Глава 20. «Дефектное общение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 20. «Дефектное общение»



Дефекты общения — помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; выражаются в свернутости контактов и содержательной

стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера.

Акцентуации характера — крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязви­мость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим

Тревожность (беспокойство, страх) индивидуальная психологическая особен­ность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых раз­ных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает.

Ригидность — затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении на­меченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Глава 21. -«Деструктивное общение»-

Ложь — умышленное искажение истины и введение в заблуждение других людей.

Обман — сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при том что прямых искажений истины не допускается.

Агрессивное поведение — нападение по собственной инициативе с целью причинить физический, материальный или моральный ущерб (посредством грубых, насмешли­вых, язвительных слов и поступков).

Инструментальная (операциональная) агрессия — это примененное агрессивное средство воздействия в достижении позитивных целей, которое сопровождалось от­рицательным эффектом.

Преднамеренная (интенциональная) агрессия — стремление нанести вред с осоз­нанием последствий.

Криминогенное общение — взаимодействие, для которого характерны антиобще­ственная направленность, психологическая стрессогенность и конфликтность, жест­ко заданный ролевой характер и специфика средств связи и способов воздействия.

Глава 22. «Свойства и критерии успешного общения»

Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их опти­мальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной при­способленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами

Контактность — способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаим­ном принятии; ее обеспечивают владение навыками и умениями общения и саморе­гуляции, а также определенные личностные свойства.

Совместимость — психологический эффект сочетания индивидов, который выра­жается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоциональ­но-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлет­воренности и отсутствии напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах.

Удовлетворенность общением и отношениями — характеристика субъективной сто­роны межличностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях; психологическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах де­ятельности; включает чувство полноценности и стабильности межличностных отно­шений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиноче­ства.

Коммуникативная совместимость — частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности обшей позиции; характеризуется от­сутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта.

Стиль общения — индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведе­ния человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и лич­ных отношениях, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых при­емах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

Темперамент — динамическая характеристика психической деятельности челове­ка; особенности поведения, обусловленные прежде всего общим типом высшей не­рвной деятельности.

Конформность — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием дру­гих людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих.

Гендерные стереотипы — представления людей о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Глава 23. «Общение в сфере средств массовой коммуникации »

Средства массовой коммуникации (СМК) — исторически сложившийся, специфи­ческий социальный институт, который путем быстрой передачи информации реали­зует задачу формирования мировоззрения, и общественного мнения большой, разно­родной и анонимной аудитории в соответствии с плановыми установками обществен­но-политической системы.

Лидер мнений — член малой группы, который более информирован по определен­ным вопросам, чем остальные участники группы, и более активен и избирателен по отношению к определенным средствам МК, что делает его мнение ориентиром для членов группы.

Убедить — логически обосновав предлагаемое суждение, добиться согласия ин­дивида или группы с определенной точкой зрения и такого изменения сознания убеж­денных, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответ­ствии с ней.

Убеждаемостъ — готовность личности принять информационное воздействие, ло­гически обоснованное суждение.

Конформность — в малой группе: добровольная реакция отдельного участника, которая идентична реакциям всех членов группы, но отличается от реакций этого человека, когда тот находится в одиночестве.

Глава 24. «Новые направления в исследовании межличностного общения»

Социальный интеллект — глобальная способность, возникающая на базе комплек­са интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенченских черт, вклю­чая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.

Социальная компетентность — система знаний о социальной действительности и себе, сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведе­ния в типичных социальных ситуациях; эта система позволяет человеку быстра и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложив­шуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», из­влекать максимум пользы из сложившихся обстоятельств.

 

 

Приложения

В Приложении 1 приводится краткое описание некоторых новых или малоизвест­ных методов изучения общения и взаимоотношений. В Приложении 2 приводится 9 бланковых методик, разработанных или модифицированных В. Н. Куницыной и: применяющихся психологами в исследованиях и на практике. Они готовы к исполь­зованию и не требуют дополнительного описания, кроме того, которое содержится в данном Приложении.

В Приложении 3 дается примерная программа лекционного курса «Межличност­ные отношения» с опорой на материал, изложенный в нашей книге. Программа со­ставлена В. Н. Куницыной.

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.008 с.)