Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и функции доверительного общения
Для анализа структуры и функций процесса межличностного общения необходимо учитывать его пространственно-временные координаты, которые позволяют определить, является ли это общение контактным или же оно опосредовано разнообразными техническими средствами, отсрочено по времени и разведено пространством. Временные координаты определяют уровень развития и интенсивность процесса: разаворачивается ли этот процесс во времени, сопровождается ли он образованием, развитием и усложнением отношений общающихся людей, или же это относительно простой, единовременный акт общения, непременно включающий взаимодействие людей, — то, что Б. Ф. Ломов называет отдельным контактом, периодом общения (Ломов, 1984). Длительный процесс межличностного доверительного общения идет по пути многочисленных планируемых и непланируемых контактов, накопления субъективно значимой, эмоционально окрашенной информации о другом человеке, выстраивания и стабилизации отношений. С точки зрения процесса формирования доверительных отношений, установления близкой и оптимальной психологической дистанции в этих отношениях можно предложить следующую постадийную развертку этого процесса (основанную на проведенном в 1987-90 годах исследовании). Как выяснилось в ходе исследования (В. Н. Куницына, 1991, см. гл. «Факторы успешного общения»), каждый более высокий уровень успешности общения предполагает наличие определенных личностных и коммуникативных свойств, способствующих формированию доверительности в отношениях, сближению и переходу к более успешному личностному и коммуникативному взаимодействию. При этом каждый новый шаг в продвижении к человеческому сближению связан с преодолением вполне определенных личностных свойств, создающих особые трудности на пути к доверительному общению,. Первоначально это более общие, нередко биологически и психофизиологически обусловленные, свойства — такие как аутистичность, шизоидность и др. Они затрудняют не только неформальные контакты, но и деловое общение, сводя его к узкофункциональному и целевому взаимодействию. На дальнейших стадиях развертывания неформального общения препятствиями к развитию доверительности и психологическому сближению служат другие свойства личности.
Попробуйте проанализировать становление неформальных контактов в условиях, которые располагают к быстрому их развертыванию, — например, в доме отдыха, туристической поездке и т. д. Как они обычно развиваются (рис. 15.1)? Таким образом, доверительное общение застенчивых, невротизированных, жестко авторитарных людей, хотя и будет иметь внешние признаки доверия и доверительности, открытости, редко достигает подлинного психологического контакта вследствие Фрустрированности, напряженности, пониженного самоуважения людей этого типа. Спокойные и дружелюбные, мало агрессивные и неконфликтные, эти люди, несмотря на хорошую коммуникативную совместимость, могут чувствовать себя одинокими, непонятыми, ненужными, испытывать глубокую неудовлетворенность сложившимися отношениями в близком кругу. Как показывают результаты эксперимента, вследствие этих переживаний, обостренной чувствительности к нюансам человеческих отношений, они могут быть менее успешными в доверительном общении, чем Те, кто не испытывает этих чувств. Истинная психологическая близость недоступна тем, кто привык манипулировать другими людьми, или чрезмерно поглощен собственными переживаниями, сосредоточен только на своих интересах, эгоцентричен по своей природе. 75.2.4. Стадии доверительного общения Итак, тактическая цель межличностного доверительного общения — установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель — формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития. Первая стадия — это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель — формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия. Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.
В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленная информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, Не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия. Вторая стадия — формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами: а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия); б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки); в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия). В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции. Третья стадия — стабилизация межличностных отношений', цель — установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания. Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений. Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция — формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция — эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция — релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия. Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии — стадии стабилизации межличностных отношений. В то время как деловое общение направлено на организацию совместной деятельности и выполнение профессиональных, служебных, деловых задач, межличностное Доверительное общение способствует удовлетворению потребности в признании и принятии, релаксации и сохранении душевного равновесия, эмоциональной поддержки между людьми. 75.2.5. Психологическая близость Важнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта. Рассмотрим это явление. Понятие «психологическая близость» присутствует в ряде отечественных и зарубежных работ, однако оно не являлось самостоятельным объектом экспериментального изучения. Поэтому содержание этого термина в научном плане не раскрывалось, а скорее использовалось на уровне обыденного сознания. Сам феномен описывался как нечто, присущее быту. Что касается проявления психологической близости, то описание их дается при анализе дружбы и любви как парных взаимоотношений, которые характеризуются высокими уровнями человеческой близости. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.006 с.) |