Типичные ошибки первого впечатления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные ошибки первого впечатления



К ошибкам первого впечатления относятся «гало-эффект» (эффект ореола), проек­ция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков.

Ореол — это стойкое суждение об одном важном каче­стве или группе качеств, распространяющееся на всю лич­ность. Мы склонны оценивать те или иные черты в зави­симости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку.

Эффект ореола — это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность лично­сти партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Интересно, что действует несколько типовых схем за­пуска эффекта ореола. Наиболее часто применяется схе­ма восприятия, которая запускается в случае неравенства

партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Люди склон­ны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто пре­восходит их по какому-то существенному для них параметру. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспри­нимающего неравенстве. Так, если я — болезненный и слабый, но хочу быть здоро­вым и сильным, и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.

В одном остроумном эксперименте психолог П. Уилсон показывал студентам разных групп колледжа одного и того же мужчину, которого он назвал «мистер Инглэнд». В одном классе его представляли как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как npoфессора. После того как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост Уилсона не менялся, а рост «м-ра Инглэнда» увеличивался с повышением его социального статуса.

Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встре­че с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцени­ваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку в общении стали называть действием фактора превосходства.

Еще одна ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т. д..

Американский психолог А. Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, обыкновенных и некрасивых. Затем показал эти фо­тографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил высказаться о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографиях. Испытуемые оцени­ли красивых как более уверенных, счастливых, искренних, уравновешенных, энер­гичных, любезных, утонченных и духовно богатых, по сравнению с теми, кого экс­перты оценили как некрасивых или «обычных». Испытуемые мужчины оценили кра­сивых женщин как более заботливых и внимательных.

Еще одна схема — проявление фактора «отношение к нам». Те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто отно­сится к нам плохо. В одном из экспериментов студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелатель­но, с другими отстранение, подчеркивая социальную дистанцию. После этого сту­дентов просили оценить его по ряду характеристик: «доброжелательный» препода­ватель получил значительно более высокую оценку, чем «холодный».

Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» про­является в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоцен­ке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного нам человека. Если в си­туации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов — превосход­ство, привлекательность или отношение к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и может ошибочно оценить партнера.

Проекция заключается в приписывании другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувство­вать себя неприятно. Раздражительные, агрессивные лю­ди часто приписывают эти качества другим, завистлитвые видят в других проявления зависти, самонадеянные(осуждают других за непредусмотрительность. Давно из­вестно психологическое правило, воплощенное в некоторых проективных тестах: «Что усиленно отрицаешь, то непременно обладаешь сам».

Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, которых им предлагалось оце­нить, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Испытываемые эмоциональные состояния также могут искажать наши оценки и впечатления. Один из ранних экспериментов, подтвердивших это правило, состоял в следующем: студенты театрального училища разыгрывали этюд, который в одном случае заканчивался дракой с убийством, в другом — страстной любовной сценой. Затем им предлагалось оценить своих случайных партнеров по этюду. Первая кон­цовка этюда проявлялась в описаниях-оценках конкретных партнеров как преуве­личение их настойчивости, агрессивности; в описаниях обнаруживалась неприязнь с оттенком недоброжелательства. Во втором варианте окончания этюда последую­щие описания партнеров приобретали оттенок расположения и приязни.

Эффект снисходительности заключается в том, что все люди оцениваются поло­жительно. Иногда его называют эффектом Полианны (Pollyanny) — люди чаще стре­мятся использовать позитивные оценки, чем негативные, при этом у женщин данное свойство более выражено.

К ошибкам в восприятии могут привести также различия в толковании жестов и других элементов выразительного поведения, в зависимости от культуры. В одном эксперименте участвовали мексиканцы и североамериканцы. В небольшой комнате, лишенной всякой мебели, они беседовали на отвлеченные темы, а затем, разойдясь в разные комнаты, описывали своего собеседника. Когда они разговаривали стоя друг против друга, мексиканцы оценивали своих партнеров как холодных, высокомерных, замкнутых, скрытных людей. Американцы же описывали своих партнеров как на­стырных, невоспитанных, назойливых, излишне темпераментных. А все дело было в том, что в Мексике принято разговаривать на более короткой дистанции, чем в Аме­рике. Когда разговор проводился за столом, оценки были более индивидуальными, подобных резких различий не наблюдалось.

Вопрос о верности или ложности первого впечатления сложнее, чем может пока­заться на первый взгляд. С одной стороны, исследования показывают, что почти каж­дый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точ­но определить почти все характеристики партнера — его психологические черты, его социально-демографическую принадлежность. Но эта точность высока только в ней­тральных обстоятельствах, то есть в ситуациях, из которых искусственно устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми, и един­ственной задачей является точное и полное восприятие другого человека. С другой стороны, исследования обнаруживают, что почти всегда в реальных ситуациях при­сутствует тот или иной процент ошибок. Чем менее нейтральными являются отно­шения, чем более люди по тем или иным причинам заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Проецирование - перенесение своих со­стояний на другую лич­ность, приписывание ем черт, которые в действи­тельности присущи само­му воспринимающему, а у оцениваемой личнос­ти могут отсутствовать.

16.2.2. Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности

Социальные стереотипы — одна из основ формирования первого впечатления. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе.

Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, onpеделяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определении людей как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно — по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стерео­тип. При этом совершенно неважно, что происходит в действительности, каков лич­ный опыт владельца стереотипа, — главное, не ошибиться в определении.

Ситуации первого знакомства относятся именно к межгрупповому уровню общения, поскольку для людей как социальных существ главное — решить вопрос о груп­повой принадлежности партнера. Поэтому наиболее важными характеристиками парт­нера в данной ситуации являются те, которые позволяют отнести его к какой-то ка­тегории, группе. Именно эти характеристики воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности, оказавшиеся не в фокусе, попросту достраиваются по определенным схемам.

Один из способов усвоения и переработки информации — сличение вновь посту­пающей информации с социальными эталонами и стереотипами, которые выраба­тываются обществом, являются частью данной культуры, усваиваются человеком с детства. Когда восьмиклассникам предложили написать, как они себе представляют врача, учителя, лесоруба, то в характеристики всех трех профессий вошли стерео­типные суждения: «лесоруб должен быть сильным, загорелым», «учитель должен быть строгим, требовательным, одет в темный скромный костюм». Эти суждения более всего были выражены в описании врача: «Врач должен быть в белом халате, чистом колпаке, всегда иметь при себе трубку, уметь успокоить больного, отвлечь от тяжелых мыслей» и т. д.

Процесс образования стереотипов неизбежен и направляется как различными ви­дами искусства, так и (в той или иной степени) группами, в сфере влияния которых находится данный человек. Влияние литературы прослеживается в отборе тех при­знаков, которыми наделяют дети добрых, умных, злых, рассеянных людей. Злые как будто пришли из народных сказок, где зло воплощается в образе бабы-яги, ведьмы: с крючковатым носом, морщинистым лицом, всклокоченными волосами и т. п.

В подтверждение сказанного можно привести описание злого человека учеником 8 класса: «Злой человек небольшого роста, нос с горбинкой, большой рот с топкими губами. Все лицо в морщинах. Движения угловатые, фигура сутулая, пальцы скрю­чены, с большими ногтями».

Стереотипы, зафиксировавшие в себе связи между физическими чертами внешно­сти и чертами личности и характера, чрезвычайно многочисленны. Достаточно на­помнить широко распространенное убеждение, что люди с большим лбом умны (в американской критической литературе даже узаконен ряд специальных терминов — «литература для высоколобых», «книги для низколобых» и т. п.).

В научно-популярной литературе 1970-х годов приводилось описание одного хитроумного эксперимента, Были отобраны 155 человек, которым назвали семнадцать имен и попросили отметить, к каким именам они отнесли бы такие черты характера; и внешности, как миловидность, общительность, любезность, сварливость. Самым счастливым оказалось имя Джон: 93 процента опрошенных решили, что человек, носящий это имя, любезен и общителен. (Ответы людей, знающих хоть одного реального человека с именем Джон, исключались.) Имя «Энн» получило первое место среди положительных женских имен, а «Матильда» была признана большинством старой и некрасивой.

Насколько часто оперируют подростки и юноши социальными стереотипами?

Оценивая абстрактных людей («добрый», «умный» и т. д.) либо литературных персонажей, они используют стереотипы, правда, довольно робко и не всегда умело и точно. Однако при оценивании непосредственно воспринимаемого человека сте­реотипы подобного рода у подростка «не работают» и могут привлекаться для оцен­ки лишь позднее, в юношеском возрасте.

Нередко используются аналогии-стереотипы: «рот несколько старушечий», «нос из тех, что у обывателей называется римским», «губы как у врубелевской Тамары».

Часть предположений, базирующаяся на признаках физического склада, относит­ся к попыткам определить национальность, происхождение, то есть воспринимаемое лицо, несомненно, сличается с какими-то стереотипами. Примеры: «Румянец щёк сви­детельствует, что она из центральной полосы России», «смуглая, вероятно, южан­ка», «чем-то напоминает горянку, возможно, из Армении».

Наблюдения за экспрессией воспринимаемого человека, ранее незнакомого, слу­жат для выводов о более глубинных, личностных свойствах человека: «В действиях не чувствуется горячности, поспешности, действия размеренные и спокойные»; «ка­жется, что человек способен к размышлению, и есть какая-то внутренняя скром­ность.

Сложившаяся самооценка, самообраз начинают регулировать, определять про­цесс восприятия другого человека. Самооценка приобретает своеобразный устано­вочный характер. Некоторые подростки при восприятии другого человека отталки­ваются от тех черт физического склада, личности, характера, которыми обладают сами. Так, например, крупный, высокий мальчик-спортсмен пишет о взрослом муж­чине: «Ив. Ив. — богатырского сложения». Скромная, опрятная, пышноволосая де­вочка пишет о женщине: «Волосы пышные, светлые. Держалась скромно. Культур­ная женщина, так как одета опрятно».

Роль установки в восприятии

Установка на восприятие черт, аналогичных собственным, особенно проявляется при характеристике интересов другого человека. Система ценностей человека, общая на­правленность личности всегда отражаются в его установках и отношениях.

А. А. Бодалев предъявлял фотографии одного и того же человека разным группам людей, сопровождая их краткой установочной характеристикой типа «герой», «пре­ступник» и т. п. В тех случаях, когда установка срабатывала, а это происходило не всегда, словесные портреты одних и тех же описываемых людей кардинально разли­чались. Оказалось также, что есть люди, не подверженные стереотипному восприя­тию, и есть такие, которые избирательно стереотипны.

Ниже приводится описание данного эксперимента.

Стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных, не относящихся к Делу свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем - за пределами ситуации первого впечатления, когда общение станет межличностным и потребуется точность в определении именно этих психологических качеств.

Таким образом, восприятие другого всегда одновременно и верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик, по которым мы строим поведение, и менее точно в отношении остальных.

Памятуя об этом, можно сформулировать следующие правила восприятия.

Правило 1. Когда мы общаемся с человеком, мы должны осознавать, что взаимо­действуем с личностью, а не со стереотипом.

Правило 2. Для улучшения нашего восприятия другого человека мы должны при­лагать усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 4237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.023 с.)