Закономерности доверительного общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности доверительного общения



Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институ­тах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родите­лями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные по­следствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возни­кают:

• открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;

• более корректная постановка целей и задач;

• большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;

• более высокая мотивация деятельности.

Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей доверительного общения, остановимся на характеристиках неформального общения, так как доверительность свойственна лишь неформальному общению и является его существенной характе­ристикой.

15.1. Формальное и неформальное межличностное общение

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосре­дованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов «формальное/неформальное общение», в отличие от обозначений «официальное» и «неофициальное», поскольку официальные отношения «руководитель—подчиненный» могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламен­тированного правилами организации и служебным этикетом.

Различия между формальным и неформальным общением выражаются степенью включенности межличностных отношений, степенью учета личностных особенностей партнера, мерой использования арсенала способов психологического (а не служеб­ного, нормативного, институционального) воздействия.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на «ты».

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредо­ванное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосре­дованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется актив­ной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживает­ся широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предпо­лагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

Важнейшую роль для контактного общения играет такая структурно-функцио­нальная сторона общения, как процессы социальной перцепции. При неполном и неадекватном восприятии установление психологического контакта невозможно.

Контактное общение пронизывает все виды общения, служит базой, условием и необходимым компонентом делового, профессионального, дружеского общения.

Для оценки успешности неформального общения следует использовать особые критерии. В функциональном ролевом межличностном общении, которое протекает согласно культурно обусловленным правилам и является нормативным по самой сво­ей природе, важно выполнение требований роли и ожиданий ролевого партнера, Его успешность обусловлена иными факторами, чем успешность неформального меж­личностного общения, и может снижаться или увеличиваться, если человек выходит за рамки роли, включает во взаимодействие с другими элементы неформального об­щения.

Например, опытный врач при выходе за рамки профессионально-ролевой беседы с пациентом может получить важные сведения для точного диагностирования. До­верительная беседа выявляет наличие психотравмы как своеобразного «провокато­ра» соматических нарушений типа язвы. Вопрос соотношения формального и не­формального общения в разных видах профессиональной и производственной дея­тельности давно поставлен Э. Мэйо и решается в плане повышения успешности деятельности через подключение, организацию неформального общения.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального меж­личностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хороше­му самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

15.2. Доверительное общение, его функции и стадии

Доверительные отношения — малоизученная область человеческих взаимоотноше­ний.

Термин «доверительное общение» появился в отечественной психологии отно­сительно недавно. В работах В. С. Сафонова, Е. А. Хорошиловой (Сафонов, 1981;

Хорошилова, 1984) впервые выделены два существенных признака доверительного общения: значимость доверяемой информации и отношение доверия к партнеру.

Наиболее важной особенностью этого общения В. С. Сафонов считает обмен зна­чимыми мыслями и чувствами на основе веры в партнера, при этом происходит оп­ределенное обособление этой пары общающихся людей от остальных. Под доверием он понимал отношение к партнеру как человеку, который не станет использовать значимое раскрытие против доверившегося. В качестве главных функций довери­тельного общения В. С. Сафонов называет:

• психологическое облегчение;

• обратную связь в процессе самопознания;

• психологическое сближение, углубление взаимоотношений людей.

При этом доверительность, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера.

Т. П. Скрипкина в своей работе (Скрипкина, 1997) подчеркивает, что доверие к другому человеку, являясь частным случаем доверия к миру, знаменует способность человека доверять самому себе, организовывать свою собственную жизнь. Особен­ность этого подхода заключается в том, что автор связывает воедино доверие к миру и доверие к себе, настаивая на необходимости их обязательного соответствия и убе­дительно доказывая, что преобладание доверия к себе есть показатель слабой адап­тивности.

Теоретическая модель доверия к себе включает три компонента: а) побудитель­ная переменная (потребности, интересы, стремления), б) прогностическая перемен­ная (возможности человека), в) ценностно-смысловая переменная (смысловые об­разования, задействованные в оценке и контроле ситуации).

В книге Т. П. Скрипкиной представлен психосемантический портрет другого как объекта доверия. Качества личности, которой можно доверять (верность, доброта и честность), совпали с набором позитивных качеств родителей; эти три качества «воз­главили» перечень из 36 личностных свойств, предъявляемых 297 учащимся 11-х классов. Оказалось, что «по основным человеческим ценностям старшеклассники отождествляют себя в большей степени с родителями, нежели со сверстниками. На­пример, такое качество, как доброта, часто не приписывается даже самым близким Друзьям» (Скрипкина, 1997, с. 114).

75.2. 1. Специфика доверительного общения

Представляется, что термином «доверительное общение»- может быть обозначено та­кое общение, цель которого более широка и значима, чем установление доверия. Цель межличностного неформального доверительного общения — установление психоло­гической близости, формирование доверительных отношений, сокращение психоло­гической дистанции.

В зарубежных исследованиях проблема межличностного доверия занимает в по­следние годы значительное место.[5]

Рассмотрение исходных теоретических посылок, лежащих в основе различных подходов к проблеме доверия, позволяет выделить два направления в современной зарубежной психологии. Сторонники первого, психоаналитического направления понимают «доверительность» как раскрытие своего «действительного Я», включаю­щего наиболее уязвимые, негативные стороны личности. Такого рода «действитель­ное Я» требует выхода в виде «естественных импульсов доверительности», контро­лируемых страхом потерять уважение к себе. Преодоление этого страха и приводит к возникновению доверительного общения.

Если же страх оказывается сильнее, доверительность не находит себе выхода остается неактуализированной, и энергия подавляемых естественных импульсов до­верительности находит выход в разрушении личности «изнутри», что, в свою оче­редь, вызывает разрыв связей с окружающими.

Представители другого направления (прежде всего, трансактной психологии) ис­ходят не столько из личности, сколько из самого процесса общения, основываясь на том, что доверительность есть продукт ситуации, а мотивы и другие индивидуально-психологические особенности играют второстепенную роль.

В доверии можно выделить такой содержательный компонент, как отражение сло­жившегося опыта и наблюдений человека, благодаря которым он может предвидеть, что человек, пользующийся его доверием, исполнит его ожидания. Сам факт нали­чия таких ожиданий повышает значимость того, к кому они обращены.

По концепции Д. Занда, понятие «доверие» опирается на намерения и побужде­ния субъекта, одаривающего доверием. Оно включает в себя:

• собственное намерение довериться другому;

• ожидание, что доверие оправдается;

• поведение, соответствующее этим намерениям;

• восприятие другими людьми собственного поведения как достойного доверия;

• учет ситуации и предполагаемых последствий доверия (цит. по: Ратайчак, 1983). Каким является человек, способный устанавливать доверительные отношения,

искренний и открытый, и чем от него отличается человек, не испытывающий дове­рия к людям? Ответить на этот вопрос позволяют результаты исследования, прове­денного В. Н. Куницыной в 1991 году (см. врезку).

Отчужденность, большая эмоциональная и психологическая дистанция, устанав­ливаемая и поддерживаемая даже в близких родственных отношениях теми, кто не умеет доверять, ведет к субъективному, остро переживаемому одиночеству, порож­дает трудности в общении.

В связи с доверием рассматривается понятие «доверчивость».

Доверчивость ~ это постоянная готовность человека верить слову, обещанию дру­гого человека или группы.

Доверчивость - это постоянная готов­ность человека верить слову, обещанию друго­го человека или группы.

Однако это свойство отличается от обычной оптими­стической веры в доброту других и надежность окружа­ющего мира. Доверчивость — постоянная черта личнос­ти, которая является результатом социального научения.

Как чрезмерная подозрительность, так и чрезмерная доверчивость относятся уже к области психопатологии

отношений и являются показателями плохого функционирования и приспособления к среде, сдерживают правильное развитие личности. Патологическая доверчивость, при которой человек не обращает внимания ни на ситуацию, ни на индивидуальность Партнера, есть проявление ригидности. Истинное доверие требует взаимных и точ­ных оценок взаимодействующих лиц, их возможностей, намерений, компетентности.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

В 1991 году В. Н. Куницыной было проведено исследование, целью которого было составить психологические портреты людей, доверяющих и не доверяющих другим. В опроснике СУМО выделена шкала доверия, состоящая из 6 суждений. Она описы­вает склонность к доверительному общению, открытость и отсутствие подозритель­ности.

На выборке 490 школьников старших классов было выделено две группы: одна груп­па в 40 человек получила максимальный балл'по шкале доверия 10-12 баллов (при максимуме в 12 баллов), другая — 38 человек — по этой шкале имела от 0 до 2 бал­лов. По результатам исследования был составлен психологический портрет доверя­ющего людям.

Доверяющий людям — немногословный человек, интроверт, обладающий широким спектром невербальных средств общения; он независим в суждениях, самодостато­чен, владеет разнообразными способами влияния на людей, однако не использует доверие в качестве средства влияния. (В группах с сильным и слабым личностным влиянием нет различий по признаку доверия.) Обладает высокой эмпатией, хорошо развитым партнерским стилем общения, но неплохо владеет и манипулятивными навыками. Нажим, авторитарность в общении отсутствуют. В поведении нет агрес­сивности, отчужденности, не испытывает чувства одиночества. Оказалось, что доверительность мало связана с чувством собственного достоинства и удовлетворенностью от общения с людьми в близком кругу.

Показатель социального интеллекта очень высокий и соответствует второму, лидер-,, скому уровню успешности общения. Как показало тестирование по методике Кеттелла, этих людей отличает эмоциональная стабильность, либеральный склад мышле­ния, практичность и реалистичность, отсутствие тревожности, то есть с уверенностью можно говорить, что это признаки истинного доверия, а не доверия от отчаяния и страха.

Иначе выглядит психологический портрет не доверяющего людям. Доверие у такого человека блокируется высоким уровнем развития подозрительно­сти, агрессивности, авторитарности, скованности, застенчивости, закрытости. «Не до­веряющие» не способны к самораскрытию, невротизированы, испытывают чувство одиночества, не имеют склонности к партнерству, неуступчивы, имеют низкие баллы по коммуникативной совместимости и социальному интеллекту. Завершает портрет сниженная адаптивность.

Наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является высокая авто­ритарность. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что автори­тарность и способность доверять людям являются взаимоисключающими чертами личности.

Псевдодоверие

Существует целый ряд отношений между людьми, лишь внешне напоминающих до­верительные отношения. Спектр псевдодоверия достаточно широк. Дать определение псевдодоверию «от противного» позволяет перечень компонентов отношений, кото­рые не совместимы с истинным доверием.

а) Отчаяние. Доверие от отчаяния — это выбор меньшего из двух зол; в основе истинного доверия лежат свобода и спонтанность. Следовательно, доверие под дав­лением обстоятельств нельзя считать истинным доверием.

б) Конформная доверительность. Проявляется по отношению к представителям определенного социального статуса (например, к врачу); в ее основе лежит норма­тивное убеждение в том, что определенным людям следует доверять в конкретных социальных ситуациях. Однако следует в данном случае говорить скорее о псевдодо­верии, так как нет свободного выбора объекта доверия.

в) Наивность. Истинное доверие не может быть также следствием наивности. Та­кого рода псевдодоверие возникает, когда субъект строит свое отношение к партнеру без учета возможных негативных последствий взаимодействия. Например, учитель может оказывать доверие ловко обманывающему его ученику. Главная черта наивно­сти — нет предвидения возможных последствий доверительного поведения.

г) Импульсивность. Наблюдается в тех случаях, когда субъект придает излишнее значение последствиям взаимодействия с человеком, который лишь внешне достоин доверия. Подобное отношение переполнено неуместной эмоциональностью, неоправ­данными надеждами на то, что исполнятся все ожидания. Эксплуатация такого типа доверчивости позволяет ловким пройдохам играть на сочувствии и милосердии в сво­их корыстных целях.

д) Слепая вера в человека. Основана на фаталистическом убеждении, что ход со­бытий диктуют обстоятельства и что лучше следовать за ними, чем делать сознатель­ный выбор.

е) Азарт в отношениях. В этом случае человек упрямо надеется, что произойдет сдвиг к большему доверию, хотя объективно этого не приходится ожидать.

Таким образом, псевдодоверие характеризуется достаточным богатством проти­воречивых чувств, намерений и отношений.

Однако и истинное доверие имеет свои положительные и отрицательные стороны. К первым относятся принятие партнера и выказываемая по отношению к нему сер­дечность. Истинное доверие связано также с точностью и соответствием оценок парт­нера, его намерений и последствий взаимодействия; отрицательная сторона дове­рия — наличие достаточной степени риска. Доверие связано с оценкой и самооценкой. Правильная оценка партнеров по взаимодействию положительно влияет на довери­тельность. Отсутствие доверия ведет к ошибкам и неточностям в оценке партнера, что создает порочный круг и, в свою очередь, ведет к недоверию и подозрительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.019 с.)