Психологические основы и закономерности понимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы и закономерности понимания



17. II Интерпретация или понимание?

Рациональное понимание - накопление, систематиза­ция вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максималь­ного соответствия сужде­ний, оценок, представле­ний о человеке его объективно существую­щим чертам, свойствам, мотивам.

Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных зна­ний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответ­ствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

Главным и наиболее сложным моментом в процессе рационального понимания является конечная «расшифровка» мотивов, что позволяет оценивать конкретные по­ступки и прогнозировать поведение.

Такая система знаний подвергается рациональному анализу, пересмотру, различ­ным логическим и интеллектуальным операциям, если используется также и логико-семантический анализ речи, вербальных и невербальных средств общения. Этот уро­вень понимания может быть назван логическим. Два других механизма понимания — принятие и эмпатия ~ функционируют на неосознанном уровне и обеспечивают фундамент логического анализа и понимания. Принятие другого человека выражается в Наличии или отсутствии неосознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему.

Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация. Это длительный и сложный умственный процесс, состоящий из ряда пос­ледовательных действий. А. Н. Славская описывает ее следующим образом. (Славская, 1999).

В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом эта­пе познания личности, ситуации, социального объекта выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благодаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявля­ются противоречия.

Собственные версии и мнения соотносятся с мнениями других людей, вырабатывается критическое отношение к версиям и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод.

Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности — либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и лич­ные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других). Интерпретация также зависит от осо­бенностей личности; она может быть жесткой, прямолинейной, однозначной (у дог­матичных и консервативных людей) либо гибкой, многого нал ыюй, пригодной к пе­ресмотру и новым толкованиям (у радикалов и демократически ориентированных людей с гибким познавательным стилем).

Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных формах:

Суждение — существенным дополнением к основной его функции является ин­теграция всех компонентов анализа в едином времени и пространстве;

Рассуждение — для него важна протяженность, последовательность времени при­влечения аргументов, оснований для оценки;

Диалог — как с самим собой, так и с воображаемым партнером;

Наррация (пересказ, рассказ, повествование) — характеризуется своеобразным удвоением времени, т. к. пересказ и оценка не совпадают по времени с оценивае­мым явлением, следуют за ним.

Психологический подход к проблеме понимания, в отличие от методологическо­го, когнитивного и аналогичных им, развивается в книге В. В. Знаковая Понимание в познании и общении» (Знаков, 1988).

Конкретное содержание категории «интерпретация» применительно к анализу процесса понимания можно свести к следующим аспектам:

 

Логический компонент Языковый компонент  
Способность к умозаключению Понимание естественного языка (лингвистический аспект) Включение новых знаний
Истолкование, объяснение видимых и подразумеваемых. связей Понимание смысла высказывания (семантический аспект) Взаимопонимание

 

В. В. Знаков на примере анализа понимания в научном исследовании и коммуникации как необходимого компонента научного мышления выделяет механизмы (стадии)понимания:

1. Простые механизмы — узнавание, вспоминание, уподобление.

2. Гипотеза как путь к пониманию.

3. Понимание как объединение.

4. Понимание как объяснение.

Мы считаем, что, выступая в качестве психологических механизмов понимания на пути от простой констатации обнаруженных взаимосвязей к их объяснению, обо­значенные механизмы могут быть расценены как стадии, различающиеся по уровню сложности мыслительных процессов. В этой очередности процессов недостает пони­мания-предсказания, т. к. любое исследование, анализ завершаются обычно прогно­зированием развития событий.

17.1.2. Каузальная атрибуция --приписывание причин поведения

Фундаментальная ошибка атрибуции - заключается в том, что значение личностных черт переоценивается, а роль ситуации недооцени­вается.

Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей может служить каузальная атрибуция. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».

Каузальная атрибуция — это феномен, который позволяет приблизиться к пони­манию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией. Ос­новные теоретические представления о каузальной атрибуции были сформулирова­ны Ф. Хайдером.

Атрибуция социальна по своему происхождению (возникает во взаимодействии) и направленности. Основой ее является категоризация, т. к. причины поведения час­то выводятся из факта принадлежности человека к определенной группе — профес­сиональной, половой, этнической и т. д. Например, В. Ф. Петренко в своих исследо­ваниях обнаружил, что мужчины приписывают красивым женщинам благовидные, альтруистические поступки (Петренко, 1986, с. 79).

В изучении атрибуции сформировалось два направления.

Первое направление — это интерпретация поведения отдельного индивида.

Люди склонны в поисках объяснения поступков других исходить из того, что по­ведение определяется чертами личности прежде всего. Так, например, по данным Т. Острома, студенты колледжа считают, что для составления правильного впечат­ления о другом человеке необходимо знать черты его личности (26 % всей необходи­мой информации), а вся демографическая информация, поведение, установки, цен­ности укладываются в 19% (по: Стефаненко, 1999 (1)).

Фундаментальная ошибка атрибуции (название явления принадлежит Л. Россу) заключается в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивает­ся роль ситуации.

В экспериментах 1984-85 гг. участники сначала знакомились с предложениями, описывавшими поведение определенных людей, а затем по памяти должны были вое-

произвести их на листе бумаги. В качестве подсказок им были предложены слова, означавшие либо черты личнос­ти, либо характеристики ситуации; в других вариантах такие подсказки вообще отсутствовали. Как оказалось, больше всего предложений вспомнили те, у кого в руках был список черт личности (там же).

Следовательно, черты личности являются более важной и наводящей информацией, которая закрепляется в памяти человека, помогает ему в оценке других. В исследованиях обнаружено, что люди предпочитают позитивно оценивать личностные факторы и негативно ситуаци­онные. Как оказалось, эта ошибка характерна и для профессиональных психологов

Второе направление — это интерпретация поведения человека, основанная на зна­нии его групповой принадлежности. Одна из первых концепций — «эгоцентрическое приписывание» — принадлежит Г. Келли. Эгоцентричность выражается в том, что успех приписывается себе, а неудачи приписываются другим людям. Если позитив­ные события приписываются своей группе, а негативные чужой, то это свидетель­ствует об этноцентристской позиции оценивающего человека.

Европейские психологи связали проблему каузальной атрибуции с теорией соци­альной идентичности. Были получены любопытные подтверждения на основе линг­вистического материала.

Так, например, по материалам итальянских психологов позитивное поведение члена своей группы описывается как альтруистическое; представитель чужой группы описывается как помогающий другому человеку (в обыденном сознании эта категория как бы наделена меньшей нравственной значимостью) (по: Стефанепко, 1999 (1)).

Если представитель своей группы агрессивен, то он описывается как «обидчик», а представитель чужой группы оценивается в более резких терминах — как «агрес­сор».

В английских исследованиях ученики частных привилегированных школ свои провалы на экзаменах склонны были объяснять леностью, а неудачи учеников госу­дарственных школ — отсутствием у них способностей.

Атрибуции такого типа обладают устойчивостью. А. Г. Стефаненко в своем иссле­довании 1980-х годов обнаружила, что поведение советского прохожего, объясняю­щего иностранцу, как лучше пройти, объяснялось московскими студентами как про­явление отзывчивости и бескорыстия (внутренние причины); такое же поведение американского гражданина объяснялось внешними причинами - особыми обстоя­тельствами (Стефаненко, 1999 (1)).

Итак, существует выраженное различие в приписывании тех или иных причин поведения «своим» и «чужим». Объяснение этому психологи ищут либо в этноцент­рических мотивах, либо в склонности к стереотипизации. Содержание атрибутив­ных стереотипов является результатом мотивации к сохранению позитивной груп­повой идентичности.

Эта мотивация может усиливаться следующими ситуациями:

• угроза своей социальной идентичности, страх потерять ее;

• конкуренция между группами;

• принадлежность к группе с низким статусом, который воспринимается как незаслуженный и несправедливый;

• отсутствие объединяющих категорий.

(Стереотипизация как способ интерпретации поведения людей, принадлежащих к определенной группе, рассматривается в следующем параграфе данной главы).

Помимо рациональных компонентов процесса понимания, в качестве которых м рассмотрели интерпретацию, важное место в постижении индивидуальности человека и прогнозировании его поведения и развития занимают процессы интуиции. Интуиция является фундаментом такого важного свойства личности, как проницательность.

17.13. Внешность и личность, тип конституции и черты личности

Для того чтобы включилась интуиция человека, необходимы определенные «под­сказки». В этом качестве обычно выступают внешние элементы оформления вне­шности человека, экспрессивные характеристики его поведения.

Какая информация о физическом облике человека помогает понять его внутрен­ний мир, характер и склонности?

Очень важен вопрос о связи черт лица с личностными свойствами человека. На современном уровне развития науки повышается интерес к исследованиям в облас­ти физиогномики. Он подкрепляется, в частности, новыми данными восточной ме­дицины, которая объясняет неслучайность возникновения и расположения морщин, бородавок на коже лица и тела.

Интересные исследования по физиогномике в последние годы появились в ряде стран. Многие ученые, работавшие над воссозданием физического облика человека по его останкам, черепу и лицевым костям, выявили связи между чертами лица и другими характеристиками человека. Так, обнаружена связь между размером подбо­родка и физической силой человека. В психологии XX века накоплен большой мате­риал о связи особенностей физического облика человека и чертами его личности и поведения. Особенно много об этом писали в 1960-е — 1970-е годы (многочислен­ные исследования тех лет обобщены в книгах А. А. Бодалева). Ответить на вопрос «Можно ли только по внешности, физическому облику сказать, что представляет собою данный человек и какие он имеет склонности?» позволяет типология Э. Креч-мера и Шелдона.

Б 1921 г. появилась книга Э. Кречмера «Строение тела и характер», где была обо­снована связь между строением тела, типом личности и психическими отклонения­ми. Кречмер выделил по строению тела пикников (средний рост, мягкие черты лица, плотная конституция, округлая голова на массивной шее, живот с хорошо развитой жировой прокладкой), атлетиков (квадратное лицо, широкие плечи, мускулистое тело) и астеников (уменьшенные поперечные размеры при нормальном росте, худое и тонкое тело, длинная шея, вытянутое треугольное лицо). В 1927 г. американец Шелдон выделил соматотипы (висцеротоники, церебротоники и соматотоники), которые соответствовали трем конституциональным типам Кречмера и, по мнению Шелдона, характеризовались определенным набором личностных черт (см. табли-ЧУ 17.1).

Имея развитую наблюдательность и некоторые психологические познания, а так­же опираясь на типологию, сложившуюся в течение жизни, мы нередко говорим, глядя на плотного, приземистого человека с короткой шеей и круглым лицом: он, должно быть, очень добродушен, любит полежать на мягком диване, приветлив и склонен к галантному обхождению, гурман, любит поесть и хорошо спит. Как правило, эти Прогнозы оказываются верными.

Экспрессивные движения служат хорошими подсказками, ориентирами для понимания и интерпретации поведения; они не только облегчают взаимодействие и понимание, но и могут быть сознательно смоделированы.

Таблица 17,1. Шкала темпераментов по Шелдону
Висцеротоник (пикник) Соматотоник (атлетик) Церебротоник (астеник)
Расслабленность в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Сдержанность манер и чопорность движений
Любовь к физическому комфорту Любовь к физическим нагрузкам Чрезмерная физиологическая реактивность
Замедленные реакции Энергичность Повышенная скорость реакций
Любовь к пище Потребность в движениях и удовольствие от них Склонность к интимности
Удовольствие от пищеварения Склонность к риску Скрытность чувств, контроль над эмоциями
Социофилия (любовь к обществу и общению) Храбрость в бою Социофобия (боязнь общества и общения)
Приветливость со всеми Агрессивность всоревновании Затруднения в установлении социальных контактов
Жажда любви и одобрения Психологическая нечувств ител ьность Трудность приобретения новых привычек
Стабильность эмоциональных проявлений Отсутствие жалости и такта Неумение предвидеть отношение людей к себе
Терпимость Громкий голос Тихий голос, боязнь вызвать шум
Безмятежная удовлетворенность Спартанское безразличие к боли Чрезмерная чувствительность к бол и
Глубокий сон Любовь к шумным играм Недостаточный сон, хрониче­ская усталость
Бесхарактерность Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Юношеская живость манер и внешнего облика
Общительность и расслаблен­ность в состоянии опьянения Агрессивность и самодовольство состоянии опьянения Устойчивость к действию, алкоголя и других депрессантов
Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в деятельности в тяжелую минуту Потребность в уединении в тяжелую минуту
Ориентация на детей и семью Ориентация на юношеские цели и занятия Ориентация на занятия пожилого возраста
(См: Меши Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М, 1975. - Гл. 3. - С. 208-209)

 

Обильная жестикуляция характерна для холериков и активных людей (рис. 17.4 Кроме того, она украшает актеров и свидетельствует о мастерстве воплощения и перевоплощения (рис. 17.1).

Посмотрите на известных людей (М. Горбачев, Н. Травкин, А. Собчак): все трое подняли указательный палец левой руки. Интересно, что они говорили в этот момент, ведь этот жест означает желание что-то скрыть (рис. 17.2)?

Человек сидит, схватившись за голову, посреди хаоса несобранных вещей, и понимаем его отчаяние (рис. 17.3).

Существует мнение, что каждый человек имеет одну-две экспрессивные черты, которые обнаруживают его истинную натуру (человека).

Есть типичные жесты и жесты, распространенные в конкретной культуре.

Что же, кроме интуиции, наблюдательности, умения интерпретировать наблюда­емое и использовать «подсказки», обеспечивает проницательность и безошибочность в трактовке поведения и личности человека, с которым мы вступаем в контакт?

Проницательность

Свойства личности, необходимые для того, чтобы разбираться в людях и хорошо по­нимать их, известны. Каждый из нас в первую очередь назовет наблюдательность и проницательность.

Проницательность определяет степень и быстроту проникновения во внутрен­ний мир другого человека, основанные на интуиции, знании человеческой природы и психологии, жизненной мудрости, которые позволяют мгновенно оценивать ситу­ацию и суть происходящего, прогнозировать ближайшие последствия и развитие Межличностных ситуаций, во многом предвидеть ход индивидуальной судьбы. Про­ницательность чаще относится к единичным актам восприятия и конкретному взаи­модействию с человеком или группой.

Интуиция и наблюдательность как фундамент проницательности зиждутся, прежде всего, (но не только) на умении схватывать нюансы визуально наблюдаемого вер­бального и невербального поведения и интерпретации этих элементов, протекающей Часто на подсознательном либо полуосознанном уровне. Многое может подсказать Изменившийся почерк, новый запах, опоздание и другие нетипичные для человека проявления.

К продолжительному взаимодействию более приложима категория «умение по­нимать людей и взаимодействовать с ними», то есть социальный интеллект.

Свойства, необходимые проницательному человеку, охарактеризовал еще в 1937 го­лу американский психолог, известный специалист по проблемам личности Гордон Оллпорт (Allport, 1937).[8]

Перечислим эти черты:

1. Опыт, под которым понимается зрелость. Жизненный, а не простой житей­ский, опыт есть следствие хорошо обдуманного на протяжении многих лет результа­та и характера взаимодействия с разными людьми, который складывается на основе как умозаключений, так и интуитивного прозрения и проницательности.

2. Подобие, сходство. Это особый случай опыта, который подсказывает, что чем больше человек похож на тебя (по возрасту, полу, профессии, склонностям и т. д.), тем больше общих черт у вас найдется, что, в конечном счете, и помогает более точ­ным оценкам.

3. Интеллект. Он особенно помогает в оценке незнакомых людей, когда преду­беждения еще не мешают видеть людей такими, какие они есть. Именно интеллект помогает в уяснении связей между тем, что человек делал и говорил вчера и сегодня, между мимикой, экспрессией и степенью искренности, между характером и судьбой.

4. Понимание себя является необходимым условием понимания других, Ошибки и заблуждения относительно себя переносятся на других людей и часто выступают психологическими барьерами между людьми.

5. Отрешенность. У тех, кто много болеет, предается уединению, находится боль­ше времени для размышления над сложностью человеческой природы; они умеют отрешиться от ненужных деталей, связующих чувств, посмотреть на вещи и события со стороны, подойти к новому человеку непредвзято.

6. Сложность. Г. Оллпорт подчеркивает, что люди не могут понять тех, кто их намного сложнее и тоньше. Он замечает, что особенно такое преимущество должно быть у психиатра (и, конечно, психолога). «Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого... Две души обитали в гру­ди у Фауста, и только одна у его помощника Вагнера; и именно Фауст оказался спо­собным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни» (Макшанов, Хрящева, Сидоренко, 1986).

7. Эстетические склонности. Человек с эстетическими склонностями и соответ­ствующим складом ума ищет во всем гармонию, и это способствует искусству его оценки.

8. Социальный интеллект. Особенно важен этот дар для тех, кто непосредственно взаимодействует с людьми. Тот, кто опирается в большей степени на свое воображе­ние (писатель, художник), может им и не обладать.

«Социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти ав­томатические суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отноше­ние скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт социальное приспособление, а не глубина понимания» (Allport, 1937, с. 516)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.028 с.)