Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения



К свойствам личности, приводящим к устойчивым дефектам общения, могут быть отнесены также тревожность, ригидность и некоторые аналогичные свойства.

Тревожность

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Коммуникативный портрет сенситивного человека

Социальная сенситивность в нашем понимании — это высокая чувствительность в сфере общения, боязнь новых ситуаций, повышенная тревожность при изменении обстоятельств взаимодействия.

Данное исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1991 году. В нем использова­лась шкала сенситивности, включавшая в себя констатацию непереносимости пря­мого взгляда в глаза в беседе, деликатность по отношению к собеседнику и партне­ру, острую внутреннюю реакцию на комплименты в адрес субъекта и чрезмерную эмо­циональность других людей.

Среди высокосенситивных (их было 26 человек) обнаружилось много аутистичных, интровертов, отчужденных. Подростки этой группы более скованны, не владеют вы­разительными движениями. У них наблюдаются высокие показатели замкнутости, стеснительности, необщительности, низкие самоконтроль и саморегуляция, низкие показатели умений и навыков общения, большая неудовлетворенность общением. Однако они ответственны и совестливы, ориентированы на партнера. Фрустрирова-ны, но не конфликтны, тревожны, подозрительны, мечтательны и самокритичны. Сенситивность мешает лидерству {среди группы лидеров не обнаружено ни одного человека с высокой сенситивностью). Контактность, совместимость и адаптивность у высокосенситивных лиц снижены.

По сравнению с застенчивыми (общая группа — 107 чел.), многие показатели сенситивных выглядят лучше и приближаются к норме. Они более удовлетворены обще­нием и ориентированы на партнера, доверчивы, более смелы в общении, чем зас­тенчивые, но более аутистичны по сравнению с ними.

Очень высокая аутистичность, по которой сенситивных превосходят только особозастенчивые и шизоидные люди, является характерным сопутствующим признаком чрезмерной сенситивности.

Показатели успешности общения сенситивных и застенчивых практически одинако­во невысоки.

Если сравнить уровень сенситивности в других выделенных из общего массива груп­пах, то окажется, что нечувствительными в сфере общения являются истероидные люди, чрезмерно доверчивые люди и лица с низким самоуважением. Таким образом, чрезмерная доверчивость не является истинным доверием, которо­му свойственны отзывчивость и чуткость. Она лишена этих свойств и представляет собой защитную манипулятивную доверительность, идущую рука об руку с подозри­тельностью.

Анализ сенситивности на разных уровнях контактности показывает обратное соотно­шение этих свойств: чем выше контактность, тем ниже сенситивность. Таким обра­зом, можно сделать вывод о том, что сенситивность относится к личностным свой­ствам, снижающим контактность и успешность общения.

Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения

К свойствам личности, приводящим к устойчивым дефектам общения, могут быть отнесены также тревожность, ригидность и некоторые аналогичные свойства.

 

Тревожность

Тревожность - (беспокойство,страх) индивидуальная психо­логическая особенность, состоящая в повышен­ной склонности испыты­вать беспокойство в са­мых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает.

Тревожность как свойство личности проявляется в особых трудностях и недостатках общения, делает его неполноценным, свернутым, односторонним. Она мешает открытому, искреннему общению, вносит элемент подозритель­ности, необоснованных страхов, является помехообразующим фактором.

Нередко тревожный человек плохо понимает, что именно ему говорят, что предлагают, о чем спрашивают, поскольку обуреваем опасениями, ожиданием срыва до­говоренностей, беспокойством по самым разным пово­дам. Тревожные люди часто обращаются с просьбой или поручают одно и то же дело сразу нескольким людям. Именно это обстоятельство предрешает неудачу: каждый надеется, что другой выполнит это поручение.

Повторяющиеся неудачи и следующие за ними ра­зочарование в людях, обиды и недоразумения лишь увеличивают тревожность. Образуется порочный круг. Тревожный человек часто ви­нит себя в излишней доверчивости и снова подстраховывается, и вновь все повторя­ется.

Тревожность (беспокойство, страх) — индивидуальная психологическая особен­ность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предраспо­лагает (Платонов, 1984).

По К. Изарду, тревожность — аффективно-когнитивная структура, состоящая из доминирующих эмоций страха, связанных с одной или несколькими фундаменталь­ными эмоциями, особенно страданием, виной, гневом. Это психологическое состоя­ние, имеющее специфическую эмоционально-психологическую направленность и особые психофизиологические проявления — изменение вегетативной нервной сис­темы и функций организма (Изард, 1982).

Существует два вида тревожности:

а) невротическая — безотчетное переживание беспокойства, направленное в бу­дущее, с определенным содержанием, при котором сохраняются критика и возмож­ность коррекции;

б) психотическая — мощное, безудержное, совершенно не корректируемое, бес­содержательное переживание.

Личностные особенности тревожных людей таковы: беспокойство, нарушение де­ятельности, непереносимость трудных ситуаций, неуверенность в себе, чувство не­полноценности.

Внешний мир тревожный человек воспринимает как наполненный опасностями; тревожность увеличивается в ситуациях угрозы самооценке и личностной адекватно­сти, точная оценка действий, саморегуляция понижены. Тревожный человек быстро впадает в панику, если по неизвестным причинам откладывается встреча, задержи­вается деловой партнер, возникает неопределенность. Нередко у таких людей фор­мируются своеобразные защитные фиксированные реакции — автоматизмы: подер­гивание плечами, вскидывание бровей, покусывание губ и т. д.

Тревожно-мнительная личность имеет выраженные свойства: мания к порядку, стремление все регламентировать, создавать для себя правила и запреты. Таким лю­дям свойственны особая строгость в суждениях, бережливость и скупость. Все эти свойства оказываются весьма тягостными для партнеров по неформальному обще­нию.

М. К. Касвинов в романе «Двадцать три ступени вниз» дает яркое описание тре­вожного и неуверенного в себе человека, каким, по его мнению и воспоминаниям современников, являлся российский царь Николай И.

«Для обычного выражения лица характерна была странная, „таинственная" по­луулыбка. Она тонула в густых усах и небольшой овальной бородке светло-рыжева­того цвета... Говорил не спеша, негромким грудным голосом, обдумывая каждую фразу, почему разговор изобиловал длинными паузами, смущавшими собеседника... Во время разговора иногда производил впечатление человека не вполне уверенного в себе, колеблющегося, но старающегося скрыть свои колебания и неуверенность, что наружно выдавали подергивание плечом, частое нарочитое покашливание, сопро­вождающееся безотчетным поглаживанием рукой бороды и усов». (Касвинов, 1982, с. 127).

20.2.2. Ригидность

Ригидность - затрудненность, вплоть до полной неспособнос­ти, в изменении наме­ченной субъектом про­граммы деятельности в условиях, объективно требующих ее пере­стройки.

Как и повышенная тревожность, ригидность, недостаточная пластичность (особенно свойственная холерикам и меланхоликам), формирует дефектность общения, ме­шает чело веку быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Для ригидных людей трудна, например, ситуация конфронтации, дискуссии. Обычно они старают­ся уйти от подобных ситуаций не в силу некомпетентности или неподготовленнос­ти, а потому, что уже имеют за плечами опыт неудачного взаимодействия в стрессо­вой ситуации.

Наблюдая за дебатами соперников на выборах, мы видим, как один из спорящих может подолгу застревать на какой-либо проблеме, зацикливаться на старых обидах, в то Бремя как более пластичный и гибкий партнер начинает пользоваться этим об­стоятельством, быстро меняя темы, вводя новые факты и подлавливая своего непо­воротливого собеседника на противоречиях.

Ригидность в психологии понимается как инертность, вязкость, следование дог­мам. Черта, противоположная ригидности, — флексибилъностъ. Между ними суще­ствует масса оттенков пластичности.

Ригидность — это состояние и свойство личности, свойство темперамента и ха­рактера, активное сопротивление изменениям, близкое к упрямству, которое прояв­ляется как в мышлении, так и в поведении. Это фиксированная форма поведения, часто возникающая в ситуации стресса.

По К. К. Платонову, ригидность — затрудненность, вплоть до полной неспособ­ности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки (Платонов, 1984).

Другие авторы подчеркивают различную степень осознанности ригидных дей­ствий, затрудняющую корректировку собственных действий индивида при объек­тивной потребности внести изменения в соответствии с изменившимися условия­ми. По Г. В. Залевскому, ригидность — трудность или неспособность корректиро­вать программу, элементы деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации при различной степени их осознания и принятия (Залевский, 1971).

Для изучения ригидности создан ТОР (Томский Опросник Ригидности). Он вы­являет 7 типов ригидности: актуальная, премоторная, динамическая, праксическая, когнитивная, эмоционально-аффективная, психосоциальная. Опросник оценивает та­кие проявления ригидности, как неадекватная скованность поведения, трудность пе­рехода к новым отношениям, фиксация на частных темах беседы, слепая привязан­ность к тривиальным решениям задачи, трудность изменения навыков, инертность, консервативность.

Ригидные личности обычно авторитарны и очень кон­сервативны в своих взглядах, привязанностях, привыч­ках. Отдельную группу составляют социально ригидные личности, которые плохо предвидят роли других и плохо Исполняют свои роли. Положительная сторона ригидно­сти — малая подверженность человека отвлекающим воздействиям, однако это свойство мало компенсирует те де­фекты общения, с которыми вынужден сталкиваться лю­бой партнер ригидного человека.

Выводы

1. Дефекты общения — это помехи, создаваемые человеком, обладающим определен­ными личностными свойствами; они выражаются в свернутости контактов и содер­жательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов со­беседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со сто­роны партнера.

2. Акцентуации характера и развитие у субъекта психологической защиты неизбеж­но делают общение дефектным и по содержанию, и по способам взаимодействия, и по конечным результатам этого взаимодействия. Сильное развитие психологичес­кой защиты препятствует нормальному человеческому общению, воздвигает психо­логические барьеры между людьми, препятствует взаимному пониманию и сотруд­ничеству.

3. Нарушения общения — пагубная для отношений смесь дефектного и одновремен­но деструктивного взаимодействия. Мотивация такого взаимодействия часто нео­сознанно враждебна и разрушительна.

4. Тревожность, ригидность — свойства личности, приводящие к устойчивым дефек­там общения, которые выражаются в следующем:

• подозрительность и разнообразные опасения вследствие тревожности мешают открытому искреннему общению;

• недостаточная регуляция своих состояний и действий приводит к нарушению обязательств, суетливости, повышенной эмоциональности, раздражительности;

• излишняя регламентация и бережливость, педантичность, часто наблюдающиеся у высоко тревожных людей, осложняют общение;

• ригидность проявляется в излишней консервативности, трудности перехода к новым отношениям, неуступчивости в спорах и дискуссиях, в ситуации конфрон­тации и соперничества.

Основные понятия

Дефекты общения Акцентуации характера Тревожность Ригидность

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются дефекты общения?

2. Какой тип акцентуации связан с самыми большими дефектами общения?

3. В чем проявляются дефекты общения у тревожных и ригидных людей?

4. Какие проявления во взаимодействии вы могли бы отнести к дефектам общения? Приведите примеры.

Глава 21.

Деструктивное общение

Клевета ужасна потому, что жертвой несправед­ливости является здесь один, а творят эту не­справедливость двое: тот, кто распространяет кле­вету, и тот, кто ей верит, (Геродот; Афоризмы, 1966)

К деструктивному общению следует отнести те формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются наличности партнера и осложняют взаимоотношения. Б предыдущих главах примерами такого рода контактов служили манинулятивное общение, авторитарный стиль, формы распада и осложнения отношений по вине парт­нера вследствие патологической ревности, зависти, нар­циссизма. Деструктивным характером может обладать да­же молчание, если оно принимает форму наказания парт­нера, а также умолчание.

В основе деструктивного общения может лежать немало личностных черт: лице­мерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм, хан­жество и т. д. Такое общение не обязательно преследует личную материальную вы­году. Оно может руководствоваться неосознаваемыми мотивами самоутверждения» злорадства, мести, соперничества и т. д. Любая форма деструктивного общения за­трагивает обе стороны, нередко вовлекая в это деструктивное взаимодействие массу других людей, заражая их негативными эмоциями, выбивая из привычного жизнен­ного ритма.

Существуют виды деструктивного общения, характерные для определенной спе­цифической среды, — например, так называемое криминогенное общение, которое будет рассматриваться в последнем параграфе данной главы.

А в первом параграфе речь пойдет о таких личностных чертах, как ложь, обман и эгоизм. Именно они обусловливают поведение, направленное на получение личной выгоды за счет интересов другого человека. Данным чертам посвящены солидные исследования психологов.

Корыстные формы общения

Вранье, обман, ложь

Ложь, лицемерие, обман являются формами деструктивного взаимодействия.

В. В. Знаков считает, что следует разделять понятия «ложь», «обман», «неправ­да». Обман — категория более широкая, чем неправда и ложь. Неправда, по мнению.

исследователя, может выступать как вербальный эквивалент заблуждения, как ино­сказание и, наконец, как вранье, которое не следует отождествлять с ложью по сле­дующим причинам (Знаков, 1999 (2)).

Вранье — коммуникативный феномен, используемый для установления хороших отношений с партнером;

• в нем отсутствует намерение обмануть слушателя;

• вранье не имеет целью получение выгоды или унижение собеседника, то есть от­носительно бескорыстно;

• вранье приносит удовольствие и наслаждение от самого процесса придумывания и передачи небылиц (известна склонность к такому «творчеству» заядлых охот­ников и рыболовов);

• вранье может выполнять защитную функцию, избавляя от тревоги и дискомфор­та, и функцию самовозвышения.

Каким тусклым был бы этот мир, если бы каждо­го пылкого творца легенд клеймили как лжеца.

Алиса Браун; Афоризмы, 1966)

Одна из последних работ В. В. Знакова («Западные и русские традиции в понимании лжи», 1999) изобилует яркими литературными примерами того, как Ф. Досто­евский и А. Писемский, С. Цвейг, И. Кант и А. Шопенга­уэр, В. Белов и А. Громыко обращались к теме вранья. В частности, С. Цвейг пишет о своем собрате по перу: «Стендаль не прочь приврать без всякого внешнего повода — только для того, чтобы вызвать к себе интерес и скрыть свое собственное Я; словно искусный боец — удары шпаги, сыплет он гра; мистификаций и измышлений, чтобы не дать любопытным приблизиться к себе» (Цит. по: Знаков, 1999 (2), с. 249).

В данном высказывании привлекает внимание особый смысл вранья, который со стоит в оберегании своего внутреннего мира от любопытных.

Обман в отличие от лжи есть сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при том что прямых искажений истины ж допускается. Сообщаемая полуправда приводит к тому, что обманутый становится невольным соучастником обмана. Поэтому обман предполагает такое взаимодействие, в основе которого лежит стремление утаить правду, чаще всего из корыстных побуждений.

Обман - сознательное стремле­ние создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при том что прямых ис­кажений истины не до­пускается.

Ложь есть не что иное, как умышленное введение в заблуждение других людей, искажение истины.

Как известно, существует «ложь во спасение». В не­которых случаях мы, оправдывая себя, с облегчением по­вторяем за поэтом: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».

Тем не менее довольно часто люди прибегают к лжи как средству манипулятивного воздействия — ради тще­славия, ради эгоцентрического стремления чувствовать

себя в центре событий и в центре внимания. Известно, что психопатические личности часто, самозабвенно и с наслаждением лгут и при этом Не испытывают раскаяния или стыда. Разоблачение не избавляет их от этого порока. Ложь, неискренность, обман, лицемерие, сплетни и тихое злорадство сопровождают их контакты на протяжении всей жизни.

Полуправда опаснее лжи; ложь легче распознать, чем полуправду, которая обычно маскируется, что­бы обманывать вдвойне. (Г'иппель; Афоризмы, 1966).

Людей, которые лгут, испытывая при этом «восторг надувательства», Пол Экман описывает следующим образом:

«Прирожденные лжецы знают о своих способностях, также как и те, кто с ними хорошо знаком. Они лгут с детства, надувая своих родителей, учителей и друзей, когда захочется. Они не испытывают боязни разоблачения вообще. Скорее наобо­рот — они уверены в своем умении обманывать. Такая самонадеянность и отсутствие боязни разоблачения являются признаками психопатической личности» (Экман, 1999, с. 42-43).

Однако, в отличие от психопатических личностей, прирожденные лжецы способ­ны учиться на собственном опыте, могут испытывать муки совести за свой обман, дальновидны, не причиняют вреда другим и не обладают патологической эгоцентричностью.

В результате психологических исследований после­дних лет обнаружено, что чаще лгут экстерналы, невро­тики, тревожные люди и те, кто плохо переносит стресс. Уровень интеллекта не причастен к этой форме поведе­ния. Известно также, что искусные лжецы сами плохо распознают, когда лгут им.

Подводя итоги, В. В. Знаков замечает, что «...неправ­ду можно определить как высказывание, основанное на заблуждении, неполном знании или шутливом намерении; ложь как сознательное искажение известной субъекту истины, осуществляемое с целью введения в заблуждение собеседника, а обман как такую полуправду или правду, которая по мнению обманщика, спровоцирует обманываемого на ошибоч­ные выводы из достоверных фактов» (Знаков, 1999 (2), с. 255).

Таким образом, можно сделать вывод, что обман есть форма замаскированного манипулирования.

Ложь, лицемерие, обман всегда вызывают у жертвы чувство незаслуженного уни­жения, они оскорбительны и наполняют человека чувством бессилия и обиды, раз­рушают взаимоотношения.

От обмана трудно защититься, но его можно распознать. И этому учат психологи, раскрывая поведенческие признаки обмана.

Ложь - это умышленное искаже­ние истины и введение в заблуждение других людей.

Так, например, исследования П. Экмана показали, что о лжи и обмане могут свидетельствовать долго не меняющееся или несвоевременное выражение лица. Особенно важную информацию об искренности или неискренности человека дает его улыбка. Главным отличием фальшивой улыбки от искренней является несвоевременность, асимметричность. Несмотря на явность этих признаков, полученных в экспериментах и зафикси­рованных на видеопленке, люди плохо различают ис­креннюю и фальшивую улыбку и потому могут сильно заблуждаться относительно истинных намерений и пе­реживаемых чувств партнера по общению.

21.1.2. Эгоизм как основа деструктивного общения

 

Эгоистическая направленность личности, подобно эгоцентрической центрации на собственной персоне и занимаемой позиции, проявляется в выдвижении на первый план своих интересов и целей взаимодействия в ущерб интересам партнера. Корыст­ные устремления эгоистичного партнера могут выражаться в стремлении не только достичь отнюдь не бескорыстных материальных целей, но и получить дополнитель­ную психологическую выгоду от принижения партнера для того, чтобы лучше выгля­деть на его фоне.

Эгоизм не является нейтрально индифферентным личностным свойством; он наступательно агрессивен, изобретателен и мстителен.

Приведем пример взаимодействия, в котором корыстно-деструктивные мотивы выступают отчетливо. Как известно, существуют любители доводить до сведения коллег и приятелей адресованные им недобрые слухи и; оценки, а затем со злорадно наблюдать смятение и огорчение человека, слушать его запоздалые оправдания. Де­кларируемые дружеские чувства не позволяют «доброжелателям» открыто выска­зывать неудовольствие успехами, служебным продвижением, какими-либо иными позитивными поступками опороченного человека, однако существует возможность тайно присоединиться к передаваемым слухам.

Конкретное исследование проявлений эгоизма, своекорыстия в поведении лю­дей в современной России осуществил К. Муздыбаев (см. врезку). Описывая резуль­таты исследования:, автор подчеркивает, что эгоистическое -«...неуважение интересов других», «осуществление своих целей за счет других пли даже в ущерб другим уже заключают в себе деструктивный, конфликтный и, в конечном итоге, десолидаризи-рующий потенциал» (Муздыбаев, 2000, с. 27).

Результаты исследования К. Муздыбаева позволяют сделать вывод о том, что эго­исты не способны к конструктивному взаимодействию и обладают рядом личност­ных свойств, превращающих личные контакты с ними в деструктивное общение, чре­ватое осложнениями, унижением, незаслуженными огорчениями и страданиями для партнеров.

Существуют другие деструктивные формы взаимодействия, где страдают, хотя и в неравной мере, обе стороны. Это — общение, пронизанное агрессией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.052 с.)