Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типичные ошибки первого впечатления
К ошибкам первого впечатления относятся «гало-эффект» (эффект ореола), проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков. Ореол — это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Мы склонны оценивать те или иные черты в зависимости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку. Эффект ореола — это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. Интересно, что действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Наиболее часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Так, если я — болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным, и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр. В одном остроумном эксперименте психолог П. Уилсон показывал студентам разных групп колледжа одного и того же мужчину, которого он назвал «мистер Инглэнд». В одном классе его представляли как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как npoфессора. После того как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост Уилсона не менялся, а рост «м-ра Инглэнда» увеличивался с повышением его социального статуса. Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку в общении стали называть действием фактора превосходства.
Еще одна ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т. д.. Американский психолог А. Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, обыкновенных и некрасивых. Затем показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил высказаться о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографиях. Испытуемые оценили красивых как более уверенных, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и духовно богатых, по сравнению с теми, кого эксперты оценили как некрасивых или «обычных». Испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных. Еще одна схема — проявление фактора «отношение к нам». Те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. В одном из экспериментов студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстранение, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить его по ряду характеристик: «доброжелательный» преподаватель получил значительно более высокую оценку, чем «холодный». Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов — превосходство, привлекательность или отношение к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и может ошибочно оценить партнера. Проекция заключается в приписывании другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя неприятно. Раздражительные, агрессивные люди часто приписывают эти качества другим, завистлитвые видят в других проявления зависти, самонадеянные(осуждают других за непредусмотрительность. Давно известно психологическое правило, воплощенное в некоторых проективных тестах: «Что усиленно отрицаешь, то непременно обладаешь сам».
Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, которых им предлагалось оценить, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали. Испытываемые эмоциональные состояния также могут искажать наши оценки и впечатления. Один из ранних экспериментов, подтвердивших это правило, состоял в следующем: студенты театрального училища разыгрывали этюд, который в одном случае заканчивался дракой с убийством, в другом — страстной любовной сценой. Затем им предлагалось оценить своих случайных партнеров по этюду. Первая концовка этюда проявлялась в описаниях-оценках конкретных партнеров как преувеличение их настойчивости, агрессивности; в описаниях обнаруживалась неприязнь с оттенком недоброжелательства. Во втором варианте окончания этюда последующие описания партнеров приобретали оттенок расположения и приязни. Эффект снисходительности заключается в том, что все люди оцениваются положительно. Иногда его называют эффектом Полианны (Pollyanny) — люди чаще стремятся использовать позитивные оценки, чем негативные, при этом у женщин данное свойство более выражено. К ошибкам в восприятии могут привести также различия в толковании жестов и других элементов выразительного поведения, в зависимости от культуры. В одном эксперименте участвовали мексиканцы и североамериканцы. В небольшой комнате, лишенной всякой мебели, они беседовали на отвлеченные темы, а затем, разойдясь в разные комнаты, описывали своего собеседника. Когда они разговаривали стоя друг против друга, мексиканцы оценивали своих партнеров как холодных, высокомерных, замкнутых, скрытных людей. Американцы же описывали своих партнеров как настырных, невоспитанных, назойливых, излишне темпераментных. А все дело было в том, что в Мексике принято разговаривать на более короткой дистанции, чем в Америке. Когда разговор проводился за столом, оценки были более индивидуальными, подобных резких различий не наблюдалось. Вопрос о верности или ложности первого впечатления сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно определить почти все характеристики партнера — его психологические черты, его социально-демографическую принадлежность. Но эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах, то есть в ситуациях, из которых искусственно устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми, и единственной задачей является точное и полное восприятие другого человека. С другой стороны, исследования обнаруживают, что почти всегда в реальных ситуациях присутствует тот или иной процент ошибок. Чем менее нейтральными являются отношения, чем более люди по тем или иным причинам заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.
Проецирование - перенесение своих состояний на другую личность, приписывание ем черт, которые в действительности присущи самому воспринимающему, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. 16.2.2. Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности Социальные стереотипы — одна из основ формирования первого впечатления. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, onpеделяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определении людей как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно — по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стереотип. При этом совершенно неважно, что происходит в действительности, каков личный опыт владельца стереотипа, — главное, не ошибиться в определении. Ситуации первого знакомства относятся именно к межгрупповому уровню общения, поскольку для людей как социальных существ главное — решить вопрос о групповой принадлежности партнера. Поэтому наиболее важными характеристиками партнера в данной ситуации являются те, которые позволяют отнести его к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности, оказавшиеся не в фокусе, попросту достраиваются по определенным схемам. Один из способов усвоения и переработки информации — сличение вновь поступающей информации с социальными эталонами и стереотипами, которые вырабатываются обществом, являются частью данной культуры, усваиваются человеком с детства. Когда восьмиклассникам предложили написать, как они себе представляют врача, учителя, лесоруба, то в характеристики всех трех профессий вошли стереотипные суждения: «лесоруб должен быть сильным, загорелым», «учитель должен быть строгим, требовательным, одет в темный скромный костюм». Эти суждения более всего были выражены в описании врача: «Врач должен быть в белом халате, чистом колпаке, всегда иметь при себе трубку, уметь успокоить больного, отвлечь от тяжелых мыслей» и т. д.
Процесс образования стереотипов неизбежен и направляется как различными видами искусства, так и (в той или иной степени) группами, в сфере влияния которых находится данный человек. Влияние литературы прослеживается в отборе тех признаков, которыми наделяют дети добрых, умных, злых, рассеянных людей. Злые как будто пришли из народных сказок, где зло воплощается в образе бабы-яги, ведьмы: с крючковатым носом, морщинистым лицом, всклокоченными волосами и т. п. В подтверждение сказанного можно привести описание злого человека учеником 8 класса: «Злой человек небольшого роста, нос с горбинкой, большой рот с топкими губами. Все лицо в морщинах. Движения угловатые, фигура сутулая, пальцы скрючены, с большими ногтями». Стереотипы, зафиксировавшие в себе связи между физическими чертами внешности и чертами личности и характера, чрезвычайно многочисленны. Достаточно напомнить широко распространенное убеждение, что люди с большим лбом умны (в американской критической литературе даже узаконен ряд специальных терминов — «литература для высоколобых», «книги для низколобых» и т. п.). В научно-популярной литературе 1970-х годов приводилось описание одного хитроумного эксперимента, Были отобраны 155 человек, которым назвали семнадцать имен и попросили отметить, к каким именам они отнесли бы такие черты характера; и внешности, как миловидность, общительность, любезность, сварливость. Самым счастливым оказалось имя Джон: 93 процента опрошенных решили, что человек, носящий это имя, любезен и общителен. (Ответы людей, знающих хоть одного реального человека с именем Джон, исключались.) Имя «Энн» получило первое место среди положительных женских имен, а «Матильда» была признана большинством старой и некрасивой. Насколько часто оперируют подростки и юноши социальными стереотипами? Оценивая абстрактных людей («добрый», «умный» и т. д.) либо литературных персонажей, они используют стереотипы, правда, довольно робко и не всегда умело и точно. Однако при оценивании непосредственно воспринимаемого человека стереотипы подобного рода у подростка «не работают» и могут привлекаться для оценки лишь позднее, в юношеском возрасте. Нередко используются аналогии-стереотипы: «рот несколько старушечий», «нос из тех, что у обывателей называется римским», «губы как у врубелевской Тамары». Часть предположений, базирующаяся на признаках физического склада, относится к попыткам определить национальность, происхождение, то есть воспринимаемое лицо, несомненно, сличается с какими-то стереотипами. Примеры: «Румянец щёк свидетельствует, что она из центральной полосы России», «смуглая, вероятно, южанка», «чем-то напоминает горянку, возможно, из Армении». Наблюдения за экспрессией воспринимаемого человека, ранее незнакомого, служат для выводов о более глубинных, личностных свойствах человека: «В действиях не чувствуется горячности, поспешности, действия размеренные и спокойные»; «кажется, что человек способен к размышлению, и есть какая-то внутренняя скромность.
Сложившаяся самооценка, самообраз начинают регулировать, определять процесс восприятия другого человека. Самооценка приобретает своеобразный установочный характер. Некоторые подростки при восприятии другого человека отталкиваются от тех черт физического склада, личности, характера, которыми обладают сами. Так, например, крупный, высокий мальчик-спортсмен пишет о взрослом мужчине: «Ив. Ив. — богатырского сложения». Скромная, опрятная, пышноволосая девочка пишет о женщине: «Волосы пышные, светлые. Держалась скромно. Культурная женщина, так как одета опрятно». Роль установки в восприятии Установка на восприятие черт, аналогичных собственным, особенно проявляется при характеристике интересов другого человека. Система ценностей человека, общая направленность личности всегда отражаются в его установках и отношениях. А. А. Бодалев предъявлял фотографии одного и того же человека разным группам людей, сопровождая их краткой установочной характеристикой типа «герой», «преступник» и т. п. В тех случаях, когда установка срабатывала, а это происходило не всегда, словесные портреты одних и тех же описываемых людей кардинально различались. Оказалось также, что есть люди, не подверженные стереотипному восприятию, и есть такие, которые избирательно стереотипны. Ниже приводится описание данного эксперимента. Стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных, не относящихся к Делу свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем - за пределами ситуации первого впечатления, когда общение станет межличностным и потребуется точность в определении именно этих психологических качеств. Таким образом, восприятие другого всегда одновременно и верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик, по которым мы строим поведение, и менее точно в отношении остальных. Памятуя об этом, можно сформулировать следующие правила восприятия. Правило 1. Когда мы общаемся с человеком, мы должны осознавать, что взаимодействуем с личностью, а не со стереотипом. Правило 2. Для улучшения нашего восприятия другого человека мы должны прилагать усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 4237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.023 с.) |