Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический портрет отчужденного человека
Исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1991 году. В общей выборке из 490 школьников число получивших высокий балл отчужденности по опроснику СУМО составило 58 человек. По сравнению с аутистичными и интровертированными, отчужденные менее удовлетворены общением, не доверяют людям; у них выше тревожность и напряженность, а также показатели агрессивности и фрустрированности. Хотя смелость общения у них выше, чем у аутистичных и интровертов, внутренняя недисциплинированность, плохая самоорганизация и то, что они не обеспокоены социальными требованиями, значительно снижают контактность и адаптивность. Отчужденные испытывают глубокое чувство одиночества. Можно сделать вывод о том, что одиночество при аутистичности неизбежно, при отчужденности — является вынужденным, при интроверсии — добровольным. При этом одиночество в корреляционной плеяде структуры личности отчужденных отсутствует; это свойство существует в структуре личности отчужденных изолированно и потому неподвластно прямому психологическому корректированию. Большая степень открытости, свободы и легкости общения, раскованности и спонтанности отличает отчужденных от аутистичных и интровертов. Однако более высокая фрустрированность уменьшает возможности саморегуляции и приводит к конфликтности, что в свою очередь углубляет и усложняет клубок внутренних проблем, снижает адаптивность. Интровертированность мешает и раскрытию, и общительности. 19.2.4. Аномия Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм. В научном смысле термин «аномия» впервые был использован теологами для обозначения пренебрежения законом, в том числе и сакральным. Аномия - состояние дезорганизации личности, возникающее в результате дезориентации; причиной последней может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт или отсутствие норм. В язык социологии термин введен Э. Дюркгеймом в 1887 г. Результаты своих исследований Дюркгейм опубликовал в книге «Самоубийство» (1897), где подразделил самоубийства на три типа:
1. Эгоистическое — вследствие самоизоляции; 2. Аномическое — вследствие убеждения, что мир вокруг распадается; 3. Альтруистическое — из преданности делу. Итак, можно различать аномию общества, характеризующуюся упадком общественной морали, социально-политической дезорганизацией общества, отсутствием общепринятых норм, и аномию личности, в которой нормативные стандарты поведения и убеждений ослаблены или отсутствуют, что проявляется в тревожности, дезориентации и социальной изоляции. Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится «недружелюбным» — жестоким, безразличным, асоциальным. Отчужденный не принадлежит к группе, социальные связи нарушены. Современные высокобюрократизированные системы лишь усиливают чувство отчужденности, которое чаще всего является результатом дефектного процесса социализации. У человека нет возможности и условий для адекватной самооценки и приспособления, и это, в конечном итоге, приводит либо к преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству. Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего по выборке и объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью. Отчужденность может быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку является (условно) добровольно выбранным одиночеством. Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми. 19.3. Комплексные трудности в общении В последние годы у юношества, испытывающего самые разные трудности в общении, появилась возможность получить профессиональную консультацию и помощь специалистов-психологов. В Петербурге создаются специализированные школы общения, предлагающие хорошо продуманную программу лекций, бесед, практических занятий, консультаций.
Опрос участников одной из таких школ проводился в 1990-1991 гг. Для исследования были использованы методики СУМО («Саморегуляция и успешность межличностного общения») и опросник «Семья и друзья», а также личностный опросник Р. Кэттелла. Было опрошено 83 человека (63 девушки и 20 юношей) в возрасте от 16 до 21 года. Для сравнения использовался материал опроса по тем же методикам 490 учащихся старших классов петербургских школ. По своему демографическому составу и психологическим характеристикам группа из школы общения значительно отличается от старшеклассников обычной средней школы. Количество лиц, испытывающих при общении разнообразные трудности, составляет от (аутистичные, чрезмерно сенситивные) до (застенчивые) общего числа опрошенных участников школы общения. В демографическом отношении оказалось, что полная семья есть только у половины опрошенных, у остальных в семье нет отца. Лидером в полной семье чаще бывает мать. Слабое влияние отца в семье может быть одной из причин трудностей в общении. У пятой части молодежи совсем нет друзей. Половина из обследованных вела дневник, что свидетельствует о высокой рефлексивности при недостаточности дружеских связей. Большое количество участников школы (80 %) собираются воспитывать своих детей иначе, чем воспитывали их, что означает высокую неудовлетворенность системой взаимоотношений в семье. Слушатели школы общения менее свободны, раскованны; по данным, полученным с помощью методики СУМО (рис. 19.1), они не умеют поддерживать контакт, с трудом используют мимику и жесты, невысоко оценивают свои возможности в сфере общения и способность влиять на людей. Низок уровень самоуважения, выражено обостренное чувство собственной неполноценности. При этом, несмотря на недостаточное развитие навыков и умений, эти лица не конфликтны. В то же время они, испытывая чувство отъединенности от людей, переживают невозможность доверительного общения. Среди них много невротиков с повышенной возбудимостью и тревожностью, ориентированных на внутренний мир и избегающих контактов, в том числе зрительных. У них наблюдается склонность к депрессии, отмечается высокий уровень эмпатии (быстро «заражаются» чужими настроениями). Такие лица уделяют мало внимания своим недостаткам, отчуждены, испытывают чувство бессилия, очень застенчивы. У участников школы общения следует отметить меньшую агрессивность, авторитарность и несколько более выраженную манипулятивность. Высокая невротизация во многих случаях мешает хорошей совместимости и еще более осложняет общение. Такой большой вес и разнообразие различных трудностей в относительно небольшой группе молодежи, объединенной общим стремлением к улучшению своих взаимоотношений и большей удовлетворенности общением, позволяет предположить наличие синдрома трудностей. В одних случаях это — определенный дефект личностной структуры, в других — неблагоприятное сочетание свойств личности с отсутствием умений. Трудности лиц, обратившихся в школу общения, выражаются в доминировании таких черт, как застенчивость, отчужденность, аутистичность, интровертированность, которые в среднем незначительно превышают выраженность этих проблем у учащихся средней школы. Так, например, при максимальном балле 12 (максимальное развитие оцениваемого свойства) средний балл:
1. По застенчивости: в обычной школе — 6,1, в школе общения — 8,9; 2. По аутистичности 5,1 и 6,4; 3. По невротизации — 6,1 и 8,1; 4. По отчужденности — 6,7 и 7,4; 5. По чувству одиночества — 6,1 и 7,3; 6. По самоуважению — 5,2 и 4 балла. Полученные результаты позволяют сформулировать некоторые психологические принципы для выработки рекомендаций и оказания профессиональной психологической помощи. Эти принципы должны опираться на представление о сложности, связанности и личностной укорененности трудностей общения, с некоторыми из которых (застенчивость, замкнутость) необходимо научиться жить. Роль психолога в застенчивых людей раскрывает их личностный мир и основные причины возникновения трудностей в общении. Вторая часть, «Что с этим делать», предлагает читателю ознакомиться с возможными способами преодоления застенчивости. Некоторые рекомендации Ф. Зимбардо приводятся в конце данной главы. Исследования Ф. Зимбардо и др. (Цит. по: Изард, 1982) показали, что из 800 студентов высшей школы 82 % считают себя «склонными к застенчивости», а 42 % регулярно испытывают застенчивость. Только 1 % опрошенных ответили, что никогда не испытывали этого состояния. Еще большее количество японских студентов сочло застенчивость одной изсвоих личностных характеристик. В результате кросс-культурных исследований Ф. Зимбардо выявил очень высокий уровень застенчивости у японцев (57 %) и жителей Тайваня (53%). Он указывает, что три четверти японцев считают застенчивость проблемой. В ходе исследований выяснилось, что немало нарушений при возникновении застенчивости претерпевают процессы саморегуляции и самоконтроля: 18 % испытуемых охарактеризовали состояние застенчивости повышенным самосознанием, 67% отмечали повышенный контроль, 59 % были заинтересованы социальной оценкой. Вероятно, озабоченность застенчивого человека собой происходит «из-за чрезмерного возрастания таких процессов обратной связи, как самоконтроль и восприятие оценок окружающих» (Зимбардо, 1987). Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно выделить ряд общих моментов в понимании ее природы. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения.
78.2. 3. Природа застенчивости Является ли застенчивость природным или социально приобретенным свойством? Ф. Зимбардо в своей книге приводит разные точки зрения: • исследователи личностных черт считают, что застенчивость — это наследственная черта, как интеллект или рост; • бихевиористы объясняют застенчивость несформированностью необходимых социальных умений; • психоаналитики видят в застенчивости симптом неосознаваемого внутриличностного конфликта; • социологи и некоторые детские психологи верят, что застенчивость может быть понята в терминах социального программирования: условия общества делают нас застенчивыми. Дж. Чик считает, что примерно в 40 % случаев застенчивость обусловливается генетическим фактором, определяющим предрасположенность к возникновению этого свойства. У робких людей есть определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе (Чик, 1984). В ходе исследования (В. Н. Куницына, 1991) многие люди писали сочинения о застенчивости по предложенному приблизительному плану. Среди нескольких сотен сочинений привлекло внимание следующее; его автор — профессор технического вуза. «Я считаю себя застенчивым. Вопреки этому я к 40 с небольшим годам обзавелся всем набором ученых званий и степеней. В известной мере свою застенчивость я смог преодолеть (перестал бояться общения с большим коллективом), когда начал вести практические, потом лекционные занятия. Но до сих пор мне требуется преодолеть внутреннее сопротивление, чтобы заявить о своих бесспорных правах, которые кто-то по невнимательности или умышленно ущемил. Я теряюсь в магазине, с кассирами, — это проявляется в неуверенном голосе, я начинаю торопиться, чтобы скорей закончить неприятную процедуру проверки покупки, примерки и т. д. Я считаю себя застенчивым и в общении с женщинами. Мне повезло в семейной жизни, я не испытывал необходимости в дополнительных неформальных контактах, а служебные обычно ограничиваю до минимума. Сейчас я уже не краснею от застенчивости, хотя это и не исключено. Повторяю, я застенчив, когда дело касается меня самого. Если нужно просить за другого — психологический барьер преодолевается мною гораздо легче. Со стороны не все воспринимают меня застенчивым, о чем узнал совсем недавно. Мне казалось, что мой порок заметен всем. Если меня не обманули, значит, я научился скрывать свою застенчивость. Но бесследно это не проходит, так как неврозы „выходят наружу" позднее. О всех возможных причинах застенчивости судить не могу. Моя собственная застенчивость вызвана, по-видимому, многими причинами: авторитарным воспитанием, слабым физическим здоровьем, особенностями психофизического склада, отсутствием активного общения с детьми в дошкольном возрасте. Преодолению застенчивости способствовали:
• активные (по долгу службы) контакты с людьми; • познание человеческой психики (многие собеседники или сотрудники становятся для меня ясными настолько, что я могу прогнозировать их поведение). Незастенчивые люди, по-моему, не существуют. Есть застенчивые и беззастенчивые, которые мне глубоко неприятны». Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие факторы: • порядок рождения детей в семье; • система воспитания в семье; • застенчивость родителей. Как показывают исследования, «первые» (то есть рожденные первыми) дети более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети. «Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать расположение к себе, убеждать, находить компромисс и т. д.). Эту особенность подтверждают учителя, и эту же тенденцию выявили исследования в Южной Калифорнии (среди 1750 школьников средней школы): «вторые» более популярны в игре и дружбе среди сверстников, менее застенчивы, чем «первые» (Зимбардо, 1987, с. 86). У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети. Застенчивость как трудность доверительного общения в норме возникает у людей разного пола, возраста, профессии и семейного положения и почти не проявляется в общении со сверстниками. Застенчивость очень хорошо осознается человеком, но при этом с нею трудно справиться. Русский композитор П. И. Чайковский так пишет о себе в письме к баронессе Фон Мекк (1879 год, 19-20 февраля, Париж): «...По природе я — дикарь. Каждое знакомство, каждая новая встреча с человеком незнакомым была для меня всегда источником сильнейших нравственных мук. Мне даже трудно объяснить, в чем сущность этих мук. Быть может, это доведенная до мании застенчивость, быть может, это полнейшее отсутствие потребности в общительности, быть может, ложный страх показаться не тем, что я есть, быть может, неумение без насилия над собой говорить не то, что думаешь....Единый бог знает, сколько я страдал от этого». 18.2.4. Психологическое содержание феномена застенчивости
Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом — незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно - застенчивых. В особую, относительно немногочисленную группу выделяются чрезмерно свободные, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди — беззастенчивые. Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых. Один из учащихся 6 класса, где проводилось сочинение о застенчивости, написал о себе так: «Застенчивость очень мешает мне в общении с незнакомцами. В марте к сестре приехала подруга; меня с ней знакомили, и мне было как-то не по себе. Товарищи говорят, что я очень стеснительный. Я стараюсь с ней (застенчивостью) справляться, стараюсь быть разговорчивым, больше на виду, не краснеть при знакомстве. Мои друзья мне говорили, чтобы я был тверд в себе и грубей». Надо сказать, что в этом мальчик слишком преуспел. Когда в этом классе через два года был проведен повторный опрос, все одноклассники без раздумий отнесли его к группе беззастенчивых. Сам же он по-прежнему считал себя застенчивым и приводил достаточно доказательств в пользу этого заключения. По результатам нашего исследования (В. Н. Куницына, 1991), среди студентов и школьников (обследовано 1300 человек) 25 % оказалось застенчивыми, 34 % - ситуативно-застенчивыми, 28% - незастенчивыми (свободными в общении) и 13% -беззастенчивыми (рис. 18.3). Когда мы рассматриваем диаграмму, отражающую распределение взрослых людей разных профессий по типам застенчивости, то видим, что «профессия отбирает людей». С одной стороны, профессия не мешает продвижению по служебной лестнице (среди директоров предприятий есть значительная доля застенчивых людей); с другой стороны, застенчивые люди выбирают вполне определенные профессии. Распределение по типам застенчивости в разных группах взрослых представлено на следующих диаграммах (рис. 18.4). Как состояние застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности. Как свойство личности она связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность). Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех, физическое и нервно-психическое здоровье, удовлетворение основных социальных этом случае должна заключаться в снятии у человека излишней самокритичности, пессимизма, неуверенности в себе. Невротизированным требуется психотерапевтическая помощь, а тем, кто не сформировал в семье необходимые навыки и умения, поможет социально-психологический тренинг. Выводы 1. Одиночество понимается как тягостное ощущение, переживание субъективной отъединенности, неудовлетворительности и поверхностности сложившихся взаимоотношений, т. е. как психологическое одиночество. 2. Одиночество может быть определено как эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. 3. Аутистичность, отчужденность, одиночество — разные формы трудностей, испытываемых людьми в межличностном доверительном общении. Когда они сопутствуют друг другу, то усугубляют внутренний дискомфорт и усложняют внутренние проблемы. 4. Одиночество, испытываемое человеком на протяжении длительного времени, истощает его жизненные силы, разрушает личность и приводит к различным нервно-психическим расстройствам. Чтобы оказывать реальную психологическую и психотерапевтическую помощь одиноким людям, необходимо знать специфические проблемы конкретной личности. 5. Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей. Вопросы для самопроверки 1. (Выберите правильный ответ) Культурное одиночество может быть вызвано: • разрывом поколений; • единством с природой; • отторжением значимой группой; • эмиграцией. 2. Когда нормы личности противоречат социальным нормам, имеет место: • дезадаптация; • аномия; • отчужденность; • одиночество, 3. Перечислите причины одиночества и приведите примеры. 4. Назовите главные признаки аутистичного поведения. 5. Чем отличается аутизм от аутистичности? 6. Что общего и в чем отличие аутистичности и замкнутости? Аутистичности и необщительности? Аутистичности и отчужденности? 7. Выберите главный признак отчужденности. • Чрезмерная уверенность в себе; • Разрыв связей с обществом; • Авторитарность; • Карьеризм; • Отсутствие уверенности; • Агрессивность; • Склонность к уединению; • Самодостаточность. 8. Выберите из списка только те свойства личности, которые связаны с отчужденностью: сосредоточенность на внутреннем мире, агрессивность, нервно-психическое напряжение, импульсивность в принятии решений, застенчивость, вера в сверхъестественные силы, недоброжелательность, особый интерес к другой культуре, угрюмость, низкая самооценка, тоска, сниженное настроение. 9. (Закончите предложение) Состояние дезорганизации личности, возникшее вследствие ее дезориентации при конфликте норм в обществе, называется... Глава 20. Дефектное общение
20.1. Акцентуации характера и дефекты общения 20.1.1. Дефекты общения Дефекты общения - помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера. Дефектное общение — это относительно неполноценное общение, которое в меньшей степени проявляется в деловых контактах, но мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости в неформальном межличностном общении. Дефекты общения — это помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами (в их числе — эгоцентризм и эгоизм, невоспитанность и бестактность, морализаторство и деспотичность и т. д.). Дефекты общения выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера. Однако они не затрагивают глубинных характеристик общения и личности, не вызывают пагубных последствий и длительных изменений в личности и самочувствии партнера по общению, что, например, свойственно для манипулятивного и любого другого деструктивного воздействия. Одной из причин появления дефектов неформального общения может служить чрезмерная интенсивность делового общения, которая истощает нервную систему, исчерпывает потребность в неформальных контактах и сужает пространство и время, отведенное на общение вне работы. В 1984 г. было проведено исследование деятельности работников справочно-информационной службы «09» г. Ленинграда. Специфика общения телефонисток состоит в интенсивности, относительной анонимности и обезличенности, одноразовости, ситуативности. Общение является функционально-ролевым, то есть протекает в соответствии с определенными правилами, нормами, предписаниями. Было установлено (Куницына, 1984), что психомоторная ограниченность профессиональной деятельности, информационная бедность и однообразие содержательных характеристик общения, преобладание средств вербального общения, высокая интенсивность труда без достаточного времени на отдых и восстановление психического ресурса приводят к отрицательным психологическим последствиям, главные среди которых: • увеличение нервно-психического и эмоционального напряжения, появление разнообразных признаков физической, нервной и психической усталости; • нарушения мышления, воображения, познавательной деятельности; • нарушения в сфере неформального межличностного общения: раздражительность и конфликтность, свертывание контактов вне профессиональной деятельности, рост потребности в уединении и эмоциональной поддержке. Дефекты общения могут появляться вследствие длительной принудительной или добровольной изоляции человека, разнообразных внешних обстоятельств и наличия определенных личностных свойств у партнеров по общению. Можно выделить менее существенные дефекты общения, которые касаются не содержательной его стороны, а сопровождающей его экспрессии, являются следствием недостаточной коммуникативной умелости и вызывают легкое раздражение или недоумение собеседника. Это может относиться к манере покачиваться во время разговора с пяток на носки, многозначительно поднимать бровь, постоянно саркастически кривить рот, отвлекаться и т. д. Развитие у субъекта психологической защиты неизбежно делает общение дефектным и по содержанию, и по способам взаимодействия, и по конечным результатам этого взаимодействия. Сильное развитие психологической защиты всегда препятствует нормальному человеческому общению, воздвигает психологические барьеры между людьми. Определенный тип психологической защиты, сформированный в детстве, приводит к тому, что человек в группе всегда стремится играть одну и ту же роль, желая скрыть под выбранной маской неуверенность, скованность, зажатость, страх. Конкретные поведенческие проявления защитной модели обусловливают специфические дефектные черты общения и взаимодействия таких людей. Эти дефектные характеристики общения иррациональны по своей природе, не осознаются в полной мере и возникают вновь и вновь независимо от партнера, ситуации, возраста, опыта, навыков общения, — как только создается угроза самооценке, позитивному «Я» данного человека. Часто дефектное общение граничит с деструктивным или переходит эти границы. Обратимся к конкретным примерам. Человек, у которого сформирован механизм регрессии, в любом возрасте будет исполнять роль «ребенка», как только возникнет сильный страх неудачи при необходимости проявить инициативу, преодолеть неуверенность. Особые черты защитного Поведения, просвечивающие в дефектном общении, — внушаемость, склонность к поверхностным контактам, обостренная ностальгия, которая содержательно доминирует в общении, плаксивость. Роль «романтика» играет человек, который боится отвержения, питается иллюзиями, с готовностью принимая простое внимание к себе за принятие и уважение (механизм отрицания). Дефекты общения и взаимодействия — хвастовство, лживость, самонадеянность, демонстративно, склонность к розыгрышам, часто безжалостным, эгоцентризм. Роль «философствующего» (механизм интеллектуализации и близкие к нему механизмы сублимации, рационализации) означена такими частыми дефектами общения, как подмена деятельности (особенно при необходимости принять решение) рассуждениями, произвольная схематизация происходящего, самодискредитация, склонность к избирательным, ритуальным, навязчивым действиям. Роль «проверяющего» (механизм проекции) связана с такими дефектами общения, как заносчивость, несговорчивость, чрезмерная гордость, нетерпимость к возражениям, чрезмерное внимание к промахам и недостаткам других людей. Роль «козла отпущения»- (механизм замещения, перенос гнева) включает сверхтребовательность к окружающим, вспыльчивость без меры, склонность к доминированию и сентиментальности одновременно, импульсивность, сильные реакции протеста на критику или в ее ожидании. Об одном нашем известном режиссере читаем в «Общей газете» (№ 45, ноябрь 1999 г.). «Если (имярек) задет или обижен, он становится агрессивным как бешеный бык. Те, кто бывал на съемках, знают: наступает момент, когда в атмосфере сгущается электричество. Воздух начинает вибрировать, группа незримо вбирает голову в плечи. И никогда нельзя угадать, чем кончится — шуткой или чудовищным скандалом....Наиболее чуткие знают, если он бушует, топчет свою шапку, если на площадке стоит ор и висит мат, это скорей всего потому, что он что-то делает неправильно, а что — еще сам не понимает. Обвинив всех подряд, он уйдет и будет три-четыре дня думать, как все переделать. А когда вернется, будет спокоен и уверен». Дефекты общения подпитываются и другими видами психологической защиты. Кроме того, их порождают манипулятивный стиль общения, о котором уже говорилось, и авторитарный стиль общения, о котором речь пойдет в следующем разделе. Дефекты общения тесно связаны с акцентуациями характера. 20.1.2. Нарушения общения и акцентуации Акцентуации характера - крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Как мы подчеркивали в предыдущей главе, нарушения межличностного общения — это обоюдное осложнение общения и обострение отношений, психологическая сторона которого обусловлена предрасполагающими личностными свойствами общающихся (к таким свойствам относятся неумеренное тщеславие и зависть, крайний эгоцентризм и нарциссизм и пр.). Нарушения общения — это пагубная для отношения смесь дефектного и одновременно деструктивного взаимодействия. Мотивация такого взаимодействия часто бывает неосознанно враждебной и разрушительной. Нарушения общения и болезненные взаимодействия возникают, когда в ходе контакта собеседник систематически обращает внимание на те стороны личности партнера, которых тот не осознает и которые противоречат его представлениям о самом себе. Например, в неформальной группе человек, находящийся с кем-то в сложных межличностных отношениях и испытывающий фрустрацию по поводу неудовлетворения важных жизненных потребностей, может систематически преследовать избранную «жертву»: высмеивать публично, задевать достоинство в условиях, исключающих отпор и самозащиту (ситуация «козел отпущения»). Напряжения, вызванные нарушениями такого типа, могут создаваться в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Последствия подобного болезненного взаимодействия — неудовольствие и досада в результате контакта; агрессия или апатия, уход; внутреннее беспокойство и страх; личностные нарушения. Психологическая основа этихнарушений — самообман участника взаимодействия относительно истинной цели («помочь», «понять», «направить» и т. п.) как результат сложившихся отношений вражды и опасения. Нарушения общения, неспособность к глубокому психологическому контакту свойственны людям с определенной личностной направленностью и особой структурой характера. Типичным примером нарушений является взаимодействие акцентуированных личностей. По определению А. Е. Личко, «акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» (Личко, 1983, с. 10). Акцентуации имеют общие черты с психопатиями, но главное отличие состоит в удовлетворительной адаптации акцентуированной личности к жизненным обстоятельствам. Существенные нарушения поведения, общения, дезадаптация обнаруживаются лишь в трудных условиях. Например, скрытая шизоидная акцентуация может обнаружиться в случае, когда к такому человеку настойчиво и бесцеремонно «лезут в душу», либо когда нужно за короткий срок вступить в большое количество тесных эмоциональных неформальных контактов — задача, непосильная для людей с этим типом акцентуации. Удовлетворительная адаптация акцентуированных личностей проявляется в безошибочном выборе партнера для совместной работы и отдыха. Исследование В. В. Юстицкого, где участвовали подростки разного типа акцентуаций, обнаружило, что в трудных ситуациях истероиды выбирают себе в компанию представителей лабильного, психастенического и циклоидного типов, поскольку те не мешают удовлетворению истероидного эгоцентризма и в силу неуверенности, низкой самооценки представляют собой благоприятную почву для развертывания поведения. «В лабильном подростке истероида, видимо, привлекает, прежде всего, способность к «бескорыстности», умение любить других, отсутствие лидерских претензий. Это качество создает наиболее благоприятные условия для проявления эгоцентрической мотивации истероидных людей и особенно любви к себе. От лабильного (и во многом близкого циклоида) он может получить больше всего столь нужных ему проявлений внимания и симпатии... Выполнять ответственное задание лучше с психастеником, который всегда серьезно относится к делу, имеет чувство ответственности за двоих и доводит свое до конца. На необитаемом острове интереснее быть с другим истероидом, фантазия которого (при отсутствии аудитории, за которую пришлось бы бороться), приятно дополнила бы его собственную» (Юстицкий, 1981, с. 58). Важно подчеркнуть, что особенности взаимодействия людей с различными типами акцентуаций характера проявляются в сфере неформального общения. 20.1.3. Типы акцентуаций и особенности общения
Истероидная направленность. Общение и поведение акцентуированных лиц истероидной направленности обладают весьма определенными характеристиками: • драматизация событий при эмоциональной холодности; • преувеличение собственных эмоциональных состояний, претензии быть людьми более интересными, чем они есть на самом деле; • чувствительность к обратной связи, к эмоциональным состояниям других, впечатлительность; внушаемость и самовнушаемость; • стремление быть в центре внимания, требование признания, эгоцентричность, лживость, симуля
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.099 с.) |