Психологический портрет отчужденного человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический портрет отчужденного человека



Исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1991 году. В общей выборке из 490 школьников число получивших высокий балл отчужденности по опроснику СУМО составило 58 человек.

По сравнению с аутистичными и интровертированными, отчужденные менее удов­летворены общением, не доверяют людям; у них выше тревожность и напряженность, а также показатели агрессивности и фрустрированности. Хотя смелость общения у них выше, чем у аутистичных и интровертов, внутренняя недисциплинированность, плохая самоорганизация и то, что они не обеспокоены социальными требованиями, значительно снижают контактность и адаптивность. Отчужденные испытывают глу­бокое чувство одиночества.

Можно сделать вывод о том, что одиночество при аутистичности неизбежно, при от­чужденности — является вынужденным, при интроверсии — добровольным. При этом одиночество в корреляционной плеяде структуры личности отчужденных отсутствует; это свойство существует в структуре личности отчужденных изолирован­но и потому неподвластно прямому психологическому корректированию. Большая степень открытости, свободы и легкости общения, раскованности и спон­танности отличает отчужденных от аутистичных и интровертов. Однако более высо­кая фрустрированность уменьшает возможности саморегуляции и приводит к конф­ликтности, что в свою очередь углубляет и усложняет клубок внутренних проблем, снижает адаптивность. Интровертированность мешает и раскрытию, и общительности.

19.2.4. Аномия

Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации.

Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой име­ет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм. В научном смысле термин «аномия» впервые был использован теологами для обозначения пренебрежения законом, в том числе и сакральным.

Аномия - состояние дезорганиза­ции личности, возника­ющее в результате дезо­риентации; причиной последней может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт или отсутствие норм.

В язык социологии термин введен Э. Дюркгеймом в 1887 г. Результаты своих ис­следований Дюркгейм опубликовал в книге «Самоубийство» (1897), где подразде­лил самоубийства на три типа:

1. Эгоистическое — вследствие самоизоляции;

2. Аномическое — вследствие убеждения, что мир вокруг распадается;

3. Альтруистическое — из преданности делу.

Итак, можно различать аномию общества, характеризующуюся упадком обще­ственной морали, социально-политической дезорганизацией общества, отсутствием общепринятых норм, и аномию личности, в которой нормативные стандарты поведе­ния и убеждений ослаблены или отсутствуют, что проявляется в тревожности, дезо­риентации и социальной изоляции.

Аномия формирует чувство бесцельного существова­ния, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится «недружелюбным» — жестоким, безразличным, асоциаль­ным.

Отчужденный не принадлежит к группе, социальные связи нарушены. Современные высокобюрократизиро­ванные системы лишь усиливают чувство отчужденнос­ти, которое чаще всего является результатом дефектного процесса социализации. У человека нет возможности и условий для адекватной са­мооценки и приспособления, и это, в конечном итоге, приводит либо к преступнос­ти, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.

Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего по выборке и объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиноче­ства, реальной и психологической отъединенностью.

Отчужденность может быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку является (условно) добровольно выбранным одиночеством. Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в об­щении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.

19.3. Комплексные трудности в общении

В последние годы у юношества, испытывающего самые разные трудности в обще­нии, появилась возможность получить профессиональную консультацию и помощь специалистов-психологов. В Петербурге создаются специализированные школы об­щения, предлагающие хорошо продуманную программу лекций, бесед, практичес­ких занятий, консультаций.

Опрос участников одной из таких школ проводился в 1990-1991 гг. Для исследо­вания были использованы методики СУМО («Саморегуляция и успешность межлич­ностного общения») и опросник «Семья и друзья», а также личностный опросник Р. Кэттелла. Было опрошено 83 человека (63 девушки и 20 юношей) в возрасте от 16 до 21 года. Для сравнения использовался материал опроса по тем же методикам 490 учащихся старших классов петербургских школ.

По своему демографическому составу и психологическим характеристикам груп­па из школы общения значительно отличается от старшеклассников обычной сред­ней школы. Количество лиц, испытывающих при общении разнообразные трудно­сти, составляет от (аутистичные, чрезмерно сенситивные) до (застенчивые) об­щего числа опрошенных участников школы общения.

В демографическом отношении оказалось, что полная семья есть только у полови­ны опрошенных, у остальных в семье нет отца. Лидером в полной семье чаще бывает мать. Слабое влияние отца в семье может быть одной из причин трудностей в обще­нии. У пятой части молодежи совсем нет друзей. Половина из обследованных вела дневник, что свидетельствует о высокой рефлексивности при недостаточности дру­жеских связей.

Большое количество участников школы (80 %) собираются воспитывать своих детей иначе, чем воспитывали их, что означает высокую неудовлетворенность систе­мой взаимоотношений в семье.

Слушатели школы общения менее свободны, раскованны; по данным, получен­ным с помощью методики СУМО (рис. 19.1), они не умеют поддерживать контакт, с трудом используют мимику и жесты, невысоко оценивают свои возможности в сфе­ре общения и способность влиять на людей. Низок уровень самоуважения, выраже­но обостренное чувство собственной неполноценности. При этом, несмотря на недостаточное развитие навыков и умений, эти лица не конфликтны. В то же время они, испытывая чувство отъединенности от людей, переживают невозможность довери­тельного общения. Среди них много невротиков с повышенной возбудимостью и тре­вожностью, ориентированных на внутренний мир и избегающих контактов, в том числе зрительных. У них наблюдается склонность к депрессии, отмечается высокий уровень эмпатии (быстро «заражаются» чужими настроениями). Такие лица уделя­ют мало внимания своим недостаткам, отчуждены, испытывают чувство бессилия, очень застенчивы. У участников школы общения следует отметить меньшую агрес­сивность, авторитарность и несколько более выраженную манипулятивность. Высо­кая невротизация во многих случаях мешает хорошей совместимости и еще более осложняет общение.

Такой большой вес и разнообразие различных трудностей в относительно неболь­шой группе молодежи, объединенной общим стремлением к улучшению своих взаимо­отношений и большей удовлетворенности общением, позволяет предположить на­личие синдрома трудностей. В одних случаях это — определенный дефект личностной структуры, в других — неблагоприятное сочетание свойств личности с отсутствием умений.

Трудности лиц, обратившихся в школу общения, выражаются в доминировании таких черт, как застенчивость, отчужденность, аутистичность, интровертированность, которые в среднем незначительно превышают выраженность этих проблем у учащих­ся средней школы. Так, например, при максимальном балле 12 (максимальное разви­тие оцениваемого свойства) средний балл:

1. По застенчивости: в обычной школе — 6,1, в школе общения — 8,9;

2. По аутистичности 5,1 и 6,4;

3. По невротизации — 6,1 и 8,1;

4. По отчужденности — 6,7 и 7,4;

5. По чувству одиночества — 6,1 и 7,3;

6. По самоуважению — 5,2 и 4 балла.

Полученные результаты позволяют сформулировать некоторые психологические принципы для выработки рекомендаций и оказания профессиональной психологи­ческой помощи. Эти принципы должны опираться на представление о сложности, связанности и личностной укорененности трудностей общения, с некоторыми из ко­торых (застенчивость, замкнутость) необходимо научиться жить. Роль психолога в застенчивых людей раскрывает их личностный мир и основные причины возникно­вения трудностей в общении. Вторая часть, «Что с этим делать», предлагает читате­лю ознакомиться с возможными способами преодоления застенчивости. Некоторые рекомендации Ф. Зимбардо приводятся в конце данной главы.

Исследования Ф. Зимбардо и др. (Цит. по: Изард, 1982) показали, что из 800 сту­дентов высшей школы 82 % считают себя «склонными к застенчивости», а 42 % регу­лярно испытывают застенчивость. Только 1 % опрошенных ответили, что никогда не испытывали этого состояния. Еще большее количество японских студентов сочло застенчивость одной изсвоих личностных характеристик. В результате кросс-куль­турных исследований Ф. Зимбардо выявил очень высокий уровень застенчивости у японцев (57 %) и жителей Тайваня (53%). Он указывает, что три четверти японцев считают застенчивость проблемой.

В ходе исследований выяснилось, что немало нарушений при возникновении за­стенчивости претерпевают процессы саморегуляции и самоконтроля: 18 % испытуе­мых охарактеризовали состояние застенчивости повышенным самосознанием, 67% отмечали повышенный контроль, 59 % были заинтересованы социальной оценкой. Вероятно, озабоченность застенчивого человека собой происходит «из-за чрезмер­ного возрастания таких процессов обратной связи, как самоконтроль и восприятие оценок окружающих» (Зимбардо, 1987).

Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно вы­делить ряд общих моментов в понимании ее природы. Это связь застенчивости с са­мосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и воз­никновение трудностей в процессе общения.

78.2. 3. Природа застенчивости

Является ли застенчивость природным или социально приобретенным свойством? Ф. Зимбардо в своей книге приводит разные точки зрения:

• исследователи личностных черт считают, что застенчивость — это наследствен­ная черта, как интеллект или рост;

• бихевиористы объясняют застенчивость несформированностью необходимых со­циальных умений;

• психоаналитики видят в застенчивости симптом неосознаваемого внутриличностного конфликта;

• социологи и некоторые детские психологи верят, что застенчивость может быть понята в терминах социального программирования: условия общества делают нас застенчивыми.

Дж. Чик считает, что примерно в 40 % случаев застенчивость обусловливается генетическим фактором, определяющим предрасположенность к возникновению это­го свойства. У робких людей есть определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительно­сти к конфликтам и угрозе (Чик, 1984).

В ходе исследования (В. Н. Куницына, 1991) многие люди писали сочинения о за­стенчивости по предложенному приблизительному плану. Среди нескольких сотен со­чинений привлекло внимание следующее; его автор — профессор технического вуза.

«Я считаю себя застенчивым. Вопреки этому я к 40 с небольшим годам обзавелся всем набором ученых званий и степеней. В известной мере свою застенчивость я смог преодолеть (перестал бояться общения с большим коллективом), когда начал вести практические, потом лекционные занятия. Но до сих пор мне требуется преодолеть внутреннее сопротивление, чтобы заявить о своих бесспорных правах, которые кто-то по невнимательности или умышленно ущемил. Я теряюсь в магазине, с кассира­ми, — это проявляется в неуверенном голосе, я начинаю торопиться, чтобы скорей закончить неприятную процедуру проверки покупки, примерки и т. д.

Я считаю себя застенчивым и в общении с женщинами. Мне повезло в семейной жизни, я не испытывал необходимости в дополнительных неформальных контактах, а служебные обычно ограничиваю до минимума.

Сейчас я уже не краснею от застенчивости, хотя это и не исключено. Повторяю, я застенчив, когда дело касается меня самого. Если нужно просить за другого — пси­хологический барьер преодолевается мною гораздо легче. Со стороны не все воспри­нимают меня застенчивым, о чем узнал совсем недавно. Мне казалось, что мой порок заметен всем. Если меня не обманули, значит, я научился скрывать свою застенчи­вость. Но бесследно это не проходит, так как неврозы „выходят наружу" позднее.

О всех возможных причинах застенчивости судить не могу. Моя собственная за­стенчивость вызвана, по-видимому, многими причинами: авторитарным воспитани­ем, слабым физическим здоровьем, особенностями психофизического склада, отсут­ствием активного общения с детьми в дошкольном возрасте. Преодолению застен­чивости способствовали:

• активные (по долгу службы) контакты с людьми;

• познание человеческой психики (многие собеседники или сотрудники становят­ся для меня ясными настолько, что я могу прогнозировать их поведение). Незастенчивые люди, по-моему, не существуют. Есть застенчивые и беззастенчи­вые, которые мне глубоко неприятны».

Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие фак­торы:

• порядок рождения детей в семье;

• система воспитания в семье;

• застенчивость родителей.

Как показывают исследования, «первые» (то есть рожденные первыми) дети бо­лее нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети. «Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать расположение к себе, убеждать, находить компромисс и т. д.). Эту особенность подтверждают учителя, и эту же тенденцию выявили иссле­дования в Южной Калифорнии (среди 1750 школьников средней школы): «вторые» более популярны в игре и дружбе среди сверстников, менее застенчивы, чем «пер­вые» (Зимбардо, 1987, с. 86).

У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети.

Застенчивость как трудность доверительного общения в норме возникает у людей разного пола, возраста, профессии и семейного положения и почти не проявля­ется в общении со сверстниками. Застенчивость очень хорошо осознается челове­ком, но при этом с нею трудно справиться.

Русский композитор П. И. Чайковский так пишет о себе в письме к баронессе Фон Мекк (1879 год, 19-20 февраля, Париж):

«...По природе я — дикарь. Каждое знакомство, каждая новая встреча с человеком незнакомым была для меня всегда источником сильнейших нравственных мук. Мне даже трудно объяснить, в чем сущность этих мук. Быть может, это доведенная до ма­нии застенчивость, быть может, это полнейшее отсутствие потребности в общитель­ности, быть может, ложный страх показаться не тем, что я есть, быть может, неумение без насилия над собой говорить не то, что думаешь....Единый бог знает, сколько я страдал от этого».

18.2.4. Психологическое содержание феномена застенчивости

 

Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство лич­ности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воз­действий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее мож­но представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчи­вые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в обще­нии (личностная застенчивость), а на другом — незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно - застенчивых.

В особую, относительно немногочисленную группу выделяются чрезмерно сво­бодные, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди — беззастенчивые.

Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовос­питания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастен­чивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправиль­но адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.

Один из учащихся 6 класса, где проводилось сочинение о застенчивости, написал о себе так:

«Застенчивость очень мешает мне в общении с незнакомцами. В марте к сестре приехала подруга; меня с ней знакомили, и мне было как-то не по себе. Товарищи говорят, что я очень стеснительный. Я стараюсь с ней (застенчивостью) справляться, стараюсь быть разговорчивым, больше на виду, не краснеть при знакомстве. Мои дру­зья мне говорили, чтобы я был тверд в себе и грубей».

Надо сказать, что в этом мальчик слишком преуспел. Когда в этом классе через два года был проведен повторный опрос, все одноклассники без раздумий отнесли его к группе беззастенчивых. Сам же он по-прежнему считал себя застенчивым и приводил достаточно доказательств в пользу этого заключения.

По результатам нашего исследования (В. Н. Куницына, 1991), среди студентов и школьников (обследовано 1300 человек) 25 % оказалось застенчивыми, 34 % - ситу­ативно-застенчивыми, 28% - незастенчивыми (свободными в общении) и 13% -беззастенчивыми (рис. 18.3).

Когда мы рассматриваем диаграмму, отражающую распределение взрослых лю­дей разных профессий по типам застенчивости, то видим, что «профессия отбирает людей».

С одной стороны, профессия не мешает продвижению по служебной лестнице (среди директоров предприятий есть значительная доля застенчивых людей); с дру­гой стороны, застенчивые люди выбирают вполне определенные профессии.

Распределение по типам застенчивости в разных группах взрослых представлено на следующих диаграммах (рис. 18.4).

Как состояние застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и пси­хомоторной сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.

Как свойство личности она связана с переживанием психологического диском­форта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адап­тивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность обще­ния (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность).

Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юно­шеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъектив­ной значимости общения с представителями противоположного пола.

Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уве­ренности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконт­роля.

Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные со­циальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех, физическое и нервно-психическое здоровье, удовлетворение основных социальных этом случае должна заключаться в снятии у человека излишней самокритичности, пессимизма, неуверенности в себе. Невротизированным требуется психотерапевти­ческая помощь, а тем, кто не сформировал в семье необходимые навыки и умения, поможет социально-психологический тренинг.

Выводы

1. Одиночество понимается как тягостное ощущение, переживание субъективной отъединенности, неудовлетворительности и поверхностности сложившихся взаимо­отношений, т. е. как психологическое одиночество.

2. Одиночество может быть определено как эпизодически острое ощущение беспо­койства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука.

3. Аутистичность, отчужденность, одиночество — разные формы трудностей, испы­тываемых людьми в межличностном доверительном общении. Когда они сопутству­ют друг другу, то усугубляют внутренний дискомфорт и усложняют внутренние про­блемы.

4. Одиночество, испытываемое человеком на протяжении длительного времени, ис­тощает его жизненные силы, разрушает личность и приводит к различным нервно-психическим расстройствам. Чтобы оказывать реальную психологическую и психо­терапевтическую помощь одиноким людям, необходимо знать специфические про­блемы конкретной личности.

5. Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными пробле­мами, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается отказом от дружеского и товарищеского об­щения, недоверием к искренности и бескорыстности людей.

Вопросы для самопроверки

1. (Выберите правильный ответ) Культурное одиночество может быть вызвано:

• разрывом поколений;

• единством с природой;

• отторжением значимой группой;

• эмиграцией.

2. Когда нормы личности противоречат социальным нормам, имеет место:

• дезадаптация;

• аномия;

• отчужденность;

• одиночество,

3. Перечислите причины одиночества и приведите примеры.

4. Назовите главные признаки аутистичного поведения.

5. Чем отличается аутизм от аутистичности?

6. Что общего и в чем отличие аутистичности и замкнутости? Аутистичности и не­общительности? Аутистичности и отчужденности?

7. Выберите главный признак отчужденности.

• Чрезмерная уверенность в себе;

• Разрыв связей с обществом;

• Авторитарность;

• Карьеризм;

• Отсутствие уверенности;

• Агрессивность;

• Склонность к уединению;

• Самодостаточность.

8. Выберите из списка только те свойства личности, которые связаны с отчужденно­стью: сосредоточенность на внутреннем мире, агрессивность, нервно-психическое напряжение, импульсивность в принятии решений, застенчивость, вера в сверхъес­тественные силы, недоброжелательность, особый интерес к другой культуре, угрю­мость, низкая самооценка, тоска, сниженное настроение.

9. (Закончите предложение) Состояние дезорганизации личности, возникшее вслед­ствие ее дезориентации при конфликте норм в обществе, называется...

Глава 20.

Дефектное общение

 

20.1. Акцентуации характера и дефекты общения

20.1.1. Дефекты общения

Дефекты общения - помехи, создаваемые че­ловеком, обладающим определенными личност­ными свойствами; выра­жаются в свернутости контактов и содержательной стороны обще­ния, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, сни­жении успешности об­щения и удовлетворен­ности общением со стороны партнера.

Дефектное общение — это относительно неполноценное общение, которое в мень­шей степени проявляется в деловых контактах, но мешает установлению искренно­сти, доверительности, легкости и человеческой близости в неформальном межлич­ностном общении.

Дефекты общения — это помехи, создаваемые человеком, обладающим опреде­ленными личностными свойствами (в их числе — эгоцентризм и эгоизм, невоспи­танность и бестактность, морализаторство и деспотичность и т. д.). Дефекты обще­ния выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, не­преднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера. Однако они не затрагивают глубинных характеристик общения и личности, не вызывают пагубных последствий и длительных изме­нений в личности и самочувствии партнера по общению, что, например, свойственно для манипулятивного и лю­бого другого деструктивного воздействия.

Одной из причин появления дефектов неформально­го общения может служить чрезмерная интенсивность делового общения, которая истощает нервную систему, исчерпывает потребность в неформальных контактах и сужает пространство и время, отведенное на общение вне работы.

В 1984 г. было проведено исследование деятельности работников справочно-информационной службы «09» г. Ленинграда. Специфика общения телефонисток состо­ит в интенсивности, относительной анонимности и обезличенности, одноразовости, ситуативности. Общение является функционально-ролевым, то есть протекает в соответствии с определенными правилами, нормами, предписаниями. Было установлено (Куницына, 1984), что пси­хомоторная ограниченность профессиональной деятельности, информационная бед­ность и однообразие содержательных характеристик общения, преобладание средств вербального общения, высокая интенсивность труда без достаточного времени на отдых и восстановление психического ресурса приводят к отрицательным психоло­гическим последствиям, главные среди которых:

• увеличение нервно-психического и эмоционального напряжения, появление раз­нообразных признаков физической, нервной и психической усталости;

• нарушения мышления, воображения, познавательной деятельности;

• нарушения в сфере неформального межличностного общения: раздражительность и конфликтность, свертывание контактов вне профессиональной деятельности, рост потребности в уединении и эмоциональной поддержке.

Дефекты общения могут появляться вследствие длительной принудительной или добровольной изоляции человека, разнообразных внешних обстоятельств и нали­чия определенных личностных свойств у партнеров по общению.

Можно выделить менее существенные дефекты общения, которые касаются не содержательной его стороны, а сопровождающей его экспрессии, являются следстви­ем недостаточной коммуникативной умелости и вызывают легкое раздражение или недоумение собеседника. Это может относиться к манере покачиваться во время раз­говора с пяток на носки, многозначительно поднимать бровь, постоянно саркастичес­ки кривить рот, отвлекаться и т. д.

Развитие у субъекта психологической защиты неизбежно делает общение дефект­ным и по содержанию, и по способам взаимодействия, и по конечным результатам этого взаимодействия. Сильное развитие психологической защиты всегда препятству­ет нормальному человеческому общению, воздвигает психологические барьеры меж­ду людьми. Определенный тип психологической защиты, сформированный в детстве, приводит к тому, что человек в группе всегда стремится играть одну и ту же роль, желая скрыть под выбранной маской неуверенность, скованность, зажатость, страх.

Конкретные поведенческие проявления защитной модели обусловливают специ­фические дефектные черты общения и взаимодействия таких людей. Эти дефектные характеристики общения иррациональны по своей природе, не осознаются в полной мере и возникают вновь и вновь независимо от партнера, ситуации, возраста, опыта, навыков общения, — как только создается угроза самооценке, позитивному «Я» дан­ного человека. Часто дефектное общение граничит с деструктивным или переходит эти границы.

Обратимся к конкретным примерам.

Человек, у которого сформирован механизм регрессии, в любом возрасте будет исполнять роль «ребенка», как только возникнет сильный страх неудачи при необхо­димости проявить инициативу, преодолеть неуверенность. Особые черты защитного Поведения, просвечивающие в дефектном общении, — внушаемость, склонность к по­верхностным контактам, обостренная ностальгия, которая содержательно домини­рует в общении, плаксивость.

Роль «романтика» играет человек, который боится отвержения, питается иллю­зиями, с готовностью принимая простое внимание к себе за принятие и уважение (механизм отрицания). Дефекты общения и взаимодействия — хвастовство, лжи­вость, самонадеянность, демонстративно, склонность к розыгрышам, часто без­жалостным, эгоцентризм.

Роль «философствующего» (механизм интеллектуализации и близкие к нему ме­ханизмы сублимации, рационализации) означена такими частыми дефектами обще­ния, как подмена деятельности (особенно при необходимости принять решение) рас­суждениями, произвольная схематизация происходящего, самодискредитация, склон­ность к избирательным, ритуальным, навязчивым действиям.

Роль «проверяющего» (механизм проекции) связана с такими дефектами обще­ния, как заносчивость, несговорчивость, чрезмерная гордость, нетерпимость к воз­ражениям, чрезмерное внимание к промахам и недостаткам других людей.

Роль «козла отпущения»- (механизм замещения, перенос гнева) включает сверх­требовательность к окружающим, вспыльчивость без меры, склонность к доминиро­ванию и сентиментальности одновременно, импульсивность, сильные реакции про­теста на критику или в ее ожидании.

Об одном нашем известном режиссере читаем в «Общей газете» (№ 45, ноябрь 1999 г.). «Если (имярек) задет или обижен, он становится агрессивным как бешеный бык. Те, кто бывал на съемках, знают: наступает момент, когда в атмосфере сгущается электричество. Воздух начинает вибрировать, группа незримо вбирает голову в пле­чи. И никогда нельзя угадать, чем кончится — шуткой или чудовищным скандалом....Наиболее чуткие знают, если он бушует, топчет свою шапку, если на площадке сто­ит ор и висит мат, это скорей всего потому, что он что-то делает неправильно, а что — еще сам не понимает. Обвинив всех подряд, он уйдет и будет три-четыре дня думать, как все переделать. А когда вернется, будет спокоен и уверен».

Дефекты общения подпитываются и другими видами психологической защиты. Кроме того, их порождают манипулятивный стиль общения, о котором уже говори­лось, и авторитарный стиль общения, о котором речь пойдет в следующем разделе.

Дефекты общения тесно связаны с акцентуациями характера.

20.1.2. Нарушения общения и акцентуации

Акцентуации характера - крайние варианты его нормы, при которых от­дельные черты характе­ра чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязви­мость в отношении опре­деленного рода психо­генных воздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивости к другим.

Как мы подчеркивали в предыдущей главе, нарушения межличностного общения — это обоюдное осложнение общения и обострение отношений, психологическая сто­рона которого обусловлена предрасполагающими личностными свойствами общаю­щихся (к таким свойствам относятся неумеренное тщеславие и зависть, крайний эго­центризм и нарциссизм и пр.). Нарушения общения — это пагубная для отношения смесь дефектного и одновременно деструктивного взаимодействия. Мотивация та­кого взаимодействия часто бывает неосознанно враждебной и разрушительной.

Нарушения общения и болезненные взаимодействия возникают, когда в ходе кон­такта собеседник систематически обращает внимание на те стороны личности парт­нера, которых тот не осознает и которые противоречат его представлениям о самом себе. Например, в неформальной группе человек, находящийся с кем-то в сложных межличностных отношениях и испытывающий фрустрацию по поводу неудовлетво­рения важных жизненных потребностей, может систематически преследовать из­бранную «жертву»: высмеивать публично, задевать достоинство в условиях, исключающих отпор и самозащиту (ситуация «козел отпущения»). Напряжения, вызван­ные нарушениями такого типа, могут создаваться в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Последствия подобного болезненного взаимодей­ствия — неудовольствие и досада в результате контакта; агрессия или апатия, уход; внутреннее беспокойство и страх; личностные нарушения. Психологическая основа этихнарушений — самообман участника взаимодействия относительно истинной цели («помочь», «понять», «направить» и т. п.) как результат сложившихся отноше­ний вражды и опасения.

Нарушения общения, неспособность к глубокому психологическому контакту свойственны людям с определенной личностной направленностью и особой струк­турой характера. Типичным примером нарушений является взаимодействие акцен­туированных личностей.

По определению А. Е. Личко, «акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего об­наруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психо­генных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» (Лич­ко, 1983, с. 10).

Акцентуации имеют общие черты с психопатиями, но главное отличие состоит в удовлетворительной адаптации акцентуированной личности к жизненным обстоя­тельствам. Существенные нарушения поведения, общения, дезадаптация обнаружи­ваются лишь в трудных условиях. Например, скрытая шизоидная акцентуация мо­жет обнаружиться в случае, когда к такому человеку настойчиво и бесцеремонно «ле­зут в душу», либо когда нужно за короткий срок вступить в большое количество тесных эмоциональных неформальных контактов — задача, непосильная для людей с этим типом акцентуации.

Удовлетворительная адаптация акцентуированных личностей проявляется в бе­зошибочном выборе партнера для совместной работы и отдыха.

Исследование В. В. Юстицкого, где участвовали подростки разного типа акценту­аций, обнаружило, что в трудных ситуациях истероиды выбирают себе в компанию представителей лабильного, психастенического и циклоидного типов, поскольку те не мешают удовлетворению истероидного эгоцентризма и в силу неуверенности, низкой самооценки представля­ют собой благоприятную почву для развертывания пове­дения.

«В лабильном подростке истероида, видимо, привле­кает, прежде всего, способность к «бескорыстности», уме­ние любить других, отсутствие лидерских претензий. Это качество создает наиболее благоприятные условия для проявления эгоцентрической мотивации истероидных людей и особенно любви к себе. От лабильного (и во мно­гом близкого циклоида) он может получить больше все­го столь нужных ему проявлений внимания и симпатии... Выполнять ответственное задание лучше с психастени­ком, который всегда серьезно относится к делу, имеет чувство ответственности за двоих и доводит свое до конца.

На необитаемом острове интереснее быть с другим истероидом, фантазия которого (при отсутствии аудитории, за которую пришлось бы бороться), приятно дополнила бы его собственную» (Юстицкий, 1981, с. 58).

Важно подчеркнуть, что особенности взаимодействия людей с различными типа­ми акцентуаций характера проявляются в сфере неформального общения.

20.1.3. Типы акцентуаций и особенности общения

 

Истероидная направленность. Общение и поведение акцентуированных лиц истероидной направленности обладают весьма определенными характеристиками:

• драматизация событий при эмоциональной холодности;

• преувеличение собственных эмоциональных состояний, претензии быть людьми более интересными, чем они есть на самом деле;

• чувствительность к обратной связи, к эмоциональным состояниям других, впе­чатлительность; внушаемость и самовнушаемость;

• стремление быть в центре внимания, требование признания, эгоцентричность, лживость, симуля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.099 с.)