Межличностное общение: социальная перцепция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межличностное общение: социальная перцепция



Социальная перцепция или в узком смысле восприятие и понимание людьми друг друга — это одна из центральных проблем межличностного общения.

В отечественной науке первым начал разрабатывать эту проблему А. А. Бодалев, положивший начало большому кругу исследований и создавший научное направле­ние, в рамках которого было накоплено большое количество эмпирических данных и закономерностей. Со времени выхода первых работ А. А. Бодалева («Восприятие че­ловека человеком»), 1065; «Формирование первого впечатления», 1966; «О восприя­тии и понимании человеком самого себя», 1968; «Формирование понятия о человеке как о личности», 1970; «Новые данные к проблеме социальной перцепции», 1970; «Личность и общение», 1979, 1983 и др.), ставших энциклопедией знаний в этой об­ласти, появилось огромное количество книг по всем аспектам этих проблем.

Восприятие - процесс отбора, органи­зации и интерпретации чувственных данных.

Социальная перцепция - процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на ос­нове естественного об­щения и протекающий в форме восприятия и по­нимания одним челове­ком другого.

16. 1.1. Что такое восприятие человека человеком

Проблема, о которой идет речь, в последние годы все чаще обозначается как «социальная перцепция». «Перцепция» - другое обозначение термина «восприятие»; социальная перцепция - восприятие социальных объектов в социальном контексте, то есть, прежде всего, восприятие людьми друг друга.

Таким образом, социальная перцепция - процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодеиствии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого.

Понятие «социальная перцепция» несколько отличается от понятия «перцепция», в общей психологии. Поскольку это процесс социальный, то есть протекает в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, установки, пристрастия и предубеждения. Несомненно также, что подобное расчленение одного из аспектов процесса восприятия является в достаточной мере условным.

Способы восприятия и оценки человека человеком во многом тождественны восприятию и оценке человеком объектов мира вещей и живой природы. Здесь также име­ют силу законы взаимодействия фигуры и фона, пороги узнавания и различения, законы влияния на восприятие физических характеристик стимулов, их силы, интенсив­ности, последовательности, законы адаптации и т. п.

Оценивая другого человека, мы нередко используем термины, относящиеся к свойствам и процессам, наблю­даемым в мире природы. Мы говорим, что люди думают прямо, что их лица выражают твердую решительность, называем людей глубокими или мелкими, яркими или тупыми, жесткими или скользкими, красочными или бес­цветными.

Но восприятие человека человеком, протекающее при взаимодействии и общении людей, — процесс несоизмеримо более активный, чем восприятие других объектов окружающего мира, активи­зирующий мыслительные, волевые, эмоциональные процессы, чаше побуждающий к действию. Вторая отличительная сторона процесса восприятия при межчеловече­ском взаимодействии — это действенная, гибкая и разносторонняя обратная связь, которая перестраивает многие другие психические процессы, регулирует поведение человека.

Таким образом, социальная перцепция — процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в про­цессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению квоспринимаемому человеку.

Знание структуры этих образов, их объема, компонентов, степени осознанности позволяет представить процесс накопления социального опыта человеком, его спо­собы познания других людей и самого себя. Кроме того, мы постигаем те мерки (со­циальные категории, эталоны, стереотипы), которыми оперируют люди разного воз­раста, оценивая людей и прогнозируя их дальнейшее поведение, поступки, мотивы в сложных ситуациях.

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:

возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;

условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним челове­ком другого;

закономерности формирования первого впечатления;

влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, само­оценки и личностных свойств взаимодействующих людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.005 с.)