Что мы видим в другом человеке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что мы видим в другом человеке



Формирование представления о другом человеке всегда начинается с отражения И оценки его физического облика, манеры держаться, с анализа той информации, которую дает внешний облик человека. Эта информация становится.фундаментом складывающегося образа другого человека.

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы фи­зического облика, внешности или выразительного поведения выступают многознач­ными социальными сигналами, проясняющими национальность человека, его возраст и опыт, чувства в данный момент, его уровень культуры и эстетических вкусов и т. п

Любой человек воспринимается нами в единстве внешних данных (физический облик, конституциональные особенности плюс все то, что человек делает со своей внешностью в соответствии с модой, требованиями общества, вкусами, представле­нием о самом себе) и экспрессивного поведения, проявляющегося в действии.

Социальной перцепции присущи возрастные особенности. Известно, в частности, что дети младшего школьного возраста могут вычленить во внешнем облике своего ровесника только самые общие элементы (рост, волосы, цвет глаз). Внимание фикси­руется на одежде (преобладает простое перечисление); совершенно отсутствуют ха­рактеристики мимических особенностей ровесника, его говора и речи, походки. За исключением родинок и веснушек, дети не находят примечательных характерных' деталей. Не умея правильно оценить выбранный элемент, они часто дают неопреде­ленную оценку — «нормальный». Даже если они и видят что-то характерное, то не умеют это правильно описать («на носу небольшой горб»).

Очевидно, что в этом возрасте социальная перцепция сформирована недостаточ­но, поступающая информация слабо осознается, не выражена в четких понятиях.

Гораздо большее значение физическому облику другого человека придает подро­сток. В его представлении анатомические особенности, черты лица, особенности те­лосложения больше характеризуют человека, чем его одежда или прическа. Однако, в отличие от взрослого, подросток недооценивает экспрессивные черты (мимику, жестикуляцию, речь), лишь в очень небольшом объеме включает их в портретную характеристику оцениваемого человека.

Чаще всего фиксируются волосы, рост, глаза, лицо. В этих элементах не все при­знаки выделяются одинаково часто; наиболее значимыми оказываются цвет волос, цвет глаз, рост. Из всех признаков лица (веснушки, родинки, морщины, цвет, форма, размер, черты, оценка эстетической привлекательности) наиболее часто отмечаются цвет и форма..

Эти признаки для воспринимающего являются опорными при построении образа физического склада, внешнего вида другого человека. Подавляющее большинство описаний, будь то характеристики литературных героев или конкретных людей, на­чинается с характеристики этих элементов и их признаков.

К 13-14 годам объем и адекватность оцениваемых признаков значительно увели­чиваются; процесс изменений в социальной перцепции идет особенно интенсивно. Разница в возрасте всего лишь в год— 14 и 15 лет (ученики? и 8 классов) — характе­ризуется ощутимыми количественными изменениями.

Приведем пример. Группе подростков (7-й, затем 8-й класс) с интервалом в год предлагалось описать одного и того же хорошо знакомого им мужчину. Спустя год школьники смогли увидеть в человеке, его поведении, внешнем облике намного больше индивидуальных деталей. Вот как описывает этого человека один и тот же мальчик.

(В 13 лет): «С. Д. смуглолицый, роста среднего, волосы черные (коротко стриженые). Мое. с горбинкой, лицо в морщинках. Носит костюмы темные, брюки широкие. Ходит не спеша. Общителен. К людям относится тепло. Любит порядок. Ему лет под „пятььдесят. Много курит. Лицо всегда сосредоточено. Тонкий. Семейный».

Через год мальчик дает удивительно точный и детализированный портрет.

(В 14 лет): «С. Д. — высокого роста, худощавый, смуглый. Маленькое лицо. Боль­шие, очень внимательные строгие глаза. Орлиный нос. На лбу пролегают крупные морщины. Около рта проходят две глубокие складки. Нижняя губа чуть отвисает. Вокруг глаз находятся морщинки. Когда улыбается, то морщинки сбегаются у глаз и от это­го они (глаза) становятся еще более теплыми. Большие дугообразные брови. Волосы черные, зачесаны назад, короткие. Уши чуть оттопыриваются. Ему лет 56, но на вид можно дать значительно меньше. Походка у него такая степенная, ходит не спеша, если в пальто, то руки держит в карманах. Носит костюм темного цвета, если есть пиджак, то руки у него в карманах или же за спиной. Человек он волевой, с твердым характером, требовательный.

Но это не мешает ему хорошо, тепло, внимательно относиться к людям.

Говорит он просто, ясно. Семейный» (Т Куницына, 1973).

Интенсивность развития социальной перцепции в этом возрасте объясняется не только созреванием всех психических функций, развитием интеллекта, накоплением жизненного опыта взаимодействия, ростом самосознания, но и усвоением социальных норм, ролей, ценностей, эталонов и стереотипов, социальных установок.

Значительно более важны и существенны качественные изменения в отражении основных черт физического облика другого человека.

Прежде всего, в описании другого человека подростком все чаще «за деревьями проступает лес», то есть не просто перечисляются отдельные элементы физического облика и внешности, а отмечаются признаки, отражающие индивидуальное, харак­терное, неповторимое; значительно расширяется круг используемых понятий.

Чем больше человек осознает себя личностью, тем больше он начинает присмат­риваться к людям и их взаимоотношениям.

П. П. Блонский пишет: «...Чем в особенности занята мысль подростка и юноши, это проблема социальных отношений...» (Блонский, 1961, стр. 507).

Тяга к взрослым людям особенно сильна в подростковом и юношеском возрасте, когда человек находится в процессе бурного физического развития и духовного созревания, нуждается в том, чтобы взрослые помогли ему разобраться в нем самом, обогатили бы его нравственные, этические, эстетические представления, — одним словом, не только дали бы толчок к самовоспитанию и совершенствованию, но и на­правили бы этот процесс. Результатом этого глубокого и закономерного интереса к взрослым людям и становится большая глубина и острота восприятия их подростком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.004 с.)