Из опыта работы отечесте енных психологов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из опыта работы отечесте енных психологов



 

Исследование Л. Л. Баз и О. В. Баженовой начиналось с наблюдения и анализа осо­бенностей общения 30 пар супругов, ожидающих ребенка, и продолжалось в тече­ние двух лет после рождения ребенка. Оценка развития детей проводилась три раза: в 4,5 мес, в один год и в два года по соответствующим возрасту методикам. Половина семей составила экспериментальную группу, другая половина — конт­рольную. При формировании групп учитывались степень и характер нарушения в общении между супругами В ходе эксперимента анализировалось взаимодействие супругов при выполнении совместной задачи, которое ограничивалось вербальным и визуальным контактом. Нарушения в общении у родителей зафиксированы по следующим пяти параметрам;

• доминантность (выраженная доминантность одного из супругов);

• аффект (ярко выраженный отрицательный аффект);

• низкая эффективность коммуникации (неуспешность в выполнении задачи);

• конфликт;

• ясность коммуникации (неумение донести до партнера свою мысль).

Нарушения общения у детей проявлялись в следующих формах: низкая по­требность в общении, затруднение вступления а контакт, отсутствие адекват­ных реакций на обращение взрослого, слабое развитие адекватных возрасту средств общения и др.

Выделены 4 типа общения, сформировавшиеся у детей:

1. Нормальный тип (хорошее взаимодействие со взрослым, адекватные сред­ства общения, активное использование жестов и речи).

2. Сенситивный тип (слабый интерес к взрослому сочетается со сверхчувствительно­стью к эмоциональным реакциям взрослых, контакт со взрослым часто прерывается, что осложняет совместную деятельность).

3. Некритичный тип (большой и непостоянный интерес к взрослому, легкий контакт, попытки привлечь внимание и даже руководить взрослым).

4. Аутистический тип (нет потребности в общении, не реагируют на обращение, вме­шательство взрослого только дезорганизует их деятельность).

Главный вывод, к которому позволило прийти исследование: в семьях с нарушенной коммуникацией более вероятно развитие общения детей по аутистическому и некри­тичному типам.

Было обнаружено также, что дети, рожденные от родителей с нарушениями в комму­никации, чаще имеют нарушения а общении в течение первых двух лет жизни. При аутистическом типе общения у детей в семье всегда присутствует ярко выраженная доминантность одного из родителей (чаще отца). Аутистический тип общения может быть диагностирован у ребенка уже в возрасте 4, 5 месяца.

(См.: Баз Л. Л., Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. — 1996. — № 1. — С. 97-109.)

По мнению некоторых исследователей, детский аутизм может быть результатом органического поражения мозгау лиц с предрасположенностью к аутистической пси­хопатии. Все перечисленные признаки аутизма в снятом, смягченном виде могут присутствовать у ребенка и характеризоваться как аутистичность. Однако аутистичность может быть скорректирована совместными усилиями родителей и психотера­певтов.

Причины появления аутистичности различны. Одной из главных причин счита­ют угнетение функций правого полушария мозга, его гипоактивацию и вследствие этого задержку аутоидентификации.

Аутистичные дети, как правило, — первые, а часто и единственные в семье. Ха­рактерными чертами такой семьи являются гиперопека, форсированная интеллек­туализация в детстве, наличие депрессивного отца. Семья часто бывает неполной, глубоко конфликтной. Плохо влияет на ребенка частичная материнская депривация и сепарация в раннем возрасте.

Нарушения коммуникации между родителями в семье могут вызывать аутистичные формы общения у ребенка. Об этом говорят факты, полученные в лонгитюдном Исследовании Л. Л. Баз и О. В. Баженовой (см. врезку).

Провоцирующим фактором аутистичности могут стать болезни и соматические осложнения (корь, коклюш, краснуха, интоксикации). К настоящему времени на­считывается более 30 патогенных факторов.

19.2.2. Аутистичность как свойство личности

 

Аутистичность как личностная черта отражается на всей сфере контактов человека; дефицитность общения такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутистичного ребенка напоминают сглажен­ный, нечетко выраженный аутизм. Однако такой ребенок обладает компенсаторны­ми механизмами, которые при благоприятных отношениях в семье позволяют удов­летворительно адаптироваться в среде сверстников.

Среди главных психологических причин аутистического развития можно назвать следующие:

1. Ранимость, повышенная чувствительность, фиксация на неприятных впечат­лениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенность к стра­хам и тревожности.

2. Слабость общего и психического тонуса, отсюда — быстрая пресыщаемость кон­тактами, недостаточность произвольного внимания и других произвольных форм поведения.

3. Аутические психопатии, которые могут стать серьезными и труднопреодоли­мыми причинами одиночества. Они могут быть обусловлены следующими фактора­ми: токсикозы при родах, психотравма матери при беременности, болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднем возрас­те, — то есть обстоятельствами рождения ребенка.

Поздние дети и дети интеллигентных родителей, на которых направлен мощный арсенал развивающих и воспитательных усилий, часто отличаются такими чертами, которые способствуют отторжению их сверстниками.

Известно, что эти дети часто начинают говорить раньше, чем ходить; их отличает проблемный склад мышления и высокий интеллект — взрослость поведения и речи; внешне они выглядят как холодные, гордые, замкнутые.

«Иногда они пользуются уважением — правда, весьма односторонним — за ум, осведомленность, принципиальность. Чаще же из-за раздражающей откровенности и неуместной прямолинейности, неумения наладить и поддержать контакт, несоб­людения общих правил и субординации они оказываются в довольно напряженных отношениях с воспитателями и сверстниками» (Исаев, Каган, 1973, с. 62).

В общении для них свойственна неуместная прямолинейность; они имеют много­численные внутренние проблемы, не умеют наладить контакт со сверстниками, по­этому ведут дневник. Они обладают ограниченным числом друзей, необычными ин­тересами и увлечениями, которые часто не соответствуют возрасту, опережают его. Двигательная неуклюжесть, неумелость в спорте также сокращают число потенци­альных друзей.

Если контактность и адаптивность аутистичных столь же невысоки, как у интро­вертов и отчужденных, то совместимость у них значительно ниже. Причина этого — в агрессивности и потенциальной конфликтности. В целом успешность общения этой группы довольно невысокая — на уровне глубоко застенчивых людей и тех, кто страдает от чувства одиночества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.007 с.)