Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения и конкретные исследования стереотипов
Основные методы исследования: 1. Метод свободного описания; 2. Методы опроса (список личностных черт, шкалы соц. дистанции, шкалы этноцентризма, диагностические тесты отношений); 3. Психосемантические и проективные методы. В разные годы и в разных странах проводились исследования стереотипов с использованием одного и того же методического приема. Разным группам людей предлагался большой список прилагательных, обозначающих разные черты личности, среди которых надо было выбрать 5 слов, характеризующих национальный характер. В других вариантах практиковался спонтанный выбор без списка. Одно из первых исследований началось в 1933 г. в США (Катц и Брейли; по: Klineberg, 1936). Из списка (84 черт) нужно было выбрать 5, чтобы охарактеризовать типичного представителя той или иной группы. Опрос проводился дважды — в 1933 и 1951 гг. — среди студентов Принстонского колледжа. Вот некоторые из полученных результатов: американец — предприимчив, способен, материалистичен, честолюбив, прогрессивен; англичанин — спортивен, способен, соблюдает условности, любит традиции, консерватор; итальянец ~ артистичен, импульсивен, страстен, вспыльчив, музыкален; еврей — умен, корыстолюбив, скуп, предприимчив, способен; немец — обладает научным мышлением, трудолюбием, флегматичностью. Обнаружен эффект затухания, то есть с течением времени все чаще встречаются менее единодушные суждения. Например, «лентяями» негров в 1932 г. считали 84 процента опрошенных, а в 1950 г. — только 31 процент. Известно также исследование американского социолога Хартли (Майерс, 1997), в котором предлагалось описать типичные черты нескольких этнических групп и народностей (в том числе трех несуществующих). В опросе принимали участие люди среднего культурного уровня. Результаты исследования выявили тенденцию негативно оценивать представителей совершенно незнакомых этнических общностей. Аутостереотип (русские о русских). Исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1984, 1989,1995-1997 гг. Исследование 1997 года ставило две задачи: 1) сравнить данные опросов, сделанных в 1984 и 1996-97 гг.; 2) сравнить личностные особенности «стереотипных» (то есть склонных при оценке людей использовать преимущественно стереотипы) и не стереотипных людей. Общее количество опрошенных в 1984 г. — 150 чел. представителей интеллигенции г. Ленинграда. В 1996-97 гг. — 165 чел., из них 50 педагогов, остальные — студенты разных факультетов университета, а также курсанты военного училища (35 чел.). Все участники исследования в обоих случаях — русские. Предлагалось охарактеризовать типичного представителя каждой из 10 национальностей (украинец, русский, грузин, эстонец, татарин, американец, немец, француз, поляк, японец), называя 5 личностных черт.
В результате было получено 7,5 тысяч характеристик, по 825 качеств на каждого из 10. Личностные особенности опрашиваемых измерялись с помощью методики КОСКОМ, опросника «СО-25». Называемые свойства были объединены в категории: работа, общение, жизнелюбие, темперамент, хитрость, интеллект, деньги, устои, воспитание, качества души, сила, привлекательность, любовь. В начале исследования на первые места в аутостереотипе выдвигались общительность и доброта; в последние годы — терпеливость безалаберность. На диаграммах (рис. 17.5) наглядно видно, что трудолюбия можно ожидать от японца, эстонца но никак не (француза; интеллект приписывается японцам, русским интеллекте также не отказывают; наиболее общительны американцы, украинцы, грузины. По жизнелюбию всех превосходят русские и французы. У взрослых чаще встречается нестереотипное onucание, более похожее на национальный характер. Национальный стереотип - недифференцированное суждение, обозначающее целиком этническую или национальную группу и предполагающее наличие определенной черты у всех ее представителей; неизбежно содержит в себе скрытую или явную оценку. Пример нестереотипного описания (женщина 34 года, не русская): русский — безропотность, стремление найти власть, которой можно подчиниться садомазохизм, беззаботное отношение ко времени, потеря традиций; татарин — разные стереотипы для мужчины и для женщины, низкий уровень культуры, раннее старение, мимическая невыразительность, упорство; поляк — ощущение трагичности своей истории; эстонец — внешняя тяжеловесность; американец — внешняя поведенческая открытость;
француз — умение сохранять свою внутреннюю жизнь в разных условиях, грузин — резкое деление на своих и чужих, стремление к чувственному восприятию мира; немец — стремление к спокойной красоте, любители цветов. За изучаемый период (с1984 по 1997 годы) наиболее устойчивыми оказались стереотипы украинца, грузина и эстонца; изменились стереотипы поляка («подобрели»), француза и русского. Наибольшее число отрицательных черт по-прежнему приписывается татарам, Рассмотрим изменения в аутостереотипе (русские о русских). РУССКИЙ свойства 1984 г. (в %) свойства 1997 г. (в%) 1. добрый 52 добрый 33 2. трудолюбивый 38 ленивый 26 3. патриот 34 гостеприимный 25 4. безалаберный 27 умный 24 5. широта души 23 веселый 16 Следующие по чзслчум^лли характеристики в портрете русского (199% ): щедрый — 15, открытый, наивный — 14, трудолюбивый — 13, любит выпить — 13, безалаберный — \'2. При преобладании положительных черт появились и отрицательные свойства (лень, склонность к пьянству). Лень отодвинула трудолюбие на 9 место. Только 4 процента указали патриотизм, заменив его гостеприимством. Наиболее близким к русскому в сознании опрашиваемых, как и 12 лет назад, оказывается француз (количество общих черт — 11); у поляка с русским — 7, у японца - G, у грузина и украинца — по 5 черт. Сравнение частотности некоторых важных свойств (в %) выявило следующие различия.
5 % 8 % 26 %
Исследование 3. В. Сикевич. В главе «Русский характер: „добрые" и „ленивые" (Сикевич, 1998) она приводит результаты опроса более двух тысяч петербуржцев, которых просили назвать пять основных качеств, присуыях большинству русских людей. По частоте названных признаков (из общего массива - 230 понятий) составлен обобщенный автопортрет русского человека, в котором первые 10 мест заняли следующие свойства: доброта, терпение, гостеприимство, трудолюбие-лень, дружелюбие, широта души, патриотизм, доверчивость, открытость. Завершает список (11 место) «безалаберность». Автор пишет, что петербуржцы также отмечают у своих земляков «увлекаемость политическими мифами» и «веру в доброго царя». Личность и стереотипное восприятие. В исследовании И. Венцковской (1J Дипломная работа под рук. В. II Куницыной) использовалось две оценки степени стереотипности испытуемых (на примере описания типичных американца, русского и украинца). Процедура оценки: индивидуальный портрет каждой нации у конкретного испытуемого сравнивался с обобщенным стереотипом по всей группе испытуемых. Три балла присваивалось, если в описаниях данного респондента использовались характеристики, занимающие 1-е или 2-е место в обобщенном общегрупповом стереотипе; 2 балла, если в ответах находились характеристики, стоящие на 3-5 местах («безусловная стереотипность»); 1 балл — если в описаниях встречались характеристики, занимающие 3-13места («условная стереотипность»). Максимальный балл был равен 12. Например, один из испытуемых писал:
русский — бесшабашный, сильный, добрый, наивный, веселый; украинец — труженик, самовлюбленный, хитрый, гостеприимный, сильный; американец — предприимчивый, оптимист, громогласный, толстый, необразован. По итогам оценки этот испытуемый получил: безусловная стереотипность — 4,7 балла, условная стереотипность — 7,3 балла. Все испытуемые были разделены на 3 группы: стереотипные, нестереотипные и средние. Результаты: 1. Чем выше стереотипность восприятия, тем хуже умение ладить с людьми (отрицательные корреляции с этим свойством, а также с проницательностью и интуицией). 2. Слишком низкие показатели стереотипности также ухудшают возможности успешного взаимодействия. 3. У тех людей, кто руководствуется в оценках стереотипами, хорошо развита коммуникативная компетентность, что объясняется умением пользоваться коммуникативными штампами. Нации глазами друг друга. Московский психолог А. Г. Шмелев провел в 1993 г. семантическое шкалирование отчетов русских испытуемых и сравнил с данными американца Д. Пибоди, который проводил это исследование по студенческим описаниям (40-50 чел.) в Англии, Германии, Италии, Австрии, России, Франции и др. странах. Результат был неожиданным: стереотипные суждения о нациях согласованы с объективными истинными чертами по отношению ко всем, кроме русских. Русских многие считают акцентуированными конформными личностями, Западная Европа сформировала образ русского как собранного, самоуверенного человека. А. Г. Шмелев обнаружил, что мы приписываем себе определенные черты дезадаптации (непрактичность, негибкость). Типичный автопортрет русского — откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, доверчивый, миролюбивый, непрактичный. В европейских странах существует устойчивое мнение о повышенной потребности в эмоциональных контактах у русских людей. Специфика русского национального характера выражается «в наличии межличностной сенситивности на фоне сниженной самоуверенности и способности к рациональному самоконтролю, в наличии крайних и противоречивых черт характера. Но, с другой стороны, мы, по-видимому, являемся свидетелями и современниками процесса прогрессирующей утраты этой специфики, происходящей на фоне перехода населения к стилю жизни, принятому во всех постиндустриальных обществах» (Шмелев и др., 1993, с. 109).
Психологический симптом этого периода — отрицательная идентификация, выражающаяся в отрицании положительных черт и приписывании представителям своей нации отрицательных черт, что противоречит этноцентризму. Для русских самым «приятным» оказался француз, а лидером по адаптивности - японец и англичанин. В представлении зарубежных ученых главные внутренние проблемы русских — подозрительность и доверчивость, а также агрессивность. Исследователи не могут понять, почему, обладая от природы ровным и спокойным темпераментом, русские не могут развить у себя способность к рациональному самоконтролю. Можно предположить, что это - следствие преобладания в воспитании запретов, репрессий, наказаний. Профессиональный стереотип - персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала. Имидж - образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Профессиональные стереотипы
Нельзя обойти вниманием еще один вид стереотипов, влияющих на оценку другого человека, — профессиональные стереотипы. Профессиональный стереотип — это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала. Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» — сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организованный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» целому набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «профессиональной вредности» профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. Необходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам. Разновидностью социального стереотипа является имидж. Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж — образ, наделяющий социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Это своеобразный «полуфабрикат», рассчитанный на домысливание; он стимулирует воображение, играет скорее регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Имидж обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип.
Следует сказать, что стереотипы — не единственная причина упрощенного и схематичного представления о Других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажающие истину в нужном человеку субъективном направлении, предрассудки и предубеждения. Предрассудок - необоснованное негативное представление о других людях, неменяющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.019 с.) |