Методы изучения и конкретные исследования стереотипов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения и конкретные исследования стереотипов



 

Основные методы исследования:

1. Метод свободного описания;

2. Методы опроса (список личностных черт, шкалы соц. дистанции, шкалы этно­центризма, диагностические тесты отношений);

3. Психосемантические и проективные методы.

В разные годы и в разных странах проводились исследования стереотипов с ис­пользованием одного и того же методического приема. Разным группам людей пред­лагался большой список прилагательных, обозначающих разные черты личности, среди которых надо было выбрать 5 слов, характеризующих национальный харак­тер. В других вариантах практиковался спонтанный выбор без списка.

Одно из первых исследований началось в 1933 г. в США (Катц и Брейли; по: Klineberg, 1936). Из списка (84 черт) нужно было выбрать 5, чтобы охарактеризо­вать типичного представителя той или иной группы. Опрос проводился дважды — в 1933 и 1951 гг. — среди студентов Принстонского колледжа. Вот некоторые из по­лученных результатов:

американец — предприимчив, способен, материалистичен, честолюбив, прогресси­вен;

англичанин — спортивен, способен, соблюдает условности, любит традиции, кон­серватор;

итальянец ~ артистичен, импульсивен, страстен, вспыльчив, музыкален;

еврей — умен, корыстолюбив, скуп, предприимчив, способен;

немец — обладает научным мышлением, трудолюбием, флегматичностью.

Обнаружен эффект затухания, то есть с течением времени все чаще встречаются менее единодушные суждения. Например, «лентяями» негров в 1932 г. считали 84 процента опрошенных, а в 1950 г. — только 31 процент.

Известно также исследование американского социолога Хартли (Майерс, 1997), в котором предлагалось описать типичные черты нескольких этнических групп и на­родностей (в том числе трех несуществующих). В опросе принимали участие люди среднего культурного уровня. Результаты исследования выявили тенденцию нега­тивно оценивать представителей совершенно незнакомых этнических общностей.

Аутостереотип (русские о русских). Исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1984, 1989,1995-1997 гг.

Исследование 1997 года ставило две задачи: 1) сравнить данные опросов, сделан­ных в 1984 и 1996-97 гг.; 2) сравнить личностные особенности «стереотипных» (то есть склонных при оценке людей использовать преимущественно стереотипы) и не стереотипных людей. Общее количество опрошенных в 1984 г. — 150 чел. пред­ставителей интеллигенции г. Ленинграда. В 1996-97 гг. — 165 чел., из них 50 педаго­гов, остальные — студенты разных факультетов университета, а также курсанты во­енного училища (35 чел.). Все участники исследования в обоих случаях — русские. Предлагалось охарактеризовать типичного представителя каждой из 10 националь­ностей (украинец, русский, грузин, эстонец, татарин, американец, немец, француз, поляк, японец), называя 5 личностных черт.

В результате было получено 7,5 тысяч характеристик, по 825 качеств на каждого из 10. Личностные особенности опрашиваемых измерялись с помощью методики КОСКОМ, опросника «СО-25».

Называемые свойства были объединены в категории: работа, общение, жизнелю­бие, темперамент, хитрость, интеллект, деньги, устои, воспитание, качества души, сила, привлекательность, любовь. В начале исследования на первые места в аутостереотипе выдвигались общительность и доброта; в последние годы — терпеливость безалаберность.

На диаграммах (рис. 17.5) наглядно видно, что трудолюбия можно ожидать от японца, эстонца но никак не (француза; интеллект приписывается японцам, русским интеллекте также не отказывают; наиболее общительны американцы, украинцы, грузины. По жизнелюбию всех превосходят русские и французы.

У взрослых чаще встречается нестереотипное onucание, более похожее на национальный характер.

Национальный стереотип - недифференцированное суждение, обозначаю­щее целиком этническую или национальную груп­пу и предполагающее наличие определенной черты у всех ее предста­вителей; неизбежно содержит в себе скрытую или явную оценку.

Пример нестереотипного описания (женщина 34 года, не русская):

русский — безропотность, стремление найти власть, которой можно подчиниться

садомазохизм, беззаботное отношение ко времени, потеря традиций;

татарин — разные стереотипы для мужчины и для женщины, низкий уровень

культуры, раннее старение, мимическая невыразительность, упорство;

поляк — ощущение трагичности своей истории;

эстонец — внешняя тяжеловесность;

американец — внешняя поведенческая открытость;

француз — умение сохранять свою внутреннюю жизнь в разных условиях,

грузин — резкое деление на своих и чужих, стремление к чувственному восприятию мира;

немец — стремление к спокойной красоте, любители цветов.

За изучаемый период (с1984 по 1997 годы) наиболее устойчивыми оказались стереотипы украинца, грузина и эстонца; изменились стереотипы поляка («подобре­ли»), француза и русского. Наибольшее число отрицательных черт по-прежнему при­писывается татарам,

Рассмотрим изменения в аутостереотипе (русские о русских).

РУССКИЙ свойства 1984 г. (в %) свойства 1997 г. (в%)

1. добрый 52 добрый 33

2. трудолюбивый 38 ленивый 26

3. патриот 34 гостеприимный 25

4. безалаберный 27 умный 24

5. широта души 23 веселый 16

Следующие по чзслчум^лли характеристики в портрете русского (199% ): щед­рый — 15, открытый, наивный — 14, трудолюбивый — 13, любит выпить — 13, безалаберный — \'2.

При преобладании положительных черт появились и отрицательные свойства (лень, склонность к пьянству). Лень отодвинула трудолюбие на 9 место. Только 4 процента указали патриотизм, заменив его гостеприимством.

Наиболее близким к русскому в сознании опрашиваемых, как и 12 лет назад, ока­зывается француз (количество общих черт — 11); у поляка с русским — 7, у япон­ца - G, у грузина и украинца — по 5 черт.

Сравнение частотности некоторых важных свойств (в %) выявило следующие раз­личия.

1. Отношение к труду:
Трудолюбие   Лень
японец ,Ц5 % украинец
эстонец 19% поляк
украинец 18% русский
русский 13%  
татарин 10%  
поляк 8%  
американец    

5 % 8 % 26 %

2. Общение    
Общительность Замкнутость
американец 27% поляк 4 %
украинец 18% японец 12%
француз грузин 17% 14,5% татарин 16% эстонец 18%
поляк 13%  
русский 9%  
татарин 7%  
японец 5%  
3. Интеллект    
Ум   Глупость
Японец 37% поляк 8,5 %
русский 24% эстонец 10%
татарин 10% татарин 11,5%
поляк 8,5% американец 16%
американец 7 9/ / /0  
француз 7%  
грузин 6%  
эстонец 5,5%  
4. Доброта    
Добрый   Злой
русский 33% эстонец 4 %
поляк 15% татарин 5 %
украинец 12%  
грузин 9%  
татарин 5%  

 

Исследование 3. В. Сикевич. В главе «Русский характер: „добрые" и „ленивые" (Сикевич, 1998) она приводит результаты опроса более двух тысяч петербуржцев, которых просили назвать пять основных качеств, присуыях большинству русских людей. По частоте названных признаков (из общего массива - 230 понятий) состав­лен обобщенный автопортрет русского человека, в котором первые 10 мест заняли следующие свойства: доброта, терпение, гостеприимство, трудолюбие-лень, друже­любие, широта души, патриотизм, доверчивость, открытость. Завершает список (11 место) «безалаберность». Автор пишет, что петербуржцы также отмечают у своих земляков «увлекаемость политическими мифами» и «веру в доброго царя».

Личность и стереотипное восприятие. В исследовании И. Венцковской (1J Дипломная работа под рук. В. II Куницыной) использовалось две оценки степени стереотипности испытуемых (на примере описания типичных американца, русского

и украинца).

Процедура оценки: индивидуальный портрет каждой нации у конкретного испы­туемого сравнивался с обобщенным стереотипом по всей группе испытуемых. Три балла присваивалось, если в описаниях данного респондента использовались харак­теристики, занимающие 1-е или 2-е место в обобщенном общегрупповом стереоти­пе; 2 балла, если в ответах находились характеристики, стоящие на 3-5 местах («без­условная стереотипность»); 1 балл — если в описаниях встречались характеристики, занимающие 3-13места («условная стереотипность»). Максимальный балл был ра­вен 12. Например, один из испытуемых писал:

русский — бесшабашный, сильный, добрый, наивный, веселый;

украинец — труженик, самовлюбленный, хитрый, гостеприимный, сильный;

американец — предприимчивый, оптимист, громогласный, толстый, необразован.

По итогам оценки этот испытуемый получил: безусловная стереотипность — 4,7 балла, условная стереотипность — 7,3 балла. Все испытуемые были разделены на 3 группы: стереотипные, нестереотипные и средние.

Результаты:

1. Чем выше стереотипность восприятия, тем хуже умение ладить с людьми (от­рицательные корреляции с этим свойством, а также с проницательностью и интуи­цией).

2. Слишком низкие показатели стереотипности также ухудшают возможности успешного взаимодействия.

3. У тех людей, кто руководствуется в оценках стереотипами, хорошо развита ком­муникативная компетентность, что объясняется умением пользоваться коммуника­тивными штампами.

Нации глазами друг друга. Московский психолог А. Г. Шмелев провел в 1993 г. семантическое шкалирование отчетов русских испытуемых и сравнил с данными аме­риканца Д. Пибоди, который проводил это исследование по студенческим описани­ям (40-50 чел.) в Англии, Германии, Италии, Австрии, России, Франции и др. стра­нах. Результат был неожиданным: стереотипные суждения о нациях согласованы с объективными истинными чертами по отношению ко всем, кроме русских. Русских многие считают акцентуированными конформными личностями, Западная Европа сформировала образ русского как собранного, самоуверенного человека. А. Г. Шме­лев обнаружил, что мы приписываем себе определенные черты дезадаптации (не­практичность, негибкость).

Типичный автопортрет русского — откровенный, щедрый, бесшабашный, проща­ющий, доверчивый, миролюбивый, непрактичный.

В европейских странах существует устойчивое мнение о повышенной потребнос­ти в эмоциональных контактах у русских людей.

Специфика русского национального характера выражается «в наличии межлич­ностной сенситивности на фоне сниженной самоуверенности и способности к рацио­нальному самоконтролю, в наличии крайних и противоречивых черт характера. Но, с другой стороны, мы, по-видимому, являемся свидетелями и современниками про­цесса прогрессирующей утраты этой специфики, происходящей на фоне перехода населения к стилю жизни, принятому во всех постиндустриальных обществах» (Шмелев и др., 1993, с. 109).

Психологический симптом этого периода — отрицательная идентификация, вы­ражающаяся в отрицании положительных черт и приписывании представителям сво­ей нации отрицательных черт, что противоречит этноцентризму.

Для русских самым «приятным» оказался француз, а лидером по адаптивности - японец и англичанин. В представлении зарубежных ученых главные внутренние проблемы русских — подозрительность и доверчивость, а также агрессивность. Ис­следователи не могут понять, почему, обладая от природы ровным и спокойным тем­пераментом, русские не могут развить у себя способность к рациональному самокон­тролю. Можно предположить, что это - следствие преобладания в воспитании за­претов, репрессий, наказаний.

Профессиональный стереотип - персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ ти­пичного профессионала.

Имидж - образ, представление, методом ассоциаций на­деляющее объект допол­нительными ценностя­ми, не имеющими осно­вания в реальных свой­ствах самого объекта, но обладающими социаль­ной значимостью для воспринимающего этот объект.

Профессиональные стереотипы

 

Нельзя обойти вниманием еще один вид стереотипов, влияющих на оценку другого человека, — профессиональные стереотипы.

Профессиональный стереотип — это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» — сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организо­ванный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» цело­му набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «професси­ональной вредности» профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. Не­обходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам.

Разновидностью социального стереотипа является имидж.

Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект допол­нительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого

объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж — образ, наделяющий социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характе­ристиками. Это своеобразный «полуфабрикат», рассчи­танный на домысливание; он стимулирует воображение, играет скорее регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имид­жа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Имидж обладает вну­шающим воздействием и может превратиться в стерео­тип.

Следует сказать, что стереотипы — не единственная причина упрощенного и схематичного представления о Других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажа­ющие истину в нужном человеку субъективном направ­лении, предрассудки и предубеждения.

Предрассудок - необоснованное негативное представление о других людях, неменяю­щееся даже при наличии убедительных свиде­тельств того, что данное суждение несправедли­во, ошибочно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.019 с.)