Занятие 8. Общее учение о дозировании лекарственных веществ. Дозирование в зависимости от пути введения. Принципы индивидуального дозирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 8. Общее учение о дозировании лекарственных веществ. Дозирование в зависимости от пути введения. Принципы индивидуального дозирования



 

Мотивация цели самоподготовки. При лечении больных стандартными дозами лекарственных средств адекватность фармакотерапии обеспечивается лишь в 20-55% случаев. Это связано с вариабельностью реакции больных на лекарства в зависимости от возраста пола, генетических факторов, пути введения, патологических состояний центральной нервней системы и др. вследствие чего врачу приходится иногда выходить за рамки общепринятых разовых или даже высших разовых доз. Правильному подбору врачом индивидуальной дозы лекарственного препарата и проведению эффективной и безопасной фармакотерапии будет во многом способствовать консультативная помощь провизора имеющего представление о фармакокинетических особенностях лекарственного препарата.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса токсико-логической химии — понятие о лекарстве и яде; из материала предыду­щих тем —механизмы всасывания, транспорта, распределения, биотрансформации, экскреции лекарственных веществ.

Цель самоподготовки.

Уяснить и запомнить:

—классификацию доз по эффекту и периодичности назначения:

—способы количественного выражения доз лекарственных средств, основные способы оценки их токсичности;

—определение параметров «терапевтический индекс» и «широта терапевтического действия»;

—особенности дозирования лекарств в зависимости от пути введения;

—основные индивидуальные особенности организма, определяющие необходимость индивидуального дозирования лекарственных средств;

—основные факторы, влияющие на объем распределения и период полуэлиминации лекарственных средств;

—особенности транспорта, распределения, биотрансформации и экскреции лекарственных средств у новорожденных и грудных детей, в пожилом и старческом возрасте по сравнению с взрослыми;

—изменения фармакокинетики лекарственных средств при алкоголизме, курении, на фоне приема контрацептивных средств;

—изменения фармакокинетики лекарственных средств при ожирении, истощении, почечной недостаточности, заболеваниях печени, патологии сердечно-сосудистой системы;

—принципы индивидуальной коррекции доз лекарственных средству больных с генетически обусловленной слабой и сильной метаболизирующей способностью.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 61-75.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II. Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1. Представить классификацию доз: а) по выраженности фармакологического эффекте б) по периодичности назначения

Задание 2. Охарактеризовать параметры: «терапевтический индекс» и «терапевтическая широта» (заполнить таблицу):

Параметр Характеристика параметра

Задание 3. Перечислить основные параметры индивидуальных особенностей организма, определяющие необходимость индивидуального дозирования лекарственных средств.

Задание 4. Охарактеризовать особенности транспорта, распределения, биотрансформации и выведения лекарственных веществ у детей и стариков (заполнить таблицу):

Возрастной контингент фармакокинетический параметр Особенности фармакокинетического параметра

Задание 5. Охарактеризовать изменения объема распределения и периода полуэлиминации лекарственных веществ при ожирении, истощении, почечной недостаточности, печеночной недостаточности, патологии сердечно-сосудистой системы (заполнить таблицу):

Вид патологии фармакокинетические параметры Изменения фармакокинетических параметров

IV.Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте классификацию доз по эффекту и периодичности назначения.

2. Укажите разновидности разовых терапевтических доз, отличающиеся выраженностью фармакологических эффектов.

3. Перечислите способы количественного выражения доз лекарственных средств.

4. Дайте определение понятия «ЕД 50».

5. Дайте определение параметра «терапевтический индекс», укажите, какое свойство препарата он характеризует.

6. Дайте определение параметра «терапевтическая широта» препарата, укажите, какое свойство препаратов он характеризует.

7. Укажите принципы дозирования лекарств в педиатрии.

8. Укажите основные параметры индивидуальных особенностей организма, определяющие необходимость индивидуального дозирования лекарственных средств.

10. Укажите основные направления повышения эффективности и безопасности индивидуальной фармакотерапии.

11. Укажите фармакокинетические параметры, имеющие первоочередное значение для подбора индивидуальной дозы лекарственного препарата.

12. Перечислите основные факторы, влияющие на объем распределения лекарственных препаратов.

13. Перечислите основные факторы, влияющие на период полуэлиминации лекарственных средств.

14. Укажите зависимость между периодом полуэлиминации, объемом распределения лекарства и его концентрацией в крови.

15. Укажите возрастные группы, для которых индивидуальное дозирование лекарств имеет наиболее важное значение.

16. Укажите особенности организма новорожденного и грудного ребенка определяющие индивидуальность его фармакокинетических параметров.

17.Перечислите основные отличия транспорта лекарственных веществу новорожденных и грудных детей по сравнению со взрослыми.

18.Укажите причины меньшего связывания с белками крови лекарств у новорожденных и грудных детей по сравнению со взрослыми.

19.Перечислите основные факторы, влияющие на объем распределения лекарств у новорожденных и грудных детей.

20.Укажите причины замедления биотрансформации лекарств в печени у новорожденных и грудных детей по сравнению со взрослыми

21.Укажите причины замедленной экскреции лекарств почками у новорожденных и грудных детей, влияние этого фактора на период полуэлиминации и концентрацию лекарств в крови.

22.Укажите особенности транспорта лекарств в пожилом и старческом возрасте.

23.Укажите факторы, влияющие на распределение лекарственных средствв пожилом и старческом возрасте, особенности распределения.

24.Укажите причины замедленной биотрансформации лекарств в печени в пожилом и старческом возрасте.

25.Перечислите причины замедленного выведения лекарств почками в пожилом и старческом возрасте.

26.Укажите, как изменяется метаболизм лекарств при курении и у больных хроническим алкоголизмом.

27.Укажите, как изменяется способность лекарственных веществ связываться с белками крови во время беременности.

28.Перечислите основные изменения фармакокинетики лекарств при почечной недостаточности.

29.Перечислите изменения фармакокинетики лекарств при заболеваниях печени.

30.Укажите изменения объема распределения и периода полуэлиминации лекарственных средств при патологии сердечно-сосудистой системы.

31.Укажите принципы индивидуальной коррекции доз лекарств у больных с генетически обусловленной слабой и сильной метаболизирующей способностью.

 

Задание 9. КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ ДРУГ С ДРУГОМ В ОРГАНИЗМЕ

Мотивация цели самоподготовки. Комбинированное применение лекарственных средств в настоящее время чрезвычайно широко распространено, с одной стороны, для получения наибольшего терапевтического эффекта, с другой — для уменьшения отрицательного действия лекарственных средств. Очень часто совместное применение нескольких лекарств сопровождается их фармакокинетическим и фармакодинамическим взаимодействием, последствия которого могут быть от полной утраты лечебного эффекта до появления токсических эффектов. Провизор должен представлять основные механизмы взаимодействия лекарств в организме и, при необходимости, квалифицированно проконсультировать врача по данному вопросу.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала темы необходимо знать: из предыдущих занятий по общей фармакологии — характеристику различных этапов фармакокинетики лекарственных средств.

Цель самоподготовки

А - уяснить и запомнить:

—виды фармакокинетического взаимодействия лекарств, возможные варианты взаимодействия;

—примеры фармакокинетического взаимодействия лекарств на этапах всасывания, распределения, биотрансформации, выведения;

—клиническое значение результатов взаимодействия лекарственных средств на разных этапах их фармакокинетики;

—тактику изменения назначаемых доз лекарственных средств в зависимости от результата их фармакокинетического взаимодействия;

—виды фармакодинамического взаимодействия лекарств;

—разновидности синергизма, механизмы, лежащие в основе их формирования, сущность аддитивного и потенцирующего действия препаратов синергистов;

—разновидность антагонизма, сущность одностороннего и двустороннего антагонизма лекарств;

—принципиальные механизмы, лежащие в основе прямого и непрямого антагонизма;

—цели комбинированного применения лекарств.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 64-69.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГ ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II. Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1. Представить классификацию взаимодействия лекарственных средств

Задание 2. Охарактеризовать фармакокинетическое взаимодействие следующих препаратов: аскорбиновая кислота + препараты железа; кофеин + феноксиметилпенициллин; хинидин + дигоксин; бутадион + варфарин; бензилпенициллин + сульфален: фенобарбитал + неодикумарин; левомицетин + бутамид; натрия гидрокарбонат + фенобарбитал; фуросемид + бензил-пенициллин (заполнить таблицу):

Взаимодействующие препараты Этап фармакокинетического действия Механизм взаимодействия

Задание 3. Охарактеризуйте синергизм лекарственных средств, пользуясь следующими критериями: 1) разновидности синергизма; 2) механизм формирования (заполнитьтаблицу):

Разновидности синергизма Механизм формирования

Задание 4. Охарактеризовать физиологический антагонизм лекарственных средств, пользуясь следующими критериями: 1) разновидности антагонизма; 2) механизм формирования (заполнить таблицу):

Разновидности антагонизма Механизм формирования

IV.Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите виды фармакокинетического взаимодействия лекарств.

2. Укажите возможные варианты фармакокинетического взаимодействия двух лекарств на этапе всасывания.

3. Укажите возможные варианты фармакокинетического взаимодействия двух лекарств на этапе распределения.

4. Укажите возможные варианты фармакокинетического взаимодействия двух лекарств на этапе биотрансформации.

5. Укажите возможные варианты фармакокинетического взаимодействия двух лекарств на этапе выведения.

6. Приведите примеры фармакокинетического взаимодействия двух лекарств, одно из которых ухудшает всасывание другого.

7. Приведите примеры резкого снижения всасывания лекарства в результате его взаимодействия с лекарством-адсорбентом.

8. Приведите примеры фармакокинетического взаимодействия двух лекарств, одно из которых улучшает всасывание другого.

9. Приведите примеры фармакокинетического взаимодействия двух лекарств, одно из которых вытесняет другое из связи с белками плазмы крови.

10.Приведите пример фармакокинетическсго взаимодействия двух лекарств, одно из которых повышает связывание другого с белками плазмы крови.

11.Приведите пример фармакокинетического взаимодействия двух лекарств одно из которых ускоряет биотрансформацию другого.

12.Приведите пример фармакокинетического взаимодействия двух лекарств, одно из которых замедляет биотрансформацию другого.

13.Приведите пример фармакокинетического взаимодействия двух лекарственных средств, одно из которых ускоряет выведение другого почками.

14.Приведите пример фармакокинетического взаимодействия двух лекарственных средств, одно из которых замедляет выведение другого почками.

15.Если препарат А вытесняет препарат В из белковой связи, то как изменится фармакологический эффект препарата В и как необходимо изменить его дозу?

16.Если препарат А повышает связывание препарата В с белками плазмы крови, то как изменится время фармакологического эффекта препарата В?

17.Если препарат А ускоряет биотрансформацию препарата В, то как изменится фармакологический эффект препарата В и как необходимо изменить его дозу?

18.Если препарат А замедляет биотрансформацию препарата В, то как изменится фармакологический эффект препарата В и как необходимо изменить его дозу?

19.Укажите виды фармакодинамического взаимодействия лекарственных средств

20.Перечислите разновидности синергизма.

21.Укажите принципиальный механизм, лежащий в основе аддиции эффектов при одновременном введении нескольких лекарственных средств.

22.Укажите сущность аддитивного и потенцирующего действия препаратов-синергистов.

23.Укажите принципиальный механизм, лежащий в основе потенцирования эффекта при одновременном введении нескольких лекарственных средств.

24.Поясните клиническое значение применения препаратов-синергистов.

25.Перечислите основные разновидности антагонизма при одновременном назначении нескольких лекарственных средств.

26.Укажите разновидности физиологического антагонизма.

27.Укажите принципиальный механизм, лежащий в основе прямого физиологического антагонизма при одновременном назначении нескольких лекарственных средств.

28.Укажите принципиальный механизм, лежащий в основе непрямого Физиологического антагонизма при одновременном назначении нескольких лекарственных средств.

29. Поясните сущность одностороннего антагонизма лекарств.

30.Поясните сущность двустороннего антагонизма лекарств.

31.Укажите цель комбинированного применения лекарственных средств.

32.Укажите, когда используется химический и физиологический антагонизм лекарственных препаратов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.046 с.)