Стереотип и его общие характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стереотип и его общие характеристики



 

Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источ­ников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представ­лений — стереотипов. Стереотипы являются одним из видов социальной установ­ки. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания.

Термин «социальный стереотип» введем в социальную психологию У. Липпманом («Общественное мнение», 1922 г.) для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он указал также на две основных причины склонности к стереотипному оцениванию: принцип экономии умственных усилий и функции защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов и мнений. Речь идет об оценочных стереотипах, а не о привычках.

По мнению известного исследователя стереотипов О. Клайнберга, сумма истин­ных знаний 8 стереотипе всегда больше суммы ложных знаний; однако, в силу своей большой обобщенности, значительной информации они не содержат (Klineberg, 1936).

Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и другие. Наиболее изучены нацио­нальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группа­ми, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером.

Национальный стереотип — инструмент политики. Причины возникновения сте­реотипов — общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных раз­личий.

Функции стереотипов. Стереотипы выступают как регуляторы социальных взаи­моотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание собствен­ного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группово­го напряжения.

Важным в их изучении является представление о том, каким образом это знание «затвердевает», превращается в догму и функционирует даже тогда, когда доказана это несостоятельность. Все дело в том, что информация, полученная ранее, оказывает большее влияние на обра­зование категории, чем более позднее опровержение этой информации. Устойчивость стереотипа относительна. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект «затухания» движения в сторону большей схематизации и абстрак­ции.

Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет. Об этом свидетельствует эксперимент, в котором для изучения слухов использовалась методика «последовательное воспроизве­дение» («испорченный телефон») (Allport, 1958).

По своему содержанию стереотип представляет собой набор характеристик, при­писываемых этнической группе. Кроме того, отмечается направленность стереотипа (положительная или негативная), степень его внутренней согласованности и степень предубежденности.

Стереотип - духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, пере­дающий значения, в ко­торых есть элементы описания, оценки и предпи­сания.

Этнический стереотип - упрощенный, схематизи­рованный, эмоциональ­но окрашенный и чрез­вычайно устойчивый об­раз какой-либо этничес­кой группы или общнос­ти, легко переносимый на всех представителей этой группы.

17.2.2. Национальные и этнические стереотипы

Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этниче­ских групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп.

Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например,

стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя на­циональный характер с такой скоростью изменяться не мог.

Национальный стереотип, обозначая целиком этни­ческую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это не­дифференцированное суждение неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную оценку. Согла­сие по поводу такой оценки делает стереотипы одинако­выми для всех членов группы, а использование негатив­ного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.004 с.)