Занятие 3. Жидкие лекарственные формы (эмульсии для внутреннего применения, настои, отвары, настойки, жидкие экстракты, новогаленовые препараты, микстуры, сборы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Жидкие лекарственные формы (эмульсии для внутреннего применения, настои, отвары, настойки, жидкие экстракты, новогаленовые препараты, микстуры, сборы)



Исходный уровень знаний. Для усвоения материала темы необходимо знать из курса латинского языка правила склонения названий жидких лекарственных форм, их номенклатуру, структуру рецепта на эмульсии, настои, отвары, настойки, жидкие экстракты, микстуры.

Цель самоподготовки

1. уяснить и запомнить:

—классификацию эмульсий для внутреннего применения по способу приготовления;

—особенности изготовления масляных и семенных эмульсий, правила выписывания их в рецептах;

—способы приготовления настоев и отваров, правила выписывания их в рецептах;

—способы приготовления настоек и жидких экстрактов, правила выписывания их в рецептах;

—отличия новогаленовых препаратов от галеновых препаратов, правила выписывания их в рецептах;

—разновидности микстур по их составу и способу применения, правила выписывания их в рецептах;

—основные виды лекарственных сборов, их терапевтическое применение.

2. Уметь выписать в рецептах жидкие лекарственные формы (эмульсии ля внутреннего применения, настои, отвары, настойки, жидкие экстракты, новогаленовые препараты, микстуры.

Литература

3. Уметь исследовать рецепты на жидкие лекарственные формы

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 662-704.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II. Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1. Изучить терминологический словарь, дать определение терминам: «лекарственное растительное сырье», «настой», «отвар», «настойка», «сбор лекарственный», «экстракт», «эмульсия» (заполнить таблицу):

Термин Определение

Задание 2. Составить краткую характеристику настоев, отваров, на­стоек, жидких экстрактов, пользуясь критериями: 1) используемые части растений; 2) способ приготовления; 3) способ дозирования (заполнить таблицу):

Лекарственная форма Использумые части растений Способ приготовления Способ дозирования

Задание 3. Представить классификацию микстур по способу применения

Задание 4. Выписать в рецептах:

—20 мл касторового масла (Oleum Ricini) на один прием в виде эмульсии (в сокращенной и развернутой формах прописи).

—эмульсию из 20 г семян льна (Semen Lini) для приема внутрь столовыми ложками (в сокращенной и развернутой прописи);

—настой травы пустырника (herba Leonuri) для приема внутрь столовыми ложками (разовая доза травы 1,0);

—настой травы мышатника (herba Thermopsidis) для приема внутрь столовыми ложками (из расчета 1:300);

—отвар коры дуба (cortex Quercus) для наружного применения;

—отвар листьев толокнянки (folium Uvae ursi) для приема внутрь столовыми ложками (разовая доза травы 1,0);

—20 мл настойки валерианы (Valeriana);

—настойку пустырника (Leonurus) для приема внутрь по 25 капель:

—жидкий экстракт крушины (Frangula) для приема внутрь по 25 капель;

—настойку ландыша (Convallaria) с настойкой валерианы (Valeriana) по 5 и 10 капель на прием соответственно;

—20 мл лантозида (Lantosidum);

—микстуру из настоя корня валерианы (radix Valerianae, разовая доза корня 0,5 г) и настойки травы пустырника (Leonurus, разовая доза 20 капель) для приема внутрь столовыми ложками;

—микстуру из настоя травы горицвета весеннего (Adonidis vemalis, разовая доза травы 0,5 г) с добавлением натрия бромида (Natrii bromidum, разовая доза 0,3 г) и кодеина фосфата (Codeini phosphas, разовая доза 0,015 г) для 12 приемов внутрь по 1 столовой ложке на прием.

Задание 5. Исследовать предложенные рецепты и при необходимости внести соответствующие коррективы.

IV. Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте классификацию эмульсий для внутреннего применения по способу приготовления.

2. Охарактеризуйте эмульгаторы, применяемые для изготовления эмульсий, укажите соотношение масла, эмульгатора и воды в масляных эмульсиях.

3. Укажите состав и соотношение ингредиентов в семенных эмульсиях.

4. Перечислите достоинства эмульсий для внутреннего применения.

5. Укажите способы прописывания эмульсий в рецепте.

6. Перечислите части растений, из которых готовят настои.

7. Перечислите части растений, из которых готовят отвары.

8. Укажите режимы приготовления настоев и отваров.

9. Перечислите основные балластные вещества, содержащиеся в настоях и отварах.

10.Укажите, в каком соотношении выписывают и готовят настои и отвары для несильнодействующих и сильнодействующих веществ.

11.Перечислите названия растений (по ГФ X), из которых готовятся настои и отвары в соотношении 1:30.

12.Укажите способ прописывания в рецептах настоев и отваров, и насколько дней их выписывают.

13.Перечислите способы получения настоек.

14.Перечислите основные экстрагенты, применяемые при приготовлении настоек и экстрактов.

15.Укажите способ прописывания и дозирования настоек и жидких экстрактов.

16.Перечислите по-латыни разновидности экстрактов по их консистенции.

17.Охарактеризуйте основные виды лекарственных сборов, их терапевтическое применение.

18.Перечислите основные отличия новогаленовых препаратов от галеновых.

19.Укажите разновидности микстур по их составу и способу применения.

 

Занятие 4. МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБЩЕЙ РЕЦЕПТУРЕ

Мягкие лекарственные формы

Мотивация цели самоподготовки. Широкое использование в медицинской практике (особенно в дерматологии) мягких лекарственных форм, в том числе и изготовляемых в аптеках, требует от провизора знания их разновидностей, общих закономерностей местного и резорбтивного действия. Провизор должен уметь выписывать в рецептах лекарственные вещества в виде мазей, паст, суппозиториев, а также исследовать врачебные рецепты на эти лекарственные формы.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала темы необходимо знать из курса латинского языка правила склонения названий мягких лекарственных форм, их номенклатуру, структуру рецепта на разновидности мягких лекарственных форм.

Цель самоподготовки

1. Уяснить и запомнить:

—классификацию мягких лекарственных форм;

—разновидности и характеристику мазевых основ;

—разновидности мазей по составу и виду действия на организм, способы приготовления, правила выписывания в рецептах;

—отличия паст от мазей, правила выписывания в рецептах;

—разновидности суппозиториев, способы приготовления, правила выписывания в рецептах.

2. Уметь выписать в рецептах мягкие лекарственные формы (мази, пасты, суппозитории).

3. Уметь исследовать рецепты на лекарственные формы препаратов в виде мазей, паст, суппозиториев.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 662-704.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II. Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1. Изучить терминологический словарь, дать определение терминам: «мазь», «паста», «суппозитории» (заполнить таблицу):

Термин Определение

Задание 2. Перечислить основные отличия паст от мазей.

Задание 3. Выписать в рецептах:

—10 г 1% мази атропина сульфата (Atropini sutfas) сокращенным способом;

—20 г 20% мази стрептоцида (Streptocidum) на ланолине;

—10 г 1% мази анестезина (Anaesthesinum) сокращенным и развернутым способами;

—20 г официнальной цинковой (Zinci oxydum) мази;

—50 г 10% пасты анестезина (Anaesthesinum);

—50 г 15% пасты танина (Tanninum) с добавлением 5% окиси цинка (Zinci oxydum) и 3% дерматола (Dermatoium):

—12 ректальных суппозиториев, содержащих по 0.3 г анестезина (Anaesthesinum);

—12 вагинальных суппозиториев, содержащих по 0,5 г хиниофона (Chiniofonum).

Задание 4. Исследовать предложенные рецепты и при необходимости

внести соответствующие коррективы.

IV.Обсуждение узловых вопросов темы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.009 с.)