Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из опыта работы отечесте енных психологов
Исследование Л. Л. Баз и О. В. Баженовой начиналось с наблюдения и анализа особенностей общения 30 пар супругов, ожидающих ребенка, и продолжалось в течение двух лет после рождения ребенка. Оценка развития детей проводилась три раза: в 4,5 мес, в один год и в два года по соответствующим возрасту методикам. Половина семей составила экспериментальную группу, другая половина — контрольную. При формировании групп учитывались степень и характер нарушения в общении между супругами В ходе эксперимента анализировалось взаимодействие супругов при выполнении совместной задачи, которое ограничивалось вербальным и визуальным контактом. Нарушения в общении у родителей зафиксированы по следующим пяти параметрам; • доминантность (выраженная доминантность одного из супругов); • аффект (ярко выраженный отрицательный аффект); • низкая эффективность коммуникации (неуспешность в выполнении задачи); • конфликт; • ясность коммуникации (неумение донести до партнера свою мысль). Нарушения общения у детей проявлялись в следующих формах: низкая потребность в общении, затруднение вступления а контакт, отсутствие адекватных реакций на обращение взрослого, слабое развитие адекватных возрасту средств общения и др. Выделены 4 типа общения, сформировавшиеся у детей: 1. Нормальный тип (хорошее взаимодействие со взрослым, адекватные средства общения, активное использование жестов и речи). 2. Сенситивный тип (слабый интерес к взрослому сочетается со сверхчувствительностью к эмоциональным реакциям взрослых, контакт со взрослым часто прерывается, что осложняет совместную деятельность). 3. Некритичный тип (большой и непостоянный интерес к взрослому, легкий контакт, попытки привлечь внимание и даже руководить взрослым). 4. Аутистический тип (нет потребности в общении, не реагируют на обращение, вмешательство взрослого только дезорганизует их деятельность). Главный вывод, к которому позволило прийти исследование: в семьях с нарушенной коммуникацией более вероятно развитие общения детей по аутистическому и некритичному типам. Было обнаружено также, что дети, рожденные от родителей с нарушениями в коммуникации, чаще имеют нарушения а общении в течение первых двух лет жизни. При аутистическом типе общения у детей в семье всегда присутствует ярко выраженная доминантность одного из родителей (чаще отца). Аутистический тип общения может быть диагностирован у ребенка уже в возрасте 4, 5 месяца.
(См.: Баз Л. Л., Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. — 1996. — № 1. — С. 97-109.) По мнению некоторых исследователей, детский аутизм может быть результатом органического поражения мозгау лиц с предрасположенностью к аутистической психопатии. Все перечисленные признаки аутизма в снятом, смягченном виде могут присутствовать у ребенка и характеризоваться как аутистичность. Однако аутистичность может быть скорректирована совместными усилиями родителей и психотерапевтов. Причины появления аутистичности различны. Одной из главных причин считают угнетение функций правого полушария мозга, его гипоактивацию и вследствие этого задержку аутоидентификации. Аутистичные дети, как правило, — первые, а часто и единственные в семье. Характерными чертами такой семьи являются гиперопека, форсированная интеллектуализация в детстве, наличие депрессивного отца. Семья часто бывает неполной, глубоко конфликтной. Плохо влияет на ребенка частичная материнская депривация и сепарация в раннем возрасте. Нарушения коммуникации между родителями в семье могут вызывать аутистичные формы общения у ребенка. Об этом говорят факты, полученные в лонгитюдном Исследовании Л. Л. Баз и О. В. Баженовой (см. врезку). Провоцирующим фактором аутистичности могут стать болезни и соматические осложнения (корь, коклюш, краснуха, интоксикации). К настоящему времени насчитывается более 30 патогенных факторов. 19.2.2. Аутистичность как свойство личности
Аутистичность как личностная черта отражается на всей сфере контактов человека; дефицитность общения такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутистичного ребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный аутизм. Однако такой ребенок обладает компенсаторными механизмами, которые при благоприятных отношениях в семье позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников.
Среди главных психологических причин аутистического развития можно назвать следующие: 1. Ранимость, повышенная чувствительность, фиксация на неприятных впечатлениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенность к страхам и тревожности. 2. Слабость общего и психического тонуса, отсюда — быстрая пресыщаемость контактами, недостаточность произвольного внимания и других произвольных форм поведения. 3. Аутические психопатии, которые могут стать серьезными и труднопреодолимыми причинами одиночества. Они могут быть обусловлены следующими факторами: токсикозы при родах, психотравма матери при беременности, болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднем возрасте, — то есть обстоятельствами рождения ребенка. Поздние дети и дети интеллигентных родителей, на которых направлен мощный арсенал развивающих и воспитательных усилий, часто отличаются такими чертами, которые способствуют отторжению их сверстниками. Известно, что эти дети часто начинают говорить раньше, чем ходить; их отличает проблемный склад мышления и высокий интеллект — взрослость поведения и речи; внешне они выглядят как холодные, гордые, замкнутые. «Иногда они пользуются уважением — правда, весьма односторонним — за ум, осведомленность, принципиальность. Чаще же из-за раздражающей откровенности и неуместной прямолинейности, неумения наладить и поддержать контакт, несоблюдения общих правил и субординации они оказываются в довольно напряженных отношениях с воспитателями и сверстниками» (Исаев, Каган, 1973, с. 62). В общении для них свойственна неуместная прямолинейность; они имеют многочисленные внутренние проблемы, не умеют наладить контакт со сверстниками, поэтому ведут дневник. Они обладают ограниченным числом друзей, необычными интересами и увлечениями, которые часто не соответствуют возрасту, опережают его. Двигательная неуклюжесть, неумелость в спорте также сокращают число потенциальных друзей. Если контактность и адаптивность аутистичных столь же невысоки, как у интровертов и отчужденных, то совместимость у них значительно ниже. Причина этого — в агрессивности и потенциальной конфликтности. В целом успешность общения этой группы довольно невысокая — на уровне глубоко застенчивых людей и тех, кто страдает от чувства одиночества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.007 с.) |