Педагогический контроль в физическом воспитании. Виды педагогического контроля. Методы контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический контроль в физическом воспитании. Виды педагогического контроля. Методы контроля.



Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспе-

чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания

для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи меж-

ду факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями,

которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического раз-

вития, спортивного мастерства и т.д..

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля дан-

ных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий и

вносятся коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется следующие виды пе-

дагогического контроля:

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного

года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава за-

нимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная

квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям

(к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных тре-

бований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить

учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тре-

нировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целе-

сообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состо-

янием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного

упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохожде-

нию отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям,

как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оператив-

ного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на за-

нятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма

занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время

восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величи-

не, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния зани-

мающихся служат основой для планирования содержания ближайших заня-

тий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о ку-

мулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяже-

нии одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют пра-

вильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования

физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определе-

ния успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, сте-

пени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицатель-

ных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные

итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выпол-

нения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных

результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учеб-

но-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике физического воспитания применяются

следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием

учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования,

простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости лег-

ких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определе-

ние динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Педагогическое наблюдение позволяет преподавателю получать инфор-

мацию о проявлении интереса, степени внимания, внешних признаках степе-

ни утомления (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации

движений, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информацию о со-

стоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочув-

ствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремле-

ниях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических

процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что

они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объек-

тивные данные о степени тренированности и уровне физической подготов-

ленности занимающихся.

Основным методом контроля за усвоением знаний является устный

опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий

физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и по-

следовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяс-

нения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений);

4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных

компонентов.

В практике физического воспитания для контроля знаний применяется

письменный опрос в форме тестирования с выборочными вариантами отве-

тов.

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом

контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического

воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных

задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за опреде-

ленный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физи-

ческого воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически про-

верять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их

физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, по-

ведение.

Основным документом учета служит журнал учета учебной работы

группы (класса).

К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность,

точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следу-

ющие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического

процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию)

и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).

В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости заня-

тий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагру-

зок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний,

умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.

Данные педагогического контроля, зафиксированные в журнале учета

учебной работы позволяют проводить систематический анализ и находить но-

вые пути для улучшения качества учебного процесса.

42. Методика физического воспитания детей ш­кольного возраста.

Значение физической культуры для детей школьного возраста. Зна-

чение физической культуры в школьный период жизни человека заключается

в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления

здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все

это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоническо-

го развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без

активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что

дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего ор-

ганизма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полно-

ценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится

на старший школьный возраст, основные двигательные способности и функ-

циональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном

возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем двига-

тельным способностям человека. Позднее развить те или иные способности

удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благо-

приятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам,

что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выпол-

нять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельно-

сти.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и

умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать

программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных

программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической

культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепро-

вождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциаль-

ных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного развития орга-

низма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нрав-

ственных, трудовых, эстетических).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 11706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.016 с.)