Занятие 23. Психомоторные стимуляторы, ноотропные средства. Аналептики. Средства, возбуждающие преимущественно спинной мозг. Адаптогены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 23. Психомоторные стимуляторы, ноотропные средства. Аналептики. Средства, возбуждающие преимущественно спинной мозг. Адаптогены



Мотивация цели самоподготовки. Средства, стимулирующие центральную нервную систему, включают в себя: психомоторные стимуляторы, ноотропные средства, аналептики, средства, действующие преимущественно на спинной мозг, адаптогены растительного и животного происхождения. Провизор должен представлять механизм и точки приложения действия этих препаратов, фармакодинамические эффекты, показания к применению, особенности действия различных препаратов. Провизор должен уметь исследовать рецепты на препараты этих групп и при необходимости вносить соответствующие коррективы.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса физиологии —понятие о высшей нервной деятельности; из курса патологии —понятие об астении, гипотонии, асфиксии; из частной фармакологии —фармакологическую характеристику Н-холиномиметиков.

Препараты для изучения в процессе самоподготовки. Кофеин, кофеин-бензоат натрия, фенамин, меридил, сиднокарб, пирацетам, аминолон, фенибут, пантогам, церебролизин, циннаризин, пикамилон, пиридитол, ацефен, бемегрид, кардиамин, сульфокамфокаин, этимизол, карбоген, раствор камфоры в масле, стрихнина нитрат, цититон, лобелина гидрохлорид, настойка женьшеня, препараты элеутерококка, левзеи, родиолы, заманихи, пантокрин.

Цель самоподготовки

А- уяснить и запомнить:

—классификацию психомоторных стимуляторов по химическому строению;

—точки приложения действия кофеина в ЦНС и его основные центральные эффекты;

—механизм психостимулирующего действия кофеина;

—периферические и метаболические эффекты кофеина;

—основные показания и противопоказания к применению кофеина;

—основные недостатки фенамина, ограничивающие его применение;

—фармакодинамические отличия меридила и сиднокарба от фенамина;

—фармакологическую характеристику ноотропных средств;

—фармакологическую характеристику аналептиков;

—особенности фармакодинамики этимизола;

—показания к применению камфоры с целью резорбтивного и местного действия;

—особенности фармакодинамики цититона и лобелина гидрохлорида;

—фармакодинамическую характеристику стрихнина нитрата;

—фармакодинамические эффекты адаптогенов, показания к применению.

Б - Уметь выписать в рецептах: кофеин, кофеин-бензоат натрия, меридил, сиднокарб, пирацетам, кордиамин, раствор камфоры в масле, бемегрид, настойку женьшеня, пантокрин, этимизол.

В - Уметь исследовать рецепты на препараты данной темы.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 247-256.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II. Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1. Составить фармакологическую характеристику кофеина, сиднокарба, пирацетама, аминолона, кордиамина, камфоры, бемегрида, женьшеня, пантокрина, пользуясь критериями: 1) вид действия; 2) механизм действия; 3) показания к применению (заполнить таблицу):

Препараты Вид действия Механизм действия Показания к применению

Задание 2. Представить классификацию стимуляторов дыхания по механизму действия.

Задание 3. Составить краткую фармакологическую характеристику кофеина, пользуясь, критериями: 1) точки приложения действия: 2) центральные эффекты; 3) периферические эффекты (заполнить таблицу):

Точки приложения действия Центральные эффекты Периферические эффекты

Задание 4. Выписать в рецептах по конкретным показаниям: кофеин в порошках, кофеин-бензоат натрия в ампулах, меридил в таблетках, сиднокарб в таблетках, пирацетам в таблетках, кордиамин в ампулах, этимизол в ампулах, раствор камфоры в масле в ампулах.

IV Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Укажите по-латыни психомоторные стимуляторы из группы производных пурина.

2. Укажите по-латыни психомоторные стимуляторы из группы сиднониминов.

3. Перечислите по-латыни психомоторные стимуляторы из группы фенилалкиламинов.

4. Укажите по-латыни психомоторные стимуляторы из группы пиперидина.

5. Укажите по-латыни психомоторные стимуялторы из группы бензимидазола.

6. Перечислите основные недостатки фенамина, ограничивающие его применение.

7. Укажите особенности фармакодинамики меридила и сиднокарба в сравнении с фенамином.

8. Укажите механизм психостимулирующего действия сиднокарба.

9. Перечислите основные показания к применению меридила и сиднокарба.

10.Перечислите основные метаболические эффекты кофеина.

11.Перечислите основные точки приложения действия кофеина.

12.Перечислите основные центральные и периферические эффекты кофеина.

13.Укажите механизм психостимулирующего действия кофеина.

14.Укажите основные показания к применению кофеина.

15.Укажите по-латыни основные ноотропные средства, являющиеся аналогами ğ-аминомасляной кислоты.

16.Укажите механизм ноотропного действия пирацетама, аминолона, фенибута.

17.Укажите механизм ноотропного действия пикамилона, пиридитола, ацефена.

18.Перечислите основные показания к применению ноотропных средств.

19.Укажите основные фармакологические свойства аналептиков.

20.Перечислите по-латыни средства, непосредственно активирующие дыхательный центр.

21.Перечислите по-латыни средства, возбуждающие дыхательный центр рефлекторно.

22.Перечислите по-латыни стимуляторы дыхания смешанного действия
на дыхательный центр.

23.Укажите механизм стимуляции дыхания этимизолом у взрослых и
новорожденных.

24.Укажите эффекты этимизола при действии на кору головного мозга, показания к применению.

25.Укажите основные фармакологические эффекты бемегрида. показания к применению

26. Перечислите показания для местного и резорбтивного применения препаратов камфоры.

27. Перечислите фармакологические эффекты стрихнина, показания к применению.

28. Перечислите основные симптомы отравления стрихнином, меры помощи.

29. Укажите по-латыни стимуляторы дыхания из группы Н-холиномиметиков, показания к применению.

30. Перечислите по-латыни препараты, обладающие адаптогенным (общетонизирующим) действием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.007 с.)