Методы измерения симпатии, любви, самоактуализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы измерения симпатии, любви, самоактуализации



В сборнике «Социально-психологические методы исследования супружеских отноше­ний», который вышел в 1978 г. в МГУ (авторы: Ю. А. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская), приводятся разнообразные опросники; дается психологическая интерпре­тация получаемых показателей, свидетельства надежности и валидности, ключи и тексты опросников.

В сборнике представлены следующие методы:

1. Шкалы любви и симпатии (2 шкалы по 7 суждений в каждой);

2. Тест на удовлетворенность браком (16 суждений);

3. Распределение ролей в семье (по 3 вопроса на каждую из 7 выделенных семей­ных ролей: воспитание детей, обеспечение эмоционального климата, организация развлечений, материальное обеспечение, роли «хозяина» и «хозяйки», сексуальный партнер, организация семейной субкультуры);

4. Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях (32 ситуации конфликтного взаимодействия);

5. Измерение установок в семейной паре (40 суждений по 10 значимым сферам совместной жизни: отношение к людям, альтернатива между чувством долга и удо­вольствием, отношение к детям, отношение к автономности и независимости, отно­шение к разводу, отношение к романтической любви,.оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни, отношение к «запретности секса», отношение к деньгам и, наконец, отношение к устройству семьи патриархального типа или эгалитарного);

6. Общение в семье (48 вопросов);

7. Измерение уровня самоактуализации личности (CAT).

CAT — «Измерение уровня самоактуализации личности». В основе этой методики лежит адаптированный тест Э. Шострома, измеряющий самоактуализацию как мно­гомерную величину. Тест POI (Personal Orientation Inventory) содержал 150 пунктов, из которых 23 пункта составляли шкалу ориентации во времени и 127 пунктов — шка­лу внутренней или внешней поддержки; на этой основе было выделено также 10 до­полнительных шкал, таких как блок межличностной чувствительности, блок самовосприятия и др. Шкалы этого теста были подобраны на основе опроса психотера­певтов (Э. Шостром являлся директором Института терапевтической психологии).

В 1981-84 гг. этот тест адаптировали Л. Я. Гозмани Ю. Е. Алешина (кафедра со­циальной психологии МГУ), Первоначально он назывался САЛ (самоактуализация личности), позднее закрепилось название CAT — самоактуализационный тест.

В нем осталось 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценност­ного или поведенческого характера.

К 106 пунктам, оставшимся после проверки на разброс, было добавлено еще 18 при введении шкал 13 и 14. Каждый пункт содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наи­большей степени соответствующее его взглядам и убеждениям. Ответ фиксируется в ответном листе и оценивается при обработке в 1 балл (при соответствии ключу).

Базовые шкалы и дополнительные шкалы в основном соответствуют опроснику Э. Шострома. При обработке учитывается, что чем выше балл по любой шкале теста, тем выше самоактуализация субъекта.

Описание шкал (в скобках дается число пунктов, образующих шкалу):

1. Ориентация во времени(17) — базовая шкала, которая измеряет, насколько пра­вильно человек ориентирован во времени. Высокий балл по шкале означает, что че­ловек живет настоящим, его не мучает раскаяние в своих поступках, воспоминания о нанесенных ему обидах (как это бывает с ориентированными на прошлое), он не стро­ит нереальных планов на будущее (ориентация на будущее); Человек правильно ори­ентирован во времени, не откладывает жизнь на завтра, не увязает в прошлом, а жи­вет в настоящем, воспринимая его все же в единстве с прошлым и будущим.

2. Поддержка (91) — базовая шкала, показывающая, руководствуется ли человек в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами, или он подвержен влиянию извне, конформен. Признак самоактуализации — «изнутри» направляемая личность, обладающая «внутренней поддержкой».

3. Ценностная ориентация (20) — эта и все последующие шкалы являются допол­нительными. Данная шкала измеряет, насколько человек руководствуется ценностя­ми, присущими самоактуализирующейся личности.

4. Гибкость поведения (24) — измеряет гибкость поведения в различных ситуациях, отсутствие догматизма. Вместе с предыдущей шкалой составляет блок ценностей.

5. Сенситивность ( 13) — измеряет меру рефлексии и чувствительности к собствен­ным переживаниям и потребностям.

6. Спонтанность (14) — измеряет способность выражать свои чувства в заранее не продуманных действиях, открытость, раскованность, естественность. Шкалы 5 и 6 образуют блок чувств.

7. Самоуважение (15) — измеряет способность уважать себя за силу духа и прояв­ление собственного достоинства.

8. Самопринятие (21) — измеряет способность принимать себя вопреки своей сла­бости. Шкалы 7 и 8 — блок само восприятия.

9. Взгляд на природу человека ( 10) — оценивает понимание человеческой приро­ды, мужественности и женственности, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.

10. Синергичностъ (7) — измеряет способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию взаимосвязи противоположностей. Шкалы 9 и 10 образуют блок осознания целостности бытия.

11. Принятие агрессии (16) — измеряет склонность принимать свою агрессию как неизбежное и естественное проявление человеческой природы.

12. Контактность (20) — измеряет способность человека к установлению глубо­ких и тесных контактов, отсутствие трудностей и барьеров в общении. Шкалы 11 и 12 — блок межличностной чувствительности.

13. Познавательные потребности (11) — измеряет степень выраженности у чело­века стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

14. Креативность (14) — измеряет выраженность творческой направленности лич­ности.

Опросник рассчитан на респондентов, обладающих высоким уровнем интеллек­туального развития, поэтому он не рекомендуется для работы с людьми, не имеющими высшего образования. Тест может быть предложен для одновременного заполнения целой группе испытуемых. Время заполнения теста в среднем составляет 30 минут.

Примечание: Свой вариант адаптации теста Э. Шострома предложила Н. Ф. Ка­лина. С описанием шкал и ключами опросник («САМОАЛ») опубликован в после­словии к книге А. Маслоу «Психология бытия» (М., 1997, с. 285-300).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.006 с.)