждении, впечатлительность, зависимость от настрое­ния, тревожность; он часто переоценивает неприятности и беды. В то же время нет лучшего работника в занятиях, требующих высокой сосредоточенности, филигран­ности исполнения. Такие люди склонны к самоанализу и самообвинению, если что-то срывается или идет не по намеченному плану.

Итак, в ситуации общения представители тех или иных типов темперамента про­являют различные свойства: холерик — общительный, экспансивный, вспыльчивый, агрессивный; сангвиник — общительный, легкий, гибкий; флегматик — пассивный, миролюбивый, надежный, неэмоциональный; меланхолик — раздражительный, ра­нимый, замкнутый, тревожный.

Типы темперамента также по-разному проявляются в ситуации принятия реше­ния — служебного или личного. Для холерика характерны поспешные решения, для сангвиника — гибкие, для флегматика — обоснованные, для меланхолика — ригид­ные (он не меняет своих решений при изменении ситуации; кроме того, у него не бы­вает окончательных решений — они постоянно пересматриваются, обсуждаются).

В ситуации конфликта холерик зачастую идет на обострение, обвиняет обычно не себя, а других, чаще прибегает к методу «взрыва» (по терминологии А. С, Мака­ренко), то есть стремится обострить противоречия, выявить их и по возможности ликвидировать.

Для сангвиника в ситуации конфликта характерны гибкость, достаточная уступ­чивость, поиск общих позиций и согласия. Флегматику свойственно стремление от­срочить решение, всесторонне обсудить ситуацию; в коллективе такой человек пред­почитает приемы коллективной психотерапии или же путь саморегуляции.

Для меланхолика конфликтная ситуация очень значима и трудна; чаще наблюда­ется уход от решения, стремление к компромиссу, пассивность, переложение ответ­ственности на других.

Безусловно, значительные коррективы в особенности поведения в конфликтной ситуации вносят воспитание и самовоспитание, а также характер человека.

Экстраверсия — ннтроверсия. Интенсивность общения, потребность в нем, не­которые внешние особенности стиля общения зависят от того, экстравертом или интровертом является данный человек. Эти два. типа людей различаются ориента­цией либо на внешние впечатления и деятельность, либо на внутреннюю жизнь и самоанализ. Холерики и сангвиники, как правило, экстраверты, меланхолики и флег­матики — интроверты.

По психологической литературе можно составить обобщенный портрет экстра­верта. Это, как правило, импульсивный человек, который легко уступает, но иногда бывает необоснованно упрям и задирист. Он всегда находится в движении; игривый,

поверхностный, тщеславный, несдержанный, экспансивный, имеет тенденцию пре­увеличивать. Такой человек весьма склонен к публичным выступлениям, рассказы­ванию анекдотов и историй, обильному смеху; легко заводит друзей и товарищей, плохо переносит одиночество.

Интроверт — спокойный, настойчивый, степенный, сдержанный, замкнутый, на­дежный; подвержен интроспективным размышлениям, мало смеется, имеет депрес­сивные тенденции, не склонен к телесным наслаждениям. Ему никогда не бывает скучно с самим собой, он плохо переносит шумные компании, тяготеет к уединению.

22.3.3. Направленность личности и стиль общения

 

Среди личностных особенностей, определяющих стиль общения, следует выделить обшую направленность личности.

К. Хорни указывает на различие стратегий, которые выбирает человек для реше­ния проблемы нарушенных отношений (Ногпеу, 1945).

Как правило, это иррациональные стратегии, в основе которых нередко лежат следующие невротические потребности:

1) потребность в любви и одобрении («ненасыщаемая»); человек живет ради хо­рошего мнения о нем окружающих и чувствителен к отвержению и неодобрению;

2) невротическая потребность в партнере-опекуне (паразитирует);

3) потребность в узком ограничении жизни (скромность, удовлетворение малым);

4) потребность в силе ради нее самой, презрение к слабости;

5) стремление эксплуатировать других;

6) потребность в значимости;

7) потребность быть объектом восхищения («дутый» самообраз);

8) стремление к личным достижениям;

9) потребность в самодостаточности и независимости (отдаление, «одиночка»);

10) потребность в совершенстве и безупречности (боязнь критики и упреков). Любая из рассмотренных стратегий обслуживается специфическими тактиками

взаимодействия с партнером и формирует определенные специфические черты сти­ля общения. Многие из этих стратегий несут на себе черты общей направленности личности во взаимодействии, отражают ее потребность в общении, придают личностно-ценностный смысл.

На основе разной потребности в общении К. Хорни выделила следующие типы личности: отрешенные, враждебные (агрессивные), податливые (уступчивые) (Ног­пеу, 1945).

Все три типа выражаются в общих, не всегда осознаваемых установках по отно­шению к другим людям и определенных психологических потребностях.

Для податливого типа характерна настоятельная психологическая потребность в Другом человеке, в максимально близкой психологической дистанции, потребность быть любимым, желанным, чувствовать одобрение, внимание, быть необходимым, важным для другого, особенно для одного определенного человека. Такие люди оза­бочены отношением к себе окружающих, любят распоряжаться, но и не против того, чтобы ими командовали. Они всегда избирают такие профессии, где им обеспечено интенсивное общение, где есть возможность работать с людьми и быть полезными им. За уступчивым поведением часто скрывается злость и враждебность.

Так называемые агрессивные воспринимают другого человека как соперника. У них развита психологическая потребность в достижении успеха в любой форме, в возможности контроля над другими. Они плохо переносят проигрыш, часто непро­извольно стремятся к манипулированию другими людьми. Избирают для себя про­фессии, обеспечивающие быстрое продвижение, карьеру и престиж. Подобный тип

людей в избытке встречается среди представителей таких профессий, как юристы, бизнесмены, специалисты по рекламе.

Отрешенный тип имеет сильную внутреннюю психологическую потребность со­хранить эмоциональную дистанцию между собой и другими. Независимость и уедине­ние — насущные потребности таких людей. Они обычно избегают связей, контактов, обязательств. Подчинение принятым нормам, правилам, традициям нередко вызы­вает у них отвращение и несогласие. Стремятся к профессиям, где есть возможность творческого и оригинального труда (искусство, естественные науки и т. п.), нет ис­тинной заинтересованности в людях.

Подсознательные установки трех указанных типов по отношению к партнеру но взаимодействию можно выразить так: податливый взирает с немым вопросом «Лю­бишь ли ты меня, позволишь ли мне о тебе заботиться?»; агрессивный хочет знать: «Сильный ли ты соперник? Чем ты можешь быть полезен мне?»; отрешенный зада­ется вопросом: «Будешь ли ты покушаться на мою независимость, оставишь ли меня в покое?».. Эта подсознательная личностная направленность обязательно проявля­ется в психологической дистанции, которая устанавливается между постоянными партнерами; она определяет совместимость партнеров и успешность их взаимодей­ствия, особенно в неформальной сфере, в дружеских и семейных отношениях, ска­зывается в доминирующей мотивации общения, в способах влияния и в стиле обще­ния.

С личностными особенностями и мотивацией достижения тесно связаны стили коммуникативного поведения, о чем говорит следующий эксперимент (см. врезку).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.021 с.)