Нарушения, барьеры, трудности общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения, барьеры, трудности общения



 

Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, уме­ние вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходя­щие за рамки деловых интересов.

Это осознают как молодые, начинающие бизнесмены, обращающиеся за помощью к психологам, так и те, кто по роду своей деятельности включен в интенсивное меж­личностное общение — учителя, следователи, менеджеры. Чаще всего предметом обращения служат сугубо психологические трудности, которые являются следстви­ем психического склада и определенных свойств личности, а также пробелов в опыте и навыках межличностного общения.

В личностном неформальном общении существуют особые трудности, с которы­ми людям не приходится сталкиваться при решении профессиональных трудовых задач, в процессе совместной деятельности. Речь идет о нарушениях общения (кото­рые могут сопутствовать вполне удовлетворительным межличностным отношени­ям). Под ними мы подразумеваем разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуни­кабельности — неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.

Большинство из них вызывает в субъекте общения постоянные отрицательные эмоции, боязнь новых контактов, неуверенность и настороженность, внутриличностную напряженность во многих ситуациях общения.

Трудности могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склон­ности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Все это разнообразие обусловливает необходимость классифика­ции психологических трудностей общения.

Понять трудности общения и механизм их возникновения, помочь человеку, ко­торый их испытывает, невозможно без знания того, как формировались его отноше­ния с людьми, каков социальный и эмоциональный опыт контактов данного человека в значимой для него группе. Как пишет Б. Г. Ананьев, «социальный генезис характе­рологических свойств, включая эгоцентрические, аутистические и антисоциальные черты личности, оставался закрытой книгой до тех пор, пока исследование процесса формирования отношений личности не было совмещено с изучением взаимоотно­шений между людьми (начиная с раннего детства) в той или иной структуре соци­альной группы» (Ананьев, 1977, с. 279).

Из многочисленных терминов, обозначающих трудности общения и имеющих хождение в обиходном и научном языке, можно назвать следующие: коммуникатив­ные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности. В целях терминологической упорядоченности выделим три основных понятия — нарушения, трудности и барьеры. Отметим, что разграничение этих понятий является несколько искусственным и служит для дифференциации исследовательских задач, а также для внесения терминологической ясности, разде­ления практического и научного языка.

Нарушения, трудности и барьеры объединяет то, что все они возникают непред­намеренно, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутренним напря­жением, неудовлетворенностью в общении, отрицательными эмоциями. Различают­ся они по тяжести протекания и психологическим последствиям, по степени неудов­летворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, по возможности и способам их устранения.

По степени выраженности этих критериев трудности общения можно располо­жить в следующем порядке: нарушения (как наиболее глубоко переживаемые), трудности, барьеры.

В трудностях общения следует выделить сугубо пси­хологический и коммуникативный аспекты. Психологи­ческий аспект разнообразных трудностей и помех в об­щении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с дру­гой избыточность, бессодержательность общения.

Можно говорить о неумении установить контакт и о неспособности его установить. Если первое связано с ком­муникативной компетентностью, навыками и умениями, которым можно научиться, то второе вытекает из особен­ностей личности и труднее поддается коррекции (как и все прочие трудности, обусловленные личностными осо­бенностями).

Коммуникативность человека может пониматься как владение процессуальной стороной контакта (сознатель­ное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).

Коммуникабельность следует понимать как владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписать­ся» в разговор).

Нарушение межличностного общения - двустороннее осложне­ние общения и отноше­ний, психологическая сторона которого обу­словлена такими лично­стными свойствами об­щающихся, как эгоизм, подозрительность, авто­ритарность, неискрен­ность и пр.

Коммуникативный барьер - абсолютное или относи­тельное препятствие эф­фективному общению, субъективно переживае­мое или реально присут­ствующее в ситуациях общения, причинами ко­торого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, соци­ально-психологические особенности общаю­щихся.

18.1.1. Нарушения общения и коммуникативные барьеры

Нарушение межличностного общения — двустороннее осложнение общения и отно­шений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свой­ствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

Разрушение отношений с кем-либо вследствие подозрительности, манипулятивности, зависти, ревности и т. п. ведет к затяжным нарушениям в области межлично­стных контактов, при этом в определенной мере «страдают» и контакты с другими людьми, увеличиваются неловкость, неадекватность, раздражительность — предве­стники невротических изменений личности.

Нарушения межличностного неформального общения представляют собой наиболее тяжелые по своим психо­логическим последствиям межличностные осложнения в сфере общения. Они трудно устранимы, требуют вмеша­тельства психотерапевта или психолога, корректируют­ся через осознание и изменение системы отношений. Чаще всего они являются следствием разрушающихся межличностных отношений в данной паре и не распро­страняются на другие контакты.

По вопросу коммуникативных барьеров наиболее пол­ная работа последних лет принадлежит Е. В. Залюбовской (Залюбовская, 1984). Этим автором предложено следующее определение: коммуникативный барьер — это абсолютное или относительное препятствие эффектив­ному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами кото­рого являются мотивационно-операциональные, индиви­дуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся.

Е. В. Залюбовская выделяет также феномен «индуци­рованного барьера», т, е. вторичных неосознанных про­блем в общении, которые возникают при взаимодействий с людьми напряженными, скованными.

Коммуникативные барьеры появляются под влияни­ем внешних факторов со стороны объекта или ситуации взаимодействия. Общение может идти «на разных язы­ках» из-за различия культурно обусловленных норм общения, при взаимодействии представителей разных культур, наций (особенно когда имеются стойкие предубеждения, установки и стереотипы) или же вследствие большой разницы в возрас­те, когда каждый собеседник является носителем культуры, ценностей, идеалов, норм своего поколения. Могут влиять и такие факторы, как отсутствие обратной связи в контакте, ошибки в понимании смысла, непринятие во внимание подтекста и т. п.

Б. Д. Парыгин (Парыгин, 1978) предлагает различать два вида социально-психо­логических барьеров (термин автора):

1) внутренние барьеры личности, связанные с такими образованиями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личност­ными особенностями, как ригидность, конформность, слабоволие и т. д.;

2) барьеры, причина которых — вне личности: непонимание со стороны другого человека, дефи­цит информации и т. д.

Можно говорить о собственно коммуникативных барьерах, препятствующих вза­имодействию и успешному общению (на стадии осуществления контакта это, преж­де всего, недостаточное владение социальными техниками ведения беседы, навыка­ми и умениями), и о психологических барьерах, в первую очередь препятствующих взаимопониманию и затем уже осложняющих взаимодействие. К последним следует отнести предубеждения, предрассудки, социальные стереотипы.

18.1.2. Трудности общения

 

Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникатив­ных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различают­ся по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых име­ют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения.

В. Н. Куницыной предложена общая классификация трудностей межличностного неформального общения по их причинной обусловленности и содержательно-функ­циональным характеристикам, а также методы их диагностики (Куницына, 1995 (1)). Можно выделить две группы трудностей: 1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для парт­нера; 2) «объективные», то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием.

К субъективно переживаемым трудностям относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт.

Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевого общения (начальник — под­чиненный); обнаружена ее связь с социальным интеллектом.

Робость — поведенче­ская и характерологическая черта, обусловливающая трудности, которые возника­ют при необходимости принять решение, сделать выбор.

Так называемые объективные трудности, то есть вызванные объективными и в общем устранимыми причинами, — это трудности коммуникативного характера (свя­занные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вер­бальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабель­ного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).

По причинной обусловленности (в рамках психической нормы) трудности делят­ся на первичные и вторичные.

Первичные трудности зависят от природных свойств человека, их отличает более Жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностные свойства; к числу последних следует отнести агрессивность, тревожность, ригидность и дру­гие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом.

Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными.

Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, прежде всего в доверительном общении. Очевидна взаимообусловлен­ность психогенных трудностей и психосоматических болезней, таких как язва, ги­пертония, эндокринные нарушения и др.

Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров (коммуникатив­ных, смысловых, лингвистических, чисто ситуативных), неудачного опыта эмоцио­нальных и социальных контактов, просчетов в воспитании, определенных условии общения (например, невозможность уединиться или депривация в детском возрас­те). Эти трудности появляются и как следствие общения с неловким, скованным, насмешливым, язвительным, бесцеремонным, настырным и т. д. партнером. Наибо­лее типичным примером вторичных трудностей неформального межличностного об-

щения являются психологические последствия сверхинтенсивного профессиональ­ного общения в условиях чрезмерной скученности при одновременной частичной социальной изоляции (полярные зимовки, длительное плавание на подводной лод­ке, геологические экспедиции и т. п.).

Особо следует выделить те ситуации общения, когда человек испытывает труд­ности по вине партнера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.016 с.)